+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Как можно сократить безработицу

Как можно сократить безработицу? Методы сокращения безработицы: Для фрикционной безработицы: Улучшение информационного обеспечения рынка труда. Устранение факторов снижающих мобильность рабочей силы создание развитого рынка жилья увеличение масштабов жилищного строительства отмена административных преград для переезда.

Слайд 10 из презентации «Причины и виды безработицы» к урокам экономики на тему «Безработица»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке экономики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Причины и виды безработицы.ppt» можно в zip-архиве размером 75 КБ.

Безработица

«Безработица и её виды» — Безработица. Экономически активное население. Статистика безработных. Естественный уровень безработицы. Трудоспособный возраст. Виды безработицы. Категории населения. Уровень безработицы. Меры по снижению уровня безработицы. Последствия безработицы. Ситуация на рынке труда. Люди, не включаемые в рабочую силу.

«Причины и виды безработицы» — Спрос на работников. Безработица. Критерии признания человека безработным. Что такое безработица. Методы сокращения безработицы. Норма безработицы. Виды безработицы. Острота проблемы безработицы. Создание условий для роста самозанятости. Программы профессионального переобучения. Структура населения.

«Виды безработицы» — Добровольная безработица. Безработица вредит процессу индивидуального накопления материальных и социальных ресурсов. Эмпирические исследования. Национальные концепции учета безработицы. Последствия безработицы. Организация. Низкие шансы. Характеристика структурной безработицы. Причины безработицы. Гендерно-специфическая безработица.

«Безработица населения» — Кто такие безработные. Типы безработицы. Определи численность рабочей силы. Естественная безработица. Циклическая безработица. Рынок труда. Определи тип безработицы. Безработные. Безработица как негативное явление. Труд. Скрытая безработица. Сходство между безработными и добровольно незанятыми. Структурная безработица.

«Сущность и виды безработицы» — Специфические меры для борьбы с циклической безработицей. Неэкономические последствия безработицы. Структурные сдвиги. Фактический ВВП сокращается. Макроэкономика. Ресурсы используются не полностью. Специфические меры для борьбы с фрикционной безработицей. Естественный уровень выпуска. Уволенные с работы.

«Формы и последствия безработицы» — Фрикционная безработица. Периоды года. Виды и формы безработицы. Формы безработицы. Виды безработицы. Безработица. Ищу работу. Вынужденный характер. Спутник рыночной экономики. Добро. Последствия безработицы. Положение в экономике. Население страны. Причины безработицы. Знакомство учащихся с явлением безработицы.

Как можно сократить безработицу

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  1. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  2. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер.

Познакомимся с некоторыми из них.

Создание условий для роста спроса на товары. Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товар-ные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы: повышение доходов граждан -> рост спроса на товары -> рост производства пользующихся спросом товаров -> рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
  • поощрение иностранных инвестиции в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Итог — рост производства и занятости для россиян.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендует на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная Программа поддержки малого предпринимательства и созданы государственные органы, которые занимаются реализацией этой программы. Их цель — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их никто не хочет брать на работу из-за пока еще низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица — явление нормальное и не представляет угрозы для развития страны. Более того, без этих видов безработицы развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе (в Древнем Риме, где родилось слово «стимулус», им обозначали заостренную палку, которой вьючных ослов кололи в спину, чтобы они шли быстрее). Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Это интересно:  Трудовая инспекция в Домодедово

Соответственно уровень полной занятости определяется уравнением:

Полная занятость = Рабочая сила х (1 — Естественная норма безработицы)

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для нее не существует. Например, в середине 70-х гг. американские экономисты считали, что для их страны эта норма составляет порядка 4%. В середине 80-х гг. эти оценки возросли до 6,5-7,0%.

Уровень естественной нормы безработицы для России ориентировочно составляет 3-3,5% общей численности трудоспособного населения. Между тем в мае 2004 г., по данным статистики, уровень безработицы (в процентах от численности экономически активного населения) составил в России 7,2%. Это выше, чем в Японии (4,6%), Великобритании (4,8%) и США (5,6%), столько же, сколько в Канаде, но меньше, чем, скажем, во Франции (9,8%) или Германии (11,5%).

В России значительную роль в сокращении безработицы играет государственная политика содействия росту занятости населения. Она предполагает:

  1. обеспечение равных возможностей в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;
  2. поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  3. проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (например, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы; молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу, или лиц предпенсионного возраста);
  4. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Теперь мы можем сформулировать еще один рецепт экономического благоразумия.

Для предотвращения обнищания граждан и сохранения в стране социального мира необходимо стремиться к тому, чтобы безработица не превышала своего естественного уровня, и создавать системы помощи безработным в поиске работы.

Методы сокращения безработицы

Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно лишь за счет создания условий, способных ослабить влияние той или иной из этих причин. Необходимость для любой страны стремиться к сокращению безработицы до экономически рационального минимума порождается рядом причин.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

Уровень безработицы, возможно снизить за счет таких факторов:

— Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное

— Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система

— Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее

— Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется

— Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации

— улучшение развития рынка жилья

— выделение государством средств для массового строительства и так далее Государству необходимо предоставить неплохие условия для поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли устроиться на работу. Значительным шагом по преодолению безработицы является предоставление возможности досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом. Проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица — явления естественные и не представляющие угрозы для нормального развития страны. Более того такое развитие без них просто невозможно.

Так, одним из наиболее эффективных способов борьбы с фрикционной безработицей является создание и поддержание развитой информационной системы о состоянии рынка труда и имеющихся вакансиях. Способом борьбы со структурной безработицей является активная структурная и инвестиционная политика государства. Наиболее тяжелой по своим последствиям и трудно управляемой является циклическая безработица. Для борьбы с ней используют весь арсенал мира антициклического регулирования.

Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. Поэтому полная занятость — как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран — это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. При таком положении безработица в стране соответствует своей естественной норме, в разных странах она складывается по-своему. Какова естественная норма безработицы для России сегодня сказать нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину. Но сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.

Как можно сократить безработицу

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимы прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г. российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.

Увы, они не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер. Познакомимся с некоторыми из них.

Создание условий для роста спроса на товары. Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы:
Повышение доходов граждан => Рост спроса на товары => Рост производства пользующихся спросом товаров => Рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

Это интересно:  Ст 419 ТК РФ 2019 года

Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
• стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
• поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
• поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57—58 лет, а женщинам — в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
• экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
• создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
• создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Методы борьбы с безработицей

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение масштабов жилищного строительства; в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. [10, c. 5]

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них;

поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы: экономическое стимулирование молодежной занятости, создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи, создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки. [11, c.40]

Таким образом, общие мерыпо сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2. Создание развитого рынка жилья, увеличение масштабов жилищного строительства;

3. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

4. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

5. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

Это интересно:  Создание рабочего места для инвалида

6. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Рассмотрим, какие именно меры следует предпринимать, чтобы в нашей стране безработица стала менее острой проблемой.

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

В социально — трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально — страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами. [12, с.19]

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.[19,с.47]

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ — повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово — промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства.

Оказывается легче приостановить высвобождение работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Суть новой социально — трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «задним» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально — экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально — трудовой сферы. [17, с.40]

Очевидно, что решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий — с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.

Статья написана по материалам сайтов: 900igr.net, www.konspekt.biz, studwood.ru, psyera.ru, helpiks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector