Методика проведения специальной оценки условий труда

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

С изменениями и дополнениями от:

20 января, 7 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г.

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

См. также приказ Роструда от 2 июня 2014 г. N 199 «Об утверждении Рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 марта 2014 г. N 71

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Содержание

Методика проведения специальной оценки условий труда по Приказу №33н

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – понятие в законодательстве РФ относительно новое, введенное Федеральным законом №426-ФЗ в 2013 году.

Что такое методика проведения СОУТ

СОУТ – это совокупность мероприятий, проводимых для выявления и измерения вредных и опасных характеристик трудового процесса с целью установления класса рабочего места. Для регламентации требований к данным процедурам Минтрудом РФ был издан соответствующий Приказ №33н от 24.01.2014.

Изначально СОУТ введена вместо проводимой аттестации. После подведения итогов исследовательской и измерительной работы и присвоения определенного класса вредности работодатель получает возможность уплачивать процент взносов в Пенсионный фонд РФ. Чем менее вредными признаны условия труда, тем меньше тариф.

Проверять необходимо все рабочие места, кроме удаленных сотрудников. При проверке некоторых видов трудовой деятельности процедура проводится с учетом специфических условий, в которых она проходит. Стоит отметить, что в данный момент не для всего перечня разработаны методики.

Законодательная база

Основные документы, регламентирующие осуществление СОУТ:

  • Федеральный закон N 426-ФЗ от 28.12.2013 – главный законодательный акт по СОУТ, в нем изложены ключевые положения, права и обязанности сторон, а также требования к юридическим лицам, имеющим право проводить исследования, и к физическим, участвующим в процессе в качестве экспертов;
  • Раздел 10 ТК РФ «Охрана труда» — содержит требования к организации охраны труда в РФ, регулирует соблюдение прав работников;
  • Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 14.11.2016) – информация по испытаниям, измерениям и документального оформления процедуры;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ – вносит изменения в отдельные существующие законы для приведения их в соответствие с законом о СОУТ 426-ФЗ.

Есть ряд Приказов Минтруда и Постановлений Правительства РФ, регламентирующих более узкие вопросы: порядок рассмотрения споров, отраслевые особенности оценки, требования к экспертам и т.п.

Методы проведения исследований выбираются экспертной организацией самостоятельно, но они в обязательном порядке утверждаются и аттестуются согласно законодательству РФ, проходят проверку и вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Исследования проводятся в рамках процесса с учетом свойств и особенностей применяемого оборудования и материалов.

Процедура и порядок осуществления оценки

  1. Процесс оценки инициирует работодатель. Предприятие самостоятельно выбирает организацию, которая осуществляют проверку. Важно убедиться в том, что выбранная компания внесена в реестр организаций, имеющих право на проведение СОУТ. Важно уточнить наличие лабораторий и их аккредитации. В противном случае проверка будет незаконной, а результаты — недостоверные.
  2. Выпуск приказа и создание комиссии, в состав которой входят представители работодателя, специалист по охране труда, лица, представляющие интересы работников, лидеры профсоюзов или других профессиональных объединений при их наличии.
  3. Утверждение списка рабочих мест для планируемой оценки. Так как необходимо проверить 20% от общего количества, важно определить идентичность, исходя из следующих критериев: однотипность должностей, трудового процесса, оборудования, средств защиты и характеристики помещений.
  4. Идентификация опасных и вредных факторов трудового процесса. Используются результаты предыдущих исследований, анализ произошедших травм на производстве, опросы сотрудников, а также рассматриваются условия трудовой среды.
  5. Измерение и оценка выявленных факторов.
  6. Официальное оформление результатов проверки – заполняется в соответствии с приложением №3 к Приказу №33н.
  7. Утверждение отчета в государственных органах.
  8. Предоставление результатов работникам для ознакомления под роспись.

Документальное оформление результатов

После проведения оценки необходимо заполнить отчет по утвержденной Приказом №33н от 24.01.14 форме, который включает:

  • сведения о работодателе;
  • данные компании, проводившей исследования;
  • информацию об экспертах;
  • сведения о средствах, с помощью которых производились исследования и лабораториях;
  • список рабочих мест;
  • карты специальной оценки отдельно по каждому рабочему месту;
  • протоколы измерения эффективности средств защиты (при наличии);
  • сводную ведомость;
  • перечень возможных улучшений условий труда.
Это интересно:  Может ли предприниматель нанимать

Карта специальной оценки на 2018 год

Карта СОУТ является одним из разделов отчета о ее проведении, регламентированного приложением №3 Приказа №33н от 24.01.14. Каждой карте присваивается номер, в каждом из бланков содержатся данные:

  • оцениваемая должность или профессия;
  • подразделение;
  • сведения о численности работников, в том числе на аналогичных рабочих местах; сколько из них женщин, инвалидов и работников моложе 18 лет;
  • номера СНИЛС сотрудников;
  • используемое оборудование и материалы;
  • таблица с проставленным классом (оптимальный, допустимый, вредный и/или опасный) по каждому фактору;
  • таблица, в которой указываются положенные и имеющиеся на данный момент льготы;
  • рекомендации относится улучшений условий труда;
  • подписи участников комиссии и работников.

Пример заполнения карты специальной оценки условий труда ниже.

Приказ №33н

Документ является, по сути, инструкцией по процессу СОУТ и оформлению результатов. В приказе представлена информация:

  • порядок распознавания опасных и вредных факторов трудового процесса;
  • регламентация исследований вредных и опасных особенностей трудовой среды;
  • тождественность уровней химических, физических, биологических и других факторов, а также напряженность процесса и определенных классов вредности;
  • справочная;
  • инструкция по заполнению отчета по результату оценки.

Ответственность работодателя и оценщика

  • предоставление полной информации, которая характеризует трудовую деятельность;
  • обеспечение условий и доступа экспертов для проведения измерений;
  • недопустимость действий, сужающих круг параметров, подлежащих оценке;
  • ознакомление сотрудников;
  • предоставление работникам запрашиваемой информации, связанной с СОУТ.

Организация-оценщик несет ответственность за:

  • предоставление по запросу клиента, а также представителей работников всех сведений, касающихся обоснования результатов на право проведения соответствующих исследований;
  • применение аккредитованных и утвержденных методов исследований;
  • проведение процедуры без обеспечения работодателем всех условий для проведения корректных замеров;
  • сохранение коммерческой тайны.

Периодичность проверки

Внеплановое проведение процедуры необходимо в ситуациях:

  • появления новых типов рабочих мест;
  • получения законного распоряжения от контролирующих органов;
  • изменения условий труда;
  • обоснованных предложений представителей работников.

Штраф за непроведение

За повторное нарушение следуют санкции:

  • для должностного лица – штраф 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на 1 год;
  • для ИП – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или остановка деятельности до 90 суток;
  • для юридического лица – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или остановка деятельности до 90 суток.

После получения результатов

После утверждения отчета с результатами СОУТ клиент уведомляет компанию-оценщика и направляет ей копию не позднее трех рабочих дней от даты получения документа.

В срок не позднее 30 календарных дней с момента утверждения результатов, работодатель обязан разместить на своей официальной странице в Интернете (при наличии) сводных данных по присвоенным классам и подклассам вредности, а также планируемые действия по улучшению условий труда.

Методика проведения специальной оценки условий труда представлена на видео.

Методика проведения СОУТ

Порядок проведения специальной оценки условий труда изложен в методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н и представляет собой обязательную процедуру, которая состоит из этапов:

анализа выявленных вредных факторов;

классификации рабочего места по результатам исследования;

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

дистанционных и работников, которые заключили трудовые договора с работодателями не юридическими лицами.

Методика СОУТ 33н с изменениями

Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2018 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:

Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.

Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.

В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.

Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.

Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.

Подготовка к проведению СОУТ

Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда может начинаться либо с формирования комиссии, либо с выбора организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ (в принципе эта последовательность не важна). В любом случае ответственность за организацию проведения СОУТ возложена на работодателя, который обязан:

Шаг. 1. Заключить договор

Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Создать комиссию

Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:

председатель — представитель работодателя (у ИП — лично ИП);

специалист по охране труда (если такого в штате нет — придется заключить договор со сторонним специалистом);

представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет — включать не надо);

другие специалисты работодателя по его усмотрению.

Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.

Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.

Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.

Образец приказа об утверждении состава комиссии

Шаг 3. Утвердить график

В график включается перечень рабочих мест, на которых будет произведена идентификация потенциально опасных факторов.

График СОУТ целесообразно утвердить приказом.

После проведения изложенных мероприятий можно приступать непосредственно к проведению самой процедуры.

Образец графика проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения СОУТ

Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:

требовать обоснования соответствующих результатов;

обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.

Кроме того, работодатель обязан:

предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;

никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.

Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.

Первый этап. Идентификация

Согласно методике при проведении идентификации учитываются:

характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;

результаты ранее проведенных исследований и измерений;

случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;

предложения самих работников.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.

Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.

Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:

включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;

при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;

уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.

Второй этап. Исследования

Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.

Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.

Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:

полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;

номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);

полное наименования работодателя включая его местонахождение;

индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;

наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.

Это интересно:  Как списать депонированную заработную плату

Третий этап. Классификация

Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:

химических, биологических и виброакустических факторов;

ионизирующих и неионизирующих излучений;

интенсивности и напряженности трудового процесса;

комплекса воздействующих факторов.

Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:

вредный (включает четыре подкласса);

Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.

Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.

Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.

Четвертый этап. Заключение

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.

Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.

Отчет подписывают все члены комиссии.

Отчет утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.

Со дня утверждения отчета работодатель обязан:

в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;

не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;

не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Образец бланка отчета по результатам СОУТ

Периодичность проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда бывает:

Периодическая спецоценка проводится один раз в пять лет в отношении уже проверенных рабочих мест. Течение срока начинается со дня утверждения отчета.

Внеплановая проводится, при:

вводе в эксплуатацию вновь созданных рабочих мест;

изменении технологического процесса, который может оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов;

получении письменного предписания от государственной инспекции по труду;

смене применяемых СИЗ и др. причинах и др.

В данном случае у работодателя есть четко установленные сроки для проведения СОУТ, которые составляют 12 (в первых двух случая) и 6 месяцев (для всех остальных случаев, изложенных в статье 17 Федерального закона 426-ФЗ).

В любом случае, СОУТ необходимо планировать, в том числе финансово. Для этих целей целесообразно разработать график проведения СОУТ, назначить ответственных должностных лиц и утвердить сроки указанных мероприятий.

Штраф за отсутствие СОУТ

Разногласия

Все спорные ситуации по вопросу проведения и результатов СОУТ уполномочена рассматривать федеральная инспекция труда.

Порядок проведения СОУТ 33н

Статьи по теме

Методика специальной оценки условий труда №33н устанавливает порядок идентификации вредных и опасных производственных факторов, а также определения класса и подкласса УТ на рабочем месте. Узнайте, как её применять на практике и не платить штрафы.

33н: методика проведения специальной оценки условий труда

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утвердил инструмент для реализации Закона РФ «О специальной оценке условий труда» в приложении 1 – методику проведения СОУТ. Последние изменения в нее были внесены Приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 642н, зарегистрированном в Минюсте 6 февраля 2017 года.

В приложениях к документу приведены таблицы для оценки условий труда по вредным и опасным факторам различного характера: химическим, биологическим, виброакустическим, климатическим, световым и т.п.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Установлены следующие этапы проведения спецоценки:

  1. Идентификация потенциальных вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – ВОПФ).
  2. Лабораторно-инструментальный контроль ВОПФ.
  3. Отнесение класса (подкласса) УТ по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов.
  4. Подготовка отчета.

Как вы видите, методика устанавливает функции организации, проводящей специальную оценку условий труда. В ней дан общий для всех отраслей и производств технический алгоритм работы экспертов и аккредитованной испытательной лаборатории. Методика не регламентирует подготовительные мероприятия – формирование комиссии, составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, выбора организации, проводящей эту процедуру, и заключение договора с ней, составление календарного графика, а также порядок передачи декларации и размещения информации о результатах на официальном портале предприятия.

Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить: 8 вопросов, которые возникают у каждого, кто берется за СОУТ

При проведении специальной оценки условий труда экспертная организация применяет совокупность аналитического и инструментального исследования. Все умозаключения эксперта должны исходить из теории наибольшего риска воздействия ВОПФ.

Эксперт должен провести большую самостоятельную работу по сопоставлению перечня рабочих мест с указанием вредных факторов, составленных работодателем, и классификацией их согласно приложению 2 к Приказу Минтруда № 33н. В отличие от работодателя и от членов комиссии по проведению СОУТ, эксперты обладают для этого всей необходимой компетенцией. При этом их обязанностью является разъяснение своих выводов.

Специальную оценку условий труда нельзя проводить в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, дистанционных работников, надомников и лиц, заключивших трудовые договора с физическими лицами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может требовать обоснования тех или иных результатов или обжалования результатов в ГИТ. Для эффективной работы экспертов следует предоставить им всю необходимую информацию, без которой невозможно правильно оценить рабочие условия. При этом работодателю запрещается вмешиваться в проведение лабораторно-измерительного контроля – замеры и исследования, т.е. мешать экспертам делать свою работу. В акте выполненных работ экспертная организация указывает суммарное количество измеряемых факторов при проведении специальной оценки условий труда.

Методика проведения СОУТ

В соответствии с Методикой № 33н, при проведении идентификации экспертом учитываются технические характеристики оборудования, результаты ранее проведенных исследований в рамках производственного санитарно-гигиенического контроля, предыдущей аттестации рабочих мест, профзаболеваний или НС, предложения работников или их представительных органов.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, составляет комиссия работодателя. Источником информации служат нормативы по ОТ при воздействии на протяжении 8-часового рабочего дня при 40-часовой рабочей неделе. Негативное воздействие ВОПФ не должно приводить к профзаболеваниям в течение всей трудовой биографии работника.

Идентификация осуществляется экспертом и проводится так: эксперт выявляет и сравнивает на предмет соответствия наименования выявленных факторов и факторов, перечисленных в приложении 2 к Методике № 33н – в классификаторе.

Если эксперт не идентифицирует ВОПФ, он вносит эти сведения в Заключение, при этом класс УТ относит к оптимальным или допустимым, подлежащим к декларированию соответствия государственным нормативным требованиям. Но сделать это можно только в отношении тех рабочих мест, по которым работникам установлено досрочное назначение пенсии, на тех РМ, где ранее в результате АРМ были установлены ВОПФ.

Если же эксперт обнаруживает, что факторы в Перечне совпадают по наименованиям, он признает их вредными или опасными, и даст задание испытательной лаборатории на проведение лабораторно-инструментальных исследований на определение уровня фактического воздействия на каждом рабочем месте. Тут важно помнить, что организация, проводящая спецоценку, обязана иметь штатную аккредитованную лабораторию. Но это не запрещает экспертной организации заключать договор и с подрядными лабораториями.

Результаты исследований уровней ВОПФ должны быть оформлены протоколом с указанием индивидуального номера РМ, должности или профессии, наименования согласно классификаторум и пункту 16 Методики № 33н. Работодатель должен разъяснить заранее права сотрудников во время процедуры оценки УТ на их рабочих местах.

Для работников необъективность результатов СОУТ может привести к приостановке права досрочного выхода на пенсию, снижению или отмене предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда (повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего дня, дополнительный отпуск), а также лишения права на получение молока или других заменяющих его продуктов.

По данному протоколу эксперт должен классифицировать ВОПФ и отнести их к вредному или опасному производственному фактору.

Это интересно:  С YouTube на ТЫ!!!

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

Классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV Методики, и подразделяется на четыре класса условий труда:

  • оптимальный и допустимый – 1 и 2 класс;
  • вредный – 3.1-3.4;
  • опасный – 4 класс.

Работодатель может потребовать снижения класса условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют СИЗ. В этом случае эксперты сравнивают соответствие выдаваемых средств защиты типовым нормам, проверяют сертификаты и испытательные протоколы, комплектность, дают экспертную оценку эффективности выбора и эффективности применения. Но не ко всем рабочим местам можно применить методику снижения класса.

Она не применяется в отношении СИЗ, подлежащих декларированию (следовательно, применяется только в отношении сертифицированных), средств защиты от общих производственных загрязнений (халаты, нарукавники, фартуки и костюмы хлопчатобумажные и т.д.), а также предназначенных на РМ 1, 2 или 4 класса (ведь снижение возможно только по степеням вредных условий труда – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 подкласса).

Методика оценки УТ постоянно совершенствуется. Например, Приказ Минтруда № 24 определил, что в отношении рабочих мест медиков отнесение к вредным УТ при воздействии биологического фактора осуществляется без измерений и исследований концентрации патогенных микроорганизмов. Спустя 3 года – 30 июня 2017 г. Приказом Минтруда России № 544н были утверждены изменения в особенности проведения специальной оценки УТ для медицинских организаций:

1. Экспертная организация не может заниматься проведением спецоценки в присутствии больного.

2. Лабораторно-инструментальный контроль проводится только в присутствии обслуживающего аппаратуру персонала. Это связано с тем, что диагностическое оборудование медицинских кабинетов может влиять на работу контрольных и измерительных приборов.

3. При оценке травмоопасности производственного процесса экспертом учитываются такие особенности, как особо опасные и опасные процедуры.

4. При исследовании рабочих мест эксперт должен учитывать наличие в истории болезни инфекционных заболеваний.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к следующим процедурам, последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда:

1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.

2. Требования настоящей Методики распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм, а также на организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их экспертов.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

3. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно – вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, указанными в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор), предусмотренном приложением № 2;

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

4. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), создаваемой работодателем.

5. Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

6. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с вредными и (или) опасными факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

7. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором.

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном разделом III настоящей Методики.

8. В случае если вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

Условия труда на рабочем месте, на котором отсутствуют вредные и (или) опасные факторы, признаются комиссией допустимыми условиями труда. Работодателем в установленном порядке обеспечивается подача в отношении такого рабочего места декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

9. Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3.

10. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

11. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах, указанных в пункте 10 настоящей Методики, определяется экспертом в соответствии с классификатором.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, znaybiz.ru, clubtk.ru, www.trudohrana.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector