+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Если образовательное учреждение находится за пределами РФ

Ответы Федеральной миграционной службы

Вопрос: Каковы правила регистрации по прибытии иностранных граждан, желающих здесь обучаться — сроки, необходимые документы, в какие органы следует обращаться.

Ответ: Согласно статье 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания обязан встать на учет по месту пребывания.

Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.

Принимающая сторона для постановки на учёт иностранного гражданина по месту пребывания заполняет утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» бланк уведомления о постановке иностранного гражданина на учёт по месту пребывания и представляет указанное уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также копии паспорта и миграционной карты в орган миграционного учёта непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Согласно положениям статьи 2 указанного Федерального закона сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Вопрос: Что представляет собой миграционная карта и для какой цели она выдаётся.

Ответ: Пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит: «Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации».

Миграционная карта единого образца была введена в действие в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 5 октября 2004 года в целях надлежащего учета иностранных граждан и лиц без гражданства, временно въезжающих в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь, и контроля за их временным пребыванием на территориях государств Сторон (Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года). Ратификация данного Соглашения осуществлена Федеральным законом от 9 января 2006 года N 15-ФЗ.

Действие данного Соглашения об использовании миграционной карты единого образца распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств Сторон с территории третьего государства.

Миграционная карта единого образца — документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь и служащий для учета и контроля за его временным пребыванием на территориях государств Сторон.

Образец бланка миграционной карты представляет собой две части размерами 85×125 мм каждая, располагающихся горизонтально и имеющих перфорированную линию разрыва между собой.

На каждой части миграционной карты расположение граф, текста и их содержание идентичны.

Текст в миграционной карте печатается на русском и английском языках. Печатные знаки должны быть хорошо различимы и читаемы.

На лицевой части миграционной карты располагается надпись «ВЫДАЕТСЯ БЕСПЛАТНО».

Миграционная карта выдается бесплатно членами экипажей воздушных, морских, речных судов, при следовании железнодорожным транспортом -членами поездных бригад, автомобильным транспортом — водителями. В исключительных случаях получение и заполнение миграционной карты осуществляется непосредственно в залах прибытия аэропортов, на железнодорожных вокзалах или станциях, автодорожных пунктах пропуска до начала пограничного контроля.

Заполнение иностранным гражданином миграционной карты осуществляется в русской или латинской транслитерации в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, его заменяющем, предназначенном для выезда за границу.

Части «А» и «Б» миграционной карты заполняются иностранным гражданином чернилами разборчиво печатными буквами, без помарок и исправлений, в строго отведенных разделах и графах.

Обе части миграционной карты подписываются иностранным гражданином с указанием даты заполнения и лично предъявляются должностному лицу соответствующего компетентного органа.

Часть «А» миграционной карты с проставленной в ней отметкой о въезде изымается у иностранного гражданина и направляется для обработки и хранения в соответствующий компетентный орган.

Часть «Б» миграционной карты хранится у иностранного гражданина в течение всего периода пребывания на территориях государств Сторон и сдается должностным лицам соответствующего компетентного органа при выезде в третье государство во время прохождения пограничного контроля в пунктах пропуска через государственные границы государств Сторон.

Вопрос: Каковы правила пребывания иностранных обучающихся на территории Российской Федерации.

Ответ: Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

При этом, иностранные граждане, в том числе обучающиеся в Российской Федерации, должны состоять на учете по месту пребывания.

Вопрос: Можно ли иностранному обучающемуся учиться и работать в России.

Ответ: Подпункты 6 и 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривают возможность работать без оформления разрешения на право осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам:

-обучающимся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул;

-обучающимся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающим в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются.

Вопрос: Каковы правила перемещения иностранных обучающихся по территории Российской Федерации в случае переезда из города в город, поездки на учебную практику, на отдых и т.п.

Ответ: Согласно статье 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с названным Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Согласно статье 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания обязан встать на учет по месту пребывания, независимо от гражданской принадлежности.

При убытии из места пребывания иностранный обучающийся обязан сдать отрывную часть уведомления о прибытии принимающей стороне для снятия его с учёта.

Вопрос: Сколько раз по студенческой визе иностранный гражданин может пересекать границу Российской Федерации. Каков порядок продления российской визы иностранным обучающимся. Каков порядок оформления визы на выезд из Российской Федерации иностранного обучающегося. Как долго иностранный студент может оставаться в России после получения визы на выезд.

Ответ: Иностранный гражданин въезжает в Российскую Федерацию для обучения в образовательном учреждении по обыкновенной учебной визе. Такая виза является однократной и дает право иностранному гражданину пересечь Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде в Российскую Федерацию и один раз при выезде из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 34 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года N 335, срок действия обыкновенной учебной визы может быть продлен территориальным органом ФМС России по месту постановки на учет по месту пребывания путем выдачи многократной визы на срок действия договора на обучение, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, но не более чем на 1 год для каждой последующей визы.

При этом продление срока действия визы допускается при сохранении категории, вида и цели поездки иностранного гражданина.

Многократная виза дает право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в пределах срока действия визы.

В этой связи, при выезде из Российской Федерации иностранному гражданину оформление визы не требуется. Он выезжает по имеющейся визе до окончания срока ее действия.

Вопрос: В каких случаях и в какие сроки иностранный гражданин, обучающийся или обучавшийся в России, должен ее покинуть.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, по истечении которой он обязан выехать из Российской Федерации.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.

Татьяна Тарасова,
ведущий эксперт-консультант ЗАО «ТЛС-ГРУП»

Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь теоретические знания в той или иной сфере деятельности.

Получение высшего или среднего образования

Работнику предоставляется дополнительный учебный отпуск, даже если образовательное учреждение находится за пределами РФ, если это учебное заведение относится к образовательным с точки зрения российского законодательства.

Согласно п. 3 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 184 процедура государственной аккредитации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации филиала организации проводится аккредитационным органом, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация организации, подразделением которой является этот филиал. Таким образом, образовательные учреждения, находящиеся за рубежом, подлежат государственной аккредитации.

Трудовой кодекс РФ гарантирует учащимся сотрудникам предоставление оплачиваемого учебного отпуска (ст. 173 ТК РФ). Причем данный отпуск предоставляется независимо от того, кто был инициатором обучения (направил работодатель или работник сам пожелал учиться) и независимо от специализации учебного заведения.

Однако данная гарантия предоставляется работнику при соблюдении определенных условий:

1) учебный отпуск с сохранением среднего заработка предоставляется только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ);

2) образовательное учреждение должно иметь государственную аккредитацию, независимо от организационно-правовой формы (ст. 173 ТК РФ), а если оно не имеет государственной аккредитации — отпуск предоставляется только если это предусмотрено коллективным или трудовым договором;

3) форма обучения должна быть заочной и очно-заочной (вечерней);

4) гарантия предоставляется только при успешном обучении;

5) работник получает образование соответствующего уровня впервые.

Гарантии и компенсации также могут быть предоставлены работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме (ст. 177 ТК РФ).

Дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка предоставляются для:

  • прохождения промежуточных сессий;
  • подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов;
  • сдачи итоговых государственных экзаменов.

Второе высшее образование

Учебный отпуск — это целевой отпуск и предоставляется по заявлению работника и на основании справки-вызова по форме, утвержденной Приказом Минобразования России от 13.05.2003 № 2057 или Приказом Минобразования РФ от 17.12.2002 № 4426.

Это интересно:  Особенности предоставления дней отдыха

Получение высшего образования регулируется не только Законом «Об образовании», а также Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Согласно п. 5 ст. 6 данного Закона лица, получившие высшее образование и документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования (диплом специалиста), имеют право продолжить обучение по образовательной программе магистратуры.

Получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, рассматривается как получение второго высшего профессионального образования, и работодатель в этом случае не обязан предоставлять дополнительный учебный отпуск с сохранением среднего заработка.

Однако, согласно ст. 177 ТК РФ, гарантии и компенсации также могут быть предоставлены работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

Учебный отпуск — это целевой отпуск и предоставляется по заявлению работника и на основании справки-вызова по форме, утвержденной Приказом Минобразования России от 13.05.2003 № 2057 или Приказом Минобразования РФ от 17.12.2002 № 4426.

Обучение в аспирантуре также относится к послевузовскому профессиональному образованию и не поименовано в гл. 26 ТК РФ, т. е. нормы ст. ст. 173 — 177 ТК РФ не распространяются на работников, обучающихся в аспирантуре (вне зависимости от формы обучения), поскольку содержание данных норм ограничено получением работником высшего профессионального образования впервые.

Средний заработок для оплаты учебного отпуска

Средний заработок для оплаты учебного отпуска определяется по общим правилам. Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных ТК РФ, т. е. средний дневной заработок для оплаты дополнительных учебных отпусков, исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, рассматривается как получение второго высшего профессионального образования, и работодатель в этом случае не обязан предоставлять дополнительный учебный отпуск с сохранением среднего заработка.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение № 922).

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Согласно п. 14 Положения № 922 при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения, т. е. оплачивать необходимо все календарные дни учебного отпуска, в том числе приходящиеся на его период нерабочие праздничные дни.

Отпускные за учебный отпуск работнику-студенту выплачиваются не позднее, чем за три дня до начала этого отпуска (ст. 136 ТК РФ) фактически авансом.

И если работник-студент не сдал сессию, то работодатель, предоставивший дополнительный отпуск на сдачу сессии с сохранением среднего заработка, не вправе удержать из зарплаты работника сумму оплаты дополнительного учебного отпуска, т. к. статьей 137 ТК РФ установлены случаи, при которых производятся удержания из заработной платы работника, и в ней отсутствует такое основание, как удержание из заработной платы работника выплаченной суммы среднего заработка за дни учебного отпуска в случае, если работник не сдал сессию.Тем более справка-вызов из учебного заведения подтверждает то, что работник учится успешно, и его допустили к промежуточной аттестации.

Следовательно, выплаченный средний заработок работнику за дни учебного отпуска не зависит от сдачи последующей сессии.

Если работник-студент — женщина, и в момент учебного отпуска она находится в отпуске по уходу за ребенком, на больничном, в очередном отпуске, то учебный отпуск предоставляется со дня, когда работница должна была приступить к работе после выздоровления, после отпуска по уходу за ребенком или после очередного отпуска и до дня окончания периода отпуска, указанного в выданной образовательным учреждением справке-вызове.

Учебный отпуск — это время, когда работник должен быть освобожден от работы работодателем, но которое он не использует по своему усмотрению, а обязан посвятить решению вопросов, связанных с обучением.

Повышение квалификации с отрывом от работы

При повышении квалификации в соответствии со ст. 187 ТК РФ, если повышение квалификации требует отрыва от работы, за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Причем средняя заработная плата сохраняется у работодателя по основному месту работы.

Средняя заработная плата определяется по правилам ст. 139 ТК РФ и в соответствии с Постановлением № 922.

Если обучение будет осуществляться в другой местности, то сотрудникам оплачивают командировочные расходы в порядке и размерах, предусмотренных для служебных командировок.

В соответствии с трудовым законодательством работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ст. ст. 21, 22 ТК РФ).

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ), кроме случаев, когда повышение квалификации обязательно в соответствии со специальными законами (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Например, обязательное повышение квалификации необходимо:

  • научно-педагогическим работникам (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • сотрудникам таможенных органов (пп. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
  • медицинским работникам (Приказы Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н и от 09.12.2008 № 705н);
  • водителям и другим работникам автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающим безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») и т. п.

В перечисленных случаях работодатель обязан обеспечивать повышение квалификации с сохранением гарантий предусмотренных трудовым законодательством (места работы, среднего заработка и т. п.).

Если право работника на прохождение обучения с целью повышения квалификации установлено в нормативно-правовых актах или трудовом договоре, то непредставление работодателем такой возможности является нарушением положений договора или закона.

При повышении квалификации за работником сохраняется средний заработок, причем средний заработок сохраняется за фактически пропущенные по графику работы рабочие дни (часы).

Иногда повышение квалификации может приходиться на выходные дни работника. Так как выходные — это время отдыха, которое вы вправе использовать по своему усмотрению, принудительно, отправить учиться в эти дни работодатель не вправе. Он может только предложить это работнику, в свою очередь работник может принять предложение или отказаться, и дисциплинарным проступком это не будет являться.

Если учеба приходится на выходной день и работник согласился обучаться, то возникает вопрос с оплатой. Конкретных положений, как поступить в такой ситуации в ТК РФ нет, но за день учебы можно предоставить дополнительный день отдыха, который может быть оплачен исходя из среднего заработка.

Также вы можете договориться с руководителем не о предоставлении вам дополнительного выходного, а об иной компенсации, например об оплате времени, потраченного в выходной на обучение. Однако следует помнить, что в таком случае могут возникнуть налоговые проблемы.

Если же в локальных актах не предусмотрена профессиональная подготовка или переподготовка, то работодатель не обязан в период такой подготовки за работником сохранять гарантии, предусмотренные ТК РФ.

То есть работник должен сам урегулировать время отсутствия на работе, оформить очередной отпуск или отпуск за свой счет, причем оформить эти отпуска он может только с согласия работодателя.

Если работодатель не даст своего согласия, то повышение квалификации и профессиональной переквалификации работник должен осуществлять в свободное от работы время.

bilingual-online.net

Google Groups

russisch-fuer-kinder.de

1. Новые возможности для иностранных образовательных организаций в России

В настоящее время Россия располагает значительным сегментом платного образования, позволяющего осуществлять масштабный образовательный бизнес [подробнее о понятии «образовательный бизнес» в применении к реалиям России, См.: 2]. Особенно это касается высшего и дополнительного образования. Практически неосвоенным иностранцами следует назвать рынок элитного школьного образования в России, включая создание закрытых — пансионов с особым режимом пребывания и обучения.

Российский рынок платных образовательных услуг в целом исчисляется миллиардами долларов и имеет тенденцию к росту, несмотря на кризис. При этом, данный рынок осваивается преимущественно российскими организациями, с незначительным присутствием иностранного элемента на рынке.

Необходимым условием освоения российского рынка образования иностранными юридическими и физическими лицами выступает явное или неявное присутствие последних на территории Российской Федерации. В настоящее время из всех имеющихся вариантов организационно-правового оформления присутствия и участия иностранных организаций и физических лиц в образовательном бизнесе на территории России возможно выделить следующие:

— иностранные граждане или организации, обладающие правоспособностью с точки зрения российского законодательства, выступают в роли учредителей российских частных образовательных организаций;

— иностранные образовательные организации взаимодействуют с российскими образовательными организациями в рамках заключенных договоров, направленных например, на реализацию совместно разработанных образовательных программ, на обмен ресурсами, в том числе в виде приглашения на работу иностранных преподавателей в российские образовательные организации и других. В качестве наиболее характерного примера возможно выделить сотрудничество российского Новосибирского государственного университета и Хэйлунцзянского университета КНР, в рамках которого было объявлено о создании совместной китайско — российской образовательной организации. [ 1; 43, 35];

— иностранные граждане оказывают образовательные услуги российским гражданам на территории Российской Федерации (в частности при изучении английского языка);

— иностранные образовательные организации, находящиеся в зарубежных странах предоставляют образовательные услуги российским гражданам, находящимся на территории России с использованием дистанционных образовательных технологий;

— иностранные образовательные организации организуют взаимодействие с российскими агентами, в роли которых выступают те или иные юридические или физические лица, осуществляющие консультирование, набор абитуриентов для поступления в ту или иную иностранную образовательную организацию, рекламу иностранных образовательных организаций, включая школы и университеты;

— иностранные образовательные организации выступают в роли исполнителей работ, поставщиков различных услуг, используемых в образовательном процессе российскими организациями.

Таким образом, иностранное присутствие на российском образовательном рынке имеет преимущественно косвенный характер, предполагающий наличие каких-либо российских партнеров, через которых производится освоение рынка платных образовательных услуг в России. Косвенный характер присутствия повышает затраты, связанные с организацией образовательного бизнеса в России.

В связи с этим важным представляется отметить, что 1 сентября 2013 года вступил в силу новый российский Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который внес существенные новации, относящиеся к деятельности иностранных образовательных организаций на территории России. Среди, указанных новаций целесообразно отметить две, наиболее важные с точки зрения возможности усиления иностранного присутствия в сфере образования на территории России:

-допущение возможности открытия на территории России филиалов иностранных образовательных организаций;

-подробное урегулирование различных форм взаимодействия российских и зарубежных вузов в формате сетевой формы реализации образовательных программ.

Рассмотрим каждую из новых возможностей более подробно.

2. Сетевая форма реализации образовательных программ российскими и иностранными образовательными организациями

Сетевая форма реализации образовательных программ выступает одним из важнейших направлений сотрудничества российских и иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Применение данной формы дает множество возможностей по организации сотрудничества между российскими и иностранными образовательными организациями.

С точки зрения нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» российское образование в настоящее время представлено следующими лицами:

— государственные образовательные организации;

— муниципальные образовательные организации;

— частные образовательные организации;

— индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в качестве предпринимателей физические лица, оказывающие образовательные услуги по реализации некоторых образовательных программ).

Все указанные лица могут участвовать в сотрудничестве с иностранными партнерами с использованием сетевой формы реализации образовательных программ. К числу особенностей и достоинств сетевой формы реализации образовательных программ возможно отнести следующие:

— использование сетевой формы реализации образовательных программ предполагает необходимость заключения договора между российской и зарубежной образовательной организацией. К числу участников договора могут относиться не только организации, осуществляющие образовательную деятельность, но и другие организации, в том числе и государственные органы, различные научные, медицинские, физкультурно-спортивные, культурные и иные организации, включая коммерческие предприятия;

Это интересно:  Ограничения на занятия трудовой деятельностью

— содержание договора о сетевой форме достаточно подробно регламентировано российским Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и включает: регламентацию вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, статуса обучающихся, распределение обязанностей между участниками договора о сетевой форме, выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, а также характеристику образовательных организаций, которые выдают указанные документы. Такого рода регламентация в значительной мере обеспечивает защиту участников договора о сетевой форме реализации образовательных программ;

— применение договора о сетевой форме позволяет российским и зарубежным организациям в значительной мере более комплексно урегулировать отношения по сотрудничеству, обеспечивающие присутствие на территории России иностранных образовательных организаций.

Одним из важнейших аспектов, связанных с взаимодействием российской и иностранной образовательной организации в рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ выступает вопрос о признании (официальном подтверждении значимости (уровня) полученных образования и (или) квалификации) выдаваемых иностранной организацией документов об образовании.

В России автоматически, без какой-либо дополнительной процедуры, признаются следующие иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

— подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании;

— полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых установлен Распоряжениями Правительства России, в частности Распоряжением от 19.09.2013 N 1694-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют данным условиям признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, находящейся в Москве по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием сети «Интернет» на основе экспертизы, в рамках которой проводятся:

— оценка уровня образования и (или) квалификации;

— определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации.

3. Филиалы иностранных образовательных организаций в России

Одной из новых возможностей, связанных с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является создание филиалов иностранных образовательных организаций на территории России.

Ведение образовательного бизнеса в России через филиалы иностранных образовательных организаций имеет несколько очевидных положительных черт, к числу которых возможно отнести следующие:

1) В России имеется значительный спрос на образовательные услуги любых видов. По сути, образование имеет в России внеэкономическую ценность.

2) В России распространено представление о высоком качестве европейского профессионального образования. Данное обстоятельство привлекает очень многих представителей не только элиты, но и нарождающегося среднего класса получать образование в европейских образовательных организациях, в том числе в расчете на будущую эмиграцию, как один из вариантов предполагаемой жизненной траектории. Однако, к сожалению не все представители среднего класса имеют финансовые возможности выезжать в зарубежные страны для получения качественного образования.

3)Значительные перспективы для филиалов иностранных образовательных организаций открываются в связи с развитием дистанционного образования в России и в мире. Данные перспективы связаны как с общей ситуацией, характеризующей развитие дистанционного образования в мире, особенно в США, так и с условиями, сформировавшимися в России.Глобальный контекст вопроса связан с формированием мировой системы дистанционного образования. Немецкий профессор Эрвин Хеберле долгие годы преподававший в свободном университете Берлина, Университете Женевы и Университете Сан – Франциско, в своем интервью российскому журналу «Эксперт» посетовал на то, что экспансия университетского образования в интернет приведет к тому, что в мире могут остаться только американские университеты, профессора утратят свой статус а наука сконцентрируется в США [3; 6] .

С другой стороны с вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в России созданы условия для широкого развития дистанционного образования. В связи с этим, филиал иностранной образовательной организации во многом позволит обеспечить предоставление именно дистанционного образования на территории России.

Филиал может выступать в роли организатора дистанционного образования, предоставляющего не только и не столько собственно образовательные услуги, сколько консультационные услуги по «подключению» студентов к образовательной сети, подготовке и отправке заданий, организации рекламных мероприятий, подготовке обучающихся к обучению в иностранной организации, переподготовке российских преподавателей в соответствии со стандартами иностранной образовательной организации и другие.

4) Образование, предоставляемое через филиал иностранной образовательной организации, может выступать эффективным инструментом формирования круга потребителей той или иной продукции в России при обучении, например методам работы с экспортируемым оборудованием, транспортными средствами, компьютерами.

5) Образование в России само по себе выступает центром притяжения многих платежеспособных обучающихся из стран Средней Азии, Закавказья, Белоруссии, что создает достаточно емкий региональный рынок образовательных услуг.

6) Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые комплексно урегулировал возможности получения лицензии духовными образовательными организациями, реализующими образовательные программы подготовки служителей культа. Филиалы иностранных образовательных организаций на территории России, реализующие образовательные программы подготовки служителей культа, относящиеся к различным религиозным направлениям, также могут воспользоваться данной возможностью.

Примерный спектр образовательных программ, которые могут реализовываться филиалом иностранной образовательной организации на территории России, выглядит следующим образом:

Основные образовательные программы:

1) Основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) Основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительные образовательные программы:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

При создании филиала иностранной образовательной организации необходимо обеспечить выбор наиболее подходящей с точки зрения соотношения «выгоды/затраты» программы. Полагаем, что для крупных иностранных образовательных организаций, — университетов, академий, колледжей, школ и других первым этапом внедрения на российский рынок могло бы выступать создание на территории России филиала, реализующего программы дополнительного образования — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки специалистов, уже имеющих образование, программы изучения иностранного языка для взрослых и детей.

Именно такого рода программы вызовут наибольший спрос и позволят в дальнейшем формировать базу для освоения рынка и по другим направлениям. В качестве примера возможно привести программы МВА, учитывающие российскую специфику, программы подготовки квалифицированных рабочих для работы на автозаводах по сборке автомобилей, программы в сфере ИТ-технологий, программы изучения делового английского языка, программы изучения иностранного языка для детей и другие.

Кроме выбора наиболее подходящих для реализации образовательных программ, при принятии решения о создании филиала иностранной образовательной организации на территории России принципиально важным является планирование решения следующих вопросов:

— определение объема потенциальных прямых инвестиций и режима их вложения в создание филиала на территории России;

— определение места открытия филиала на территории России;

— определение лица, уполномоченного решать на территории России вопросы, связанные с открытием филиала и наделение его полномочиями;

— постановка филиала на налоговый учет в уполномоченных органах России;

— получение лицензии на ведение образовательной деятельности на территории Российской Федерации;

— найм персонала и построение эффективной системы его оплаты;

— адаптирование иностранных образовательных программ к условиям России;

— построение системы осуществления образовательной деятельности – определение условий заключения договоров на оказание платных образовательных услуг, условий реализации образовательных программ и условий выдачи документов об образовании

— определение наиболее целесообразного механизма концентрации и законного вывоза за пределы России полученной прибыли.

Каждая из вышеуказанных позиций требует особого рассмотрения в рамках отдельной статьи. Тем не менее, наиболее важным шагом является получение лицензии на ведение образовательной деятельности на территории России филиалом иностранной образовательной организации.

К числу возможных проблем, связанных с открытием филиала иностранной образовательной организации на территории России, возможно отнести следующие:

1. Сбор и представление документов, необходимых для получения лицензии в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

2. Нечеткость и противоречивость нормативных правовых актов, регламентирующих получение лицензии на образовательную деятельность в России. В ряде случаев имеет место неопределенность даже в отношении перечня документов, подаваемых соискателем лицензии.

3. Возможные коррупционные проявления со стороны органов государственной власти при осуществлении лицензирования, государственного контроля (надзора) по отношению к филиалам иностранных образовательных организаций. Само наличие коррупции не является специфически российским явлением. Коррупционные проявления есть везде, где имеют место предпосылки объективного и (или) субъективного характера, включая правовой нигилизм и недостаточную правовую грамотность населения, неразвитость гражданского общества, слабость государственного аппарата и другие.

Россия пусть и с определенными оговорками, но ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции принятую в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Данная конвенция предусматривает целый ряд защитных мер от коррупционных проявлений со стороны органов власти, уже применяемых в России.

Так, например, был принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающий запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, обязанность государственных служащих по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о расходах, обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и другие меры.

4. Резюме

Вышесказанное свидетельствует о том, что сетевая форма реализации образовательных программ российскими и иностранными образовательными организациями и создание филиала иностранной образовательной организации на территории России являются перспективными и пока не освоенными в полной мере направлениями для вложения прямых иностранных инвестиций в сферу образования в России. Данные направления позволят обеспечить иностранным образовательным организациям присутствие на территории России.

Главным организационным элементом сетевой формы реализации образовательных программ выступает договор. Главным, определяющим элементом в процессе создания филиала иностранной образовательной организации на территории России выступает получение лицензии на образовательную деятельность.

Имеющиеся в России сложности не являются непреодолимым препятствием для обеспечения иностранного присутствия в сфере образования. Возможные выгоды от ведения образовательной деятельности на территории России способны многократно возместить произведенные затраты.

Литература

1.Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н.Е. Боревская (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). М., 2013.

2. См.: Чеха В.В. Образовательный бизнес в России. Платные образовательные услуги: вопросы организации и предоставления М., 2013.

3. Сумленный С. Останется десять университетов// Эксперт. 2013. 2-8 февраля. № 48. По нашему мнению такого рода изменения по масштабам будут равны промышленной революции в Англии в Х V 111 веке. В связи с этим в ближайшее время актуальным направлением работы будет выступать повышение эффективности деятельности Европейских университетов с их традициями, богатой и славной историей вследствие усиления конкуренции с дистанционным «Гарвардом» или « MIT » предлагающими обучение с получением диплома за семь тысяч долларов по окончании дистанционного обучения без выезда в США. Одним из вариантов реагирования на данный вызов, характерным для более слабых в экономическом отношении стран, будет выступать применение «административных» мер по ограничению проникновения на рынок «чужих» дистанционных образовательных технологий.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит такое понятие, как государственная регламентация образовательной деятельности.

По замыслу законодателя, государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает три крупных и отличающихся по содержанию деятельности блока:

Это интересно:  Права работника при ликвидации организации

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственная аккредитация образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Важное место в системе государственной регламентации образовательной деятельности занимают такие механизмы, как лицензирование и аккредитация.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензии, т.е. специального разрешения на ведение образовательной деятельности. Процедура лицензирования направлена на установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в конкретном учебном заведении тем требованиям, которые устанавливаются Положением о лицензировании образовательной деятельности. Данное Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966.

Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об образовании и Положением о лицензировании образовательной деятельности.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют лицензирующие органы, к которым в первую очередь относится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Этот орган осуществляет лицензирование в отношении следующих образовательных организаций:

• организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

• федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;

• российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

• иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Также полномочиями по осуществлению лицензирования образовательной деятельности наделены органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования. Они осуществляют лицензирование в отношении организаций, которые осуществляют образовательную деятельность на территории субъекта РФ, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые подлежат лицензированию Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Лицензируемым видом деятельности выступает образовательная деятельность, которая включает оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Перечень таких программ устанавливается согласно приложению к лицензии.

Также к образовательной организации предъявляются следующие требования:

1. Наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3. Наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с ч. 4 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — для образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

5. Наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям — для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

6. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями ФГОСов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст. 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

е) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям ФГОСов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

ж) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в ФГОСах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со ст. 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Законодательство предусматривает, что при установлении лицензионных требований должна учитываться специфика отдельных видов образовательных организаций, в том числе духовных и расположенных за границей, в части, касающейся их помещений, а также условий осуществления образовательной деятельности. Также предусмотрены особенности лицензирования образовательных организаций, которые находятся в ведении так называемых «силовых» ведомств.

Аккредитация образовательной деятельности представляет собой процесс, в результате которого выявляется степень соответствия качества представляемых образовательной организацией образовательных услуг установленным в Российской Федерации стандартам. Если при прохождении аккредитации образовательная организация подтвердила качество предоставляемых услуг, она получает свидетельство о государственной аккредитации. Таким образом, аккредитации подлежат конкретные образовательные программы.

Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039.

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с ФГОСами, а также в отношении образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными самостоятельно федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и «Санкт-Петербургский государственный университет», образовательными организациями высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет».

Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерации полномочия в сфере образования.

Государственная аккредитация проводится на основании представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в аккредитационный орган заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов и сведений.

Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОСам. При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных к государственной аккредитации образовательных программ.

Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети Интернет.

Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, а также порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются Минобрнауки России.

Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, за исключением отдельных случаев.

На основании заключения экспертной группы аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации.

Решение о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации, о приостановлении действия государственной аккредитации, возобновлении действия государственной аккредитации или лишении государственной аккредитации принимается аккредитационным органом, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа.

При принятии решения о государственной аккредитации аккредитационный орган выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации. Срок действия такого свидетельства составляет:

а) 6 лет — для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ;

б) 12 лет — для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ.

Для отказа в государственной аккредитации предусмотрены следующие основания:

а) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

б) наличие отрицательного заключения экспертной группы. Проанализировав существующие правовые нормы, независимые

аналитики приходят к следующему выводу: «Государственная аккредитация — это государственная услуга, оказание которой всецело зависит от конкретного лица — заявителя, а контрольнонадзорные мероприятия, осуществляемые уполномоченными органами в форме плановых и внеплановых проверок, являют суть публичной функции, осуществление которой властным органом управления не зависит от желания подконтрольного субъекта» 1 .

Также подчеркивается, что процедура проведения государственной аккредитации строится на таких основополагающих принципах, как гласность и открытость. В свою очередь, цели государственной аккредитации достигаются на основе соблюдения следующих основных принципов:

• осуществление полномочий по аккредитации компетентным независимым и беспристрастным уполномоченным национальным органом по аккредитации;

• открытость и доступность правил аккредитации;

• недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;

• единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;

• обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну,

Кирилловых Л.Л., Ившин М.С. Аккредитация образовательной организации: принципы регулирования и новации законодательства // Право и экономика. 2015. № 11. С. 23.

и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

• недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;

• обеспечение единства экономического пространства на территории РФ, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности [1] .

  • [1]Трошкина Т.Н. Государственная аккредитация образовательной деятельности: научно-практический комментарий статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Реформы и право. 2015. № 4. С. 67-76.

Статья написана по материалам сайтов: www.russia.edu.ru, www.tls-cons.ru, www.bilingual-online.net, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector