+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 18 ТК РФ — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу

Новая редакция Ст. 18 ТК РФ

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Содержание

Комментарий к Статье 18 ТК РФ

В статье 18 Трудового кодекса РФ говорится о том, что трудовые отношения возникают в результате того, что конкретный специалист выиграл конкурс на замещение соответствующей должности. В качестве примера можно привести сложные поэтапные собеседования, в ходе которых выясняется, какой из соискателей более всего подходит на конкретную должность.

Другой комментарий к Ст. 18 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья также является отсылочной, поскольку, как и предыдущая, не определяет круга должностей, замещаемых в конкурсном порядке. Этот круг должностей определяется нормативными правовыми актами различной юридической силы, начиная от федерального закона и заканчивая локальным нормативным актом конкретной организации.

В соответствии с федеральными нормами трудового права акт конкурсного избрания конкретного претендента должен предшествовать заключению с ним трудового договора применительно к замещению должностей:

а) государственных служащих, принимаемых на государственную гражданскую службу (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

б) научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования (Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденное Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114);

в) руководителей федеральных государственных или муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Конкурсный порядок приема на работу также характерен для комплектования творческих коллективов театрально-зрелищных учреждений, в частности музыкальных оркестров, танцевальных ансамблей, трупп различных театров, цирков и др. Нормативной правовой основой для их проведения обычно выступают локальные нормативные акты, утверждаемые работодателем. В тех случаях, когда соответствующие театрально-зрелищные учреждения относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ (Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»), конкурсное замещение должностей для ряда их работников предусматривается актами федеральных государственных органов, которые выполняют функции их учредителей (см., например: Устав федерального государственного учреждения «Государственный академический Большой театр России», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2000 г. (в ред. от 23 декабря 2002 г.); Устав Государственного академического Мариинского театра, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 259 (в ред. от 23 декабря 2002 г.)).

2. В данном случае, как и во всех указанных ранее, усложнение процедуры поступления на работу должно иметь нормативно-правовую основу, распространяющуюся на заключение трудового договора с любым кандидатом, претендующим на замещение соответствующей должности. Иначе говоря, нельзя установить конкурсный порядок применительно к заключению единичного трудового договора с конкретным человеком и не применять его раньше или позже для замещения той же самой или однородной должности другими лицами. В противном случае легко создать ситуацию нарушения запрета дискриминации при приеме на работу.

3. Сам конкурс представляет собой урегулированную в нормативном порядке процедуру отбора из участников конкурса одного победителя, с которым работодатель, объявивший конкурс, заключает трудовой договор.

Конкурс всегда должен объявляться публично и, как правило, на вакантные должности. Исключение из данного правила составляет порядок конкурсного замещения должностей научно-педагогических работников высших учебных заведений, который предусматривает объявление конкурса и на замещенную должность (см. ст. 332 ТК РФ и комментарий к ней). Каждое объявление о конкурсе должно содержать все необходимые сведения, предусмотренные положением о его проведении. К ним обычно относятся:

надлежащая характеристика организации или лица, объявляющего конкурс;

перечень документов, представляемых для получения статуса участника конкурса;

полный набор требований, которым должен отвечать претендент на замещение соответствующей должности;

дата, время, место и общая характеристика порядка проведения конкурса.

Отбор победителей конкурса обычно осуществляет конкурсная комиссии, она же принимает финальное решение о победителе конкурса в порядке, установленном положением о его проведении.

Статья 18 ТК РФ. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу

Текущая редакция ст. 18 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности .

Комментарий к статье 18 ТК РФ

Комментируемая статья раскрывает одно из предусмотренных ст. 16 ТК РФ оснований возникновения трудовых отношений, а именно уточняет, что:
— во-первых, избрание по конкурсу может быть предусмотрено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации;
— во-вторых, этими актами должны быть предусмотрены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Это интересно:  Трудовой договор как институт трудового права

ТК РФ и иные нормативные правовые акты предусматривают конкурс как основание возникновения трудовых отношений лишь для некоторых категорий работников. Однако в объявлениях о приеме на работу мы часто можем встретить фразу, что прием осуществляется по конкурсу. В большинстве случаев такой способ приема на работу незаконен, поскольку в коммерческих организациях редко имеются правильно оформленные ЛНА, регулирующие процедуру конкурсного отбора.

ТК РФ устанавливает конкурсный отбор как основание возникновения трудового отношения для двух категорий работников.

Избрание по конкурсу может предшествовать заключению трудового договора с руководителем организации (ст. 275 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» утверждено Положение о проведении конкурса на указанную руководящую должность. В Положении определен порядок проведения конкурса.

Также в результате конкурса возникают трудовые отношения с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (ч.2 ст. 332 ТК РФ). В настоящее время конкурсный отбор на должности научно-педагогических работников вузов регулируется приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2014 года N 1536 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников». В частности, установлено, что не проводится конкурс на замещение:
— должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
— должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
— должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Другой комментарий к ст. 18 ТК РФ

1. Эта статья, как и предыдущая, не перечисляет должности, замещаемые в конкурсном порядке. Они определяются иными нормативными правовыми актами различной юридической силы, начиная от федерального закона и заканчивая локальным нормативным актом конкретной организации. В соответствии с федеральными актами трудового права конкурсное избрание конкретного претендента должно предшествовать заключению с ним трудового договора, например применительно к замещению должностей: а) научно педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования (Положение о порядке замещения должностей научно педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114); б) руководителей федеральных государственных или муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Тот же порядок приема на работу установлен для комплектования творческих коллективов театрально зрелищных учреждений, в частности музыкальных оркестров, танцевальных ансамблей, трупп различных театров, цирков. Нормативной основой для проведения конкурсов в этих случаях обычно выступают локальные нормативные акты, утверждаемые работодателем. Однако когда соответствующие театрально зрелищные учреждения отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»), конкурсное замещение должностей их работников предусматривается актами федеральных государственных органов, выполняющих в отношении этих учреждений функции учредителей (см., например, Устав федерального государственного учреждения «Государственный академический Большой театр России», утв. Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 959; Устав Государственного академического Мариинского театра, утв. Приказом Минкультуры от 1 июня 2011 г. N 654).

2. В данном случае, как и во всех указанных ранее, усложнение процедуры поступления на работу должно иметь единую нормативную основу, распространяющуюся на заключение трудового договора с любым кандидатом, претендующим на замещение соответствующей должности. Иначе говоря, нельзя установить конкурсный порядок применительно к заключению единичного трудового договора с конкретным человеком и не применять его раньше или позже для замещения той же самой или однородной должности другими лицами. В противном случае легко создать ситуацию нарушения запрета дискриминации при приеме на работу.

3. Сам конкурс представляет собой урегулированную в нормативном порядке процедуру отбора из участников конкурса одного победителя, с которым работодатель, объявивший конкурс, заключает трудовой договор. Конкурс должен всегда объявляться публично и, как правило, на вакантные должности. Исключение из данного правила составляет объявление конкурса на замещенную должность в отношении должностей научно педагогических работников организаций высшего профессионального образования (см. ст. 332 ТК и комментарий к ней). Каждое объявление о конкурсе должно содержать все необходимые сведения, предусмотренные положением о его проведении. Отбор победителей конкурса обычно осуществляет конкурсная комиссии, она же принимает итоговое решение о победителе конкурса в порядке, установленном положением о его проведении.

Консультации и комментарии юристов по ст 18 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 18 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 18 ТК РФ. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Комментарии к ст. 18 ТК РФ

1. Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114 утв. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (Положение не приводится).

2. В целях повышения эффективности работы федеральных государственных унитарных предприятий и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024, было принято Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

Федеральным органам исполнительной власти поручено: 1) обеспечить организацию повышения квалификации руководящего состава подведомственных унитарных предприятий и осуществление кадровой политики, направленной на его укрепление; 2) при заключении трудовых договоров с руководителями подведомственных унитарных предприятий обеспечить их соответствие примерному трудовому договору.

Это интересно:  Уважительные причины расторжения ученического договора

3. Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234.

Положение определяет порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса.

Конкурс проводится открытым по составу участников.

4. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения конституционного права граждан РФ на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе утв. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

5. При применении комментируемой статьи в качестве образцов можно воспользоваться правилами из следующих правовых актов:

Приказ Минтранса России от 21 декабря 2005 г. N 152 «Об утверждении Порядка работы Комиссии по проведению конкурса по замещению должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении Минтранса России»;

Приказ Рособразования от 15 ноября 2005 г. N 1396 «О Комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении федерального агентства по образованию»;

Приказ МПР России от 17 апреля 2001 г. N 320 «О проведении конкурса на замещение должности генерального директора ФГУП СКБ «Геотехника».

Статья 18 ТК РФ. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу

Ст 18 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 18 ТК РФ:

Статья 18 ТК РФ конкретизирует одно из оснований возникновения трудовых отношений, перечень которых предусмотрен ст. 16 ТК: конкурс и трудовой договор.

Должности, замещаемые по конкурсу, предусмотрены в законе, ином нормативном правовом акте или в уставе (положении) организации. В этих случаях трудовому договору предшествует избрание по конкурсу. Если работник, подлежащий избранию по конкурсу, не избран, то с ним нельзя заключать трудовой договор. Заключение трудового договора при отсутствии конкурса, требуемого по закону или в соответствии с иным нормативным правовым актом, уставом (положением) организации, не влечет за собой возникновения трудового отношения.

Конкурсы проводятся на замещение:

  • старших, ведущих, главных и высших вакантных государственных должностей федеральной государственной службы, учреждаемых федеральными органами государственной власти или их аппаратами, иными государственными органами, образованными в соответствии с Конституцией РФ — Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 439); всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением должности декана факультета и заведующего кафедрой; должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами; должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, — см. коммент. к ст. 332;
  • должностей заведующих научными отделами, лабораториями, секторами, главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников и младших научных сотрудников научно-исследовательских учреждений — Постановление Президиума АН СССР и ВЦСПС от 14 декабря 1962 г. «Об утверждении Инструкции о порядке замещения вакантных должностей научных работников» (Бюллетень Минвуза СССР. 1963. N 3).

Ст 18 ТК РФ с комментариями гласит, что замещение должностей по конкурсу может быть также предусмотрено уставом (положением) конкретной организации. В этих случаях работодатель утверждает положение о проведении конкурса на замещение должностей, предусмотренных уставом (положением) организации.

Конкурс объявляется, как правило, на вакантные должности. Все необходимые сведения для участия в конкурсе содержатся в информационном сообщении, которое объявляется не позднее чем за 30 дней до указанной в нем даты проведения конкурса. В этом сообщении указываются:

  • наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении организации;
  • требования, предъявляемые к претенденту на замещение соответствующей должности;
  • дата и время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;
  • адрес места приема заявок и документов;
  • перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;
  • дата, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;
  • способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса.

Вся работа по проведению конкурса и подведению его итогов возлагается на конкурсную комиссию. При подведении итогов комиссия выносит решение простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.

Заключительным положением ст 18 ТК РФ является то, что с победителем конкурса работодатель заключает трудовой договор. Срок его заключения — не позднее месяца со дня объявления результатов конкурса. Все вопросы, касающиеся конкурса, определяются соответствующими положениями.

Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу

Трудовые отношения появляются после выбора по конкурсу.

Конкурс как основание возникновения трудового контракта

Статья 18 Трудового кодекса России определяет в качестве причины для возникновения трудовых отношений избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Согласно данной статье трудовые отношения появляются после проведения выбора по конкурсу, который служит основанием для подписания между работодателем и работником трудового договора. Данные процедуры в совокупности представляют собой достаточно сложный процесс юридического характера, являющийся основанием для того, чтобы возникли отношения в сфере труда.

Это интересно:  Какие права и обязанности включаются в трудовой договор

Должности, замещаемые на конкурсной основе

Должности, которые могут быть замещены на конкурсной основе, предусматриваются в законе, другом нормативном документе или в статуте организации. В случае необходимости выбора кандидата на такую должность перед тем, как будет заключен договор, что приведет к возникновению трудовых отношений, должен быть проведен конкурсный отбор.

С работником, который не был отобран в ходе проведения конкурса, не может быть заключен договор. Трудовые отношения не появляются в случае подписания договора без предварительного проведения конкурса, если этого требует закон или другой нормативно-правовой документ.

Порядок, на основании которого возникают трудовые отношения в результате выбора кандидата на определенную должность в ходе конкурсного отбора и подписания с ним договора, устанавливается законом и прочими нормативными документами.

Есть должности, которые могут быть замещены только в результате проведения конкурса. Например, в статье 332 ТК России закреплены требования, согласно которым трудовой договор для замещения такой должности, как научно-педагогический работник (НПР) в ВУЗ, в том числе и осуществление перевода на подобную должность, возможен только после реализации конкурсного отбора.

В случае если даже с НПР подписан бессрочный трудовой договор, конкурс следует проводить как минимум один раз в 5 лет. Конкурсному отбору подвергаются научные работники (НР), а также руководство научных институтов, и НР научных центров, которые подведомственны Академии наук России (РАН). Приказом Минзравсоцразвития, Минобрнаукии и РАН было утверждено положение о ходе проведения конкурсного отбора, который должен быть проведен для замещения вышеперечисленных должностей.

С НПР заключают договора по результатам конкурсного отбора, основываясь на положении, которое утверждено Приказом Минобразования России.

Замещение должностей на конкурсной основе

Для некоторых категорий работников процедура конкурсного отбора регламентируется правительственными постановлениями или указами Президента России. К ним относятся руководители федеральных унитарных госпредприятий, гражданские госслужащие.

Не предусмотрено проведение конкурсного отбора:

  • в отношении особ, которые назначаются на должность цивильной службы в категории «руководитель», назначение и освобождение от которой является компетенцией Президента или Правительства России;
  • в отношении лиц, которые назначаются на должности, относящиеся к категориям «руководитель» и «помощник (советник)» гражданской службы на определенный термин;
  • если речь идет о подписании служебного срочного договора;
  • если назначается гражданский служащий на какую-то другую должность гражданской службы в ситуациях, которые прописаны в пункте 2 статьи 28 и пунктах 1- 3 статьи 31 Закона о гражданской госслужбе;
  • если назначение происходит на должность гражданского служащего, который состоит в кадровом запасе, формировавшемся на основании конкурсного отбора.

Конкурс можно не проводить, если речь идет о назначении на некоторые должности гражданской службы, по которым выполнение обязанностей имеет связь со сведениями, представляющими собой государственную тайну. Перечень таких должностей утверждается непосредственно указом Президента России.

Конкурсный отбор может не проводиться при наличии соответствующего решения нанимателя, если речь идет о назначении на должность гражданской службы, которая относится к подгруппе младших должностей.

Лицу, которое претендует на замещение подобной вакансии, может быть дан отказ в допуске к участию в проводимом отборе. Причиной для этого является его несоответствие определенным квалификационным требованиям, а также установленные законодательными актами ограничения для нахождения лица на гражданской службе.

Какие бывают конкурсы

Конкурс бывает двух видов:

Принимать участие в открытом конкурсном отборе могут граждане, которые отвечают выдвинутым требованиям:

  • имеют соответствующее образование;
  • квалификацию, которая отвечает специфике предполагаемой деятельности;
  • специальность которых соответствует требованиям нанимателя;
  • которые обладают необходимыми навыками, полученными в ходе практической работы;
  • немаловажную роль имеют личностные качества, которые дают возможность успешно справляться с возложенными на человека обязанностями.

Если речь идет о закрытом конкурсе, то принимать в нем участие могут исключительно работники конкретного предприятия, структуры, отрасли.

Решение о том, в какой форме следует проводить конкурс, в ходе которого будет отобран претендент на занимаемую должность, принимается руководством организации.

Как проводят конкурс

Конкурсный отбор осуществляется для замещения должностей, которые являются вакантными. Вся нужная для участия в отборе информация содержится в уведомлении, которое распространяется не позже, чем за 30 дней до окончательной даты подачи документов. В таком уведомлении указывается:

  • название структуры, которая ищет сотрудника, ее ключевые характеристики и данные о расположении;
  • дата и время, когда стартует прием заявок на конкурс, а также время его завершения;
  • требования, которые выдвигаются к соискателю для замещения конкретной вакансии;
  • перечень документации, которая должна быть подана на конкурс, и требования, согласно которым она должны быть оформлена;
  • место, куда подается пакет документов для участия в отборе;
  • место и время, где будет проводиться конкурсный отбор. Также должно быть указано время, когда начинает работать конкурсная комиссия и время, когда будут подводиться результаты конкурса;
  • способ, который будет использован для оповещения соискателей о результатах конкурсного отбора.

Вся деятельность по проведению отбора, а также по подведению итогов реализуется конкурсной комиссией. Когда подводятся итоги, решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, которые принимают участие в заседании. Если имеет место равенство голосов, решающим является голос особы, председательствующей на заседании.

Комиссия оформляет свое решение соответствующим протоколом, который должен быть подписан каждым ее членом.

Работодатель подписывает договор с победителем конкурсного отбора. Его подписание, и соответственно начало трудовых отношений, должно состояться не позже, чем через месяц после объявления результатов.

Все вопросы, которые касаются организации и проведения конкурса, определены законодательными актами и внутренними положениями организации.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, otkrf.ru, rulaws.ru, trud-kodeks.ru, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector