+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Новый закон об образовании

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Десять основных положений нового закона об образовании

Новый закон Об образовании в РФ» вступает в силу с 1 сентября. Он заменит два базовых закона — «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). Работа над проектом закона началась еще в 2009 году, и все это время не утихали споры как в политическом и профессиональном сообществах, так и среди граждан. Корреспонденты редакции «Общество» РИА Новости выбрали 10 принципиальных положений нового документа.

1. Школьное образование остается бесплатным

2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов

Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября.

3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет

Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.

4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников

Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.

5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования

6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе

По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.

7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся

Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.

Это интересно:  Может ли директор ооо не получать зарплату

8. Изменяется система профессионального образования

9. Учителя получают особый статус

Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года. По документу им предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Педагогические работники, которые проживают в сельской местности или поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ. Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.

10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной

Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.

Славно жить на белом свете…Но, толкаясь у крыльца,
Прибежали в избу дети, второпях зовут отца.
«Тятя, тятя!» «Что за тема?» Те рыдают и галдят:
«Снова школьную систему реформировать хотят!»

«Что, опять?!» «Да в том и дело! В том и горе, что – опять…»
«Ну, так что ж – пора приспела: сколько ж можно не менять…
Сколько можно – по старинке, древним дедовским путём…
Мы же все теперь на рынке – на почти что мировом!

Не в застое нынче все мы, чтобы так, из года в год,
По устойчивой системе образовывать народ!
Мы хотим без выкрутасов, нервотрёпок и потерь:
Поучились десять классов – пусть одиннадцать теперь.
А чтоб не разбаловаться, не расслабиться вконец –
Перейдём и на двенадцать» – отвечает им отец.
Так с экрана и в газете разъясняют без конца.

Прибежали в избу дети, второпях зовут отца.
«Эх, ну что за наказанье! Что опять пугает вас?»
«Говорят, теперь экзамен ликвидируют как класс!
Министерство воду мутит, или злая вражья месть,
Но – ЕГЭ отныне будет выявлять, каков ты есть».

Тот глядит глазами лоха, и ответ его таков:
«Ну, ЕГЭ – не так уж плохо. Где ж тут происки врагов?
Ты раскрытыми глазами в ситуацию вглядись:
Раньше был себе экзамен. Хоть ты в доску расшибись,
Хоть в шпаргалки, хоть в зубрилки, хоть посредством «Отче наш» –
А порою без бутылки ни за что его не сдашь!

А дебил, или дебилка, или полный идиот,
С пятизвёздочной бутылкой – беспрепятственно сдаёт.
Ведь коррупция заела бюрократию страны.
А ЕГЭ – другое дело. Там – как в бане, все равны.

Хочешь быть миллионером прямо на поле чудес –
Отвечай таким манером: «Эта буква в слове есть».
Знанья – тоже расчудесно, только это – так, слова.
Тут же просто всё и честно, не нужна и голова.

Ни смекалка, ни таланты не влияют здесь никак.
Но кладут уже на лапу не какой-нибудь коньяк.
Но кладут на это место не коробочку конфет –
Чтобы выведать на тесты самый правильный ответ.

Очень ценная реформа. Ясно разница видна:
Поменяли вроде форму – увеличилась цена.
Будут и жених невесту, и невеста жениха
Выбирать согласно тесту. И не надо «ха-ха-ха»!
Ведь наверно ж не верблюды правят нашею страной…
Там сидят такие люди – не глупее нас с тобой!
Там сидят не на диете – но и пашут, как Толстой.

Прибегают в избу дети: «Тятя, лучше б уж застой!
Ни ученья, ни покоя в просвещенье на Руси …
Намудрят опять такое, что – святых хоть выноси!»

«Ну и что тут за проблема? Нет проблемы никакой.
Мы живем в такое время, что не снится нам покой.
Глупо праздновать победу, не умнее и рыдать:
В понедельник или среду всё изменится опять.
Классов много будет. Мало. Поотменят их совсем…
Было пять привычных баллов – станет девять, двадцать семь…

Совершенствуй год от года свой закон из года в год –
Вот и выйдет из народа образованный народ.
А останется в народе исключительно одно:
Управляемое вроде, и удобное… население».

Прибежали в избу дети, второпях зовут отца…
Славно жить на белом свете.
Ламца-дрица, гоп-ца-ца.

Наиболее востребованными являются учителя:

Иностранного языка – 251 вакансия;

Начальных классов – 200 вакансий;

Русского языка и литературы – 107;

Физической культуры – 107;

Изобразительного искусства – 19;

и т.д. Я в прошлом году оформила педпенсию, уволилась и работаю индивидуально с детьми (ИП). Зарабатываю в 2 раза больше, а нагрузка уменьшилась раз в 40. Ничем заманить в школу не могут. Я считаю, что сегодня педагогам школ и дс надо платить от 50.000 руб

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Новый закон «Об образовании»: комментарий юриста

Новый закон внесет много изменений в действующую на сегодняшний день систему образования в Российской Федерации. Так что же нас ждет в ближайшем будущем и каковы эти изменения? Главные изменения нового документа комментирует юрист Городского центра информатизации «Эгида» Наталья Александровна Александрова.

В статье 2 ФЗ появляется глоссарий, состоящий из понятий, используемых в новом законе. Раскрываются, например, такие понятия, как «обучающийся», «образовательная организация», «инклюзивное образование», «конфликт интересов педагогического работника», «присмотр и уход за детьми» и другие.

Вторая новелла состоит в изменении формулировок некоторых понятий. На сегодняшний день используется понятие «Образовательное учреждение». В новой редакции это понятие изменяется на понятие «Образовательная организация». Исходя из этого, после вступления изменения в силу образовательным учреждениям необходимо внести соответствующие изменения в свои Уставы в течение трех месяцев после вступления закона в силу. При внесении данных изменений необходимо руководствоваться ст. 2 ФЗ «Об образовании».

Новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если такое образование получается гражданином впервые.

Это интересно:  Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний

В статьях 7, 8, 9 ФЗ «Об образовании» определены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В Новосибирской области таким органом является Главное Управление образования мэрии г. Новосибирска. К его полномочиям относятся:

– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

– организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

– создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях;

– создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций;

– обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

– учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями города Новосибирска и Новосибирской области;

– осуществление иных полномочий в сфере образования, которые закрепляются ФЗ «Об образовании».

Новый ФЗ «Об образовании» определяет следующие уровни общего образования:

1. Дошкольное образование

2. Начальное общее образование

3. Основное общее образование

4. Среднее общее образование

И следующие уровни профессионального образования:

1. Среднее профессиональное образование

2. Высшее образование – бакалавриат

3. Высшее образование – специалитет, магистратура

4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

В статье 11 раскрываются такие понятия, как «Федеральные государственные образовательные стандарты». Порядок их разработки, утверждения и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. Они определяют структуру основных образовательных программ, условия их реализации и др. Т.е. определяют список предметов и количество часов, которые будут являться обязательными к изучению и будут бесплатными.

Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с государственным образовательным стандартом. Согласно новому закону реализация образовательных программ возможна с использованием различных технологий, в том числе допускается использование дистанционных технологий и электронного обучения.

Новым законом предусмотрена возможность сетевой формы реализации образовательных программ. Т.е. обучающиеся смогут осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных организаций.

Статья 16 посвящена понятиям «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и законодательно закрепляет право организаций, осуществляющих обучение, их применять. Т.е. организациям можно осуществлять обучение как с использованием различных баз данных, так и дистанционно (на расстоянии).

Новый ФЗ закрепляет следующие формы получения образования:

– В организациях – в очной, очно-заочной, заочной форме.

– Вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Вводятся понятия «Экспериментальная деятельность» – это возможность внедрения новых образовательных технологий, и «Инновационная деятельность» – это деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования.

После вступления ФЗ в законную силу в Российской Федерации образовательные организации будут подразделяться на следующие типы:

1. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы:

– дошкольная образовательная организация;

– профессиональная образовательная организация;

– образовательная организация высшего образования.

2. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы:

– организация дополнительного образования;

– организация дополнительного профессионального образования.

В компетенцию образовательной организации включается установление требований к одежде обучающихся. На свое усмотрение образовательная организация может ввести школьную форму определенного образца.

Также нововведения коснулись и сельских школ. Согласно статье 22 принятие решения о реорганизации или закрытии общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении не допускается без учета мнения жителей этого поселения.

В статье 29 обновлен список информации, которая в обязательном порядке должна содержаться на сайте образовательной организации. Например, теперь помимо сведений о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации, также нужно указывать информацию об опыте работы педагогического работника.

4 глава ФЗ посвящена обучающимся и мерам их социальной поддержки. В качестве таковых указываются:

– полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью и т.п. в случаях, которые установлены ФЗ и законами субъекта Федерации;

– обеспечение питанием в случаях, которые также установлены соответствующими законами;

– обеспечение местами в интернатах и жилыми помещениями в общежитиях;

– получение стипендий и иных денежных выплат;

– предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки.

Также как и в действующем законе, в новой редакции предусмотрено по решению организации отчисление несовершеннолетнего обучающегося, однако устанавливается ограничение в том, что отчисление возможно только по достижении им 15 лет.

Впервые законодательно закрепляется особый статус педагогического работника. Указано, что педагогические работники будут иметь следующие трудовые права и социальные гарантии, которые несколько отличаются от тех, которые установлены в действующем на сегодняшний день законе:

– право на сокращенную продолжительность времени. Однако не устанавливается предела количества часов;

– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. В действующем законе установлен срок в пять лет;

– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;

– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако сейчас назначается пенсия за выслугу лет;

– право на предоставление педагогическим работникам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди помещений по договору социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, который представляет собой совокупность жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан временно;

– право педагогических работников, которые проживают и работают в сельских населенных пунктах на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размеры такой компенсации устанавливаются Правительством РФ;

– педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена выплачивается компенсация за работу по подготовке и его проведению. Размеры такой компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, которые выделяются на проведение ЕГЭ.

Отдельно отмечается, что педагогический работник организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

В законе дана следующая формулировка понятия «Конфликт интересов педагогического работника»: это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Чтобы стало более понятно, попробуем привести пример.

У преподавателя в классе есть ученики, которые обучаются по дополнительной программе, которая выходит за рамки Государственного стандарта и соответственно оплачивается дополнительно его родителями. И также есть те ученики, которые обучаются только по программе строго соответствующей Государственному стандарту и ничего дополнительно их родители не оплачивают. Ну а так как часть суммы за дополнительные платные услуги оплачивается педагогу, то может возникнуть ситуация, в которой педагог будет заинтересован больше уделять внимания тем детям, которые учатся по дополнительным отдельно оплачиваемым программам.

Особое внимание хотелось бы уделить системе оплаты.

Согласно статье 65 нового ФЗ «Об образовании» с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, будет взыматься плата. Учредители детских садов сами вправе устанавливать размер взымаемой с родителей (законных представителей) платы. Но включение расходов на реализацию программы дошкольного образования, а также расходов на содержание имущества образовательных организаций в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком не допускается.

Этой же статьей предусмотрена компенсация родителям (законным представителям) в размере, который устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% на второго, не менее 70% на третьего и последующих детей.

Что же касается организаций, осуществляющих общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, то образовательные программы в рамках государственного стандарта будут реализовываться бесплатно. Однако за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и ее размер. То же самое касается и образовательных организаций с наличием интерната.

Изменения затронули и высшее образование. Теперь число обучающихся за счет бюджетных ассигнований будет увеличено и составит не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Т.е. в сравнении с законом, действующим на сегодняшний день, цифры значительно увеличиваются (в настоящее время – не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ).

Статья 104 регулирует такую услугу, как «образовательный кредит». Т.е. родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося или сам обучающийся, достигший возраста 18 лет, смогут в банке или иной кредитной организации получить целевой кредит на оплату обучения, питания, проживания, приобретения учебной литературы и других бытовых нужд в период обучения.

Несмотря на то, что новый закон «Об образовании» на сегодняшний день вызывает много споров и вопросов у родителей и обучающихся, его введение обещает в ближайшем будущем поднять систему образования на гораздо более высокий уровень и сделать образование более доступным.

Уважаемые коллеги! Если у вас остались вопросы по ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» или другим нормативно-правовым документам образования, вы можете задать их в рубрике «Вопрос юристу».

Новый закон об образовании: чего ждать школьникам, родителям и учителям

В чем смысл 12-летнего школьного обучения и как это будет реализовано на практике? Станет ли образование более доступным, а профильные учреждения – более прозрачными? Какие еще нововведения предусматривает реформа? #Буквы разобрали законопроект № 3491-д «Об образовании», окончательно принятый Верховной Радой в первый день после каникул.

Это интересно:  Ст 312.1 ТК РФ 2019 года

ЗАЧЕМ НУЖНО БЫЛО МЕНЯТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?

Законопроект № 3491-д был принят депутатами в первом чтении в октябре 2016 года, но не проголосован в последний день предыдущей сессии 13 июля. Сторонники законопроекта настаивали на том, чтобы поставить его на голосование в начале 7-й сессии, чтобы деньги на реализацию реформы были выделены в госбюджете на 2018 год.

Закон «Об образовании» является базовым, и без его принятия невозможно менять законы Украины «О среднем образовании» «О профессиональном образовании», а также разрабатывать закон «О национальной системе квалификаций».

О том, зачем необходимо было менять законодательство 1991 года, подробно рассказала идеолог реформы – министр образования Лилия Гриневич – в колонке на сайте своего ведомства. По ее словам, действующая система образования в Украине застряла в советском прошлом, а негативными последствиями школьной «уравниловки» становятся отсутствие у детей интереса к учебному процессу, рост у них заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, случаи буллинга в школьной среде и высокий (22,8%) уровень молодежной безработицы.

Реформа, в свою очередь, призвана:

  • Развивать в детях качества, которые не могут быть автоматизированы (креативность, управление людьми, эмоциональный интеллект и т.д.);
  • Сформировать новую фигуру школьного учителя, который владеет преподавательскими методиками XXI века и способен реализовывать педагогику партнерства;
  • Совместно с Министерством регионального развития реализовать проект «Новое образовательное пространство», предусматривающий коренную модернизацию школ;
  • Научить детей общаться между собой и создать безопасную среду для их взаимодействия.

«Все это невозможно «впихнуть» в двухлетнюю профильную старшую школу, где дети должны углубить изучение профильных предметов и подготовиться к сдаче внешнего оценивания без вреда для своего здоровья. Именно поэтому нам нужно увеличить продолжительность учебы на год», — поясняет министр.

КАК ИМЕННО ИЗМЕНИТСЯ ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Говоря о принятии законопроекта во втором чтении, большинство СМИ сделали акцент на переходе к 12-летнему школьному образованию. Однако, по словам министра, общая продолжительность обучения (с учетом ВУЗа) не изменится, поскольку 12-летнее школьное образование позволит сократить бакалаврат по большинству специальностей с 4 до 3 лет.

Вот как будут выглядеть уровни полного среднего образования согласно новому закону:

  • Начальное образование – 4-летнее обучение в начальной школе (учреждении I ступеня). Обучение в школе дети могут начинать в 6 либо 7 лет. Предусмотрено два цикла учебы: адаптационно-игровой (1-2 класс) и основной (3-4 — класс);
  • Базовое среднее образование – 5-летнее обучение в лицее (учреждении II ступеня). Здесь также предусмотрено два цикла: адаптационный (5-6 класс) и цикл базового предметного обучения (7-9 класс).
  • Профильное среднее образование – 3-летнее обучение в лицее (учреждение III ступеня) или учреждениях профессионального образования. Лицеи могут быть академической или профессиональной направленности: в первых ученику дается возможность углубить знания и поступить в ВУЗ, во вторых – начать получение своей первой профессии.

Для начального образования 12-летка вступит в силу с 1 сентября 2018 года; для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года; для профильного среднего – с 1 сентября 2027 года.

Результаты обучения на каждом уровне будут оцениваться путем проведения государственной итоговой аттестации, которая может осуществляться в разных формах – в том числе и в виде внешнего независимого тестирования.

КАКИЕ ЕЩЕ ЕСТЬ НОВОВВЕДЕНИЯ?

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Статья «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями» гарантирует право таких людей на образование с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и интересов – а также подготовку специалистов, способных обеспечить такое преподавание. Образовательные учреждения будут в случае необходимости создавать инклюзивные группы и классы, а органы местного самоуправления – основывать ресурсные центры инклюзивного образования. Дети с физическими, сенсорными и другими нарушениями будут обеспечиваться необходимыми средствами для обучения, а помещения в учебных учреждениях станут отвечать критериям доступности.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ. Учреждения по территориальному признаку будут объединяться в образовательные округа. В более крупных населенных пунктах (например, райцентрах) будут действовать опорные школы, куда будут ездить школьники из ближайших сел, если в них школы «оптимизировали» (т.е. убрали из них старшие классы). Само собой, для функционирования такой модели необходима не только закупка транспорта, но и ремонт дорог.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Контроль за деятельностью образовательных учреждений во многом будет осуществляться по-новому. Кроме наблюдательных и/или опекунских советов, которые смогут влиять на стратегию развития учреждения и проверять соблюдение ими бюджетов, одним из инструментов контроля станут веб-сайты самих учреждений, которые обяжут публиковать различные виды отчетности, в том числе финансовой. Вводится понятие «академической добросовестности», которое будет применяться ко всем участникам образовательного процесса (к «академической недобросовестности» будет относиться как плагиат и списывание, так и получение или дача взятки). Государственный контроль, в том числе институциональный аудит и аккредитация учебных программ, возложена на центральный орган исполнительной власти по обеспечению качества образования. А осуществлять контроль за тем, чтобы права учащихся не нарушались, будет профильный омбудсмен, назначаемый Кабмином на 5 лет.

ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС. По признанию Гриневич, этот аспект реформы вызвал больше всего споров. Языком обучения в Украине является государственный, но в зависимости от программы учреждение может осуществлять преподавание на двух и более языках, в т.ч. английском или языке национальных меньшинств. Компромисс принятого варианта реформы заключается в том, что количество предметов, преподаваемых на украинском, будет плавно увеличиваться со средней школы: в 5-9 классах будет вводиться несколько предметов на украинском, а в старшей школе преподавание может вестись уже полностью на государственном языке.

ПРИНЦИП «ДЕНЬГИ ХОДЯТ ЗА РЕБЕНКОМ». Если ребенок учится в частной школе, имеющей лицензию и работающей по аккредитованной программе, государство осуществляет финансирование его образования путем передачи целевого объема средств такой школе.

И ПОСЛЕДНЕЕ (НО НЕ ПО ВАЖНОСТИ): ЧТО С УЧИТЕЛЬСКИМИ ЗАРПЛАТАМИ?

Новый закон привязывает зарплаты учителей к минимальной зарплате: предусмотрено поэтапное повышение должностного оклада педагогического работника до трех МЗП (9600 грн). Каждая новая категория учителя дает прибавку к окладу в размере 10%. Кроме того, устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет в следующих размерах: более 3 лет — 10%; более 10 лет — 20%; более 20 лет — 30% оклада. Для научно-педагогического работника (ассистента кафедры) надбавка к окладу составляет 25%. Для педагогического сотрудника, прошедшего добровольную сертификацию – 20% на протяжении срока действия такого сертификата (5 лет).

ЧТО ГОВОРЯТ КРИТИКИ?

Принятие новой редакции любого базового закона не может обойтись без нареканий. Закон «Об образовании», работа над которым велась несколько лет, не стал исключением. Против нововведения высказывались и весьма абсурдные аргументы: по словам и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, в день голосования в зале звучали предупреждения о том, что «нельзя вводить 12-летнюю систему образования, поскольку 18-летние девочки будут выходить из школы беременными». «Невероятно! — пишет чиновница, — В 21 веке в европейской стране кому-то приходит в голову, что жизнь женщины должна ограничиваться институтом семьи и заботой о детях».

Закон встретил противодействие «Оппозиционного Блока»; в частности, Сергей Кивалов назвал его сырым, заявив, что документ усложняет доступ к высшему образованию. «Как можно требовать сдавать успешно ВНО, если знаний в школе дети практически не получат! Тем более что вводят внешнее оценивание для 4-го и 9-го классов. Для малышей это, конечно, дополнительный большой стресс. И главное – какой в этом смысл? Мне не понятно, какая судьба ждет девятиклассников, которые не смогут успешно сдать ВНО. Они ведь и в ПТУ вряд ли смогут поступить, ведь более ста училищ закрыли», — жалуется нардеп. Его коллега по фракции Александр Вилкул сетует и на компромиссную языковую модель: «Когда в средних классах на родном языке можно преподавать только два урока в день, а в старших классах средне школы ни одного нельзя преподавать на родном языке, то это не европейский путь», — утверждает он.

Другие политсилы, называя закон далеким от идеала, все же приписывают себе заслуги за его положительные моменты. В частности, в пресс-релизе на сайте «Батькивщины» Юлия Тимошенко сообщает, что именно ее фракция предотвратила массовое сокращение преподавателей, сохранила питание и медобслуживание в школах, а также государственное финансирование ПТУ.

Владимиру Гройсману припомнили сказанные на линейке 1 сентябре слова о том, что «не каждому человеку нужно высшее образование» и решение Кабмина выделить на модернизацию учебного процесса в начальных школах 1 млрд грн из бюджетных средств (всего, по подсчетам МОН, реформа до 2030 года потребует порядка 87 млрд грн). Критики закона подчеркивают, что за период, пока будут осваиваться эти средства, успеет смениться парламент, Кабмин и Президент, и неизвестно, поддержат ли они заданный уровень финансирования.

Как бы там ни было, 255 депутатов отдали свой голос закону в этой редакции. А Президент, в свою очередь, поблагодарил всех, кто приложил руку к документу. «Новая украинская школа открывает свои двери для нового поколения украинцев — компетентных, патриотичных, открытых к миру. Рад, что нам это удалось. Ведь реформа образования — это мощный толчок и для других реформ, которые сегодня осуществляет Украина», — написал Порошенко в Facebook.

Подписывайтесь на #Буквы в Telegram и Viber. Самые важные и свежие новости — вы узнаете первыми!

Статья написана по материалам сайтов: zakonobobrazovanii.ru, zakon-ob-obrazovanii.ru, ria.ru, www.nios.ru, bykvu.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector