+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Права и обязанности граждан, имеющих официальный статус безработных

Обязанности безработного гражданина

Рассказывая об услугах в сфере занятости, чаще всего мы говорим о правах безработных граждан и о государственных гарантиях в этой области и как-то редко вспоминаем об обязанностях безработных, хотя законодательством о занятости предусмотрены не только права, но и определенные обязанности безработных граждан.

Поскольку закон относит к числу безработных тех трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, то и обязанности безработных определяются этими требованиями. Прежде всего, безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству.

Выполнение указанной обязанности выражается не только в регулярном посещении службы занятости в установленные сроки, своевременной явке на переговоры с работодателями, готовности приступить к подходящей работе, но и в самостоятельном поиске работы, который предполагает такие меры как:

— посещение ярмарок вакансий, проводимых центром занятости;

-поиск места работы с использованием газет, телевидения, а также справочников, содержащих информацию о предприятиях, учреждениях, организациях города (района);

— разговоры со знакомыми;

-личное обращение на предприятия, звонки и письма работодателям, дача объявлений в средствах массовой информации и другие меры.

Следующая обязанность безработных граждан заключается в соблюдении порядка и условий регистрации и перерегистрации.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Неявка граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных, влечет за собой отказ в признании безработными.

Граждане несут ответственность за достоверность предоставляемых при регистрации сведений об имеющемся трудовом стаже, среднем заработке по последнему месту работы, под которым понимается, в том числе и временная работа, работа на условиях неполного рабочего времени, предпринимательская деятельность и иных, необходимых при регистрации в качестве безработного данных. Предоставление безработными документов с заведомо неправильными или ложными сведениями, послужившее основанием незаконного получения государственных пособий, могут повлечь за собой такие последствия как привлечение к уголовной ответственности.

Закон обязывает граждан, признанных безработными, в сроки, установленные органами службы занятости (дни и часы) проходить перерегистрацию, при этом перерегистрация производится не реже двух раз в месяц. При перерегистрации безработные обязаны предъявить трудовую книжку и паспорт.

Нарушение условий регистрации и перерегистрации служит основанием для применения к безработным такой меры воздействия как приостановка выплаты пособия на срок до трех месяцев.

Так, безработные должны сообщать работникам службы занятости:

— о наступлении периодов временной нетрудоспособности;

— отпусков по беременности и родам (которые должны подтверждаться больничными листками);

— о любых других препятствиях к трудоустройству;

— о привлечении на военные сборы;

— об участии в учебно-экзаменационных сессиях;

— о выезде с места постоянного проживания;

— о назначении пенсии по любым основаниям;

— об изменениях в составе семьи, например, кто-либо из лиц, находящихся на содержании, устроился на работу, стал получать какое-либо дополнительное пособие, пенсию, выбыл из состава семьи.

Безработные должны являться по приглашению в центр занятости для получения направления на работу (учебу).

Как правило, безработные приглашаются в центр занятости не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы. Отказ безработного без уважительных причин явиться в центр занятости для получения направления на работу (учебу) может повлечь за собой применение такой меры воздействия как сокращение размера пособия на 25 процентов на срок до одного месяца.

Закон обязывает безработных граждан являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости.

Соблюдение указанного требования безработными имеет немаловажное значение, так как в условиях дефицита вакансий их наполняемость происходит очень быстро, и если безработный является на переговоры позже указанного в направлении срока, вакансии, зачастую уже заняты. Нарушение безработным срока явки на переговоры с работодателем влечет аналогичные последствия, размер пособия может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца.

На основании вышеперечисленных обязанностей безработного гражданина некоторые из них можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Таким образом, обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного гражданина.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом РФ « О занятости населения в РФ». Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25 % на срок до одного месяца, а также лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Исходя из обязанностей безработного гражданина, следует отметить, что безусловное выполнение безработными гражданами всех возложенных на них законом обязанностей является одним из определяющих условий обеспечения их работой в наиболее краткие сроки.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного в России наделяет гражданина определенными дополнительными социальными гарантиями, призванными исправить его положение. Порядок и условия признания гражданина безработным строго регламентированы – для получения данного статуса необходимо пройти через определенную процедуру. Однако о том, как получить статус безработного в центре занятости, знает далеко не каждый российский гражданин, что зачастую лишает подобных людей возможности получить поддержку от государства.

Правовой статус безработного – что это такое

Прежде чем рассматривать, что представляет собой правовой статус безработного, необходимо определить непосредственно понятие безработного гражданина. С точки зрения российского законодательства и общемировой практики, безработным считается человек, который:

  • Не имеет официального места работы. В этом случае, однако, следует понимать, что неофициальное трудоустройство подобного человека может привести к потере статуса безработного по причине нарушения законодательства.
  • Не занимается предпринимательством. В данном случае под ведением предпринимательской деятельности подразумевается именно управление предприятием в роли директора или иной должности, или наличие статуса индивидуального предпринимателя. Учредителем, акционером безработный быть может при условии, что он не получает доход от этого статуса.
  • Имеет определенный правовой статус и состоит на учёте в органах занятости. Состояние на учете в органах занятости является ключевым требованием для признания человека безработным. При этом также поддержание данного правового статуса требует соблюдения некоторых иных правил, регламентированных законодательством.
  • Заинтересован в избавлении от данного статуса и в поиске работы. Если человек просто не работает, не имеет дохода и не стремится получать государственную поддержку, он не считается безработным.
  • Является трудоспособным. То есть – имеет как правовые, так и физические возможности заниматься трудовой деятельностью.

Соответственно, правовой статус безработного не предоставляется гражданам РФ по умолчанию. Его необходимо получить путем соблюдения определенных процессуальных процедур.

Порядок признания безработным – правовая база

  • Постановление Правительства РФ №891 от 07.09.2012. В данном правительственном постановлении регламентируется непосредственный порядок, в соответствии с которым осуществляется регистрация безработных граждан, их постановление на учет и конкретные требования к подходящей для них работе.
  • Постановление Правительства РФ №1423 от 24.11.2017. Означенное постановление регулирует точные минимальные и максимальные размеры пособия по безработице в 2018 году. Аналогичные постановления принимаются ежегодно.

Статус безработного и условия его получения – кто не может на него претендовать

Условия признания граждан безработными являются достаточно строгими. И в первую очередь необходимо рассмотреть категории населения, которые не могут претендовать на данный статус в принципе. К таковым лицам можно отнести:

  • Граждане в возрасте до 16 лет. Именно с этого возраста допускается самостоятельное трудоустройство несовершеннолетних и полноценное участие в трудовых взаимоотношениях. Ранее шестнадцати лет встать на учет в центр занятости, а значит – и получить статус безработного, невозможно.
  • Пенсионеры. Лица, получающие любую пенсию по старости или по выслуге лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, не могут считаться безработными. Однако лица, которые получают пенсию по инвалидности, по потере кормильца – вправе становиться на учет в центре занятости и получать при этом пособие по безработице.
  • Осужденные. Если гражданин был приговорен к лишению свободы или исправительным работам, он не может считаться безработным и становиться на учет.

Кроме этого, есть ряд ситуаций, в которых граждане не могут признаваться безработными по иным причинам. В частности, порядок признания гражданина безработным не предусматривает предоставления данного статуса следующим лицам:

  • Гражданам, которые в течение 10 дней с момента регистрации в центре занятости дважды отказались от предложенных им вакансий, подходящих им по специальности, а не имеющие трудового стажа – от обучения.
  • Гражданам, которые не явились для регистрации их в качестве безработных в учреждения по контролю занятости, либо же не посетили их, когда были приглашены для предложения им работы. При этом наличие уважительных причин подобного непосещения позволяет им претендовать на статус безработных.

Как получить статус безработного в центре занятости

Несмотря на достаточно прозрачное регулирование данного вопроса действующим законодательством и большое количество дополнительных гарантий, которые предоставляет государство безработным гражданам, о том, как получить статус безработного в центре занятости знает не каждый. Порядок и условия признания гражданина безработным являются достаточно простыми и изложить их можно в следующей пошаговой инструкции:

  1. Необходимо собрать пакет документов, требуемый центром занятости для постановления на учет. Данный пакет является достаточно большим, а отсутствие любого из необходимых документов приведет к отказу в предоставлении статуса безработного.
  2. Визит на биржу труда в государственный центр или службу занятости. Данный этап требует в обязательном порядке личного визита – представитель человека или иное лицо не может его заменить даже при наличии генеральной доверенности. Направлять документы почтой также недопустимо.
  3. Заполнение анкеты. В центре занятости, лицо, претендующее на статус безработного должно заполнить анкету с указанием желаемого размера заработной платы и должности.
  4. После подачи документов, если в течение десяти дней гражданин не будет трудоустроен и у службы занятости не возникнет оснований для предоставления отказа, то ему будет предоставлен статус безработного со всеми основными предусмотренными законодательством гарантиями.
Это интересно:  Трудовая инспекция Биробиджан: контакты

Перечень документов для постановки на учет в центре занятости является следующим:

  • Паспорт или иной, удостоверяющий личность в соответствии с требованиями законодательства документ, в том числе удостоверение беженца.
  • Заявление на постановку на учет. Получить бланк такого заявления можно в центре занятости, или заполнить его самостоятельно предварительно.
  • Трудовая книжка. Данный документ обязателен для лиц, которые ранее были трудоустроены. Если документы подаются лицом, ранее нигде не работавшим, то трудовая книжка не является необходимой.
  • Справка о среднемесячном заработке для центра занятости. Данная справка должна быть получена в бухгалтерии по последнему месту работы. При этом необходимо не путать её со справкой о доходах по форме 2-НДФЛ – данный документ не принимается центром занятости. При этом справка о доходах не требуется для тех, кто работал менее 26 недель в течение предшествующего подаче документов календарного года.
  • Документы об образовании. Предоставление документов, подтверждающих уровень образования не является обязательным, однако поможет подобрать подходящую специальность.
  • Выписка лицевого счета. Данный документ необходим для получения лицами с правовым статусом безработного пособия по безработице.
  • Свидетельство о ликвидации ИП. Бывшие индивидуальные предприниматели должны также предоставить в центр занятости свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности.
  • Индивидуальная программа реабилитации. Если в центр занятости на учет становится инвалид, помимо вышеозначенных документов он также обязан предоставить индивидуальную программу реабилитации, так как именно на её основании будет подбираться подходящая по медицинским показаниям должность.

Права и обязанности безработного

В Российской Федерации правовой статус безработного предусматривает наделение такого человека определенными льготами и правами. Однако, помимо них он также предусматривает и наличие некоторых обязанностей, возложенных на безработного с целью обеспечения такого гражданина работой. К правам безработного можно отнести:

  • Пособие по безработице. Оно выплачивается вплоть до момента трудоустройства ежемесячно в определенных законодательно размерах. Более подробно о пособии по безработице можно прочитать в отдельной статье.
  • Право на обучение. Центр занятости обеспечивает бесплатное обучение, получение образования и квалификации лицам, заинтересованным в этом, или никогда не занимавшимся трудовой деятельностью с последующим направлением на работу.
  • Помощь в открытии собственного бизнеса. В центре занятости можно получить как консультационную, так и материальную поддержку в вопросах открытия собственного дела.
  • Поиск вакансий. Именно центр занятости осуществляет поиск работы для безработных, освобождая их от необходимости делать это самостоятельно.
  • Медицинское обследование. Если для соискателя находится вакансия в государственном учреждении, центр занятости обеспечивает необходимое медицинское обследование безработного на бесплатной основе.

К обязанностям же безработного лица, которые должны исполняться для сохранения такового статуса, можно отнести:

  • Регулярное посещение центра занятости. Безработный должен посещать все мероприятия, на которые он приглашен центром занятости, а также просто приходить в учреждение для ознакомления с возможными предложениями не реже двух раз в месяц. Пропуски допускаются только при наличии уважительных причин.
  • Снятие с учета при трудоустройстве или появлении дохода. Если безработный устраивается на работу или получает иной источник дохода, он обязан уведомить об этом центр занятости. В противном случае суммы выплаченного ему пособия могут быть взысканы с него впоследствии. Кроме этого, подобные действия могут также повлечь за собой привлечение безработного к ответственности.
  • Обязательное трудоустройство после обучения по распределению. Если безработный воспользовался бесплатным обучением, то он становится обязанным после него трудоустроиться по распределению в то учреждение, которое обеспечивало обучение и нуждается в работниках. Отказ от такого трудоустройства может повлечь за собой как отмену пособия, так и необходимость оплатить услуги по обучению.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Правовой статус безработного — права и обязанности безработного

Для начала необходимо установить, кто и при каких условиях может достичь статуса безработного гражданина. Безработными признаются люди, которые являются трудоспособными, но в силу обстоятельств не имеют место работы. И соответственно не получают денежные средства за трудовую деятельность. Следует отметить, что иные виды доходов, как пособия различного рода или социальные выплаты в расчет в качестве заработка не берутся. Все аспекты описаны в законе «О занятости населения РФ».

Скачать закон «О занятости населения РФ» можно здесь.

Если спустя 10 дней с момента предоставления нужных документов в органы занятости открытой вакансии от работодателей нет, то человек приобретает соответствующий статус.

Обязанности и права безработного по закону в 2018 году

Безработные граждане имеют ряд прав, которые обеспечиваются сотрудниками центр службы занятости:

  • прохождение тестирования на профориентацию;
  • переподготовка для другой специальности;
  • повышение уже имеющейся квалификации;
  • отсутствие предложений о работе, предполагает выплаты пособия по безработице;
  • компенсация, если для получения должности необходимо сменить место проживания;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а также оформление медицинской книжки при трудоустройстве.

Органы службы трудоустройства могут предложить срочный трудовой договор, например, общественные работы.

Перечень прав безработного гражданина не ограничивается вышеперечисленными, однако отсюда вытекает и ряд обязанностей, за невыполнение которых следуют санкции.

Человеку, который числится на бирже труда, необходимо посещать соответствующие заведения для ознакомления с предложениями о работе или для прохождения специальных профессиональных курсов. Главные условия являться точно в установленные сроки, нельзя приходить в состоянии опьянения.

Права безработного в центре занятости

Учёт на бирже труда предоставляет некоторый ряд прав. Помимо того, что граждане получают перечень предложений об открытой рабочей вакансии, они также имеют право пройти курсы профессиональной переподготовки, а в случае надобности работать в другом городе, получить выплаты по компенсации. Также есть возможность заключить срочный договор. Если предложений о работе не поступает, то оформляется пособие по безработице.

Права и социальные гарантии безработных граждан

Права, гарантии и обязанности безработной части населения определяются настоящим законодательством «О занятости населения в РФ». Обеспечение прав людей, которые обращаются за помощью, является прямой обязанностью органов центра занятости населения. Среди социальных гарантий можно отметить:

  • возможность получения дополнительных выплат, величина которых первый год зависит от средней зарплаты за последние три месяца;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а при трудоустройстве, получение медицинской книжки за счёт государства.

Правовой статус безработного — трудовое право

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Статус безработного и его право на пособие

Граждане, обратившиеся в центр трудоустройства, обладают возможностью получать социальные выплаты по безработице. Сюда относятся лица, которые впервые ищут место работы или уже имеют трудовой опыт.

Выплаты пособия будут варьироваться в зависимости от заработка за последние 3 месяца и будут составлять определённый процент от средней величины зарплаты:

  • 1-3 месяцы 75%
  • 4-7 месяцы 60%
  • 7-12 месяцы 45%.

Далее величина выплат достигнет установленного законом минимума (в России в 2018 году это 850 рублей).

Основания для прекращения получения пособия:

  • непосредственно трудоустройство;
  • смена места жительства;
  • прохождение профессиональной переподготовки;
  • не выполнение обязанностей;
  • достижение путём обмана статуса «безработный».

Преимущества работающих пенсионеров перед неработающими

У пенсионеров, продолжающих свою профессиональную деятельность, есть ряд преимуществ перед неработающими в области получения дополнительных доходов (к пенсии), а также и на самом рабочем месте:

  • работодатель может предоставить пенсионеру дополнительный двухнедельный отпуск за счёт сотрудника;
  • бесплатно пройти курсы повышения профессиональной квалификации в любом отделении города.

На какие выплаты имеет право безработная беременная

Будущие мамы интересуются, могут ли они получать дополнительные выплаты в период беременности, если иной заработок отсутствует. Для начала нужно определить, в каком случае женщина будучи беременной получает соответствующие её положению пособия:

  • при увольнении до или во время беременности женщина однозначно получает пособие по беременности и родам;
  • увольнение по причине ликвидации организации;
  • студентка очной формы обучения, получающая выплаты в форме стипендии.

В случае самостоятельного расторжения договора с работодателем, можно зарегистрироваться в органах центра занятости и до наступления декретного отпуска получать выплаты по безработице, размер которых числится от 580 до 4900 рублей.

Следует знать, что в период декретного отпуска выплаты пособия приостанавливаются, поэтому необходимо предоставить лист нетрудоспособности (30 недель) на биржу труда. В указанное время специалистом не назначаются встречи по поводу открытых вакансий или предложений о прохождении курсов для повышения или приобретения квалификации. Пособие вновь начинает выплачиваться лишь после окончания отпуска и заявления женщины о желании приступить к работе.

Трудовое право

Правовой статус безработного гражданина

В соответствии с п. 2 ст. З Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным.

При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, он признается безработным с первого дня представления необходимых документов.

Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.

Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.

При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов.

Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд.

По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение.

При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения. Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Это интересно:  Решение о проведении забастовки

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей.

Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

Статус безработного в РФ

Главная > Реферат >Экономика

1.Особенности признания статуса «безработный» 3

2. Правовой статус безработного гражданина 6

3. Социальная поддержка безработных 8

4. Профессиональное обучение безработных 10

Список использованной литературы 14

Любые практические шаги, предпринимаемые в социальной сфере, должны опираться на стратегию равновзвешенного подхода к оценке альтернативных программ развития. Во всяком случае планирование в социальной сфере не может основываться на копировании подходов, использующихся при оценке экономических мероприятий. В связи с реструктуризацией экономики России, которая связана с развитием новых экономических отношений и включением новых предпринимательских структур, произошло массовое высвобождение работников и, соответственно, рост безработицы. Это обуславливает большую зависимость от рыночной конъюктуры экономической устойчивости предприятий, и, соответственно, наличия и сохранности рабочих мест. Таким образом, возрастает роль государственных учреждений, основной деятельностью которых является обеспечение социальной защищенности безработных граждан путем оказания им финансовой помощи и содействия их скорейшей занятости. В первой половине 90-х годов на основе структур федеральной службы занятости была создана система пассивных мер помощи безработным и активных программ содействия занятости, финансируемая из государственного внебюджетного Фонда занятости населения. Но в этот же период появились первые реальные признаки кризиса системы защиты от безработицы: устойчивый дефицит источника ее финансирования на региональном уровне (Государственного Фонда занятости населения РФ), нарастание задолженности по выплате пособий по безработице, сокращение охвата безработных услугами служб занятости. Изменение порядка финансирования социальной защиты безработных граждан с независимого внебюджетного фонда на государственное бюджетное финансирование нарушило законодательно провозглашенные принципы социального страхования по безработице на территории Российской Федерации.

Особенности признания статуса «безработный»

Для признания безработным Закон предъявляет следующие требования. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным. Во-вторых, он не должен иметь работы и заработка (при этом не принимаются во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости и выплата выходного пособия лицам, уволенным с предприятия в связи с сокращением численности или штата, а также с его ликвидацией). В-третьих, гражданин должен быть готов приступить к подходящей работе. В-четвертых, гражданин должен быть зарегистрирован как ищущий подходящую работу. На первый взгляд, казалось бы, все как нельзя просто. Но каждый из этих признаков имеет сложную систему своих критериев, отделяющих тех, кто действительно хочет и может работать, от тех, кто стремится получить легкие деньги.

К числу лиц, имеющих «наличие заработка и работы» (кроме лиц, работающих по трудовому или гражданскому договору, а также имеющих свидетельство о праве на индивидуальную предпринимательскую деятельность), относятся:

— лица, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— лица, проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

— лица, проходящие курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начальною профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения 1 .

Необходимо особо подчеркнуть значение объективного критерия этого условия, иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Допустим, гражданин А. получает свидетельство на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Но дела, как говорится, не пошли, и он, махнув на все рукой, отправляется в службу занятости, регистрируется в качестве безработного и начинает получать пособие по безработице. В один прекрасный день его уведомляют о том, что выплата пособия ему прекращена, и он снимается с учета в качестве безработного. Кроме того, грозятся подать в суд, поскольку в момент нахождения на учете в Центре занятости гражданин занимался предпринимательской деятельностью. Все просто: он забыл закрыть свое «предпринимательское» свидетельство.

Понятие «трудоспособности» — не столько медицинское, сколько юридическое понятие. Вопрос о признании молодого человека безработным может встать лишь при достижении им 16 лет, что, однако, не лишает его права заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью. В настоящее время прием на работу допускается с 15 лет, а в исключительных случаях и с 14 лет. Верхний предел трудоспособного возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, поскольку, с указанного возраста граждане России имеют право на пенсию по старости лет. Однако настоящее правило не является абсолютным, поскольку законодательство допускает снижение этого возраста по льготным основаниям, предоставляя гражданам пенсию по старости и за выслугу лет. Долгое время другие нетрудоспособные граждане (инвалиды I и II групп) также не могли быть зарегистрированы в качестве безработных, но с внесением изменений и дополнений в Закон «О занятости» и принятием Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» им предоставлено такое право при наличии трудовой рекомендации ВТЭК. Еще одно исключение делает закон в отношении понятия «трудоспособность», исключая из числа трудоспособных лиц тех, кто осужден к справительным работам или лишению свободы.

2. Правовой статус безработного гражданина

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин, как было указано выше, вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы. Согласно ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. В сою очередь соответствующие органы службы занятости и учебных заведений обязаны предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

Безработные граждане, при отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости, имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату 2 .

Безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством (ст. 12 Закона). Указанные компенсации выплачиваются органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

При приеме на работу и направлении на обучение безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Поскольку безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи, с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов

3. Социальная поддержка безработных

Безработица как социально-экономический феномен является объектом государственного регулирования, осуществляемого посредством

целенаправленной социальной политики. Система социальной защиты от безработицы возникла в России одновременно с официальным признанием безработицы как реально существующего явления. Государство формализовало отношения, возникшие в связи с проблемой безработицы: приняло законодательную базу, регулирующую вопросы занятости и безработицы; создало Государственную службу занятости как сеть учреждений, в которые безработные могут обращаться за помощью; инициировало ряд программ по содействию занятости и т.д.

Взаимодействия безработных с Государственной службой занятости

изначально были упорядочены на основе законодательно закрепленных норм. Сложившийся комплекс формализованных элементов позволяет рассмотреть систему социальной защиты от безработицы как формирующийся социальный институт. Система социальной защиты от безработицы реализуется в поле экономического регулирования и социальной защиты, т. е. институт социальной защиты от безработицы

Это интересно:  Ст 349.1 ТК РФ 2019 года

по своему содержанию является «пограничным», социально-экономическим.

К функциям института социальной защиты от безработицы относятся:

1. Функция оказания помощи безработным как важнейшая функция данного социального института. Государственная социальная политика в области социальной поддержки безработных (применительно к гражданам,

зарегистрированным в службе занятости в качестве безработных) предусматривает их материальную поддержку через выплаты пособий по безработице, предоставление ряда материальных льгот; консультационную

помощь по различным направлениям (психологическую, юридическую); содействие занятости безработных путем их информирования о наличии вакантных рабочих мест, организации ярмарок вакансий и встреч с работодателями, переобучения на более востребованные специальности.

Реализация функции материальной поддержки безработных в настоящее время играет двоякую роль в функционировании института социальной защиты от безработицы. По своему назначению пособие по безработице и другие материальные выплаты выполняют важную роль жизнеобеспечения безработного и его семьи, позволяют ему сосредоточить свои усилия на эффективном трудоустройстве либо переобучении. Однако нередко пособие и материальные льготы «расхолаживают» безработного, воспринимаются им как своего рода «рента» от государства, в результате затрудняется реализация других значимых функций института социальной защиты от безработицы – прежде всего, реинтеграции безработного в сферу занятости, его трудоустройства.

2. Функция ресоциализации и реадаптации безработных. Успешная ресоциализация безработного, его адаптация к изменяющимся условиям жизни общества является конечной целью системы социальной защиты от безработицы.

3. Функция структурирования общественных отношений с учетом существования проблемы безработицы. В рамках реализации этой функции институт социальной защиты от безработицы прежде всего решает задачу придания социального статуса безработному, наделения его определенными правами и обязанностями в соответствии с его статусом, определения схемы взаимодействия безработного с обществом. Необходимо отметить, что возникновение проблемы безработицы не могло

не изменить систему социально-экономических отношений в нашем обществе. Негативным проявлением таких отношений стало повсеместное нарушение ряда важнейших норм трудового законодательства преимущественно со стороны работодателей, дискриминационные практики и т.д. В этих условиях задачей института социальной защиты от безработицы становится выработка новых способов урегулирования трудовых отношений с учетом интересов наемных работников.

4. Профессиональное обучение безработных

Профессиональное обучение безработных осуществляется в целях предоставления гражданам, зарегистрированным в установленном законодательством порядке безработными, возможности получения необходимых для возобновления (начала) трудовой деятельности профессиональных знаний, умений и навыков с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития.

Профессиональное обучение безработных осуществляется в учреждениях образования, а также в других организациях.

Безработные, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональное обучение, подлежат снятию с учета в органах по труду, занятости и социальной защите. Период профессионального обучения безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в дневной форме засчитывается в стаж работы, о чем производится запись в трудовой книжке.

Профессиональное обучение безработных осуществляется по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в случае, если:

— невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой квалификации (специальности);

— необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

— безработным утрачена способность либо возникли противопоказания к выполнению работы по прежней профессии (специальности) 3 .

Виды профессионального обучения безработных:

— профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих);

— переподготовка и повышение квалификации специалистов.

Безработным, направляемым на профессиональное обучение, органы по труду, занятости и социальной защите бесплатно оказывают услуги по профессиональной ориентации. Профессиональная пригодность направляемых на обучение безработных по медицинским показаниям определяется в учреждениях здравоохранения по месту жительства безработных. Направление безработного на профессиональное обучение осуществляется на основании решения, принимаемого руководителем органа по труду, занятости и социальной защите.

С безработным, направляемым на профессиональное обучение, орган по труду, занятости и социальной защите заключает договор, в котором определяются права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение условий договора. Безработный с его согласия может быть направлен на профессиональное обучение в соответствии с заявкой конкретного нанимателя, гарантирующего его трудоустройство после завершения полного курса обучения. В этом случае заключается трехсторонний договор (орган по труду, занятости и социальной защите – безработный – наниматель), в котором определяются права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение условий договора 4 .

При направлении на профессиональное обучение несовершеннолетнего безработного, не объявленного полностью дееспособным или не вступившего в брак, договор от его имени подписывается также одним из его родителей (попечителем).

Профессиональное обучение безработных осуществляется в очной (дневной) форме обучения. Сроки профессионального обучения безработных устанавливаются продолжительностью до 12 месяцев.

Обязательная учебная нагрузка при профессиональном обучении безработных во всех типах учреждений образования устанавливается 36–40 часов в неделю (кроме случаев, установленных законодательством), при этом дневная учебная нагрузка не должна превышать 8 часов.

Продолжительность занятий по теоретическому и производственному обучению при профессиональном обучении по профессиям рабочих непосредственно на производстве должна соответствовать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

Сроки профессионального обучения безработных из числа инвалидов могут устанавливаться до двух лет. При этом обязательная учебная нагрузка должна составлять не более 20 часов в неделю или не более 4 часов в день.

Профессиональное обучение граждан по направлению органов по труду, занятости и социальной защите может совмещаться, по их желанию, в свободное от занятий время с трудоустройством на неквалифицированную работу, а также на временную работу по профессии (специальности), по которой они проходят обучение. Данные граждане должны заранее уведомить орган по труду, занятости и социальной защите о заключении ими такого трудового договора с указанием нанимателя, профессии (должности), срока действия договора. Орган по труду, занятости и социальной защите на основании сведений о трудоустройстве гражданина принимает решение о дальнейшем финансировании его профессионального обучения с учетом возможности совмещения работы с обучением, а также профессии (специальности), по которой гражданин трудоустроился в период профессионального обучения.

В случае принятия решения о прекращении финансирования профессионального обучения гражданина орган по труду, занятости и социальной защите в трехдневный срок письменно информирует об этом его и учреждение образования, организацию. В случае, если гражданин не уведомил орган по труду, занятости и социальной защите о своем трудоустройстве, а последний принял решение о прекращении финансирования его профессионального обучения, гражданин возмещает фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите за период его профессионального обучения с даты трудоустройства до даты принятия этого решения.

Стипендии гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, назначаются и выплачиваются этими органами.

Стипендия гражданам назначается в размере 50 процентов, а при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет – 75 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более трехкратной базовой величины.

Гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность и производившим уплату обязательных страховых взносов в государственный фонд содействия занятости менее шести месяцев за последний год, предшествующий регистрации в качестве безработных, стипендия назначается в размере одной базовой величины.

Гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц либо гражданин может быть лишен стипендии на такой же срок в связи с неуспеваемостью или нерегулярным посещением занятий без уважительных причин, нарушением учебной дисциплины и внутреннего распорядка учреждения образования.

Заключение

В современных условиях, когда существование безработицы признается не только в качестве явления неизбежного, но и в некотором смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательства по оказанию содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Нормы института занятости и трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.

Трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления им путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 1993г.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации, (с изм. и доп., с 01.01.2010)

3. Закон РФ от 29 декабря 2004г. «О внесении изменений в ст.112 ТК РФ» – СЗ РФ 2005, №1 (ч.I), ст.27.

4. Закон РФ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г.)

5. Трудовое право России: Учебник. /Под редакцией Куренного А.М. М.: Юристъ, 2009.

6. Трудовое право: Учебник/Под. общ. ред. С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова- М.: Высшее образование, 2009.

7. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008.

8. Курс Российского трудового права. В 3-х томах (под общей редакцией докторов юридических наук, профессоров Пашкова А.С., Маврина С.П., Хохлова Е.Б.) Том 1-СПб, Изд. СПб Универсета, 2006 г. Том 2 –М, Юность, 2009

9. Трудовое право России. /Учебник под ред. Смирнова О.В.- М., Проспект. 2006

1 Трудовое право: Учебник/Под. общ. ред. С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова- М.: Высшее образование, 2009. – С.73

2 Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. – С.81

3 Трудовое право: Учебник/Под. общ. ред. С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова- М.: Высшее образование, 2009. – С.105

4 Курс Российского трудового права. В 3-х томах (под общей редакцией докторов юридических наук, профессоров Пашкова А.С., Маврина С.П., Хохлова Е.Б.) Том 1-СПб, Изд. СПб Универсета, 2006 г. Том 2 –М, Юность, 2009 – С.95

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, delatdelo.com, russiansu.ru, isfic.info, works.doklad.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector