Обязательный аудит: критерии 2019 года

Актуально на: 5 апреля 2018 г.

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2018 году, расскажем в нашей консультации.

Содержание

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2017 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, обязательный аудит обязаны проводить, в частности:

Куда сдавать аудиторское заключение?

А вот в Росстат заключение, полученное по результатам обязательного аудита, представить необходимо. Сделать это нужно вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи такой отчетности в Росстат аудиторская проверка еще не завершена, то досдать аудиторское заключение в орган статистики нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Обязательный аудит: критерии и изменения в 2018 году

Начало текущего года ознаменовалась значительными изменениями относительно процедуры ежегодных проверок финансовой отчетности определенного ряда юридических лиц, его основных критериев. Более подробно каждый пункт рассмотрен в статье.

Обязательный аудит – достаточно сложная, поэтапная и строго регламентированная процедура проверки годовой отчетности на правдивость и соответствие нормам отечественного законодательства. Согласно действующим законам, проводить такую проверку имеют право только компании или частные аудиторы, получившие необходимый квалификационный аттестат.

Проверка может носить добровольный характер, когда руководство желает контролировать состояние дел и работу своих сотрудников. Но, для обязательной процедуры есть четко определенные основания и основные критерии обязательного аудита.

Критерии проведения обязательного аудита 2018

Основным нормативным актом, который регламентирует проведение отчетности предприятия по требованию в РФ, является 307-ФЗ. Согласно ст.5 данного закона определен перечень критериев и субъектов обязательного аудита.

Критерием обязательного аудита является юридическое или стоимостное основание. Юридические основания к проведению контроля – это принадлежность субъекта хозяйственной деятельности к определенному типу организационно-правовой формы или к конкретной сфере. Второй момент – превышение ограничений по показателям выручки или объему активов. Если юридическое лицо соответствует указанным пунктам, аудит для него будет носить обязательный характер.

С учетом последних изменений, юридические лица обязаны проходить контроль, если два предшествовавших отчетному периоду года:

  • размер выручки больше 800 000 000 рублей;
  • сумма активов в балансе выше 400 миллионов рублей;
  • официальная численность персонала – более 100 человек.

Согласно юридическому критерию проведения обязательного аудита под ежегодный контроль подпадают:

  • акционерные общества;
  • кредитные компании;
  • организаторы торговли;
  • профессиональные участники РЦБ;
  • компании, предоставляющие страховые и клиринговые услуги;
  • пенсионные фонды негосударственного типа, их управляющие;
  • инвестиционные, паевые фонды, их управляющие.

Изменения критериев обязательного аудита в 2018 направлены на освобождение субъектов малого бизнеса от проверок путем приведения показателей выручки и штата сотрудников в строгое соответствие нормам.

Особенности обязательного аудита АО

Действующее законодательство определяет, что акционерные общества в обязательном порядке должны ежегодно проверять финансовую отчетность и первичную бухгалтерскую документацию. Конкретных особенностей нормативно-правовые акты не предусматривают, поэтому используются критерии обязательного аудита для ООО.

Основные этапы проведения проверки:

  1. Плановая подготовка к процедуре. На данном этапе разрабатывается стратегия предстоящей проверки, утверждаются графики, составляется общий план в виде программы проведения контроля. Аудитор уже на этапе планирования должен получить общее представление об особенностях хозяйственно-финансовой деятельности субъекта.
  2. Непосредственно аудит, сбор информации, изучение документации. Аудитор проверяет всю первичную документацию, уставные документы, проводит сверку проводимых бухгалтеров расчетов. Все полученные данные оцениваются специалистами на соответствие нормам отечественного законодательства. На основе анализа аудиторы составляют рекомендации относительно устранения выявленных недочетов, ошибок в документации.
  3. Подготовка аудиторского заключения. Оно может быть немодифицированного и модифицированного типа. В первой случае бухгалтерская документация не содержит ошибок, во втором случае – аудитор определил существенные искажения.
  4. Подача подготовленного заключения в соответствующие органы.

Если аудитор выявил ошибки, он должен сообщить об этом собственнику компании, и предоставить возможность объяснить ситуацию и предъявить дополнительную документацию, которая может ее объяснить.

Что касается сроков проведения, то обязательный аудит согласно критериям 2018 проводится ежегодно один раз. Добровольная проверка может проводиться по желанию собственника в любое время.

Это интересно:  Как просить повышения зарплаты у руководства

Ответственность за нарушения правил

Проверка отчетности проводится по требованию, в противном случае компании грозят серьезные штрафы. Требование и сроки подачи заключений статистическим органам четко регламентированы ст. 18 № 402-ФЗ.

Стоит отметить, что административную ответственность закон предусматривает не за отказ проходить проверку, а за непредоставление отчета о ее проведении. Предусмотренные в таком случае наказания (регламентировано нормами КоАП):

  1. Если в территориальное отделение статистики не подается вовремя заключение аудитора, то для юрлиц наказывают штрафом до 5000 рублей, должностное лицо – не более 300-500 рублей. Штраф предусмотрен и при предоставлении бухотчетности в неполном объеме. Повторное нарушение подобного рода грозит не только штрафом, но и дисквалификацией на несколько лет.
  2. Если акционерное общество не опубликует аудиторское заключение на собственном сайте: ответственность сотрудника – 30-50 тысяч рублей, либо дисквалификация от деятельности на год или два, юридического лица – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
  3. За невнесение полученных результатов проверки в срок в ЕФРФД юридическим лицам грозит административная ответственность в форме штрафа суммой 5-50 тысяч рублей.
  4. Если налоговая проверка выявляет, что заключение не хранилось организацией требуемые 5 лет, полагается штраф в сумме 5-10 тысяч рублей.

Таким образом, изменения в критериях обязательного аудита в 2018 году призваны сделать заключения специалистов более информативными и прозрачными, а также немного послабить нагрузку на малый бизнес.

Обязательный аудит — основные критерии в 2018 году

Обязательный аудит и критерии 2018 года — с этими понятиями вас познакомит наш материал. Кроме того, вы узнаете дополнительную информацию о применении критериев обязательного аудита.

Понятие обязательного аудита, что является критерием для его проведения

Обязательный аудит — это комплекс проверочных мероприятий, проводимый:

  • ежегодно;
  • независимыми аудиторами;
  • для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • в отношении попадающего под законодательно установленные критерии хозяйствующего субъекта.

Это следует из п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Основные критерии обязательного аудита перечислены в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и в табличной форме могут быть представлены так:

Критерии обязательного аудита

Ссылка на подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ

Организационно-правовая форма (ОПФ)

Акционерное общество (АО)

ЦБ (ценные бумаги) организации допущены к организованным торгам

Организация является БКИ (бюро кредитных историй), профучастником рынка ЦБ, НПФ (негосударственным ПФ) или иным фондом и др.

  • выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб.;
  • или сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.;

Составители консолидированной отчетности

Организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность

В иных случаях, установленных федеральными законами

С какими еще критериями могут столкнуться налогоплательщики в процессе своей деятельности, узнайте из материалов нашего сайта:

  • «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году»;
  • «Комментарий к ст. 105.14 НК РФ».

Нюансы критериев обязательной проверки: подлежат ли аудиту малые предприятия и компании, созданные в форме ООО

Несмотря на то что критерии проведения обязательного аудита уложены в 6 коротких подпунктов, фактически последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ представляет собой концентрированный набор дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами. Например:

Ссылка на закон, устанавливающий критерии обязательного аудита

Ст. 26 закона «О ГУПах и МУПах» от 14.11.2002 № 161-ФЗ

ГУПы и МУПы (в случаях, определяемых их собственником)

Ст. 32 закона «О НКО» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6–7 закона о формировании и использовании целевого капитала НКО от 30.12.2006 № 275-ФЗ

НКО (в случаях, определенных законом)

Ст. 28, 31 закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ

Ст. 6 закона о госрегулировании проведения азартных игр в РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ

Организаторы азартных игр

Таким образом, при решении вопроса о соответствии критериям обязательного аудита в 2018 году хозяйствующим субъектам необходимо:

  • учитывать требования п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и законов, регулирующих их сферу деятельности;
  • отслеживать появление новых и (или) изменение действующих нормативных актов в части критериев обязательного аудита.

Специальные критерии обязательного аудита для ООО или малых предприятий не установлены — таким компаниям следует руководствоваться вышеуказанными законами и рекомендациями. Если компания в форме ООО или представитель малого бизнеса соответствует хотя бы одному из законодательно установленных критериев, его отчетность подлежит обязательным контрольным процедурам.

Проверьте, относится ли ваша компания к малому бизнесу, в материале «Малое предприятие, критерии отнесения 2017».

Критерии обязательного аудита указаны в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Проверки избежать не получится, если хозяйствующий субъект занимается специфическими видами деятельности (публично размещает ценные бумаги, организует азартные игры) или соответствует иным критериям (по виду организационно-правовой формы, показателям выручки).

Обязательный аудит для ООО в 2018 году: критерии

Статьи по теме

Не все общества с ограниченной ответственностью обязаны проводить аудит финансовой отчетности по итогам года, специальных требований для них нет. Однако общие критерии обязательного аудита для ООО в 2018 году все же следует учитывать.

Критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от 30.08.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Если по результатам 2017 года хотя бы один из этих критериев выполняется, аудит для ООО в 2018 году обязателен. Напомним об этих требованиях.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2018 году

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ).

Суммовые и организационно-правовые критерии обязательного аудита в 2018 году для ООО

  1. Сумма выручки за год, предшествующий отчетному >400 млн руб.;
  2. Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному >60 млн руб.;
  3. Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  4. Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение — внебюджетные фонды);
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.

Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение аудита.

  • увеличитьобъем выручки за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет до 800 млн руб.
  • поднять суммуактивов бухбаланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет — до 400 млн руб.
  • Ввести критерий по численности работников — не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.

При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).

Это интересно:  Ст 132 ТК РФ 2019 года

Какие ООО обязаны проводить аудит

Обратите также внимание, что Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ об ООО не содержит критерии, когда нужен обязательный аудит. В нем указано, что общее собрание участников общества может принять решение о проверке, а также прописать обязанность проводить аудит в уставе. Это уже инициатива ООО.

Обязательный аудит для ООО в 2018 году: изменения

Новый перечень случаев обязательного аудита отчетности за 2017 год. Данный перечень ежегодно обновляет и публикует Минфин России. В 2018 году список приведен в информации ведомства от 12.01.2018 № ИС-аудит-20.

Согласно изменениям в перечне, общее количество случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год составило 71, что больше по сравнению с 2016 годом (69). Актуальный перечень включает следующие новые случаи обязательного аудита:

  • организация-туроператор, которая ведет деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта за предыдущий год составила более 400 млн руб.);
  • организация является фондом, созданным в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ (об инновационных НТЦ);
  • публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства».

Из перечня исключен Фонд содействия развитию жилищного строительства.

Скачать перечень случаев обязательного аудита отчетности за 2017 год

С 6 августа 2017 года компании должны были по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь 2017 год.

Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.2017 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.

В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.

Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.

Компании могут не опасаться аудиторских проверок за 2017 год. Аудиторы не станут делать замечаний, если в политике старые способы учета.

Представление аудиторского заключения в Росстат. Компании будут сдавать бухгалтерскую отчетность в Росстат по новым правилам. Минэкономразвития подготовило проект порядка представления бухгалтерской отчетности. В новом порядке изменений немного. Например, сейчас компании сдают отчетность в подразделение Росстата по фактическому адресу, если он отличается от юридического (п. 3 Порядка, утв. приказом Росстата от 31.03.2014 № 220). В новом порядке такого правила нет, ведь адрес из ЕГРЮЛ должен совпадать с фактическим.

Чиновники добавили алгоритм действий, если компания пересматривает бухгалтерскую отчетность. В таком случае надо представить в отделения статистики пересмотренную отчетность в течение трех рабочих дней после того, как ее утвердили. Если на компанию распространяется обязательный аудит, то в статистику надо представить также новое или измененное аудиторское заключение. Сдайте документ вместе с пересмотренной отчетностью или в течение 10 рабочих дней после даты заключения.

Особенности обязательного аудита для ООО в 2018 году

Расскажем, что представляет собой обязательный аудит для ООО в 2018 году.

Итак, если общество отвечает перечисленным выше критериям, то проверка аудиторами бухгалтерской или финансовой отчетности обязательна в 2018 году. Проверке подлежит соответствие всей документации действующим нормативам и правилам. В процессе ревизии можно выявить ошибки и привести бухгалтерию в порядок.

Привлечь к проведению аудита ООО вправе любую независимую аудиторскую компанию, имеющую соответствующую лицензию.

Если ООО создано недавно, например работает первый год, то аудит проводить не надо, так как пока отсутствуют необходимые показатели. Если же выручка или активы превышают суммовые лимиты на конец года, то дата создания организации уже не имеет значения — аудит обязателен.

Правила по определению отчетного периода для ООО определены ч.2, 3 ст. 15 Федерального закона от 06.12.11 № 402.

Этапы аудита ООО:

  1. Организация аудита. Проверяющие изучают финансовую и хозяйственную деятельность ООО. Составляется и согласовывается общий план и программа проверки. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки.
  2. Сбор данных. Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу.
  3. Завершение проверки. Анализируются и обобщаются собранные в ходе проверки данные. Составляется аудиторское заключение

По завершении проверки надо представить экземпляр отчетности и заключение в Росстат. Если обязательного аудита еще не было, то сдать заключение надо в течение 10 рабочих дней после даты на документе, но не позднее 31 декабря 2018 года.

Штрафы для ООО за непроведение аудита в 2018 году

Если ООО обязано, но не проводит обязательный аудит, грозят штрафы.

Суммы штрафов для ООО за непроведение аудита в 2018 году

Обязательный аудит – 2018. Отменить нельзя оставить

Возможная отмена обязательного аудита годовой отчетности для малого бизнеса всколыхнула компании-налогоплательщики и все аудиторское сообщество.

Мы уверены, такая мера не только не должна снизить число обращений к профессиональным аудиторам, как кажется на первый взгляд. Но напротив, поможет сделать упор не на количестве, а качестве проверок.

Изменения в законе об обязательном аудите

Участниками рынка аудиторских услуг активно обсуждаются планирующиеся поправки в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, связанные с наделением Банка России полномочиями по контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности. В данный момент законопроект только предполагается внести в Госдуму, однако аудиторское сообщество уже бурлит. Среди многочисленных поправок — предлагается внести изменения в статью 5 Закона № 307-ФЗ, где установлены критерии для обязательного аудита годовой отчетности, начиная с 2018 года.

Это интересно:  Какие документы оформляет работодатель при трудоустройстве повара?

Критерии обязательного аудита в 2018 году

В соответствии с действующей редакцией статьи 5, обязательному аудиту годовой отчетности подлежат все акционерные общества, а также компании с выручкой от продаж более 400 миллионов рублей за предшествовавший отчетному год или активами баланса более 60 миллионов рублей за тот же период.

Согласно же законопроекту, компании будут проводить обязательный аудит при одновременном наличии хотя бы двух из условий:

  • объем выручки от продаж за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет превышает 800 миллионов рублей;
  • сумма активов баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 400 миллионов рублей;
  • среднесписочная численность работников за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 100 человек.

Кроме того, под обязательный аудит будут попадать не все акционерные общества, а только публичные, относящиеся к общественно значимым организациям.

Таким образом, предлагается освободить малый бизнес от обязательного аудита путем приведения годовой выручки и численности работников в соответствие с критериями, предусмотренными в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Обязательный аудит акционерных обществ: ЗАО, ОАО (текущая ситуация)

Напоминаем, если организация является акционерным обществом (закрытого или открытого типа), ее годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Для проведения обязательного аудита ЗАО, ОАО действующими в РФ нормативными правовыми актами особенностей не предусмотрено. Таким образом, обязательный аудит ЗАО и аудит ОАО осуществляется в соответствии с теми же законодательными нормами и правилами, что и при аудите, например ООО.

Законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность (в т. ч. в отношении ЗАО и ОАО):

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;
  • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Будущее за налоговым аудитом

Несомненно, законодательная инициатива направлена на наведение порядка в аудиторской отрасли, а также снижение затрат компаний на проведение ежегодного обязательного аудита.

Далеко не секрет, что аудит годовой бухгалтерской отчетности подчас заказывается только потому, что обязывает закон. В итоге компания тратит деньги, а аудиторский отчет благополучно кладется на полку.

При этом руководство и собственников волнует не бухгалтерский учет, а состояние налогового учета и отчетности. Ведь штрафы и негативные последствия за ошибки в бухучете и налогообложении несоизмеримы.

На первый взгляд отмена обязательного аудита влечет снижение расходов на его проведение. Но одновременно повышается ответственность для собственников и руководителей из-за выявленных налоговыми органами нарушений.

Плюсы в том, что с увеличением порога для обязательного аудита малые предприятия получат возможность направить средства на проверку только налоговых обязательств и деклараций, представляемых в ИФНС. Налоговый аудит — это независимая проверка ведения налогового учета и составления налоговой отчетности компании.

Проведение налогового аудита даст собственникам, руководству и финансовым службам достоверную информацию о налоговых обязательствах фирмы перед бюджетом. Его основная цель — избежать налоговых доначислений и санкций в будущем за счет обнаружения и устранения ошибок уже сейчас.

Ответственность руководителей и собственников

К сожалению, за долгие годы аудиторской работы мы не раз сталкивались с ситуацией, когда бухгалтерский и налоговый учет был полностью передан в ведение бухгалтерии и фактически никак не контролировался руководителем и собственниками. Только после проведения аудита они узнавали о систематическом отсутствии каких-либо налоговых регистров, большом количестве уточненных налоговых деклараций, непроведении своевременных сверок расчетов с бюджетом по налогам, нарушениях в порядке исчисления налогов и пр.

Принято считать, что за нарушения в бухгалтерском и налоговом учете персональная ответственность для директора и учредителя не столь существенна, по сравнению с недоимкой, пенями, санкциями, налагаемыми на саму компанию-налогоплательщика. Однако в действительности после налоговых проверок с доначислениями, помимо небольших административных штрафов по КоАП РФ, руководителей ждут и более весомые неприятности.

В последние годы банкротство компании-должника является одним из эффективных способов погасить задолженность бизнеса перед бюджетом. Регулируется данный вопрос Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

И если организация не способна покрыть свои долги имеющимися активами, налоговая инспекция вправе в рамках процедуры банкротства привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании. Это те, кто фактически руководил компанией-должником и мог довести ее до банкротства.

Помимо этого, подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ установлены специальные правила взыскания налоговой задолженности с третьих лиц, не являющихся плательщиком налога. С 30 ноября 2016 года действует обновленная редакция этой нормы (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.2016г. № 401-ФЗ). Она позволяет налоговому органу взыскивать недоимку по результатам налоговой проверки, которая длится более 3 месяцев, не только с зависимых компаний, но и с физических лиц, которые:

  • признаны судом зависимыми с налогоплательщиком-недоимщиком;
  • получали от недоимщика деньги, иное имущество или причитающуюся ему выручку, что сделало невозможным взыскать недоимку с него.

Ранее взыскание могло производиться только с обществ (предприятий), дочерних обществ (предприятий) и организаций, признанных зависимыми с компанией, за которой числится недоимка.

Теперь же в числе этих лиц могут оказаться учредители и другие физлица, связанные с налоговым должником. Взыскание допускается в пределах полученных от или вместо должника денег, имущества.

Лучший выход в таком случае — провести не формальную, зачастую малорезультативную проверку, к которой обязывает закон, а целенаправленно проанализировать состояние налогового учета и отчетности.

Поэтому уже сегодня, независимо от позиции законодателя по вопросу обязательного аудита, стоит принять все меры к выявлению налоговых рисков. Чтобы вовремя исправить допущенные нарушения и скорректировать ведение налогового учета так, чтобы избежать доначислений по налогам и сборам в будущем.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, lawcount.ru, nalog-nalog.ru, www.gazeta-unp.ru, pravovest-audit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector