Подаем сведения воинского учета по специальной форме

Актуально на: 13 ноября 2017 г.

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ ). Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2017. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации 2017 были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в организации (пошаговой инструкции), следует начать с того, чтобы определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственным ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей конкретных работников, ответственных за ведение воинского учета.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях 2017 воинскому учету в них подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной каточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719:

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу:

Рекомендации по оформлению документов по воинскому учету и бронированию

по оформлению документов по воинскому учету и бронированию

Настоящие рекомендации разработаны военным комиссариатом Белгородской области совместно с рабочим аппаратом комиссии городского округа «Город Белгород» по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на основании Методических рекомендаций Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по организации воинского учета в организациях с целью упорядочения работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, работающих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в государственных органах области, органах местного самоуправления и организациях (далее — организации).

Работники организаций, отвечающие за осуществление воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, должны руководствоваться этими рекомендациями при оформлении документов воинского учета.

Все дела, книги и журналы учета должны быть учтены в Номенклатуре дел (книг, журналов), которая подписывается ответственным за военно – учетную работу и утверждается руководителем организации.

(подпись, инициал имени, фамилия)

«___»________ 20 ___ г.

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ (КНИГ, ЖУРНАЛОВ) ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

дел (томов, частей)

хранения дела и № статьи по Перечню 1

Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Журнал учета входящих документов по воинскому учету

Журнал учета исходящих документов по воинскому учету

Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета

Журнал направления граждан, пребывающих в запасе, в отделы ВКБО при отсутствии отметок в документах воинского учета

Журнал оповещения граждан, пребывающих в запасе, о вызовах в отделы ВКБО

Книга по учету бланков специального воинского учета

Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек

1См: Приказ Минкультуры РФ от 01.01.2001 N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

Ответственный за ВУР: __________________________ ____________________

Все документы должны быть сформированы в отдельные папки и внесены во внутреннюю опись папок. Нумерация, название и содержание папок приведены в таблице

Документы, находящиеся в папке

— Федеральный закон от 01.01.01 г. №61-ФЗ «Об обороне»;

— Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— Федеральный закон 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

— Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 000 «Об утверждении Положения о воинском учете»;

— приказ МО РФ от 18 июля 2014 г. № 000 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и Порядка проведения смотров–конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета»;

— Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях.

Документы по организации воинского учета

— приказ «Об организации воинского учета граждан, в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;

— функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета;

— план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

— перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях;

— порядок проведения сверок;

— таблица предельных возрастов пребывания в запасе;

— акты приема – передачи документов воинского учета.

— образцы документов, используемых в работе по воинскому учету и бронированию.

Служебное делопроизводство по вопросам осуществления воинского учета

— карточка учета организации форма № 18;

— отчет по форме № 5 (№ 6) (для организаций, осуществляющих бронирование ГПЗ);

— сообщения о принятых и уволенных на работу гражданах, пребывающих в запасе;

— сведения об изменении учетных данных граждан, пребывающих в запасе;

— списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки сведений, содержащихся в личных карточках формы N Т-2, с учетными данными военных комиссариатов;

— списки пребывающих в запасе граждан, подлежащих снятию с воинского учета по возрасту;

Это интересно:  Положение об аттестационной комиссии

— списки пребывающих в запасе граждан, подлежащих снятию с воинского учета по состоянию здоровья;

— списки граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ;

— списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;

— сопроводительные письма на погашение удостоверений Ф№4;

— переписка с органами власти, отделами военного комиссариата Белгородской области и вышестоящими организациями по вопросам воинского учета.

Листки сообщений, расписки

— листки сообщения об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учете;

— бланки листков сообщения об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учете.

— журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;

— журнал учета входящих документов по воинскому учету;

— журнал учета исходящих документов по воинскому учету;

— журнал направления граждан, пребывающих в запасе, в отделы ВКБО при отсутствии отметок в документах воинского учета;

— журнал оповещения граждан, пребывающих в запасе, о вызовах в отделы ВКБО.

Учет ознакомления граждан, пребывающих в запасе, с обязанностями по воинскому учету и ответственностью за нарушения в области воинского учета

— обязанности граждан по воинскому учету и мобилизации;

— выписки из нормативных правовых актов в области воинского учета;

— ведомость учета доведения гражданам обязанностей по воинскому учету.

Картотека личных карточек Т-2 граждан, пребывающих в запасе

— личные карточки офицеров запаса;

— личные карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

— личные карточки граждан, пребывающих в запасе, женского пола;

— личные карточки граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы

Документы по бронированию граждан, пребывающих в запасе

— выписка из Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе;

— выписка из перечня должностей и профессий, по которому бронируются граждане, пребывающие в запасе;

— книга по учету бланков специального учета;

— книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек;

— приказ о назначении ответственных лиц по вручению удостоверений формы № 4 об отсрочке от призыва в Вооруженные Силы РФ;

— список обучающихся граждан, пребывающих в запасе, подлежащих зачислению на специальный учет;

— список граждан, пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с перечнем должностей и профессий;

— образец заполнения бланков Ф-4;

— штатное расписание на военное время;

— список граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобилизационные предписания;

— план замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время;

— план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;

— список уполномоченных от цехов, отделов, служб и т. д. по вручению удостоверений об отсрочке забронированным ГПЗ;

— ведомость (форма № 9, 9а) на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (форма № 4) забронированным гражданам, пребывающим в запасе;

— ведомость (форма № 10) на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы № 4) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе;

— памятка уполномоченным цехов и отделов по вручению удостоверений об отсрочке;

— проверка состояния работы по бронированию.

Примерный вариант формирования папок:

Папка № 1 (папка на кольцах или папка-регистратор). Каждый документ оформить в отдельную пластиковую папку-скоросшиватель (должна быть возможность ознакомления с документами) и вложить в папку №1.

Папки № 2, № 3 и № 7 (пластиковая папка-скоросшиватель). Каждый документ распечатать и вложить в папку. Можно использовать папки с файлами или отдельные файлы. Документы вкладывать в файлы с учетом возможности ознакомления с документами.

Папка № 4 — папка-регистратор (70 мм).

Папка № 5 — папка-регистратор (50-70 мм). Для бланков можно использовать файлы.

Папка № 6 — папка на тесёмках или архивный короб.

Папка № 8 — папка-регистратор (70 мм). Для карточек Т-2 каждой категории учета можно использовать отдельные пластиковые папки-скоросшиватели с файлами (каждая карточка Т-2 в файл).

Папка № 9 — папка-регистратор (50 мм) или папка на кольцах. Документы сформировать в пластиковые папки-скоросшиватели и вложить в папку № 9.

Вариант формирования пластиковых папок:

1. Выписки из Инструкции по бронированию и Перечня должностей и профессий;

2. Штатное расписание на военное время.

3. Список обучающихся граждан, пребывающих в запасе, подлежащих зачислению на специальный учет; список граждан, пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий; образец заполнения бланков Ф-4; список граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобилизационные предписания; план замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время.

4. Приказ о назначении ответственных лиц по вручению удостоверений формы № 4 об отсрочке от призыва в Вооруженные Силы РФ; план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе; список уполномоченных от цехов, отделов, служб и т. д. по вручению удостоверений об отсрочке забронированным ГПЗ; ведомость (форма № 9, 9а) на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (форма № 4) забронированным гражданам, пребывающим в запасе; ведомость (форма № 10) на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы № 4) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе; памятка уполномоченным цехов и отделов по вручению удостоверений об отсрочке.

Книги хранить отдельно или использовать папку на тесёмках или архивный короб.

1. Удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (форма № 4) рекомендуется разложить в отдельные конверты (по цехам, отделам, службам и т. д.) с вложением ведомостей на выдачу и памяток уполномоченным.

2. Документы служебного делопроизводства по вопросам осуществления воинского учета, в зависимости от их количества, можно подшивать в одну или разные папки (входящие и исходящие).

3. Обложки папок и журналов должны быть одного цвета (желательно – красный).

4. Для хранения документов воинского учета работник, ответственный за осуществление воинского учета, должен быть обеспечен металлическим шкафом (сейфом).

Воинский учет с нуля

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

• ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

• ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

• ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

• п. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

• Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008; далее — Методические рекомендации).

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

• штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

• штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален[1].

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

• мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

• граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

• освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

• проходящие военную службу;

• отбывающие наказание в виде лишения свободы;

• женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

Это интересно:  Какие вопросы задавать на собеседовании работодателю и нужно ли

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)[2]), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27–30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

• удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

• военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

• утерян или испорчен военный билет;

• нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

• имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

• у призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

• для офицеров запаса;

• солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

• граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

• раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

• раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

• раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

• раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

[2] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2017.

Что такое специальный воинский учет, для чего он нужен и как ведется

Всегда бесплатная юридическая помощь:

  • Мск: 8 (499) 703-35-33 доб. 579
  • СПб: 8 (812) 309-06-71 доб. 231
  • Общий: 8 (800) 555-67-55 доб. 206

Обеспечение безопасности государства может быть реализовано только функционирование действующей мобильной армии. Согласно ФЗ о воинской обязанности каждый гражданин РФ при достижении им совершеннолетия обязан пройти срочную службу в рядах вооруженных сил. Отбор призывников осуществляется военной комиссией, созданной по линии Министерства обороны. Лица, не состоящие в рядах ВС, подлежат воинскому учету.

Некоторые сведения

На основании сразу нескольких Федеральных законов, регламентирующих деятельность призывных комиссий, военно-учетного стола и органов местного самоуправления, разработан комплекс мер по учету, сбору сведений и мобилизационной подготовке личного состава, ныне пребывающего в запасе. Этот комплекс называется воинским учетом.

Первичный учет осуществляет военный комиссариат. В его задачи входит подготовка и медицинский осмотр лиц призывного возраста. После прохождения срочной службы гражданин пребывает в запасе и состоит на общем воинском учете, что помечается в военном билете. Обязанности по его ведению могут быть возложены на местную Администрацию, органы самоуправления или работодателя.

Ведение воинского учета строго контролируется, поэтому данная процедура является частью воинской обязанности, что отражается в соответствующем законе. В случае военных действий задачей органов, ответственных за воинский учет, является оперативное проведение мобилизации. Только в таком слаженном режиме может существовать суверенитет государства.

Что такое спецучет

Чтобы доступным языком объяснить, что такое специальный воинский учет, представим себе положение военного времени. После проведения всеобщей мобилизации все мужчины и определенный контингент женщин, утвержденный положением о воинском учете, подлежат немедленному призыву для обеспечения защиты.

Однако даже во время войны нарушать развитую инфраструктуру государства недопустимо. Страна по-прежнему нуждается в правозащитниках, работе руководящих органов, пожарниках, определенной части рабочих.

К примеру, гражданин работает на оборонном предприятии. Он как никто другой нужен не в рядах армии, а на своей постоянной работе. Не привлекаются к службе научные деятели, связанные с разработкой в области военной промышленности.

Теперь рассмотрим спецучет более канцелярскими терминами. Специальному учету подлежат лица, которые по утвержденному порядку бронируются на время мобилизации или в период военного положения. Эта бронь закрепляется за органами государственной власти, административными территориальными органами управления и некоторыми организациями. В частном порядке бронируются лица, пребывающие на службе в органах МВД, УФСИН, пожарной безопасности, контроля за оборотом наркотиков. Бронирование подразумевает отсрочку от армии на период мобилизации.

Как он ведется

Основная система воинского учета неизменна. При ведении специального учета аналогичным образом собираются данные на сотрудника, которые заполняются по форме №4. Эту форму часто называют бланком специального учета. Эти бланки отличаются от бланков Т-2 общего учета не столько формальным внешним отображением, сколько своей структурой. Форма №4 состоит из двух частей: извещения и удостоверения.

Извещение подтверждает зачисление на специальный учет, а удостоверение служит доказательством предоставления отсрочки в военное время. Заполняется форма, используя образец или методом перенесения основных полей на бумажный носитель.

Отличительной особенностью организации спецучета является ведение журнала под названием «книга по учету бланков специального воинского учета». Это бланки строгой отчетности, что подтверждает наличие на них серии и номера. Удостоверение может считаться погашенным, тогда необходимо сделать соответствующую запись в книге.

Помечается и факт передачи извещения в военный комиссариат, тот, что расположен по месту жительства гражданина. Чтобы избежать симуляции и подделки, каждое выданное удостоверение заносится в вышеуказанный реестр. Книга учета заполняется не произвольно, а по утвержденной форме №13. Она утверждается положением комиссии, занимающейся вопросами бронирования.

Обязательными полями для реестра бланков являются такие, как назначение бланка (кем выдан и кому выдан), приход, расход и остаток извещений или удостоверений. Ведение специального учета возлагается на военный комиссариат, и ответственным является сам военный комиссар.

Воинский учет в организации — от а до я

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2011, N N 1, 2

ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ — ОТ А ДО Я

В статье автор рассматривает нормативно-правовые и законодательные аспекты организации воинского учета на предприятии, порядок, права и ответственность работников, ведущих воинский учет в организации, и другие важные вопросы.

Кадровое делопроизводство требует от работника кадровой службы пунктуальности, исполнительности, аккуратности в оформлении документов. Не секрет, что кадровая работа в большей степени — это работа с большим объемом документов, в которых отражается различная информация о работнике. Зачастую, особенно в организациях, где неправильно распределены обязанности или организовано время сотрудника кадровой службы, можно столкнуться с нежеланием таких работников принимать на себя «лишние» обязанности. Возникают вопросы: для чего это надо? Кто это может проверить? что будет, если этого нет? Какими нормативными актами это регламентировано? Так, зная об обязанности вести воинский учет, работодатели часто пренебрегают этим требованием, в лучшем случае ограничиваясь заполнением соответствующего раздела в личной карточке N Т-2.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 11.03.2010, далее — Закон о воинской обязанности) органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.

Плановые проверки организации такой работы могут осуществлять военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При проверке проверяют заполнение карточек N Т-2, наличие журнала проверок сотрудниками военкомата, приказы о мероприятиях по воинскому учету и другие документы.

Нормативными документами, регламентирующими ведение воинского учета, являются также Федеральные законы от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 05.05.2010), от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2010), Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 14.02.2009, далее — Положение о воинском учете), Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, разработанные в целях оказания методической помощи руководителям, другим должностным лицам органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в ведении воинского учета.

Организация работы по ведению воинского учета

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Она утверждена Постановлением Межведомственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22.12.1999 N 144.

Это интересно:  Вернуть трудоголика к жизни

Примечание. Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации на военное время.

В соответствии с Положением о воинском учете в организациях работодатель в зависимости от размера организации может возложить обязанности по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, по совместительству или на отдельного работника (работников), руководствуясь следующими нормами:

— при наличии на воинском учете менее 500 граждан работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации;

— при наличии в организации на воинском учете от 500 до 2000 граждан — 1 работник, занимающийся только вопросами воинского учета;

— при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан — 2 работника;

— при наличии на воинском учете от 4000 до 7000 граждан — 3 работника;

— и на каждые последующие 3000 граждан — еще по одному освобожденному работнику.

Руководители организаций обязаны обеспечить военно-учетных работников специально оборудованными помещениями. Документы должны храниться в специальных металлических шкафах, обеспечивающих их сохранность.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета и бронированию граждан определяются приказом руководителя организации. Необходимо помнить, что любое движение персонала, связанного с осуществлением функций по ведению воинского учета (назначение, перемещение и увольнение таких работников), должно осуществляться по согласованию с военным комиссариатом. Исключение составляют только те организации, в которых имеются мобилизационные органы.

При временном отсутствии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом возлагает обязанности по ведению данной работы на другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу необходимо передать по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма N 4), числящиеся за организацией. При этом наличие указанных бланков должно быть сверено с данными военкомата.

о количестве остающихся бланков

специального воинского учета (форма N 4)

(наименование органа государственной власти, организации)

По состоянию на ______________ ____ г. за _____________________________

(число, месяц, год) (орган государственной

числится заполненных удостоверений об отсрочке от призыва на военную

службу по мобилизации и в военное время (форма N 4) в количестве ______ шт.

Справка выдана для постановки на учет в военном комиссариате___________

(наименование военного комиссариата по новому месту нахождения организации)

Военный комиссар ______________________________________________________

(наименование военного комиссариата, воинское звание,

подпись, инициалы, фамилия)

«___» _____________ г.

При изменении места расположения организации в военном комиссариате выдается справка о наличии бланков воинского учета для постановки на учет в военном комиссариате по новому месту нахождения организации.

Все расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Должностные инструкции работников, осуществляющих в соответствии с приказом руководителя воинский учет в организациях, должны содержать пункты, регламентируемые Инструкцией по ведению воинского учета в организации.

Документы воинского учета

В соответствии с Законом о воинской обязанности обязаны состоять на воинском учете граждане:

— мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе (граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном порядке негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета);

— женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учетной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, определен в Приложении к Положению о воинском учете.

Не подлежат воинскому учету граждане:

— освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с федеральным законом;

— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

— отбывающие наказание в виде лишения свободы;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

а) фамилия, имя и отчество;

б) дата рождения;

в) место жительства и место пребывания;

г) семейное положение;

ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;

з) профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

и) основные антропометрические данные;

к) прохождение военной или альтернативной гражданской службы;

л) прохождение военных сборов;

м) владение иностранными языками;

н) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

о) наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;

п) возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

р) наличие судимости;

с) бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и на военное время.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в военном комиссариате в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет (ст. 9 Закона о воинской обязанности).

Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил» (рис. 1 — не приводится).

Рис. 1 — Обложка военного билета офицера запаса ВС РФ

Рисунок не приводится.

Обложки военных билетов, изданных до 2000 г., имеют изображение Герба СССР и надпись «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР» или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР».

Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил содержит следующую информацию.

Фамилия, имя, отчество, личный номер, фотография владельца.

Число, месяц, год, место рождения.

Кем выдан военный билет.

После указанных данных следуют подпись военного комиссара, печать.

Воинское звание (присвоено приказом от ________ N __ , кем ________).

Запас _______ разряда.

Присягу принял (место, дата).

Прохождение службы в Вооруженных Силах (должность, с ___ по ____).

Участие в боевых действиях, боевых походах (где, когда, в какой должности).

Уволен в запас или отставку (приказ от _________ N ___, подпись военного комиссара, печать).

Последующие присвоения очередных воинских званий (приказ N __ от _____, подпись военного комиссара, печать).

Прохождение службы в запасе.

Отметка о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний.

Отметка о призыве в Вооруженные Силы и назначении на должность (дата,

отметка о сдаче паспорта, личный номер, звание, приказ от __________ N ___, подпись военного комиссара, печать).

Семейное положение и состав семьи.

Прием и снятие с воинского учета.

Отметка об исключении с воинского учета.

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку. с изображением Герба Российской Федерации и надписью — «Российская Федерация. Военный билет» (рис. 2 — не приводится).

Рис. 2 — Обложка военного билета солдат (матросов),

сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов)

Рисунок не приводится.

Обложки военных билетов, изданных до 1994 г., имеют изображение Герба СССР и надпись «СССР. Министерство обороны. Военный билет».

Рис. 3. — Военный билет (внутренний разворот)

Рисунок не приводится.

Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете. Такое удостоверение выдается только в целях установления личности отдельных военнообязанных, не имеющих соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, а также для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат по прежнему месту их жительства, подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью. Временные удостоверения гражданам выдаются сроком на один месяц. Военные комиссары могут продлить срок действия временных удостоверений, выданных взамен военного билета, на срок до 1 месяца, но общей продолжительностью не более 3 месяцев, если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили.

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеют обложку с изображением Герба Российской Федерации и надпись «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Рис. 4. — Обложка удостоверения гражданина,

подлежащего призыву на военную службу

Рисунок не приводится.

Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете, организации проверяют наличие отметки о приеме на воинский учет:

— в военном билете офицера запаса в пункте «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в военном комиссариате или ином органе, осуществляющем воинский учет, производятся отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета (штампами размером 35×30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата;

— в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса в разд. IX «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в военном комиссариате или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35×30 мм) в соответствующих графах по следующим образцам:

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, pandia.ru, www.profiz.ru, prizivaut.ru, hr-portal.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий