+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

Обновление: 18 октября 2017 г.

Статья 191 ТК РФ и деловая практика подразумевают наличие в системе оплаты труда предприятия выплаты премий в качестве поощрения за высокое качество проделанной работы, а также в качестве мотивации для поддержания высокого уровня профессионализма в последующих периодах. Подобные выплаты и алгоритм их расчета должны быть зафиксированы в положении о стимулирующих выплатах вместе с критериями эффективности, на основе которых производится начисление данных выплат.

Содержание

Принципы определения критериев эффективности

Стимулирующими выплатами является доход работника, выплачиваемый по результатам его трудовой деятельности (ст. 191 ТК РФ). Размер и условия выплат премии определяются работодателем на основе чётко разработанных критериев эффективности, которые должны быть объективными и понятными сотрудникам, в отношении которых они применяются.

В текущей деловой практике становится распространённым составление для каждого работника индивидуальной карты ключевых показателей эффективности (КПЭ). Данные показатели должны быть измеримыми и достижимыми, чтобы выполнять функцию мотивации сотрудников. Чаще всего к каждой задаче привязывается график исполнения, что также является критерием достижения показателя.

Например, при выполнении задачи в срок до 1 сентября работник достигает 125% выполнения, что влечёт за собой выплату 125% премии. При выполнении задачи в срок до 1 октября работник выполняет 100% своих КПЭ, что соответствует 100% выполнению плана и полной выплате премии.

В бюджетных организациях стимулирующие выплаты могут относиться к одной из следующих категорий:

  • выплаты за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • выплаты за результативность труда;
  • выплаты за интенсивность трудовой деятельности и достижения в работе;
  • выплаты за качество труда.

Количество лет стажа может быть без труда рассчитано, однако остальные показатели являются качественными, поэтому объективная оценка их достижения является задачей разработки чётких критериев. Данные критерии закреплены в отраслевых нормативных актах (в сфере образования, медицины, культуры). На основании данных актов каждое бюджетное предприятие разрабатывает локальные нормативные акты, в которых отражены критерии определения эффективности работников организации в привязке к стимулирующим выплатам.

Наиболее распространённой схемой являются расчет баллов, полученных каждым сотрудником, нахождение общей суммы баллов и определение стоимости одного балла путём деления премиального фонда предприятия на общее количество полученных всеми работниками баллов.

Подробная информация о критериях эффективности работников бюджетной сферы (образование, медицина, культура) приведена в Приказе Минтруда России № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» от 26.04.2013.

Правила составления и структура положения о стимулирующих выплатах

Согласно ст. 135 ТК РФ положение о стимулирующих выплатах должно быть составлено с учётом следующего:

  • принято во внимание мнение профсоюза или трудового коллектива при отсутствии профсоюза;
  • условия оплаты труда, установленные коллективным договором или индивидуальными трудовыми договорами, не ухудшаются.

Данное положение не имеет законодательно регламентированной формы. Более того, оно может являться разделом коллективного трудового договора.

Положение о стимулирующих выплатах содержит:

  • перечень критериев эффективности, используемых для оценки деятельности сотрудников;
  • правила расчета данных критериев (например система баллов);
  • временные рамки оценочной кампании;
  • цели, которые должны быть достигнуты за счёт эффективной работы (оцениваемой по описанным критериям) всего коллектива;
  • процедура апелляции в отношении рассчитанных КПЭ.

Положение о стимулирующих выплатах закрепляет деятельность предприятия в сфере мотивации персонала, которая является крайне важной, а в некоторых отраслях — определяющей.

Положение о стимулирующих выплатах работникам гоу средней общеобразовательной школы №258

Главная > Документ

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПК Председатель УС Директор школы

Козлова Т.Ю. Репина Л.А. Бондаренко Г.И.

« »_________20__ г. « »___________ 20__ г. « »________20__ г.

Положение
о стимулирующих выплатах работникам

ГОУ средней общеобразовательной школы № 258.

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации приоритетных направлений развития образования, задач модернизации российского образования, повышения качества образовательного и воспитательного процессов, усиления материальной заинтересованности педагогических и иных работников школы и ответственности за конечные результаты труда.

1.2.Положение является локальным нормативным актом школы, регулирующим порядок и условия распределения стимулирующих доплат и надбавок работникам ГОУ средней общеобразовательной школы № 258.

1.3 Гарантиями минимальных размеров оплаты труда педагогических работников является «базовая» часть заработной платы, включающая общую часть (оплату труда, учитывающую количество проведенных уроков и соответствующие ставки заработной платы) и специальную часть (выплаты за дополнительно выполняемые виды работ, компенсации в соответствии с Трудовым Кодексом РФ).

1.4. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам включают поощрительные выплаты по результатам труда, определяются личным трудовым вкладом педагога или иного сотрудника с учетом конечных результатов работы Учреждения, за высокое качество работы.

Стимулирующие выплаты не являются «базовой» частью заработной платы педагогических работников Учреждения.

1.5. На основании настоящего Положения каждый педагогический работник Учреждения имеет право на получение стимулирующих выплат по результатам своего труда.

1.6. Для распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам Учреждения создается комиссия, с обязательным включением в неё представителя профсоюзной организации и органа, обеспечивающего государственно-общественный характер управления Учреждением – Управляющего совета школы.

Состав комиссии утверждается ежегодно приказом руководителя Учреждения.

1.7.Настоящее Положение утверждается руководителем Учреждения и согласовывается с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления Учреждением — Советом школы и выборным профсоюзным органом — профсоюзным комитетом.

1.8. Общественный контроль за соблюдением порядка установления стимулирующих выплат, их перечня и размеров осуществляется Управляющим советом школы.

II. Порядок установления стимулирующих выплат педагогическим и иным работникам учреждения.

2.1. В учреждении каждой категории персонала устанавливаются показатели эффективности деятельности в соответствии с перечнем критерий по показателям результативности. Каждому показателю эффективности деятельности категорий работников школы установлены индикаторы измерения. Каждый индикатор измерения оценен максимальным количеством баллов. Сумма баллов по индикаторам измерения дает итоговое количество баллов по одному показателю. Общая сумма баллов по показателям эффективности деятельности составляет максимальное количество баллов по определенной категории работников учреждения.

2.2. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам Учреждения устанавливаются на основании представленного педагогом самоанализа деятельности за полугодие по форме в соответствии с утвержденными критериями (Приложение 1), мониторинга результативности и качества деятельности педагога. Для определения суммы стимулирующей выплаты за полугодие набранные педагогом школы баллы суммируются. Исходя из имеющихся ежемесячных средств стимулирующей части фонда оплаты труда, определяется цена 1 балла и сумма стимулирующей выплаты для каждого педагога индивидуально. Стимулирующие выплаты не ограничиваются определенными размерами и могут изменяться в зависимости от выделенных сумм на стимулирующий фонд. Определенные таким образом выплаты педагог получает ежемесячно в течение полугодия.

2.3. Оценочный лист деятельности работников школы, не относящихся к категории учителей, содержит информацию о:
— достигнутых значениях индикаторов показателей эффективности деятельности, установленных настоящим Положением для категории работника (Приложение№2);
— набранной сумме баллов;
— отнесению к группе качества каждого работника школы;
— набранной сумме баллов по группе качества каждого работника школы;
— подписи и расшифровки подписи работников, с указанием даты заполнения;
Аналитическая информация в целом по школе содержит данные о:
— общей сумме набранных баллов всеми работниками школы;
— размера стимулирующего фонда на период установления премий работникам;
— «стоимости» одного балла по школе для групп должностей;
— размере причитающейся стимулирующей части по каждому работнику школы с учетом набранного количества баллов и стоимости единицы балла.

2.4. Оценочный лист заполняется на каждого работника школы, в котором указываются его показатели эффективности деятельности в соответствии с занимаемой должностью. Оценивание индикаторов показателей производится в три этапа: в первую очередь — самим работником, затем комиссией по оценке деятельности каждой категории работников (учителя, педагогический персонал, АУП, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал) после этого руководителем школы. В случае выявления в оценочном листе расхождений в оценках одного и того же индикатора, администрация принимает меры по приведению оценки к одному значению за счет переговоров или уточнение расчетов и данных в первичных документах.
При положительном решении вопроса в оценочный лист вносится исправление, рядом проставляется подпись лица, чья оценка подлежит исправлению.
Если расхождение в оценке индикатора не устранено, то решение по приведению его к одному значению выносится на рассмотрение Совета.
В случае расхождения мнений членов Совета решение принимается большинством голосов, проводимом путем открытого голосования при условии присутствия не менее половины членов комиссии.
Данные о принятии решения по приведению оценок индикаторов к одному значению поименно по работникам, а также итоги голосования отражаются в протоколе заседания комиссии. После этого вносятся исправления в оценочный лист, с указанием даты заседания и подписи председателя комиссии.

Это интересно:  Суточные при загранкомандировках: нормы и учет

III. Порядок отмены стимулирующих выплат.


Отмена выплат определяется следующими причинами:
• окончание срока действия выплат;
• применение к работнику административных взысканий за нарушение
трудовой дисциплины, невыполнение должностных обязанностей и
приказов по учреждению, а также в случае обоснованных жалоб родителей
на действия работника, по согласованию с профсоюзным комитетом.

IV. Разовые стимулирующие выплаты, поощряющие профессиональную активность учителя.

Выплаты осуществляются на основании итогов и результативности организации и участия педагогов в мероприятиях различного уровня.

V. Премирование работников школы, иные виды выплат.

5.1. Премирование работников школы осуществляется из стимулирующего фонда оплаты труда.
5.2. Установление премиальных выплат (далее премий) работникам школы из средств стимулирующего фонда осуществляется коллегиально. Единовременные выплаты из стимулирующего фонда не входят в расчет ежегодного оплачиваемого отпуска.

5.3. Целью премирования является материальное поощрение работников школы за развитие творческой инициативы и активности, выполнение конкретных мероприятий и заданий по основным направлениям деятельности.
Премирование распространяется на всех работников учреждения, исключая руководителя.

5.4.Порядок премирования.
5.4.1. Размер премии определяется приказом руководителя школы, который издается на основании решения премиальной комиссии.
5.4.2. Приказ доводится до сведения трудового коллектива школы.
5.4.3 В состав премиальной комиссии входят:
— руководитель школы;
— председатель профсоюзного комитета;
— председатель Управляющего совета школы;
— руководители методических объединений;
— заместители директора по УВР, ВР.

5.5. Показатели премирования
5.6. Премирование всех работников школы осуществляется за:

— за успешное выполнение сложных работ;

— за большой личный вклад в коллективные результаты труда;

— к юбилейным датам работников школы (50, 55, 60, 65, 70 лет со дня рождения);

— в связи с профессиональным праздником.

5.7. Руководитель школы премируется приказом руководителя органа управления образованием на основании представления Управляющего совета.

5.8. Конкретный размер премии устанавливается в соответствии с показателями и решением комиссии по распределению стимулирующего фонда.

VI. Сроки действия настоящего Положения

Настоящее Положение о стимулирующих выплатах действует бессрочно и может быть дополнено и изменено.

Критерии оценки деятельности педагогических работников для установления стимулирующих выплат по окончании.

Положение о стимулирующих выплатах и критерии эффективности

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности — документ, устанавливающий схему начисления премиальных доплат сотрудникам бюджетных учреждений, в том числе педагогам и медработникам. Из нашей статьи вы узнаете, что такое критерии эффективности, на основании каких законодательных актов разрабатывается положение о стимулировании и как составить этот документ.

Положение о стимулирующих выплатах с определением критериев эффективности. Законодательные основы

Трудовым законодательством России определено деление заработной платы на базовую, компенсационную, стимулирующую части и соцвыплаты (ст. 129 ТК РФ). При этом в отношении членов коллективов бюджетных предприятий действует правило о том, что базовая и компенсационная части оплаты труда устанавливаются законодательно в зависимости от квалификации сотрудника, особенностей выполняемой им работы и условий трудовой деятельности. Что касается вопроса начисления поощрительных доплат, то здесь даже бюджетные организации обладают некоторой степенью свободы. Схема расчетов и выплаты премиальной доли оплаты труда должна устанавливаться на каждом предприятии самостоятельно через утверждение соответствующего внутреннего акта организации — положения о стимулирующих выплатах.

Базовым нормативным актом, определяющим систему оплаты труда сотрудников бюджетных предприятий, является Постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного этим постановлением, каждая организация должна разработать и утвердить индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

При разработке указанных положений предприятиям надлежит руководствоваться требованиями постановления № 583, рекомендациями единой трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере, которые принимаются ежегодно, а также региональными и отраслевыми указаниями.

Так, исходя из сферы деятельности организации, при подготовке положения о поощрительных доплатах необходимо обратить внимание на следующие документы:

  • приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818;
  • приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
  • письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат

Согласно нормам отраслевого законодательства, к примеру п. 4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минздрава от 28.06.2013 № 421, распределением стимулирующих выплат по персоналиям в рамках одной бюджетной организации занимается специально учрежденная для этого комиссия из сотрудников этого же предприятия. Рамки полномочий указанной комиссии и иные вопросы ее работы целесообразно определить либо в отдельном положении о комиссии по распределению стимулирующих выплат, либо в специальном разделе положения о стимулировании.

При этом в документе необходимо установить:

  • процедуру комплектования комиссии и утверждения ее состава;
  • основные функции комиссии — как общие, так и председателя, секретаря и членов комиссии по отдельности;
  • порядок работы комиссии;
  • поручения и обязанности иных сотрудников организации, связанных с работой указанной комиссии;
  • процедуру принятия решений комиссией;
  • процедуру обжалования решений комиссии.

Принципы составления и основные разделы положения о стимулирующих выплатах

Составляя положение о стимулировании, в первую очередь необходимо руководствоваться требованиями законодательства о труде. В частности, следует принять во внимание нормы ст. 135 ТК РФ, которые предписывают:

  • учитывать позицию представителей трудового коллектива;
  • не ухудшать во внутренних документах условия работы, в том числе и оплаты труда, по сравнению с установленными законодательством;
  • общую систему оплаты труда организации определять во внутренних документах предприятия, а особенности начисления зарплаты конкретного работника — в его трудовом договоре.

Что касается бюджетных организаций, то трудовое законодательство делает отсылку к ежегодным решениям единой трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере. Именно этими требованиями необходимо руководствоваться госпредприятиям при разработке положений о поощрительных доплатах. Кроме того, следует соблюдать нормы отраслевого законодательства.

Положение о стимулировании должно включать:

  • информацию о составе премиальных выплат;
  • данные о ресурсах финансирования премиальной доли оплаты труда;
  • сведения о сотрудниках, которым положены стимулирующие премии;
  • схему начисления поощрительных выплат;
  • критерии, согласно которым определяется эффективность работы каждого сотрудника;
  • информацию о доходах от предпринимательской деятельности на бюджетном предприятии.

Все организации, кроме государственных и муниципальных, могут утвердить свои положения о стимулировании на неопределенный срок, то есть до момента, пока информация в них будет актуальна. Бюджетные предприятия утверждают положение о стимулировании на год, в связи с тем, что рекомендации по разработке таких документов трехсторонняя комиссия дает ежегодно.

Что такое критерии эффективности?

Выплаты поощрительного характера могут состоять из премий, доплат за повышенную производительность труда и т. п. Для бюджетных учреждений виды стимулирования установлены приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 и включают в себя следующие поощрения:

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результативность труда;
  • интенсивность трудовой деятельности и достижения в работе;
  • качество труда.

При этом первые два показателя проблем с оценкой не вызывают, так как являются количественными критериями. Последующие же пункты должны отражать качество выполняемой работы и требуют выработки спецсистемы, переводящей качественные характеристики в числовые значения. Для этого отраслевым законодательством разработана система критериев эффективности работы сотрудников, рекомендованная к применению в госучреждениях. В частности, критерии устанавливают следующие нормативные акты:

  • приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.06.2013 № 421;
  • письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
  • письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

В этих актах предложен список критериев, зависящих от должности и специализации трудящегося. Каждому показателю соответствует балльная оценка, определяющая уровень выполнения или невыполнения.

Далее рассмотрим применение критериев эффективности в подсчете премиальных доплат на примере педагогических и медицинских работников.

Особенности расчета стимулирующих выплат для педагогов

Рекомендованный перечень оценочных критериев для педагогов приведен в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02. К критериям, влияющим на стимулирующие выплаты педработникам, относятся:

  • наличие дополнительных мероприятий (экскурсий, учебных и соцпроектов и т. п.);
  • организация или участие в регулярных исследованиях, а также отслеживание индивидуальных успехов воспитанников;
  • рост личной образовательной результативности по итогам контрольных проверок, промежуточных и финальных аттестаций;
  • проведение организационных мероприятий, направленных на создание контакта с родителями воспитанников;
  • участие воспитанников в олимпиадах, конкурсных, соревновательных и прочих состязательных мероприятиях, а также итоги этих состязаний;
  • вовлеченность в групповые педагогические проекты;
  • участие педработника в разработке и внедрении базовой образовательной программы;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
  • педработа с воспитанниками из социально неблагополучных семей;
  • разработка составляющих образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т. п.).

Каждому критерию присваивается определенный балл. Выполнение оценочного критерия сотрудником приносит ему дополнительные баллы в общую сумму, невыполнение — баллы снимает.

Таким образом, расчет поощрительных выплат педагогам предполагает:

  1. Определение суммы баллов, полученных каждым членом трудового коллектива, по всем показателям.
  2. Нахождение цены одного балла посредством деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
  3. Определение окончательного размера премиальной доплаты каждому члену коллектива путем умножения стоимости одного балла на количество баллов, набранных им.
Это интересно:  Ошибки, допускаемые при издании приказов

Стимулирующие выплаты медработникам

Методическими рекомендациями (приложение к приказу Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421) утверждены оценочные критерии, зависящие от должности и специализации сотрудника и включающие в себя:

  • число выявленных заболеваний;
  • случаи запоздалой госпитализации;
  • объем проявившихся осложнений;
  • ошибочные диагнозы;
  • подачу жалоб пациентами;
  • несоблюдение саннорм;
  • оформление документации;
  • работу по профилактике заболеваний и прочее.

Балльная система оценки труда медработников предполагает не только присваивание балла за выполнение каждого из оценочных критериев, но и распределение баллов исходя из продуктивности выполнения. Например, реализация запланированного достижения соотношения зарплаты по всем категориям медработников со средней оплатой в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100% до 110% — как +1 балл, менее 100% — как -1 балл.

Таким образом, при составлении положения о стимулирующих доплатах нужно отталкиваться от требований законодательства по этому вопросу, а в случае с госучреждениями — еще и рекомендациями отраслевых и региональных нормативных актов. Кроме того, при работе над данным документом необходимо учитывать, что:

  • каждый член трудового коллектива должен четко представлять свои трудовые функции, критерии оценки продуктивности работы и влияние их исполнения на итоговую сумму поощрительных выплат;
  • расчет величины стимулирующего вознаграждения конкретного трудящегося должен быть зависим от влияния трудовой деятельности работника на конечный результат работы всего предприятия;
  • система расчетов стимулирующей доли зарплаты должна быть достаточно прозрачной и понятной, чтобы не вызывать двойственных толкований ни у работников, ни у работодателя.

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности является весьма значимым документом, определяющим возможность повышения уровня заработной платы работников. Рассмотрим, что представляет собой этот документ.

Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Принципы создания положения о стимулировании

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

  • мнение трудового коллектива;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

Содержание положения о стимулировании

Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:

  • ссылки на документы, обосновывающие его создание;
  • цели и задачи, ставящиеся перед коллективом в целом;
  • принципы организации оценки вклада каждого работника в общее дело;
  • методологию документального оформления процесса оценки;
  • определение отчетных периодов и сроков формирования данных;
  • пределы количества баллов для каждой должности;
  • перечень критериев оценки с указанием пределов их числовых значений и алгоритмов учета в оплате труда;
  • порядок, в котором работник может оспорить результаты оценки.

Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).

Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:

  • за интенсивность труда и достижение высоких результатов в работе;
  • качественное выполнение работ;
  • непрерывный стаж и за выслугу лет;
  • по итогам трудовой деятельности.

Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.

Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:

  • Работник должен иметь четкое представление о своих трудовых обязанностях, правилах оценки эффективности их выполнения и их влиянии на конечную сумму оплаты за труд.
  • Определять величину вознаграждения конкретного работника следует с учетом влияния его деятельности на итоговый результат работы учреждения в целом.
  • Условия, которые служат основой для расчета конечной величины оплаты труда, должны быть достаточно прозрачны, чтобы однозначно пониматься и работодателем, и работником.

При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:

  • для системы здравоохранения – приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
  • системы образования – письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • дошкольных образовательных учреждений – письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
  • учреждений культуры – письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.

В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.

Системы критериев оценки для ГУП и МУП

В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:

  • для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
  • для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
  • для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
  • для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.
Это интересно:  Удержание из заработной платы подотчетных сумм

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.

О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

  • в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
  • для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

  • качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
  • результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Критерии стимулирующего характера для медработников

Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:

  • участие в профилактике заболеваний;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факт своевременности госпитализации;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
  • наличие жалоб пациентов;
  • общий объем отработанного времени за период.

В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.

Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.

Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

Деловой этикет и трудовое законодательство часто подразумевают выплаты сотрудникам в качестве поощрения за отличное исполнение должностных обязанностей или для дополнительного мотивирования высокого уровня профессионализма в будущем.

Данный тип выплат и последовательность их подсчета обязательно должны быть отображены в положении о стимулирующих выплатах, на основе которых производятся эти операции.

Нормативные акты

В трудовом законодательстве Российской Федерации предусмотрено разделение доходов работника на базовую, компенсационную, стимулирующую и социальную части (статья 129 ТК РФ).

Для коллективов в бюджетных организациях базовая и компенсационная части зарплаты регламентируется законодательством. Они зависят от уровня квалификации специалиста и нюансов исполняемых им обязанностей.

Размер стимулирующих выплат для бюджетных организаций является значением, которое самостоятельно принимает компания в своих положениях.

Основным документом, который регулирует оплату труда специалистов, является Постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008, согласно которому каждая организация обязана в индивидуальном порядке разработать и применять положение о стимулирующих выплатах.

Что такое критерии эффективности

Стимулирующие выплаты принадлежат к доходам сотрудника, которые выдаются ему исходя из результатов его трудовой деятельности (статья 191 ТК РФ). При этом размер выплат должен определяться непосредственно работодателем, который руководствуется составленными критериями эффективности в организации. Они в свою очередь должны быть понятными и сотрудникам, к которым их применяют.

В настоящее время повсеместно применяют индивидуальные расчёты критериев эффективности. Эти показатели должны быть выполняемыми для того, чтобы производить эффект мотивации на трудящегося.

Наиболее часто критерии являются частью графика выполнения поставленной задачи. К примеру, если работник выполняет задачу на 120%, что в последствии повлечет за собой начисление премии (размером в 120%).

Виды выплат

Как правило, в организациях мотивирующие выплаты относятся к одной из перечисленных категорий:

  1. Начисление оплаты за стаж и выслугу.
  2. Оплата за результативность исполнения обязанностей.
  3. Премии за насыщенность трудовой деятельности и достигнутые достижения в работе.
  4. Премиальные за качество работы.

Поскольку эти показатели являются качественными, то для их контролирования необходимо следование четким критериям. Они должны быть отражены в отраслевых законодательных актах.

Также могут встречаться и другие типы поощрений, выдаваемых, например, за ведение здорового образа жизни или за повышение профессиональных умений. Системой стимулирования, как правило, занимается экономический отдел и согласовывает их с руководителем предприятия.

Далее полученную систему принимают в локальном акте. Важно, что начисление мотивирующих выплат является правом работодателя.

Роль в расчете зарплаты

Данное Положение является документом, присутствие которого необходимо для включения в заработную плату сотрудников стимулирующих отчислений.

Заработная плата регулируется статьями 129 и 135 ТК РФ. Согласно этим положениям она состоит из:

  1. Зарплаты, которая определяется уровнем квалификации специалиста.
  2. Компенсационных отчислений за опасные условия труда.
  3. Стимулирующих выплат, которые направлены на мотивирование сотрудников к большей эффективности труда.
  4. Социальных доплатах.

Согласно статье 129 ТК РФ, стимулирующими выплатами могут быть:

Они, в свою очередь, подразделяются на законодательно установленные и самостоятельно принятые. Также стоит в отдельном порядке выделить механизм мотивации, который работодатель применяет в индивидуальном порядке.

Принципы и особенности создания

При разработке положения о стимулировании в первую очередь нужно учитывать законодательные требования. В особом порядке необходимо использовать нормы статьи 135 ТК РФ.

Что же касается бюджетных предприятий, то в трудовом законодательстве предусмотрена отсылка к трехсторонней комиссии, занимающейся регулированием трудовых взаимоотношений.

Также потребуется строго соблюдать принятые нормы отраслевого законодательства.

Данное Положение должно отражать:

  1. Данные о премиальных выплатах (составной части).
  2. Информацию о финансировании премии.
  3. Данные о трудящихся, которым положены мотивационные отчисления.
  4. Схему оплаты премиальных выплат.
  5. Критерии, которые определяют качество работы специалиста.
  6. Данные о доходах, получаемых в результате предпринимательской деятельности в бюджетной организации.

Также все компании (исключение — государственные и муниципальные) могут разработать и принимать свои Положения о стимулирующих выплатах. Бюджетные же предприятия принимают данное Положение только на один год.

Содержание и структура документа

Данный документ содержит:

  1. Отсылки на документацию, которая обосновывает его создание.
  2. Цели, которые ставятся перед коллективом.
  3. Оценку объема вклада каждого сотрудника в общий проект.
  4. Процесс оформления результата оценки.
  5. Установление отчетного периода.
  6. Внедрение оценочной системы (в баллах) и принятие максимальных оценок.
  7. Список критериев оценки.
  8. Установленную процедуру, во время которой специалист может оспорить поставленную ему оценку.

Отображаемый набор критериев может различаться от особенностей функционирования компании. Наряду с этим для каждого критерия в отдельности должна быть система оценивания в баллах.

Результаты оценки каждого специалиста должны быть составлены с учетом мнения профсоюза, непосредственного начальника и работодателя. Все они содержаться в специальном оценочном листке, который составляется за указанный период на каждого сотрудника.

Комиссия по распределению выплат

Для эффективного регулирования выплат между трудящимися в организации принимается Положение о создании комиссии по распределению выплат. Данная комиссия проводит оценивание качества труда, улучшает критерии анализа и изучает конфликтные ситуации.

Ее состав создается из специалистов технического отдела, председателя совета организации и представителя профсоюза. Он формируется с помощью проведения голосования на собрании, после чего оформляется протокол и издается приказ. При первом собрании учрежденной комиссии должен быть выбран председатель, который будет распределять обязанности между ее членами.

Бюджетным организация законодательно рекомендуется придерживаться следующих критериев:

  1. Педагогические работники. Использование для обучения новых приемов и технологий, занятие с учениками, которые участвуют в олимпиадах.
  2. Сотрудники медицинских учреждений. Снижение процента заболеваемости, уменьшение времени лечения, уровня смертности.
  3. Работники культуры. Участие в конкурсах или фестивалях, наличие собственной творческой программы.
  4. Для сотрудников библиотек. Участие в пополнении книжного фонда, составление заказов на книги, влияние на уровень посещаемости читателей.

Критерии для сотрудников учебных учреждений будут варьироваться в зависимости от назначения каждого заведения:

  1. В средне-образовательных школах главные критерии — это участие в мероприятиях, общая успеваемость, опережение школьной программы.
  2. В дошкольных учреждениях: отсутствие конфликтов, снижение заболеваемости, развитие детей.
  3. Для руководства данными заведениями критерии будут привлечение молодых и талантливых специалистов, качество обучения, разработка новых программ обучения, полученные результаты аттестации, здоровье детей, участие в мероприятиях.

Медработники

Для медицинского персонала законодательно установлены следующие критерии:

  • принятие участия в профилактике болезней;
  • снижение показателей смертности;
  • общее количество выявленных заранее болезней;
  • отсутствие жалоб пациентов;
  • отсутствие неправильно поставленных диагнозов.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, gigabaza.ru, nsovetnik.ru, nalog-nalog.ru, znaybiz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector