+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Государственное управление охраной труда: кем осуществляется

Государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РФ непосредственно или по его поручению органы федеральной исполнительной власти. На территории субъекта РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 216 ТК).

Правительство РФ в соответствии с законодательством, определяющим его статус, регулирует отношения в социально-экономической сфере (в том числе в области охраны труда); формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность и др. (ст. ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации»).

Основным федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства РФ управляет охраной труда, является Минздравсоцразвития России, которое на основании положения о нем разрабатывает и утверждает:

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

Предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

Порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации;

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

Типовые нормы труда;

Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;

Нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;

Рационы лечебно-профилактического питания;

Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

Перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (ст. 216.1 ТК).

В управлении охраной труда участвуют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Их полномочия в области охраны труда определяются положениями об этих органах.

На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ч. 4 ст. 216 ТК).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ определяются региональными нормативными правовыми актами.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Содержание

Структура государственного управления охраной труда

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

Это интересно:  Повышение заработной платы

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Государственное управление охраной труда

Одним из основных методов обеспечения конституционного права на безопасный труд является государственное управление охраной труда. О том, кто осуществляет государственное управление охраной труда, и что это такое, следует знать каждому сотруднику и работодателю. Несоблюдение требований законодательства в данной сфере может повлечь за собой как нарушение интересов работников, так и непосредственное привлечение работодателя к ответственности.

Государственное управление охраной труда – основные сведения

Государственное управление охраной труда – это собрание мероприятий, правовых нормативов и соответствующих служб, которые занимаются защитой прав сотрудников и контролем над исполнением указаний законодательства. Так, регулируется данный вопрос в первую очередь следующими положениями статьи 216 ТК РФ, которая прямо посвящена вопросам обеспечения юридического базиса рассматриваемого аспекта трудовой деятельности.

Основными задачами госуправления охраной труда являются:

  1. Принятие мер государственной поддержки для увеличения и оптимизации механизмов, гарантирующих безопасность рабочей деятельности.
  2. Составление, актуализация и принятие документов и актов, которые бы регулировали безопасность трудовой деятельности.
  3. Установка нормативных требований к видам производства и отраслям хозяйствования, техническим устройствам, средствам труда и защиты.
  4. Обеспечение профилактики, исправления имеющих место нарушений, каковые выявляются на действующих в пределах РФ предприятиях.

Цели государственного управления охраной труда

Основные цели госуправления охраной труда являются следующими:

  • Сохранение физического и ментального здоровья трудящихся граждан Российской Федерации и иностранцев, работающих в РФ.
  • Проверка соблюдения предписаний в сфере охраны труда.
  • Ведение процедур оценки наличествующей окружающей среды на производствах.
  • Проведение и принятие нормативов по процедурам специальной оценки условий труда.
  • Профилактика аварийных ситуаций, а также несчастных случаев на производстве.
  • Внедрение мер поддержки работников и членов их семей, которые пострадали от негативных факторов труда.
  • Учёт несчастных происшествий иных фактов нанесения урона физическому и ментальному здравию и благополучию трудящихся.
  • Финансовая поддержка различных мероприятий охраны рабочей деятельности.
  • Проведение аттестации и обучения сотрудников системы государственного управления охраны труда.
  • Ведение статистики по всем основным аспектам деятельности госуправления охраны труда.
  • Систематизация и обеспечение свободного доступа к информации, касающейся охраны труда
  • Введение и контроль механизмов налогов и сборов, призванных обеспечивать безопасность труда.
  • Обеспечение строгих стандартов по санитарно-гигиеническим нормам, медобслуживанию трудящихся и СИЗ.
  • Усвоение и имплементация положительного международного опыта в рамках охраны труда.
  • Разработка и внедрение инноваций в сферу охраны труда.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Так как рассматриваемая сфера деятельности является комплексной и достаточно широкой, вопрос того, кто осуществляет государственное управление охраной труда также не имеет однозначного и единственного ответа. Так, данная система предусматривает от её участников обязательное обеспечение следующих основных функций:

  • Разрешительная.
  • Надзорная.
  • Исполнительная.
  • Контролирующая.
  • Законодательная.
  • Координирующая.

Кроме этого, данная система имеет несколько уровней в зависимости от спектра ее практического применения и объема правоотношений, на которые она воздействует:

  • Федеральный. На таковом уровне основным органом, обеспечивающим государственное управление охраной труда, является Минтруд. Действует данный орган на основании Постановления Правительства №636 от 21.05.2012.
  • Региональный. Региональные власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять отдельные нормативы в сфере охраны труда, если они не противоречат федеральным требованиям.
  • Муниципальный. Муниципальные власти занимаются непосредственной имплементацией и обеспечением исполнения требований госуправления охраной труда.
  • Корпоративный. На означенном уровне также осуществляются отдельные меры охраны труда, внедряемые локально-нормативными актами организаций или иной внутренней документацией.

В целом, в России госуправление рассматриваемой системой осуществляется следующими державными органами:

  • Прокуратура РФ. Прокуратура в полной мере принимает жалобы трудящихся на несправедливые действия относительно них работодателя. Кроме этого, в сфере государственной службы работы в правоохранительных органах и госбезопасности, сотрудники часто могут иметь право обращаться исключительно в прокуратуру для защиты их прав.
  • Минтруд. Он является основным органом, который регламентирует конкретные принципы всей державной политики в области взаимоотношений и нормативов охраны труда.
  • Роструд. В данном случае эта структура является основным исполнительным органом, обеспечивающим практическое выполнение функций надзора и контроля за исполнением трудового законодательства.
  • Инспекция по труду. Прямое выполнение требований системы госуправления охраной труда обеспечивается региональными и муниципальными представительствами Роструда в виде отдельных инспекций по труду.
  • Правительство. Юридическая база, необходимая для обеспечения деятельности всей государственной системы управления, частично устанавливается Правительством РФ при участии Минтруда.
  • Госдума РФ. Нормативы законодательства в виде Федеральных законов, влияющих на трудовую деятельность, а также внесение изменений в действующие законы, обеспечивается непосредственно Государственной Думой, как основным законодательным органом.
Это интересно:  Производственный травматизм и профессиональные заболевания

Государственное управление охраной труда Органы государственного управления охраной труда в рф

Государственное управление охраной труда осуществляется правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Осуществление государственного управления охраной труда возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ и с этой целью в его структуре образован Отдел охраны труда.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Государственный пожарный надзор;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В структуре Федеральной службы по труду и занятости имеется Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Территориальными органами Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются Государственные инспекции труда, а их руководители – главными государственными инспекторами труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда непосредственно осуществляют государственные инспекторы труда.

Государственные инспекторы труда имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис. 9.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.

нутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).

В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действует Государственная экспертиза условий труда в следующем составе:

Всероссийская государственная экспертиза условий труда;

государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Рис. 9. Основные объекты регулирования Ростехнадзора

Кем осуществляется государственное управление охраной труда? Ст. 216 ТК РФ. Комментарии

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации через различные организации и отделы. В некоторых территориальных единицах охраной труда занимаются местные власти.

Что представляет собой охрана труда

Под охраной труда подразумевается ряд действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить нормальные безопасные условия труда. Для этого разработаны и существуют типовые положения о системе управления охраны труда.

В общие вопросы государственного управления охраны труда входит обеспечение рабочих определенными условиями во время пребывания их на рабочем месте. Помещение должно соответствовать санитарным нормам. Необходимо также обеспечить гигиену труда на производстве, пожарную и электробезопасность. Работодатель за свой счет обязуется проводить регулярный медицинский осмотр рабочих, обеспечивает уборку и санитарную обработку рабочих помещений. Он также должен предоставлять своим рабочим оплачиваемый или неоплачиваемый (в зависимости от стажа) отпуск по болезни.

Обязанности представителей органов государственной охраны труда

Что входит в обязанности того, кем осуществляется государственное управление охраной труда? Это наблюдение и контроль за работой предприятий и действиями руководителей этих предприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

Это интересно:  Средняя зарплата в России по отраслям и регионам

Представители должны не только фиксировать уже имеющиеся нарушения, но и требовать устранения условий и причин, из-за которых может быть нанесен вред жизни и здоровью работников. Они проверяют соответствие имеющихся условий труда принятым в государстве стандартам и правилам, целевым программам улучшения условий и охраны труда, установленных в нашей стране для той или иной области производства. Причем для каждой из них существуют свои критерии оценки безопасности. Однако они не должны противоречить положениям Трудового Кодекса и Конституции РФ.

Какие объекты проверяются

Органы, осуществляющие государственное управление охраной труда, обязаны проверить, соответствует ли вознаграждение тяжести (вредности) труда, какие меры принимаются для снижения риска травматизма на работе. Знают ли работники правила безопасности, проходили ли они предварительный инструктаж по технике безопасности? Каково состояние рабочих и могут ли они (имеют ли право) работать на этом производстве или нет?

Представители Минтруда и защиты прав рабочих, осуществляющие проверку, должны, в соответствии со ст. 216 ТК РФ (в новой редакции), выехать на место и провести наблюдение и исследование, провести опрос, проверить реальное состояние технических устройств и зданий, проверить наличие на предприятии инструкций в письменном виде. А также провести контроль знания рабочими правил техники безопасности.

Законодательное регулирование

Основным законом, регулирующим охрану труда, организацию проверки и контроля является Трудовой Кодекс, а в частности, ст. 216. В ТК РФ прописано, что в область полномочий представителей органов государственной охраны труда входит не только проведение проверки, но и разработка программ по улучшению условий безопасности труда с учетом российского и международного опыта в области организации труда и подготовки рабочих.

Кем осуществляется контроль и управление охраной труда

Контроль за соблюдением правил и требований охраны труда производится федеральной Инспекцией при Правительстве Российской Федерации. Надзор за санитарным состоянием и гигиеной труда ведется Министерством здравоохранения РФ. Контроль противопожарной безопасности на производстве ведет пожарная служба при Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Они проводят обязательные плановые и внеплановые проверки для выявления и профилактики нарушений охраны труда.

Техническое, газовое и электрическое оборудование должно соответствовать принятым в стране стандартам и быть исправным. Регулярная проверка и замена пришедших в негодность частей проводится за счет предприятия.

Помимо специалистов государственной охраны труда, проверку и контроль безопасности на соответствие принятому в стране трудовому законодательству (см. ст. 216 ТК РФ с комментариями) могут проводить руководители предприятий и представители Минздрава и Министерства соцразвития. Это не избавляет администрацию организации от обязательных проверок, но дает возможность предотвратить наступление негативных последствий нарушения рабочими техники безопасности или наступления несчастного случая на производстве. А следовательно, избежать непредвиденных расходов.

Виды нарушений охраны труда

Следует различать два вида нарушений правил охраны труда.

Первый – это когда правила техники безопасности нарушает рабочий без ведома руководителя и даже вопреки его требованиям.

Второй – это когда правила техники безопасности нарушает руководитель, создавая условия, при которых рабочий вынужден нарушать технику безопасности либо давая указания, которые могут привести к чрезвычайной ситуации на предприятии.

Последствия нарушений правил охраны труда

Виновному в нарушении правил охраны труда грозит наказание в следующем виде:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • штраф;
  • отстранение от деятельности;
  • запрет на занятие определенной должности на некоторый период;
  • лишение или ограничение свободы.

Виновным лицо может быть признано только по решению суда после проведения тщательной экспертизы и проверки на предприятии, которая проводится тем, кем осуществляется охрана труда в определенном регионе. Обычно проблема решается в досудебном порядке. Например, руководитель или сотрудник государственной службы охраны труда может сделать предупреждение или выговор (в письменной форме).

Уголовное наказание в виде крупного штрафа, лишения или ограничения свободы применяется только в крайних случаях. Например, если возникла чрезвычайная ситуация, нарушение грозит перерасти в техногенную катастрофу, есть покалеченные или погибшие.

Проблемы обеспечения безопасности

К сожалению, в Российской Федерации дело с обеспечением охраны труда обстоит не очень хорошо. Несмотря на жесткий контроль со стороны Минтруда и целевые программы улучшения и охраны труда, в стране существуют серьезные проблемы в области обеспечения безопасности на производстве. Ежегодно тысячи россиян погибают вследствие несчастных случаев на производстве.

Из-за того, что основные фонды на большинстве предприятий в течение длительного времени не обновлялись, работать на таком оборудовании стало опасно. Поэтому даже те, кем осуществляется государственное управление охраной, не могут приостановить работу таких предприятий, так как эта проблема существует повсеместно. Даже производства, которые формально относятся к безопасным, по сути относятся к вредным. В стране растет число нетрудоспособного населения, получившего инвалидность на якобы безопасной работе. Несмотря на принимаемые государством меры, условия безопасности труда в течение ближайших несколько лет не улучшатся, так как для замены устаревшего оборудования нужны не только средства, но и время.

Что входит в понятие «охрана труда»

Под понятием «охрана труда» подразумеваются действия государственных органов по защите прав и здоровья трудящихся. Сюда входит работа не только проверяющих организаций, но и тех, кем осуществляется государственное управление охраной труда путем совершенствования трудового законодательства. В государственное управление охраной труда входят действия по проверке соответствия условий труда российскому трудовому законодательству. При этом проводится оценка следующих условий:

  • Время рабочего дня (смены). В Трудовом законодательстве РФ прописаны разные условия труда по времени для различных категорий работников. И хотя в стране принят 8-часовой рабочий день, распределение рабочих часов в течение недели может быть разным, при условии, что суммарно их количество не превышает 48 часов в неделю.
  • Выдача спецодежды и инструментов.
  • Соотношение труда и отдыха. Предоставляются ли рабочим перерывы в работе, выходные и оплачиваемые отпуска.
  • Вредность производства и какие меры принимаются для ее снижения или последствий вредного производства. Эти меры должны соответствовать типовым положениям о системе управления охраны труда. Например, рабочим вредного производства обязаны выдавать молоко. Сотрудник службы государственного управления охраны труда должен проверить факт выдачи молока рабочим.
  • Начисляются ли доплаты за работу в ночную смену или за внеурочную работу.

Проверка проводится в несколько этапов, и занимаются ее проведением специально подготовленные для этого эксперты. Те, кем осуществляется государственное управление охраной труда, проверяют не только документы, касающиеся обеспечения безопасности на предприятии (инструкции, правила техники безопасности, документы о выдаче спецодежды, молока и пр.), но и фактическое состояние безопасности на предприятии.

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, assistentus.ru, delatdelo.com, studfiles.net, businessman.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector