+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включить в трудовой договор условия о гарантиях и компенсациях, связанных с работой во вредных условиях труда, и предоставлять соответствующим работникам такие гарантии и компенсации работодатель должен со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (статьи 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ)).
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/В-298, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2014 «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»), либо результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 года порядком (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, к которому прилагаются в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (ст. 15 Закона N 426-ФЗ, п. 95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н). Эти документы содержат обезличенную информацию о том, на каких конкретно рабочих местах занятость должна сопровождаться предоставлением гарантий и компенсаций. На основании именно этих документов у работодателя возникает обязанность по предоставлению этих льгот и гарантий любому сотруднику, занятому на соответствующем рабочем месте.
Характеристика условий труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа предусмотренных частью второй ст. 57 ТК РФ, трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. Для этого заключается письменное соглашение сторон, которое становится неотъемлемой частью трудового договора (часть третья ст. 57 ТК РФ). Во исполнение указанных норм трудовые договоры всех сотрудников, которые на основании карт специальной оценки условий труда имеют право на гарантии и компенсации, необходимо дополнить информацией об этом.
Согласно ч. 4 ст. 9, ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем. Как следует из этих норм, датой завершения специальной оценки условий труда является день утверждения работодателем отчета о её проведении. Условия труда признаются вредными с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего соответствующие выводы.
Следовательно, трудовые договоры должны быть дополнены условиями о предоставлении гарантий и компенсаций после утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки. Однако независимо от того, когда были внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками, последние имеют право на предоставление льгот и компенсаций именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки, по результатам которой условия их труда признаны вредными.
Таким образом, обязанность предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда появляется у работодателя именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда. Поскольку обязанность работодателя на работах с вредными условиями труда предоставлять гарантии и компенсации установлена Трудовым кодексом РФ, отказ в их предоставлении по причинам отсутствия в трудовом договоре соответствующих условий, если условия труда работников являются вредными, не допустим.

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, если по результатам проведенной аттестации рабочих мест работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, то работодатель вправе изменить уровень предоставляемых работникам таких гарантий и компенсаций в рамках установленных действующим трудовым законодательством пределов или отменить их, если по результатам специальной оценки зафиксировано улучшение условий труда. В этом случае соответствующие условия трудового договора могут быть изменены либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ) (смотрите, например, ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: «Согласно аттестации рабочих мест 2011 года сотрудник получал доплату за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску (условия труда на рабочем месте сотрудника считались вредными — подкласс 3.1). Согласно проведенной спецоценке условий труда в 2015 году класс вредности изменился, условия труда признаны допустимыми (2 класс), доплата за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску больше сотруднику не полагаются (хотя сотрудник выполняет ту же работу в тех же условиях). Как следует произвести отмену компенсаций работникам?»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

15 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Содержание

Аттестация рабочих мест

Актуально на: 26 сентября 2018 г.

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н, то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП.
Это интересно:  Квота при приеме на работу

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном материале.

Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

В данной статье мы хотим обратить внимание всех работодателей на условия труда, в которых приходится функционировать подчиненным. Почему это так важно? Во-первых, условия труда напрямую связаны с финансовой составляющей бизнеса, а во-вторых, правила аттестации рабочих мест в скором времени изменятся. Насколько серьезны изменения и как к ним отнестись работодателю, узнаете из статьи.

«Надо, начальник, надо!»

Давно ли в компании проводилась аттестация рабочих мест на предмет условий труда? Таким вопросом могут задаться как сами работники, так и проверяющие из трудовой инспекции. Для многих работодателей он будет неожиданным, так как они слыхом не слыхивали про аттестацию рабочих мест.

В статье 209 Трудового кодекса сказано, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных (особых. – Прим. ред.) производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Между тем речь идет об одной из основных обязанностей работодателя – обеспечить безопасные условия и охрану труда (ст. 212 ТК РФ). И отнестись к этому нужно со всей серьезностью, чтобы как минимум не схлопотать от трудовой инспекции административный штраф.

Главная задача аттестации рабочих мест – создать для сотрудников безопасные условия труда. Конечно, это неизбежно потребует определенных финансовых затрат, но впоследствии их можно возместить с помощью ФСС за счет ранее произведенных отчислений.

Конечно, аттестацию проводят согласно определенному порядку. Более того: в самое ближайшее время вступят в действие новые правила.

На горизонте новый порядок аттестации

26 апреля 2011 года Минздравсоцразвития России приказом № 342н утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – приказ № 342н; Порядок аттестации). Это означает, что в скором времени перестанут применяться прежние правила аттестации, которые действовали ровно три года (утв. приказом от 31 августа 2007 г. № 569).

Назовем конкретные сроки: новые правила аттестации рабочих мест вступят в силу с 1 сентября 2011 года. Соответственно старый порядок с этой же даты утратит силу и более не применяется.

Также уточним, что Порядок аттестации обязателен для всех организаций. Исключение составляют лишь работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Срок действия – пять лет

В приказе № 342н особо отмечено, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 сентября по действующим правилам, имеют полную силу и после 1 сентября 2011 года, но до проведения очередной аттестации, а именно – утверждения ее результатов.

Напомним: по общему правилу (которое не изменилось) проводить аттестацию нужно каждые пять лет. При этом датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания работодателем приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Такое положение содержит в себе только новый Порядок аттестации.

В новых правилах аттестации несколько норм посвящено внеплановой аттестации (в прежних они отсутствовали). По ним начать аттестовывать вновь организованные рабочие места нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию (п. 8 приказа № 342н).

Примечательно, что это не единственный случай, когда необходима внеплановая аттестация. Остальные перечислены в разделе VI приказа (замена оборудования, изменение технологии производства и др.).

Как и при плановой аттестации, основной итог внеплановой – составленные карты аттестации рабочих мест и иные документы.

Новый подход

Приказ № 342н более грамотно отразил сегодняшние реалии и особенности трудового процесса.

Например, говоря о составе аттестационной комиссии в организациях малого бизнеса и на микропредприятиях, законодатели не забыли о внешнем специалисте по охране труда, который (один или несколько) может входить в ее состав (п. 10).

А в пунктах 41 и 42 приказа № 342н оговорены особенности аттестации нестационарных рабочих мест, а также когда должность либо профессия подразумевает (с подачи работодателя) выполнение несвойственных ей функций.

Существенно поменялся и подход к терминологии: если сейчас рабочие места оценивают с точки зрения травмобезопасности, то с 1 сентября этого года – на предмет травмоопасности.

Крайне важно, что теперь работодатель будет заниматься именно организацией и обеспечением проведения аттестации, а не непосредственно ее проведением и оценкой рабочих мест. Это уже прерогатива специализированной аккредитованной при Минэкономразвития организации, с которой работодатель заключает гражданско-правовой договор. По своей юридической природе это, как правило, смешанный договор с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Аттестующая организация сама определяет методы своей работы, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.

Аттестацию рабочих мест не стоит путать с аттестацией работников на профессиональную пригодность или соответствие занимаемой должности.

Начинать строить отношения со специализированным научно-испытательным центром (лабораторией, институтом) нужно, запросив аттестат и уведомление о включении его в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Если есть необходимость, на аттестацию можно привлечь несколько таких организаций.

Таким образом, новый Порядок аттестации был утвержден, чтобы сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте. Такова позиция Минздравсоцразвития.

Что изменилось

В приказе № 342н кардинальных изменений по процедуре аттестации почти нет. Ее лишь более конкретно прописали и дополнили новыми положениями. Перечислим основные из них:

1) уточнен состав аттестационной комиссии (в нее помимо представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей аттестующей организации обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников);

2) между работодателем, комиссией по аттестации и аттестующей организацией более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации. Так, аттестацию проводит (т. е. непосредственно оценивает рабочие места) именно аттестующая организация. Но в любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя;

3) нововведение, затрагивающее права работников: если во время аттестации будут выявлены вредные либо иные особые факторы, влияющие на здоровье персонала, это гарантирует (!) получение работниками некоторых льгот, установленных Трудовым кодексом;

Это интересно:  Надбавка к заработной плате муниципальных служащих за присвоение классного чина

4) установлены сроки, в течение которых должны быть оформлены результаты аттестации:

а) 10 календарных дней – на рассмотрение аттестационной комиссией отчета об аттестации и на передачу его вместе с протоколом заседания работодателю (его представителю);

б) 10 рабочих дней – на подписание приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, а также на ознакомление работников под роспись с результатами аттестации их рабочих мест;

в) 10 календарных дней – на направление сводной ведомости результатов аттестации, а также сведений об аттестующей организации в трудовую инспекцию.

Москва все еще рекомендует

Несмотря на наличие утвержденного общероссийского Порядка аттестации, региональные власти не устранены полностью от этого вопроса в рамках своей территории.

Показательный пример – Москва. Здесь распоряжением вице-мэра от 23 июня 2004 г. № 10-РВМ утверждены Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы. Документ хотя относительно старый и основан на уже не действующих постановлениях Минтруда России, но продолжает действовать и в общем до сих пор актуален. Вдобавок в нем приведены несколько форм документов: приказ об аттестации, карта аттестации, протоколы оценки, ведомости рабочих мест и др.

Об ответственности

Вопрос ответственности работодателя за охрану труда, пожалуй, самый важный. Сразу обратим ваше внимание, что аттестация рабочих мест целиком и полностью входит в эту категорию. Это такие нарушения, как:

1) непроведение аттестации рабочих мест;

2) нарушение периодичности проведения;

3) несоблюдение утвержденного Минздравсоцразвития порядка проведения аттестации.

Преимущество для работодателя нового Порядка аттестации в том, что он четко разграничил ответственность работодателя и аттестующей организации (п. 52 приказа № 342н); в пока еще действующих правилах об ответственности ничего толком не сказано.

Ответственность поделена следующим образом: за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию отвечает работодатель, а за достоверность проведения измерений и оценок – работодатель и аттестующая организация. Почему в последнем случае фигурирует работодатель? А потому, что напрямую от него зависит, насколько полным и точным будет пакет документов, которые он представит аттестующей организации, чтобы та провела оценку рабочих мест.

Имейте в виду: аттестующий центр может отказаться проводить аттестацию, если вы не представите нужные ему документы.

Штраф и суд

Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова. Но правовая и судебная практика сложились так, что нарушения в данной сфере подпадают под статью 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».

В судебной практике есть примеры, когда стороны пытаются разрешить спор, связанный с аттестацией рабочих мест, в арбитражном суде. Однако это неверно. Так, к примеру, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. № А74-72/06-Ф02-942/06-С1 по делу № А74-72/06 и постановлении от 26 августа 2010 г. по делу № А10-591/2010 прямо указано, что споры об аттестации рабочих мест рассматривают суды общей юрисдикции.

Подведение итогов

Документально оформленные результаты аттестации рабочих мест работодатель обязан направить в трудовую инспекцию. Если ее итоги неутешительны для работодателя, их вряд ли получится замять: по новым правилам в составе аттестационной комиссии обязательно присутствует профсоюзный либо иной представитель от работников.

В новом Порядке аттестации более конкретно указано, что может ждать работодателя, рабочие места которого не соответствуют требованиям охраны труда. Прежде всего, это комплекс мер организационного характера, которые неизбежно выльются в несение определенных финансовых затрат (хотя часть из них можно возместить за счет средств ФСС).

Взять на заметку

Аттестацию рабочих мест можно провести за счет ФСС. Впоследствии фонд компенсирует расходы за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Перечислим меры, с которыми работодатель может столкнуться после проведения аттестации рабочих мест:

  • привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (разработать документацию, закупить новое оборудование и др.);
  • установить некоторым работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда (если работа и условия труда признаны тяжелыми, вредными, опасными, особыми);
  • сообщить работникам об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о мерах защиты от вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся компенсациях;
  • обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (сертифицированными или продекларированными на соответствие). Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 3 апреля 2007 г. по делу № А68-АП-150/13-03/14 арбитры согласились с работодателем, который обосновал необходимость обеспечения работников специальной одеждой и обувью на основании результатов аттестации конкретных рабочих мест;
  • подготовить статистическую отчетность об условиях труда и компенсациях за вредную и/или опасную работу;
  • быть готовым в любой момент подтвердить, что принятые меры по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям;
  • подготовить поименные списки лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам и обследованиям;
  • решить с ФСС вопрос об установлении скидки (или надбавки) к страховому тарифу;
  • решать вопросы о связи заболевания работника с профессией (при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза);
  • рассматривать вопросы и разногласия по поводу обеспечения безопасных условий труда работников;
  • доказать ФСС и налоговой инспекции обоснованность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Если сравнивать новые и старые правила аттестации рабочих мест, то совершенно очевидно, что первые более выгодны работодателю (не нужно привлекать профсоюзного деятеля и пр.), а вторые больше на стороне работников.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Аттестация рабочих мест

Что такое аттестация рабочих мест

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест на которых этап идентификации не осуществляется указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Трудовое законодательство

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • сокращенная рабочая неделя.
  • класс вредности 3.1. — только доплаты;
  • класс вредности 3.2. — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя

Административное законодательство

Пенсионное законодательство

Периодичность проведения АРМ

Стоимость проведения аттестации рабочих мест

  1. Цена договора с организацией, которая будет непосредственно проводить СОУТ. В цену могут входить (а могут и не входить):
    — стоимость исследований и замеров;
    — использование специальной аппаратуры;
    — командировочные сторонних специалистов и т.д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    — если будут установлены классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в пенсионный фонд, а также надбавки и компенсации для работников;
    — приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    — замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т.д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ могут быть оспорены и признаны не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест 71.20.19.130), она должна быть в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Размер штрафа в рублях

лица без образования юридического лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

предупреждение или от 2000 до 5000

Это интересно:  Штатное расписание: ознакомление работников

от 2000 до 5000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

от 5000 до 10000

от 5000 до 10000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

Не обеспечение работников СИЗ

Итоги, или карта аттестации рабочего места

  • классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

Ветеран труда — особый вид государственной благодарности за добросовестную работу и безупречную службу. Лицо, которому присвоено такое звание, имеет право на ряд льгот материального характера, поэтому многим интересно, каким критериям надо соответствовать, чтобы получить заветное удостоверение. Особенно в свете состоявшейся пенсионной реформы. В статье расскажем, какие требования предъявляют к кандидатам и какие документы нужны для оформления «Ветерана труда».

17 Октября 2018 в 10:30

СЗВ-М — это ежемесячная форма отчетности о работниках. Если выяснится, что страхователь подает неполные сведения, его могут оштрафовать. Но если ошибка выявлена самим работодателем и подана до окончания срока сдачи дополняющая форма СЗВ-М, будет ли штраф? Разберемся, какие поправки вступили в силу с 1 октября 2018 года, и что говорят на этот счет ПФР и суды.

16 Октября 2018 в 12:11

Можно выбрать месяц, в который заплатят более крупные отпускные, а можно такой, где фактически дней отдыха получится больше.

15 Октября 2018 в 15:47

Работник, который в результате своего виновного противоправного поведения (действия или бездействия) причинил ущерб работодателю, обязан его возместить. Такая обязанность лица, причинившего убытки, возместить их в денежном выражении представляет собой материальную ответственность, к которой работник может быть привлечен в порядке и на условиях, установленных законом, независимо от применения к нему дисциплинарного взыскания.

15 Октября 2018 в 00:00

Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности — обязанность руководителя каждой организации, учреждения, ИП. Но если для рядовых сотрудников достаточно проводить вводные и целевые инструктажи, то для специалистов и руководителей обязательно нужно организовать более масштабную подготовку. Разберемся, что собой представляет программа обучения по пожарно-техническому минимуму, где и сколько надо учиться, каким документом это подтверждается.

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Нужна ли и кому по закону аттестация рабочих мест? Что включает в себя подобное мероприятие? Как часто проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует? В связи с тем, что термин АРМ с 01.01.14 г. заменен на СОУТ (специальная оценка условий труда) разберемся в нормативных нюансах.

Что такое аттестация рабочих мест 2018

В соответствии с нормами стат. 209 ТК аттестация рабочих мест по охране труда – это комплекс мероприятий по оценке безопасности рабочих условий с целью выявления и последующего устранения различных опасных или вредных факторов. Для чего нужна аттестация рабочих мест? Такая процедура направлена на установление классов/подклассов уровня вредности (опасности) рабочих условий (п. 2 стат. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам разрабатываются меры по приведению трудовых условий в соответствие с законодательными требованиями по охране труда; по оценке профриска; предоставлению сотрудникам дополнительных льгот, гарантий и компенсаций и т.д.

Обратите внимание! Для ФСС аттестация рабочих мест важна при установлении размера скидок или надбавок к основному тарифу по «травматизму». Эти сведения страхователи обязаны подтверждать ежегодно.

С 2014 г. определение аттестация рабочих мест было заменено на СОУТ. Произошло это после отмены Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г. и принятия Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. Однако суть такой процедуры осталась прежней и заключается в оценке трудовых условий. Поэтому, что АРМ, что спецоценка рабочих мест по условиям труда – это синонимы.

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:

  • Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
  • Порядок проведения оценки.
  • Оформление результатов СОУТ.
  • Иные условия оценки труда.

Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).

Периодичность аттестации рабочих мест, сроки

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.

Как проводится аттестация рабочих мест на предприятии

Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.

Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

  • Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
  • Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
  • Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
  • Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:

  • Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
  • Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
  • Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, glavkniga.ru, www.buhgalteria.ru, clubtk.ru, raszp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector