+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Простои в пробке, как оплатить рабочее время водителя

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

3 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Простои в пробке, как оплатить рабочее время водителя

Как заверить трудовые книжки по новому с 1 июля 2018 года
Как законно перевести сотрудников на неполный рабочий день

У вас в компании в штатном расписании присутствует сотрудник — водитель? Тогда эта статья будет вам полезна.

Ситуация следующая — водитель при выполнении своей трудовой функции в конце рабочего дня или смены застрял в пробке или задержался по рабочим вопросам. Возникает вопрос: при простое в пробке, как оплатить рабочее время водителя? Время проведенное в пробке или задержку по рабочим вопросам необходимо оплатить как сверхурочную работу.

Основанием оплаты работы сверхурочно является Положение, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (подпункт «а» пункт 15), поскольку время управления автомобилем является рабочим временем водителя. Соответственно, время, которое сотрудник — водитель проводит в пробке, – это тоже период управления автомобилем, так как в пробке водитель находится за рулем и управляет транспортным средством. Значит простои в пробке фактически являются неотъемлемой частью работы водителя, а это значит, что оплачивать данный период нужно как обычное рабочее время.

Отсюда следует вывод, если у работника рабочий день закончился, но из-за простоя в пробке он заканчивает работу за пределами своего рабочего графика и по условиям трудового договора ему не установлен ненормированный рабочий день, то время, превышающее рабочее, необходимо оплатить как сверхурочную работу. Ведь работник не по своему желанию пребывает в пробках, такова реальность крупных городов.

В таких ситуациях необходимо учесть, что продолжительность сверхурочных работ ограничена. Переработки сотрудника-водителя не должны превышать:

  • 120 часов в течение года;
  • 4 часов в течение двух дней подряд;
  • 12 часов в течение рабочего дня или смены, включая время работы по графику, если водителю установлен суммированный учет рабочего времени.

Данные правила установлены в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года № 15, статье 99 Трудового кодекса РФ.

Работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за превышение указанных лимитов продолжительности сверхурочной работы.

Таким образом, если из-за ожидания в пробке рабочее время водителя не вышло за пределы нормы, то его оплачивают в обычном порядке. Если из-за длительного простоя в пробке у сотрудника появилась вынужденная переработка и его трудовым договором не предусмотрена ненормированная работа, то время сверх нормы нужно оплатить как сверхурочную работу.

Чтобы не возникло проблем с переработками, при приеме на работу сотрудника — водителя, обдумайте все возможные варианты его оформления, а также прописания условий и режима работы в трудовом договоре, дабы избежать проблем в будущем.

Рабочее время водителя

Вопрос-ответ по теме

Работник работает по трудовому договору. В договоре указан 8 часовой рабочий день. Работодатель предупредил, что оплата будет происходить на основании системы Глонас, т.е. сколько в день проехал столько и заплатят. Правомерно ли? Подлежит ли оплате отгул?

Нет, неправомерно. В рабочее время водителя входит не только непосредственное управление ТС, но и другие периоды:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Это интересно:  Копия трудовой книжки для ипотеки

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей;

Время отгула, т.е. отпуска без сохранения заработной платы, оплате не подлежит.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Кадры».

1. Ситуация: Как оплачивать рабочее время, проведенное водителем в пробке

«Если из-за времени, проведенного в пробке, сотрудник-водитель закончил рабочий день или смену позже, то такое время следует оплатить как сверхурочную работу. Если же такого превышения нет, то зарплату следует выплатить водителю в обычном порядке. Объясняется это следующим.

В рабочее время сотрудника-водителя среди прочего входит время управления автомобилем (подп. «а» п. 15 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15)*. Время, которое сотрудник проводит в пробке, – это тоже период управления автомобилем, поскольку в пробке водитель находится за рулем и управляет транспортным средством. То есть пребывание в пробке по сути является неотъемлемой частью работы водителя, а значит, и оплачивать этот период нужно в общем порядке – как обычное рабочее время.

При этом если из-за времени ожидания в пробке водитель закончил работу за пределами своего обычного графика и условия работы сотрудника не предполагают ненормированный рабочий день, то время превышения нужно оплатить как сверхурочную работу*.

Следует учесть, что продолжительность сверхурочных работ ограничена. Переработки сотрудника-водителя не должны составлять более:

  • 120 часов в течение года;
  • 4 часов в течение двух дней подряд;
  • 12 часов в течение рабочего дня или смены, включая время работы по графику, если водителю установлен суммированный учет рабочего времени.

Такие правила предусмотрены в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, статье 99 Трудового кодекса РФ.

Внимание: за превышение указанных лимитов продолжительности сверхурочной работы работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, если из-за ожидания в пробке рабочее время водителя не вышло за пределы нормы, то его оплачивают в обычном порядке. Если из-за длительного стояния в пробке у сотрудника появилась переработка и его трудовым договором не предусмотрена ненормированная работа, то время сверх нормы нужно оплатить как сверхурочную работу.

Пример оплаты переработки водителя, возникшей из-за его пребывания в пробках

Водителю ООО «Альфа» Ю.И. Колесову установлена девятичасовая рабочая смена и учетный период продолжительностью один месяц.

В связи с напряженной транспортной ситуацией и пребыванием в пробках у Колесова возникла переработка рабочего времени, и фактическая продолжительность его смены составила:

  • 3 сентября – 12 часов;
  • 4 сентября – 11 часов;
  • 5 сентября – 13 часов.

В ООО «Альфа» принят локальный документ, согласно которому сотрудникам с суммированным учетом оплачивают сверхурочную работу по итогам учетного периода. По итогам сентября у Колесова выявлено девять часов переработки. Условия о ненормированном режиме работы у Колесова в трудовом договоре нет. С учетом действующего в организации порядка оплаты сверхурочной работы первые два часа Колесову оплатили в полуторном размере, а последующие семь часов – в двойном размере».

Это интересно:  Работодатель потерял трудовую книжку что делать

2. Рекомендация: Как предоставить отпуск без сохранения зарплаты

«Вопрос из практики: на какой максимальный срок можно предоставить отпуск без сохранения зарплаты

Ответ на данный вопрос зависит от вида отпуска.

Отпуска за свой счет (без сохранения зарплаты) можно разделить на отпуска, которые работодатель:

  • обязан предоставить;
  • может предоставить.

Что касается обязательных отпусков, то их предельная продолжительность регламентирована. Например, работающим инвалидам работодатель обязан предоставить отпуск за свой счет до 60 календарных дней в году, а сотрудникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней (абз. 5, 6 ч. 2 ст. 128 ТК РФ). При необходимости продолжительность таких отпусков может быть увеличена по соглашению сторон, при этом такое увеличение уже будет правом, а не обязанностью работодателя.

Если речь идет об отпуске за свой счет, обязательность предоставления которого законодательством не предусмотрена, то продолжительность такого отпуска определяют только соглашением сторон. Это значит, что продолжительность данного отпуска может быть любой: от нескольких часов до нескольких дней, месяцев или даже лет.

Это следует из положений статьи 128 Трудового кодекса РФ.

Следует учесть, что время отпусков без сохранения зарплаты, превышающее 14 календарных дней в рабочем году, не войдет в стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Кроме того, поскольку данный вид отпуска является неоплачиваемым, то за весь его период сотруднику не будут производиться начисления в социальные фонды, в том числе в Пенсионный фонд РФ, которые влияют на величину будущей пенсии*».

Оплачиваем рабочее время, проведенное водителем в пробке

Вопрос-ответ по теме

Оплачиваем рабочее время, проведенное водителем в пробке?

Если из-за времени, проведенного в пробке, сотрудник-водитель закончил рабочий день или смену позже, то такое время следует оплатить как сверхурочную работу. Если же такого превышения нет, то зарплату следует выплатить водителю в обычном порядке. Объясняется это следующим.

В рабочее время сотрудника-водителя среди прочего входит время управления автомобилем (подп. «а» п. 15 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15). Время, которое сотрудник проводит в пробке, – это тоже период управления автомобилем, поскольку в пробке водитель находится за рулем и управляет транспортным средством. То есть пребывание в пробке по сути является неотъемлемой частью работы водителя, а значит, и оплачивать этот период нужно в общем порядке – как обычное рабочее время.

При этом если из-за времени ожидания в пробке водитель закончил работу за пределами своего обычного графика и условия работы сотрудника не предполагают ненормированный рабочий день, то время превышения нужно оплатить как сверхурочную работу.

Следует учесть, что продолжительность сверхурочных работ ограничена. Переработки сотрудника-водителя не должны составлять более:

  • 120 часов в течение года;
  • 4 часов в течение двух дней подряд;
  • 12 часов в течение рабочего дня или смены, включая время работы по графику, если водителю установлен суммированный учет рабочего времени.

Такие правила предусмотрены в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, статье 99 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, если из-за ожидания в пробке рабочее время водителя не вышло за пределы нормы, то его оплачивают в обычном порядке. Если из-за длительного стояния в пробке у сотрудника появилась переработка и его трудовым договором не предусмотрена ненормированная работа, то время сверх нормы нужно оплатить как сверхурочную работу.

Водителю ООО «Альфа» Ю.И. Колесову установлена девятичасовая рабочая смена и учетный период продолжительностью один месяц.

Это интересно:  Ст 351.1 ТК РФ 2019 года

В связи с напряженной транспортной ситуацией и пребыванием в пробках у Колесова возникла переработка рабочего времени, и фактическая продолжительность его смены составила:

  • 3 сентября – 12 часов;
  • 4 сентября – 11 часов;
  • 5 сентября – 13 часов.

В ООО «Альфа» принят локальный документ, согласно которому сотрудникам с суммированным учетом оплачивают сверхурочную работу по итогам учетного периода. По итогам сентября у Колесова выявлено девять часов переработки. Условия о ненормированном режиме работы у Колесова в трудовом договоре нет. С учетом действующего в организации порядка оплаты сверхурочной работы первые два часа Колесову оплатили в полуторном размере, а последующие семь часов – в двойном размере.

Оплата труда водителя автомобиля при простое под загрузкой.

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Прошу помочь разобраться. Водитель автомобиля 4 часа в смену проводит на погрузке (сидит в кабине ожидает). Класс груза II (коэффициент в переделах 0.71-0.99 отношение максимально возможной массы груза к грузоподъемности автомобиля) груз наливной скоропортящийся.
Применяются ли какие-нибудь коэффициенты (повышающие или понижающие) при учете рабочего времени и каким образом. Спасибо! Водитель выполняет свои обязанности при погрузке-разгрузке. То, что он не ведет машину в этот период не является простоем. Поэтому, оплата труда производится за фактически отработанное время.

Если уж на то пошло, то оплата труда водителя может делиться на:
1. Время подготовки к работе (проверка авто, переодевание, сбор документов и др.)
2. Ожидание погрузки-разгрузки (контроль погрузки, проверка по документам и др. по определенным нормативам времени на погрузку-разгрузку и сверх нормативов, но сверх норматива — это будет п. 7)
3. экспедирование груза (все время от погрузки до разгрузки)
4. Фактическая работа за рулем
5. мелкий ремонт силами водителя (если есть допуск к таким работам)
6. простой по вине работника (авария по вине водителя, поломка авто по вине водителя, невыполнение обязанностей без уважительных причин и т.д.)
7. простой по вине нанимателя (нет заказов, не загружена вовремя машина, другие причины, не зависящие от водителя, но повлекшие за собой несвоевременную работы водителя и др.)
8. простой по обстоятельствам, не зависящим от обеих сторон (форс-мажор, отсутствие оплаты от заказчика/покупателя, авария не по вине водителя, пробки на дорогах и т.д.)
9. заключительный этап работы после смены (переодевание, мыте рук, сдача документов, заполнение путевых листов, сдача отчетов и т.д.)
и другие варианты.
п. 1,2,4,9 — оплачивается повременно
п. 4 также может оплачиваться сдельно
п. 3 обычно оплачивается как доплата за совмещение в размере по договоренности с работником
п. 5 обычно оплачивается повременно по ЗП слесаря по ремонту авто.
п. 6 может вообще не оплачиваться в зависимости от ЛНПА
п. 7,8 обычно устанавливается оплата в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) или по договоренности с работником

Так что стоянка под погрузкой-разгрузкой является точно обязанностями водителя и совсем не является простоем. За исключением случаев, когда стоянка затягивается из-за неслаженности работы других подразделений или покупателя/заказчика, но тогда обращаемся к п. 7, при этом простоем будет признано не все время стоянки, а только то, что свыше норматива.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, alianskadrovic.ru, www.law.ru, www.kdelo.ru, ekonomist.by.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector