+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Новый закон о медстраховании

Компенсация за отпуск при увольнении
Моя награда — Красивый блог

Медицинское страхование на сегодняшний день является очень важным для нас. Все мы болеем и обращаемся за медицинской помощью к врачам и первым делом при входе в кабинет врача вас спрашивают, есть ли у вас медицинский полис. А если он у вас отсутствует, то в большинстве случаев врач даже слушать вас не будет, пока вы не предоставите ему полис.

С 1 января 2011г. вышел новый закон о медстраховании и изменились правила обязательного медицинского страхования. Для работодателей главным нововведением является то, что они практически исключены из процесса страхования сотрудников. Более подробно об этом читайте в статье.

Новый нормативный документ не изменил порядок уплаты страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС. Как и в прошлом году, он регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Остались прежними и правила оплаты расходов на лечение работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве. Их возмещает ФСС РФ из счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 32 Закона N 326-ФЗ).

Кто является застрахованным лицом

В соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ граждане могут воспользоваться своими правами в области обязательного медицинского страхования, если они являются застрахованными лицами. К таковым относят граждан России, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Исключение сделано для высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Для целей Закона N 326-ФЗ застрахованные граждане поделены на две категории: работающие и неработающие лица.

Работающие граждане признаются застрахованными при выполнении одного из следующих условий (ст. 10 Закона N 326-ФЗ):

— физическое лицо работает по трудовому договору или исполняет обязанности по гражданско-правовому договору, по договору авторского заказа или лицензионному договору;

— самостоятельно обеспечивает себя работой (индивидуальный предприниматель, нотариус, адвокат, занимающийся частной практикой);

— является членом крестьянского (фермерского) хозяйства;

— является членом семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проживающих в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающейся традиционными отраслями хозяйствования.

Застрахованными могут быть и неработающие граждане:

— пенсионеры, независимо от основания назначения пенсии;

— студенты-очники, учащиеся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

— безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;

— один из родителей или опекунов, занятый уходом за ребенком до достижения им трех лет;

— трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;

— иные не работающие по трудовому договору граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Существуют определенные категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством исключены из системы ОМС. В частности, к ним относятся военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, МЧС России, уголовно-исполнительной системы. Они также имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Только их медицинское обеспечение финансируется за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 911).

Права и обязанности застрахованных лиц

Закон N 326-ФЗ наделил застрахованных лиц новыми правами и вменил им новые обязанности.

Застрахованное лицо получило право выбора.

Схема взаимодействия застрахованных лиц, страховых и медицинских организаций, ФФОМС, ТФОМС и работодателей изменилась.

Теперь же выбирать (или менять один раз в течение календарного года) страховую медицинскую организацию может только само застрахованное лицо. Закон N 326-ФЗ не предусматривает заключения договоров между фирмами и страховыми компаниями.

Заметим, обязательное медицинское страхование детей до дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой организацией, в которой застрахованы их матери (другие законные представители). После того как ребенок зарегистрирован и до достижения им 18 лет (приобретения дееспособности), обязательное медицинское страхование осуществляется страховой компанией , которую выберет законный представитель (родитель).

Если гражданин переезжает, он вправе менять страховую медицинскую организацию чаще чем раз в год (пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).

Выбор медицинского учреждения. Застрахованные лица имеют право выбирать и медицинское учреждение. Можно выбрать любое из тех, которое участвует в реализации территориальной программы ОМС. Соответствующий список должна предоставить страховая компания. Кроме того, он размещается на сайтах территориальных фондов ОМС.

Заметим, что Закон N 326-ФЗ предусматривает такие понятия, как базовая (первичная медико-санитарная, скорая медицинская и специализированная помощь) и территориальная программа ОМС. Первая действует на всей территории России, вторая — в том субъекте, где выдан полис. Она включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации. Перечень недомоганий (состояний), при которых медпомощь оказывается в рамках базовой программы, приведен в таблице на с. 29.

Таблица. Перечень болезней (состояний), при которых медпомощь оказывается в рамках базовой программы

Выбор врача. Кроме того, выбор врача также право застрахованного лица (п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ). Для этого нужно написать заявление на имя руководителя медицинской организации (главврача).

Поскольку у граждан появилась большая свобода выбора, логично, что и оформление полиса они должны взять на себя. Это произойдет с 1 мая 2011г . (до этого момента полисы по-прежнему будет оформлять бухгалтерия). Граждане будут получать полисы единого образца, действующие во всех регионах страны в рамках базовой программы ОМС. Это значит, что застрахованное лицо сможет получить медпомощь в любом регионе России. До принятия Закона N 326-ФЗ де-юре такое право существовало и ранее. Но на практике медучреждения либо отказывали в оказании помощи, либо требовали ее оплатить, так как не были уверены в том, что стоимость медицинского обслуживания будет возмещена, поскольку у каждого региона был свой полис. Теперь такая проблема должна уйти в прошлое.

Кроме того, не нужно будет переоформлять полис при переезде. Правда, только в том случае, если в новом регионе работает страховая организация, в которой гражданин был ранее застрахован. Если на новом месте нет той же страховой компании, в течение одного месяца нужно будет вновь выбрать страховую компанию по новому месту жительства.

Ранее выданные полисы старого образца действуют до замены на единые полисы.

Поскольку сотрудники, как правило, обращаются за помощью в бухгалтерию своего предприятия, бухгалтер может рассказать им о том, как действовать (см. памятку работнику на с. 31).

Какую страховую компанию выбрать?

Выбрать можно страховую медицинскую организацию, включенную в реестр ТФОМС, который размещается на его официальном сайте ____________________________(электронный адрес сайта ТФОМС).

Если гражданин, у которого нет полиса, не обратится в какую-либо страховую компанию, выбор за него сделает ТФОМС. Фонд прикрепит вас к той компании, которую выберет сам. Если гражданин, имеющий полис, не представит заявление о выборе (замене) страховой организации, он считается застрахованным организацией, в которой страховался ранее.

Какие документы подать?

В страховой компании нужно написать заявление о выборе этой организации (его бланк, как правило, дают сами компании). К заявлению следует приложить оригиналы (заверенные копии) документов, точный перечень которых можно посмотреть на сайте страховой компании. Ниже дан примерный перечень документов для каждой категории застрахованных лиц.

Дети после государственной регистрации рождения и до 14 лет:

— свидетельство о рождении;

— документ, удостоверяющий личность представителя ребенка;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Граждане России в возрасте 14 лет и старше:

— документ, удостоверяющий личность;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

— удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем или справка из ФМС о принятии жалобы на решение о лишении статуса беженца.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России:

— паспорт иностранного гражданина;

— вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Иностранные граждане, временно проживающие в России:

— паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации и отметкой о регистрации по месту жительства;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Лица без гражданства, постоянно проживающие в России:

— документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

— вид на жительство;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Лица без гражданства, временно проживающие в России:

— документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации и отметкой о регистрации по месту жительства;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Страховая медицинская организация выдает полис в день подачи заявления.

В случае утери полиса необходимо подать письменное заявление в страховую компанию. В заявлении следует описать причины и обстоятельства утраты. В этом случае будет выдан новый полис, а утраченный признан недействительным

Это интересно:  Статья 105 ТК РФ — Разделение рабочего дня на части

В зависимости от категории застрахованных лиц (работающие и неработающие) Закон N 326-ФЗ выделил две категории страхователей.

Для работающих граждан ими являются организации, граждане, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, которые производят выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, занимающиеся частной практикой.

Для неработающих граждан страхователи — это органы исполнительной власти субъектов РФ (к примеру, департамент здравоохранения края, области).

Страхователи обязаны (п. 2 ст. 17 Закона N 326-ФЗ):

— регистрироваться (сниматься с учета) в целях ОМС в территориальных органах ПФР (ранее — в ТФОМС). Для этого документы можно подать в бумажном или электронном виде;

— своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на ОМС.

Страхователи имеют право получать информацию о регистрации и перечисленных взносах в ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 17 Закона N 326-ФЗ).

Законом N 326-ФЗ введено понятие «персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам» в системе обязательного медицинского страхования (ст. 44 Закона N 326-ФЗ). Обратите внимание: работодатели таким видом учета не занимаются. Учет будут вести ФФОМС и ТФОМС, ПФР и его территориальные отделения, страховые организации, медицинские организации и страхователи для неработающих граждан. Порядок учета утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н.

Сведения о застрахованном лице — это, в частности:

— Ф.И.О. застрахованного лица, пол, дата и место рождения, гражданство, паспортные данные, место жительства, место и дата регистрации;

— страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

— номер полиса ОМС застрахованного лица, данные о выбранной страховой организации, дата регистрации в качестве застрахованного лица;

— статус застрахованного лица (работающий, неработающий).

При ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, будет собираться, в частности, такая информация, как номер полиса ОМС, диагноз, наименование медицинской организации, оказавшей услуги, виды оказанной помощи, ее объемы, стоимость и т.п.

Примечание. Добровольное медицинское страхование

Похожие записи

Ограничения на занятия трудовой деятельностью

Увеличение сроков разрешения трудовых споров в суде

Льготы для вредников

6 Комментарии

Здравствуйте! Передаю вам награду «За самый красивый блог». Вот здесь http://znanie-miru.ru/nagrada-za-samyiy-krasivyiy-blog-pozdravlyayu
Мои поздравления.
У вас действительно очень красиво!

Здравствуйте, Ольга!
очень интересная статья, спасибо! все ясно и понятно описано.
У меня такой вопрос. Для регистрации в поликлинике по фактическому места жительства (прописана в другой области, местной регистрации нет), с меня требуют ряд документов. И помимо полиса и паспорта нужна бумага, подтверждающая мое фактическое место жительства. Правомерно ли это?

С 1 января 2011 года можно выбирать себе поликлинику независимо от вашей прописки. Это предусмотрено Федеральным законом от 29.11.10 № 326-ФЗ. В некоторых страховых компаниях, например «РОСНО-МС» и «РЕСО-Мед», уже дают подробные консультации по применению новых правил. Мы выяснили у страховщиков, что можно выиграть от смены поликлиники и как все заработает на практике.
Чтобы встать на учет в выбранной поликлинике, достаточно написать заявление на имя ее руководителя. Ответ он обязан дать письменный – либо согласиться на ваш переход, либо дать мотивированный отказ.
Если медучреждение откажется вас принять, то можно написать письмо в страховую компанию. Там проверят, на основании чего они требуют пакет документов, действительно ли в клинике больше нет мест и допустимо ли сделать исключение в вашей ситуации.
В некоторых случаях страховая компания действительно может повлиять на решение главврача. Во-первых, если вы ранее уже лечились в этой поликлинике, сменили место жительства, но хотите продолжать лечение у знающих вас врачей. Во-вторых, если вы переехали, не меняя прописки. Здесь к обращению в страховую компанию стоит приложить либо копию свидетельства о временной регистрации, либо письмо в свободной форме от собственника квартиры, в которой вы теперь живете.
Прикрепление к поликлинике – это право получать бесплатную квалифицированную медицинскую помощь в любой государственной медицинской организации (это право регулируется статьей 21 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Кому дано это право? Гражданам Российской Федерации при наличии полиса ОМС (обязательного медицинского страхования). Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года (ФЗ №326-ФЗ).

Более подробную информацию Вы можете получить в страховой компании где получали полис ОМС, позвонив им по телефону или можете нанести им визит.
Важно! Согласно новым правилам теперь (с января 2011 года) для получения полиса ОМС не требуется подтверждение регистрации, как постоянной, так и временной, на территории страны.
В законах и постановлениях не прописывается необходимый алгоритм действий по прикреплению ОТ и ДО. Для этого есть масса подзаконных актов и инструкций.
Список документов для прикрепления к поликлинике:
— Заявление на имя главного врача организации (бланк должны выдать в приемной, или вы можете написать его в свободной форме, сославшись на Федеральный закон, упомянутый выше);
— страховой полис ОМС + копия;
— копия паспорта;
— документ, подтверждающий Ваше проживание по указанному адресу (если в паспорте указан ИНОЙ адрес). Чаще всего таким документом является временная регистрация или договор аренды квартиры (на усмотрение администрации поликлиники).

спасибо огромное! вы мне очень помогли!

Здравствуйте! У меня схожий вопрос — прописка Спб, проживаю в МО, хочу прикрепиться к поликлинике в Москве(очень близко к работе+работают в выходные и часы работы больше,нежели в подмосковной).Требуют регистрацию.Но по закону я имею право пребывать на территории РФ в месте, отличном от адреса постоянной регистрации, до 90 дней без регистрации.Куда обращаться в случае отказа в прикреплении?Поможет ли справка с работы как агрумент,дающий право претендовать на обслуживание именно в этой поликлинике по территориальному признаку?

В перечне документов, которые прописаны в законодательстве, при постановке на учет в поликлинику нет регистрации, соответственно данное требование не правомерно. Позвоните в страховую компанию, где Вы оформляли полис ОМС, они подскажут, куда обратиться.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Законопроект о выводе страховщиков из ОМС внесен в Госдуму

В Госдуму внесен проект поправок к закону «Об обязательном медицинском страховании», который исключает из системы ОМС страховщиков. Вместо этого предлагается создать реестр медорганизаций, которые бы занимались реализацией территориальной программы ОМС.

Проектом поправок, автором которых выступает депутат Федот Тумусов («Справедливая Россия»), предполагается, что договор на оказание и оплату медпомощи по ОМС заключается между медорганизацией из специального реестра и ТФОМС. Последний не сможет отказать в заключении договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинской организации, которую выбрал застрахованный.

За неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи ТФОМС уплачивает медорганизации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день возникновения просрочки, от не перечисленных сумм за каждый день просрочки.

За несвоевременную помощь или помощь ненадлежащего качества медорганизация уплачивает штраф. За использование не по целевому назначению медорганизацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Проект закона предлагает также вернуть норму о том, что помощь, оказываемая в рамках ОМС, не может быть объектом страхования по ДМС. При этом финансирование из средств ОМС предлагается дополнить указанием на финансирование из государственного бюджета, которое также не может дублироваться средствами ДМС.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что страховые медицинские организации не являются страховщиками, фактически не ведут страховую деятельность и не несут никакие риски. «Их функция состоит в том, чтобы осуществлять посредничество между государством и государственными же учреждениями здравоохранения. Однако эту же функцию, помимо других, несут на себе территориальные фонды ОМС. Следовательно, страховые медицинские организации оказались лишним, дублирующим звеном в системе. Это – институциональный факт», – отмечает депутат Тумусов.

Он считает, что страховщики появились на месте ТФОМС, когда государство не успело их сформировать, и они выполнили свою функцию по доведению средств до медицинских организаций в регионах. Эту функцию давно могут выполнять ТФОМС.

Попытка придать страховщикам статус защитников пациентов является ошибочной.

Во-первых, потому что страховые компании не занимаются защитой прав застрахованных. «Не может продавец защищать права потребителя, как и страховщик, даже и не настоящий, не может защищать интересы застрахованного, в частности, от самого себя», – пишет депутат.

Во-вторых, за 20 лет, несмотря на наличие полномочий по защите прав застрахованных, страховые организации эту задачу не решили, и решить не смогут, потому что у них имеется прямой конфликт интересов.«С момента введения в ОМС страховые медицинские организации действовали против интересов пациентов и системы здравоохранения. Нельзя улучшить систему государственного страхования, усилив деятельность компаний, которые страховыми только называются, и не могут развить именно страховые принципы», – отмечает депутат.

Это интересно:  Трудовая инспекция в Бокситогорске

По мнению автора законопроекта, вывести страховщиков из системы ОМС можно в течение одного-двух лет.

Правила ОМС в 2017 году

Условия действия полисов ОМС закреплены положениям, перечисленными в «Правилах обязательного медстрахования», введенными в действие Приказом минсоцразвития РФ № 158н от 28.02.2011. В указанные Правила по предоставлению медицинской помощи периодически вносятся изменения. Так, редакция положений была обновлена и в 2017 году. В чем суть изменений, произошедших в 2017 году? Чем вызваны эти изменения и что могут повлечь за собой? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что регулируют правила ОМС?

Большинство граждан в течение всей жизни сталкивается с заболеваниями различной степени тяжести. Это могут быть нарушения в результате полученных инфекций, обострение хронических заболеваний, получение увечий, беременность и роды. Во всех перечисленных случаях для дальнейшего нормального функционирования организма человека и с целью частичного или полного выздоровления необходимо оказание медицинской помощи.

Государство гарантирует получение своевременных и квалифицированных услуг врачей в рамках функционирующей системы обязательного медицинского страхования. Таким образом, ОМС ― это возможность для граждан получить своевременную медицинскую помощь. Спектр услуг в рамках программы достаточно разнообразен, состоит из следующих пунктов:

  • Скорая и экстренная медицинская помощь;
  • Прохождение амбулаторного лечение;
  • Пребывание в стационаре;
  • Предоставление диагностических и профилактических услуг;
  • Обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан;
  • Проведение вакцинации;
  • Прочие медицинские услуги, действующие в рамках ОМС.

Предоставляется медпомощь в рамках ОМС на безвозмездной основе. Источником финансирования являются работодатели и субъекты РФ. Отчисления в фонд ОМС производятся периодически в пределах установленных тарифов.

Кто относится к застрахованным лицам?

Воспользоваться услугами ОМС может довольно широкий круг лиц. Прежде всего сюда относятся граждане страны, включая неработающих, лиц пенсионного возраста, детей и прочих. К застрахованным относят и иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории РФ, беженцев и лиц без гражданства. Как застрахованные в системе ОМС согласно ст. 10 Закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. рассматриваются и самозанятые граждане, а также члены крестьянских хозяйств, лица, проходящие очное обучение, инвалиды, опекуны инвалидов и прочие.

Не признаются застрахованными иностранные специалисты высокой квалификации и члены их семей. За них работодатели не уплачивают страховые взносы в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования). Но эти категории лиц вправе получить врачебную помощь в стране, имея в наличии полис добровольного медицинского страхования (ДМС).

Права и обязанности участников страховых отношений

В системе медстрахования и в 2017 году сохраняется 3 вида участников. Это страховщики, страхователи и застрахованные лица. Застрахованными считаются граждане и иные лица, которые вправе рассчитывать на получение медицинской помощи в рамках действия ОМС. Для подтверждения статуса выдается страховой медицинский полис, позволяющий получать необходимый перечень бесплатных услуг на всей территории РФ.

В качестве страховщиков выступают страховые компании. В их обязанности входит оплата медицинских услуг, защита прав в части получения своевременных и качественных медуслуг. Страхователями являются, как правило, работодатели застрахованных лиц, субъекты РФ. К их основной задаче относится своевременное перечисление взносов в ФФОМС.

Изменения в ОМС, затрагивающие некоторые категории населения

С 2017 года в системе ОМС произошли некоторые изменения. В действующие до этого Правила ОМС были внесены корректировки на основании Приказа Минздрава России от 27.10.2016 № 803н. Принятые поправки затрагивают иностранных граждан и лиц без гражданства. Получаемые ими полисы могут быть представлены лишь в бумажном виде с периодом действия до конца текущего периода (года). При этом сохраняется условие, что окончательный срок документа не может быть дольше завершения срока разрешения временного проживания. Новшества затрагивают и граждан, чьи государства входят в состав ЕАЭС (Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан). Для граждан России полиса ОМС по-прежнему остаются бессрочными.

Формат полисов ОМС в 2017 году

Начиная с 2017 года в РФ начал действовать новый формат полисов ОМС. Их размер значительно уменьшился, в состав стал входить российский чип, позволяющий считывать информацию. Планировалось, что требуемое техническое оснащение будет введено на территории всех субъектов РФ уже до конца 2017 года. Новый формат документа позволяет считывать информацию о владельце электронно. Поэтому проблем с получением информации о пациенте возникнуть не должно. В том случае, когда владельцы новых полисов предъявят их в регионах, где недостаточная техническая оснащенность, данные о клиентах можно узнать по номеру полиса из общей базы ОМС.

Для тех граждан, у кого остаются на руках полисы старого образца, проблем возникнуть также не должно. Пока ограничивать срок действия предыдущих форм документов не планируется. При этом при желании предоставляется возможность поменять документ старого бумажного образца на более современный.

Преимущества новых образцов полисов очевидны. Прежде всего ― это более компактный формат. Обладателям небольшой карточки с чипом не придется больше рисковать испортить документ из-за его деформации. Всю информацию можно будет считать электронно благодаря внедренному чипу. Технология изготовления полисов нового образца способствует их большей сохраняемости. Испортить документ случайно станет практически невозможно. Кроме того, полиса содержат следующую информацию о владельце:

  • Паспортные данные;
  • Фото обладателя;
  • Электронная подпись владельца;
  • Наименование страховой компании.

Действующие правила обязательного медицинского страхования для граждан РФ останутся неизменными. Но будет предоставлена возможность получить более современный документ или обменять старый полис на новый. Положения ОМС также позволят получать необходимые услуги застрахованным лицам в рамках действующего законодательства. Небольшие новшества затронут лишь лиц без гражданства и иностранцев. Для них пока невозможно оформить полис нового образца, а срок действия документа теперь ограничивается календарным годом.

Заключение

Правила ОМС, обновившиеся в 2017 году, затронули иностранных граждан и лиц без гражданства, которым с указанного года выдают лишь бумажные полисы со сроком действия до конца года. Кроме того, с 2017 года полисы ОМС выдают гражданам, прибывающим по работе из стран ЕАЭС. Российские же граждане могут с указанного года обменять свои полисы на документ нового образца — пластиковую карточку с чипом.

Наталья Стадченко: Новый закон исключит медстрахование граждан, не подлежащих ОМС

Правительственный законопроект о персонифицированном учете в сфере обязательного медицинского страхования направлен на исключение страхования граждан, не подлежащих ОМС, повышение качества планирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов терфондов ОМС, сообщила глава ФОМС Наталья Стадченко на заседании Государственной Думы.

Госдума в пятницу на пленарном заседании обсудила в первом чтении законопроект, изменяющий порядок определения граждан РФ, подлежащих ОМС.

Говоря о новеллах законопроекта, Стадченко отметила, что закон конкретизирует категории категорий лиц, не подлежащих ОМС, а также механизмы приостановления и прекращения ОМС в их отношении.

«Это предмет нашего обсуждения ко второму чтению (законопроекта). На площадках комитета по здравоохранению мы будем это обсуждать. Для определения неработающего населения и платежа неработающего населения данное категорирование не нужно. Данное категорирование нужно для субъектов РФ, чтобы они определили, кто у них является работоспособного возраста и не работает по разным причинам… для того, чтобы субъект РФ работал с этими людьми для легализации их в рынке труда и законной уплаты страховых взносов всех, в том числе на обязательное медицинское страхование», — сказала Стадченко.

Взносы в систему ОМС за работников сейчас платят работодатели, а за неработающее население — региональные бюджеты. При этом власти давно обсуждают проблему налогообложения доходов и уплаты взносов за так называемых самозанятых — граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность, не регистрируясь в ФНС, и не платят налогов и соцвзносов.

Счетная палата РФ в отзыве на законопроект о персонифицированном учете в системе обязательного медстрахования предлагает дать регионам возможность проверять достоверность отнесения граждан к категории неработающих при уплате за них социальных взносов.

Как отметила глава ФОМС, в законопроекте также содержится регламентация информационного взаимодействия федеральных госорганов и ФОМС при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, включая регламентацию порядков и сроков предоставления сведений о застрахованных лицах и лицах, не подлежащих ОМС.

Также в документе прописано наделение территориальных фондов ОМС полномочиями проверять достоверность сведений персонифицированного учета застрахованных лиц в части их соответствия документам, удостоверяющим личность гражданина РФ.

В законопроекте заложено и полномочие правительства РФ по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов ОМС, а также предусмотрено совершенствование механизма контроля за наличием у граждан права на ОМС.

«Законопроект не приводит к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным в ОМС лицам, осуществляется в пределах субвенции, утверждаемой в бюджете ФОМС на очередной финансовый год и на плановый период», — заключила Стадченко.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Новые деловые вести, Волгоград, 18 октября 2008 г.

Добровольная автогражданка прибавит уверенности за рулем

Все мы видим: на дорогах Волгограда и области постоянно растет количество автомобилей, значительная часть из них — дорогие иномарки. К сожалению, увеличивается и количество ДТП с их участием. Во сколько может обойтись ремонт серьезно поврежденной в аварии иномарки? По словам руководителя производственного отдела кузовного ремонта «Тойота Центр Волгоград», входящего в группу компаний [. ]

Это интересно:  Ст 230 ТК РФ 2019 года

Вечерний Новосибирск, 7 сентября 2010 г.

Новый закон о медицинском страховании: кому выгодно

Разработка нового закона об обязательном медицинском страховании (ОМС) началась с процессов, которые были названы Межрегиональным союзом медицинских страховщиков (МСМС) «кулуарными». Минздрав внес законопроект об ОМС не через правительство, а через депутатов, что позволило не согласовывать его в ведомствах. МСМС выступил с критикой проекта, заявив в своем обращении, что «не было сделано ничего для того, чтобы каждый россиянин понимал, как работает данный закон и что получится в результате реформы ОМС.

Просто недопустимо оставлять безучастной к данной проблеме общественность и полностью отдавать процесс принятия решений на откуп чиновникам». Реформа здравоохранения, прописанная в новом законе об обязательном медицинском страховании, приведет к радикальным изменениям во всей системе. Теперь в ней главную роль будет занимать пациент и его потребности.

Электронный полис как носитель информации о пациенте, пациент как центральная фигура в выборе страховой организации, частные клиники в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) – эти и другие новации могут войти в практику при вступлении в силу федерального закона «Об обязательном медицинском страховании». Но пока еще к законопроекту эксперты относятся отстраненно, ожидая дальнейших действий и результатов. Чего ждать новосибирцам от нового закона выясняла корреспондент Сибкрай.ru.

Что имеем

Общепризнанно, что существующая модель медстрахования работает неэффективно. В ее основе лежит принцип «деньги – лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) – пациент». Фактически, система функционирует в бюджетном варианте, так как оплачиваются не страховые случаи, а койко-дни и так называемые «законченные случаи», что означает «обращение пациента к конкретному врачу, когда цель этого обращения достигнута». Согласно законопроекту об ОМС, будет внедрен другой принцип – «деньги – пациент – ЛПУ». По словам заместителя директора управления урегулирования убытков ОАО «Росстрах» по личному страхованию Марьяны Ефремовой-Отченаш, «отношения в системе ОМС построены по следующему принципу – лечебные учреждения получают средства от страховых медицинских организаций не в качестве возмещения затрат за проведенное лечение, а в качестве средств на предоставление медицинской помощи. В этой ситуации больницы и поликлиники не заинтересованы в повышении качества оказываемых услуг, поскольку при организации оплаты по системе сметного финансирования они в любом случае получат ранее оговоренную оплату, вне зависимости от своих реальных усилий».

Между тем понятно, что в центре внимания системы здравоохранения должно быть здоровье пациента. В существующей модели доминирует врач, пациенты же борются за право быть принятым им, предварительно отсидев огромную очередь. В новой системе именно пациент будет решать, в какую поликлинику ему обратиться и к какому врачу пойти. Тогда среди медучреждений и возникнет конкуренция за клиента. Пациент, а не государство, станет источником финансирования, следовательно, в таких условиях будет повышаться качество услуг и развиваться клиника как организация. Сейчас же человек со страховым полисом ОМС формально «имеет право получать медицинскую помощь в соответствии с утвержденной программой государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью».

Фактически же в программе ОМС не прописаны ни виды услуг, на которые имеет право пациент, ни виды лекарств, ни их стоимость. Из всех пациентов, которые обращаются в клиники, осведомленными являются только 10-15%. Основная масса людей, обращаясь в ЛПУ, не знают своих прав. Чтобы изменить данную ситуацию, нужно знать реальные цены на медицинские услуги. — Просчитать реальную стоимость медицинских услуг в каждом лечебно-профилактическом учреждении – вот это должно быть первым шагом к реформированию системы, — считает Елена Бобяк, директор агентства «СИМА-консалтинг». На сегодняшний день фактически это сделано только в частной и высокотехнологичной медицине.

Цена приема у частного врача состоит из таких составляющих, как зарплата медицинскому персоналу, арендная стоимость помещения, стоимость оборудования и многое другое. Новые стратегические решения, такие как реформирование отрасли, требуют большой и сложной подготовки, вынесение вопроса на общественное обозрение, участие первых лиц здравоохранения в обсуждении вопросов, долгий процесс анализа существующего положения в медицине. Эта платформа и должна стать базой для принятия решений и определения основных направлений в реформе.

Не готовы

По результатам опроса холдинга ROMIR Monitoring, в России лишь около 5% от общего числа пациентов пользуются услугами частных клиник. Большинство же населения предпочитает обращаться в государственные ЛПУ. Их преимуществом является скорее бесплатность, чем эффективность. Частная медицина сегодня – материально независимая от государства составляющая часть системы здравоохранения страны. Поэтому в новом законопроекте планируется привлекать частные клиники в систему ОМС для создания конкуренции между медучреждениями. Законопроект обещает частным клиникам компенсацию некоторых расходов, в которые будут входить, например, услуги связи, транспорта, коммунальные платежи, программное обеспечение.

Но пока частные клиники, по словам Петра Смиренко, директора клиники «Смитра», привлекают в системе ОМС только пациенты. Все остальные предложенные условия неубедительны для перехода в эту систему, так как они не смогут покрыть даже малой части расходов платного центра. Наталья Сухарева, директор клиники «Здравица», приводит примеры проблем, с которыми можно столкнуться, работая в системе ОМС. Прежде всего, это несовершенство законодательства и отсутствие практических регламентов. В законопроекте нет всех необходимых регламентов, как будет проводиться реформа, кто ответственный, какие процедуры следуют, за чей счет все будет осуществляться. Нет механизма контроля реализации, разбора проблем и корректировки действий. Государственные органы на местах не выражают инициативы в сотрудничестве с платными клиниками. Это, например, может выражаться в затягивании решений чиновниками. Кроме того, если говорить о поликлинических услугах, а не об операциях, существует большой комплекс контролирующих мероприятий со стороны государства при небольшом экономическом эффекте.

Деликатные попытки реформирования

Отношения в системе ОМС пока регламентируют такие законы: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (который был принят еще в 1991 году и имеет множество поправок); Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Елена Бобяк комментирует ситуацию: «Если бы действующее законодательство выполнялось, то возможно не появилась бы потребность в новом законе. Я не вижу необходимости в принятии нового федерального закона. Действующие нормативные акты позволяют пациенту выбирать врача и клинику, частникам – работать в ОМС, ввести так называемый «полный тариф» и многое другое. Проблема именно в том, что действующее законодательство практически не выполняется. Где гарантия, что будет выполняться предлагаемый закон?».

В некоторых субъектах федерации есть опыт работы медицинских учреждений в системе, где центральная роль принадлежит пациенту и его потребностям. Например, проект «модернизация системы здравоохранения Томской области», проекты в Кемеровской области и Приморском крае, в основе которых лежит подушевое финансирование. Здесь на первый план выходит результат медицинской деятельности – здоровый пациент. Подушевое финансирование позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы учреждения. Поликлиники при подушевом финансировании заинтересованы в увеличении прикрепленного населения, а значит в повышении качества услуг, которые так привлекательны для пациентов. Эти проекты удалось осуществить только благодаря волевому решению руководства области и отрасли, которые хотели и могли что-то менять.

Реорганизация системы здравоохранения – сложный и долговременный процесс. Лиана Пепеляева, депутат Государственной Думы, поясняет: «Кардинально ломать существующую систему никто не собирается. Вопросы получения обязательной медицинской помощи касаются каждого из нас, поэтому здесь любые решения должны быть максимально взвешенными и деликатными, а не радикальными. Основные принципы остаются прежними, страхование будет всеобщим и бесплатным для человека. Но мы будем отходить от финансирования учреждений. Финансироваться будут конкретные оказанные услуги – по принципу «деньги следуют за пациентом». Реформа будет проходит поэтапно. Общественность сегодня активно обсуждает заявленные «нормы-нововведения». Пациентам, ЛПУ, врачам остается только ждать реализации, но взвешенные и деликатные решения позволят им почувствовать разницу с сегодняшним днем еще не скоро.
***
Ситуация сейчас:
— Бюджет больше ориентирован на поддержание «здоровья» ЛПУ – зданий, помещений, покупку оборудования, обеспечение заработной платой сотрудников, согласно штатному расписанию.
— Органы исполнительной власти — Департаменты здравоохранения являются посредником между покупателем медицинской услуги (бюджетом) и конечным получателем услуги (пациентом).
— Страховые медицинские организации в системе здравоохранения фактически выступают в роли оператора по переводу средств на счет лечебного учреждения, не занимаясь организацией и контролем качества медицинской помощи для пациента.
— Нет анализа эффективности использования средств, контроля за тем, чтобы «покупались» более качественные услуги. Нет системы оценки эффективности использования имеющихся мощностей, нет система анализа и практического применения обработанных результатов уже имеющейся информации.
— Уровень подготовки медицинских кадров (среднего и высшего звена) не соответствует современным потребностям здравоохранения, менеджмент лечебных учреждений не меняются в течение десятилетий, инновационные подходы в управлении ЛПУ внедряются медленно.

Информация предоставлена Еленой Бобяк, директором компании «СИМА-консалтинг»

Вся пресса за 7 сентября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Страховое право, Обязательное медицинское страхование

Статья написана по материалам сайтов: alianskadrovic.ru, www.asn-news.ru, insur-portal.ru, www.ffoms.ru, www.insur-info.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector