Разрешение на работу в 2013 году

1.Изменение минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Сообщаем Вам, что в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2014 год заключенным между Правительством Санкт-Петербурга, Ленинградской Федерацией профсоюзов и региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» с «01» января 2014 года по «31» декабря 2014 года минимальная заработная плата устанавливается в размере 8868 рублей.

2.Обязательное оформление Свидетельств ИНН для всех иностранных граждан.

С 1 января 2014 года вступили в силу поправки в № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ. В настоящее время, при оформлении разрешения на работу, ФМС России требует предоставить Свидетельство ИНН иностранного гражданина.

Если Свидетельство ИНН отсутствует, то ФМС самостоятельно запрашивает его в налоговом органе по месту постановки на миграционный учет.

После получения Разрешения на работу, иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган того района, в котором он поставлен на миграционный учет и получить готовое Свидетельство ИНН.

Срочное (ускоренное) оформление Разрешений на работу, при отсутствии Свидетельства ИНН, не осуществляется.

Иностранные граждане, оформившие Разрешение на работу в 2013 году, могут самостоятельно (бесплатно) оформить Свидетельство ИНН в налоговом органе, для этого требуются следующие документы:- заявление о постановке на учет (выдается на месте);

  • паспорт и копия перевода паспорта;
  • отрывная часть бланка Уведомления о прибытии (т.н. «регистрация»);
  • миграционная карта.

3.Изменение в комплект документов при оформлении Разрешения на работу.

Сообщаем Вам о том, что Федеральным законом от 28.12.2013 № 386-ФЗ с «01» января 2014 года изменились требования к перечню документов, необходимых для оформления Разрешения на работу. К ранее существующему перечню документов добавилось обязательное наличие медицинского заключения.

В настоящее время, отсутствие медицинского заключения может стать основанием для отказа в приеме документов на оформление Разрешения на работу.

4.Изменения порядка пребывания безвизовых иностранных граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 389-ФЗ от 28.12.13 года для обеспечения системного регулирования миграционных процессов в России и контроля целей пребывания иностранцев с «01» января 2014 года вступили в силу поправки к Федеральным законам № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с новыми правилами, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

Если иностранный гражданин в период своего пребывания в Российской Федерации превысил срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток – ему будет запрещен въезд в Российскую Федерацию в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации. Изменения не коснулись иностранцев оформивших Разрешение на работу (Патент)!

Въехавшие в Российскую Федерацию после 01.01.2014 г. иностранные граждане, обязаны оформить Разрешение на работу, заключить трудовой договор и продлить срок своего пребывания. Если, за три месяца, иностранный гражданин не успеет оформить все необходимые документы, то после выезда из России он сможет въехать обратно только через 90 суток, т.е. в следующем периоде пребывания в 180 суток.

Внимание! В 2014 году увеличивается общий срок оформления Разрешения на работу до 25 рабочих дней. Иностранным гражданам, обратившимся менее чем за 25 рабочих дней до окончания срока временного пребывания, будет необходимо оплатить срочность оформления Разрешения в размере 5000 рублей.

5.Изменение в правилах миграционного учета по адресу жилых помещений.

В качестве одной из мер борьбы с нелегальной миграцией Федеральным законом № 376-ФЗ от 21.12.2013 года был принят ряд поправок, направленный на борьбу с так называемыми «резиновыми квартирами». Введено понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении». Изменения не коснулись постановки на учет по месту нахождения работодателя!

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилых помещениях понимается постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения проживать в этих помещениях.

Т.е., иностранный гражданин, вставший на миграционный учет на адрес физического лица (жилое помещение), обязан проживать в этом помещении.

За неисполнение новых правил постановки на миграционный учет введена уголовная ответственность. Физические лица, которые предоставили фиктивный адрес для миграционного учета, должны будут оплатить штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, кроме того, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Иностранный гражданин, в случае постановки на миграционный учет по фиктивному адресу, подлежит снятию с такого учета в автоматическом порядке, после чего ему будет необходимо покинуть Российскую Федерацию.

Разрешение на работу в 2013 году

Гражданско-правовой договор с работниками белорусами
Срочный договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника

«ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ» — 2013, ЧТО НОВОГО: О ЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯМ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

(Комментарий к Закону от 30.12.2012 N 320-ФЗ;

Постановлению Правительства РФ от 01.12.2012 N 1243)

С нового 2013 года вступили в силу изменения, напрямую касающиеся трудовых мигрантов и их работодателей. О более значимых нововведениях Вы сможете узнать далее.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, освобождены от получения разрешения на работу с 01 января 2013 года.

Иностранцы, имеющие статус временно проживающих в РФ, теперь не должны получать разрешение на работу (Подпункт 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2013) (далее — Закон N 115-ФЗ)). Следовательно, они могут беспрепятственно работать в России, но все-таки не в в любом ее регионе, а только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (Пункты 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (ред., действ. до 31.12.2012)).

Как получить разрешение на работу визовому иностранцу читайте в статье «Порядок получения разрешения на работу для визовых иностранцев« .

Примечание. Наших законодателей наконец-то «осенило», что мигранты с таким статусом попросту не являются иностранными работниками по Закону о правовом положении иностранцев . Кроме того, на них распространяется обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Поэтому «обязанность получения разрешения на работу таким иностранным гражданам не отвечает целям временного проживания на территории РФ» (Статья 2 Закона N 115-ФЗ).

Фирмам и предпринимателям, занимающимся розничной торговлей алкоголем, включая пиво (код ОКВЭД 52.25.1), в 2013 г. разрешено нанимать временно пребывающих в РФ иностранцев (в том числе безвизовых) (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1243). Однако их численность не должна превышать 25% общей численности работников компании или предпринимателя.

При этом сохранились нулевые квоты (то есть полный запрет) на наем иностранцев для таких сфер деятельности, как:

— розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31);

— торговля в палатках и на рынках (код 52.62);

— прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63).

Наказание для работодателей (компаний и предпринимателей) за нарушение этого запрета очень суровое: штраф в размере 800 тыс. — 1 млн руб. за каждого мигранта или даже приостановление деятельности на срок до 90 суток (Часть 1 ст. 18.17 КоАП РФ). А директору компании придется расстаться с 45 тыс. — 50 тыс. руб.

Кроме того, усовершенствован порядок привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, а также иностранных работников в составе экипажей судов.

Так, в частности, работодателям (заказчикам работ, услуг) предоставлено право направлять в ФМС России и ее территориальные органы ходатайства о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (заявления о продлении срока действия выданных им разрешений на работу) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Компании, привлекающие на работу высококвалифицированных иностранных специалистов (ВКС), получили возможность дистанционно заполнять и направлять по Интернету, в частности через портал госуслуг gosuslugi.ru, ряд документов, связанных с наймом ВКС, а именно:

— ходатайство о привлечении ВКС (Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487) вместе с необходимыми документами (Пункт 6.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2013));

— заявление работодателя о продлении срока действия разрешения на работу ВКС (Приложение N 14 к Административному регламенту, утв. Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008) с пакетом дополнительных документов (Пункт 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Однако это не отменяет обязанности в течение 14 рабочих дней с момента отправки в электронном виде упомянутых ходатайства и заявления (Пункты 6.2, 9, 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2013)) представить их в орган ФМС в бумажном виде;

— уведомления (Пункт 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ (ред., действ с 01.01.2013)):

— о выплате ВКС заявленной зарплаты (вознаграждения) (Приложение 7 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147);

— о фактах предоставления ВКС отпуска без сохранения зарплаты свыше 1 месяца (Приложение 8 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147), а также расторжения с ним трудового (гражданско-правового) договора (Приложение 11 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147).

Голосование:

Иностранные работники в 2013 году

В данной статье мы рассмотрим общие вопросы регулирования процесса привлечения российскими компаниями работников из других стран. Особое внимание при этом уделим изменениям в законодательстве, которые следует учесть иностранным работникам и их работодателям в 2013 г.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012; далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);
  • Приказ ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее — Приказ № 147);
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008, в ред. от 30.09.2010; далее — Регламент выдачи разрешений);
  • Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (утвержден Приказом ФМС России от 06.06.2008 № 142, в ред. от 15.12.2010; далее — Регламент выдачи приглашений);
  • Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление № 783);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон № 109-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 487 «Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и формы патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» (далее — Постановление № 487).
Это интересно:  Ст 156 ТК РФ 2019 года

О КВОТАХ И ПРИГЛАШЕНИЯХ

Как известно, каждый год Правительство РФ ограничивает количество прибывающих работать в страну мигрантов: по стране в целом, по субъектам Российской Федерации, по отраслям экономики. К примеру, устанавливается допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и в области спорта.

На 2013 г. Правительством РФ [1] утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам:

  • приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в количестве 410 126 штук;
  • разрешений на работу — 1 745 584.

Данные цифры практически соответствуют уровню 2012 г.

Также Правительством РФ определено, как распределяются квоты по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Кроме того, согласно Постановлению № 783 каждый год утверждается и перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются [2] .

В связи с тем, что количество выдаваемых приглашений на въезд или разрешений на работу ограничено [3] , необходимо заранее подавать заявки о потребности в иностранной рабочей силе [4] . На 2014 г. заявку следует подать до 1 мая 2013 г.

Приглашение на въезд для осуществления трудовой деятельности оформляется работодателем, привлекающим иностранного работника из стран, для которых в Российской Федерации установлен визовый режим въезда.

Для получения приглашения необходимо подготовить соответствующие документы и подать их в территориальный орган ФМС России, уплатив госпошлину в размере 500 руб. за каждого приглашенного [5] .

Получить приглашение может работодатель, имеющий разрешение на привлечение иностранной рабочей силы [6] .

Одновременно с пакетом документов на выдачу приглашения на въезд потенциального работника необходимо подать комплект документов на выдачу разрешения на работу в отношении каждого такого работника [7] .

Действующий порядок получения названных разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлен Регламентом выдачи разрешений.

Не распространяется квота на выдачу приглашений иностранным работникам — высококвалифицированным специалистам и членам их семей. Также для них не нужно оформлять разрешение на привлечение к трудовой деятельности [8] .

Для въезда в Российскую Федерацию и проведения переговоров по поводу работы высококвалифицированному специалисту из «визовых» стран на основании письменного приглашения работодателя выдается однократная обыкновенная деловая виза на срок до 30 суток [9] . Порядок оформления разрешения на работу высококвалифицированному специалисту, продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации или оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) определен п. 6 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ и п. 136.7 Регламента выдачи разрешений.

ЕСЛИ ВИЗА НЕ НУЖНА

Однако самим потенциальным иностранным работникам разрешение на работу оформить нужно. Такие работники лично или с помощью уполномоченных ими по доверенности лиц должны представить в ФМС России пакет документов, включая квитанцию об оплате госпошлины (см. Регламент выдачи разрешений). Разрешения на работу для «безвизовых» иностранцев также выдаются в пределах утвержденной квоты [1] .

О заключении трудового договора работодатель в трехдневный срок уведомляет органы ФМС России и органы занятости [11] .

В 2013 г., как и ранее, продолжают действовать Соглашения РФ с Республиками Беларусь и Казахстан, согласно которым граждане этих стран пользуются льготами в рамках осуществления трудовой деятельности в России [12] .

Так, гражданам этих республик не требуются соответствующие разрешения на работу. В отношении них не нужно уведомлять ФМС России и службу занятости о заключении трудового договора.

Работодатель — физическое лицо вправе привлекать к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев для выполнения работ в личных целях, для домашних нужд на основании патента [13] . Система квотирования, ограничивающая количество иностранных работников, на патенты не распространяется.

Особенностью данного механизма является то, что иностранные граждане, получившие патент, уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в особом порядке (ст. 227.1 Налогового кодекса РФ).

Стоит отметить, что требования по трудоустройству и миграционному учету будут зависеть от конкретных обстоятельств. В частности, от миграционного статуса иностранного работника, который может со временем меняться (от «временно пребывающего» до «постоянно проживающего»).

В любом случае, работодателям следует проверять наличие у иностранных работников всех необходимых для их легального пребывания в Российской Федерации и трудоустройства документов (миграционной карты или визы, медицинской справки и др.).

Так, если выяснится, что работник-украинец не поставлен на миграционный учет в том субъекте Российской Федерации, в котором он работает, то работодатель как принимающая сторона должен поставить такого работника на учет по месту пребывания, например по адресу организации [14] .

Не следует также забывать контролировать продление срока действия всех необходимых документов. Например, для продления срока действия разрешения на работу иностранному гражданину нужно не позднее 15 рабочих дней до окончания этого срока представить в территориальный орган ФМС России документы, предусмотренные п. 7.1 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кстати. Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу иностранцу, который подходит по требованиям, предъявляемым к вакантной должности, имеет разрешение на работу (если требуется) и представляет документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НУЖНО УЧЕСТЬ?

С 2013 г. вступает в силу п. 4.6 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Действие данного положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов.

В 2013 г. для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового. Знания должны быть подтверждены одним из установленных законом документов.

Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [15] .

Е. Зубова, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

[1] Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год».

[2] Перечень на 2013 г. утвержден Приказом Минтруда России от 03.12.2012 № 568н.

[3] Порядок определения потребности в привлечении иностранных работников утвержден Постановлением № 783

[4] Форма заявки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 № 514н.

[5] Подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ; пп. 6, 10, 33 Регламента выдачи приглашений.

[6] Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ.

[7] Подпункт 2 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ.

[8] Пункт 2 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.

[9] Пункт 29(1) Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335, в ред. от 05.09.2011).

[10] См. Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

[11] Пункт 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ; Приказ № 147.

[12] Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»; ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010).

[13] Пункты 1, 2 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ; Постановление № 487.

[14] См. п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ.

Разрешение на работу в 2013 году

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Разрешение на работу в России на конец 2013 года имели 1111 тысяч иностранных граждан

После распада СССР в России появилось значительное число иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России и осуществляющих трудовую деятельность. Сведения об иностранных работниках, осуществляющих трудовую деятельность в установленном порядке (то есть легально), разрабатывались до 2011 года Федеральной миграционной службой на основании [10] :

  • выданных разрешений на работу для иностранных граждан из стран с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Туркмении, а с 2009 года и Грузии);
  • уведомлений, полученных от работодателей, привлекающих иностранных работников, для иностранных граждан из стран СНГ с безвизовым порядком въезда (Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины), кроме Белоруссии, образующей союзное государство с Россией;
  • выданных разрешений на работу лицам без гражданства.

Число иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, рассчитывается как сумма чисел иностранных работников на начало отчетного периода и иностранных работников, прибывших в течение отчетного периода (без трудящихся-мигрантов из Белоруссии)

В середине 1990-х годов число иностранных работников в России возросло почти до 300 тысяч человек, но к концу десятилетия в связи с финансово-экономическим кризисом 1998 года снизилось до 211 тысяч человек. Затем рост возобновился, особенно быстрый начиная с 2005 года (рис. 17). В 2008 году число иностранных работников в России достигло наибольшей величины – 2425,9 тысячи человек (в том числе 1780 тысячи человек из стран СНГ, не считая трудовых мигрантов из Белоруссии, в отношении которых порядок регулирования привлечения иностранной рабочей силы не применяется). В связи с развернувшимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом и спадом экономического развития, в 2009 году число иностранных работников в России несколько сократилось, составив 2223,6 тысячи человек (на 202,3 тысячи человек, или на 8,3% меньше, чем в предшествующем 2008 году). В 2010 году сокращение ускорилось — число иностранных работников, снизилось до 1640,8 тысячи человек, что на 582,8 тысячи человек, или на 26,2% меньше, чем в 2009 году.

Это интересно:  Максимальный размер заработной платы

Начиная с 2011 года, сведения об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, разрабатываются Федеральной миграционной службой на основании выданных разрешений на работу (для иностранных граждан и для лиц без гражданства, прибывших в визовом и безвизовом порядке въезда) и патентов, выданных на осуществление трудовой деятельности у физических лиц (для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы) [11] .

На конец 2011 года действующее разрешение на работу на территории России имели 1027,9 тысячи иностранных граждан (включая лиц без гражданства, но без граждан Белоруссии, а также иностранных граждан, имевших разрешения на работу сроком до 90 суток, не продленные в дальнейшем на срок до 1 года). К концу 2012 года число имевших действующее разрешение на работу на территории России возросло до 1148,7 тысячи человек (на 11,8% больше), а в конце 2013 года оказалось несколько меньше (на 3,3%) – 1110,9 тысячи человек.

В течение 2011 года патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц получили 764,9 тысячи человек, в 2012 году – 1080,5 тысячи (на 41,3% больше), в 2013 году – 1356,7 человек (на 25,6% больше, чем в 2012 году).

До середины 2000-х годов доля иностранных работников, прибывших в Россию из стран СНГ, составляла примерно половину в общем числе иностранных граждан, легально осуществляющих трудовую деятельность в России. Затем она стала расти, поднявшись до 73,4% в 2008 году и 76,0% в 2010 году. Таким образом, число иностранных работников, прибывших в Россию из стран СНГ, до 2008 года росло быстрее, чем из других стран мира, а после кризиса 2008 года сокращалась в меньшей степени.

В последние три года доля иностранных работников из стран СНГ поднялась еще выше, составив в 2011 году 83,6%, в 2012 году 84,3%, а в 2013 году 85,3% среди имевших действующее разрешение на работу на конец года. Все получившие патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц являются, как уже говорилось, гражданами стран СНГ с безвизовым въездом в Россию или лицами без гражданства, прибывшими в Россию без получения визы.

Рисунок 17. Число иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тысяч человек*

По данным за 2011 год, доля трудящихся, имевших действующее разрешение на работу на конец года, составила 1,5% от общего числа экономически занятых, а доля получивших патенты в течение 2011 года еще 1,1%.

По данным за 2012 год, доля лиц, имевших действующее разрешение на работу на конец года, поднялась незначительно — до 1,6% от общего числа экономически занятых, а доля получивших патенты в течение 2012 года более заметно — до 1,5%.

В 2013 году доля занятых в экономике России иностранных работников, имевших действующее разрешение на работу на конец года, оставалась той же, что и в конце 2012 года – 1,6%, а доля получивших патенты в течение года возросла до 1,9%.

Рисунок 18. Число иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, в общем числе занятых в экономике России, %*

* расчет по данным, представленным на рис. 14, и данным о числе экономически занятых в экономике России в соответствующие периоды

Свыше 40% иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность на основании действующих разрешений на работу, составляют лица в возрасте от 18 до 29 лет, люди 50 лет и старше – около 10% (рис. 19). Основными участниками внешней трудовой иммиграции являются мужчины (около 87%), которые преобладали во всех возрастных группах. Наибольший удельный вес женщин приходился на возрастную группу от 30 до 39 лет (около 17,0%).

Рисунок 19. Число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу в России, по полу и возрасту, тысяч человек на конец года

Иностранная рабочая сила привлекается на территорию Российской Федерации из многих стран мира. Наиболее крупные поставщики рабочей силы в Россию — страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Молдавия. Из других стран мира больше всего рабочей силы поступает из Китая, Турции, Северной Кореи (КНДР) и Вьетнама. Если до 2006 года больше всего трудовых мигрантов прибывало в Россию с Украины, то в последние годы наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию стали Узбекистан и Таджикистан (рис. 20).

В общем числе иностранцев, имевших разрешение на работу на конец 2013 года, 85,3% (947,1 тысячи человек) составляли граждане стран СНГ, в том числе граждане Узбекистана – 42,9% (476,5 тысячи человек), граждане Таджикистана — 14,7% (162,8 тысячи человек), граждане Украины – 11,2% (124,9 тысячи человек). Среди граждан других стран преобладали граждане Китая – 6,4% (71,0 тысячи человек).

Среди иностранцев, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц — граждан России в течение 2013 года, граждане Узбекистана составили более половины – 53,1% (720,6 тысячи человек), граждане Таджикистана – 22,3% (301,9), граждане Армении – 6,8% (92,5), граждане Киргизии – 6,7% (90,4), граждане Азербайджана – 4,4% (59,3 тысячи человек).

Более 40% трудовых мигрантов из-за рубежа привлекается для работы в Центральном федеральном округе, прежде всего в Москве и Московской области, хотя в последние годы доля иностранцев, работающих в столичном регионе, сокращалась.

Наибольшее число иностранных работников, имевших действующее разрешение на работу на конец 2013 года, привлечено в экономику Москвы (21,9%). Кроме того, значительная часть иностранных работников трудилась в Санкт-Петербурге (14,6%), Московской области (8,0%), Краснодарском крае (4,6%), Ленинградской области (4,0%), Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (3,7%), Калужской области (2,3%).

По опубликованным данным, на конец III квартала 2013 года наибольшее число иностранных граждан (с учетом лиц без гражданства и без учета трудовых мигрантов из Белоруссии) с действующим разрешением на работу учтено в Москве (143,4 тысячи человек), Санкт-Петербурге (139,5), Московской области (102,2) и Тюменской области (74,1). В остальных регионах оно не достигало 45 тысяч человек (рис. 21). Отметим, что по сравнению с тем же периодом предшествующего 2012 года число иностранных работников с действующим разрешение на работу снизилось на 25%, в Московской области – на 30%, а в Санкт-Петербурге – всего на 2%. В Тюменской области оно, напротив, увеличилось, хотя и несущественно (на 5%).

Число иностранных граждан, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц — граждан России за первые три квартала 2013 года, наибольшим было в Московской области (212,7 тысячи человек). В Москве оно несколько меньше (176,8 тысячи человек), в остальных регионах – в несколько раз меньше. Довольно значительное число патентов было выдано в Краснодарском крае (50,9 тысячи), Новосибирской (43,0), Иркутской (32,5), Самарской (28,3) и Свердловской (26,9) областях. В остальных регионах оно не достигло 24 тысяч.

Доля иностранцев с действующим разрешением на работу среди экономически занятых варьировалась от 0,01% в Чеченской Республике до 7,2% в Ямало-Ненецком автономном округе. Высокая доля иностранных работников с действующим разрешение на работу отмечалась также среди экономически занятых в Еврейской автономной области (5,5%), Санкт-Петербурге (5,0%), Ненецком (5,0%) и Ханты-Мансийском автономном округе Югре (4,7%), Калужской области (4,6%), Чукотском автономном округе (4,6%), Ленинградской (4,4%) и Тюменской (4,1%) областях. В остальных регионах она в конце III квартале 2013 года не достигала 3%, а в половине регионов-субъектов федерации не достигала и 0,7%.

Доля лиц, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц — граждан России, за первые три квартала 2013 года, составляла от 0,1% от общего числа экономически занятых в республиках Марий Эл, Чечня и Чувашия до 5,6% в Московской области. Помимо Московской области, высокие значения – около 3% — отмечались в Новосибирской, Сахалинской, Рязанской и Иркутской области, в республиках Саха (Якутия) и Алтай, а также в городе Москве. В половине регионов-субъектов федерации эта доля не превышала 1%.

Рисунок 21. Число иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России по регионам-субъектам федерации, тысяч человек и % от числа занятых в экономике, 2013 год*

* число имевших действующее разрешение на работу на конец III квартала и число получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц в IIII кварталах 2013 года.

В 2013 году основная часть иностранных граждан получила разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности по профессиям рабочих строительства, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах (26,7%), а также по профессиям неквалифицированных рабочих (25,8%). Доля занятых по профессиям первой группы постепенно увеличивается, а по второй – сократилась по сравнению с 2012 и 2011 годами (табл. 3).

Большинство рабочих строительства, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, прибыли из стран СНГ: Узбекистана (40,9%), Таджикистана (13,0%), Украины (11,2%). Неквалифицированные рабочие прибыли преимущественно из Узбекистана (54,0%), Таджикистана (22,6%), Киргизии (11,7%) и Украины (3,7%).

Таблица 3. Распределение численности иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу, по профессиональным группам (в соответствии с Общероссийским классификатором занятий), на конец года; тысяч человек и %

Иностранные работники в 2013 году

В данной статье мы рассмотрим общие вопросы регулирования процесса привлечения российскими компаниями работников из других стран. Особое внимание при этом уделим изменениям в законодательстве, которые следует учесть иностранным работникам и их работодателям в 2013 г.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012; далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);
  • Приказ ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее — Приказ № 147);
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008, в ред. от 30.09.2010; далее — Регламент выдачи разрешений);
  • Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (утвержден Приказом ФМС России от 06.06.2008 № 142, в ред. от 15.12.2010; далее — Регламент выдачи приглашений);
  • Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление № 783);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон № 109-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 487 «Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и формы патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» (далее — Постановление № 487).
Это интересно:  Ответственный за пожарную безопасность в организации: кто может быть

О КВОТАХ И ПРИГЛАШЕНИЯХ

Как известно, каждый год Правительство РФ ограничивает количество прибывающих работать в страну мигрантов: по стране в целом, по субъектам Российской Федерации, по отраслям экономики. К примеру, устанавливается допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и в области спорта.

На 2013 г. Правительством РФ [1] утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам:

  • приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в количестве 410 126 штук;
  • разрешений на работу — 1 745 584.

Данные цифры практически соответствуют уровню 2012 г.

Также Правительством РФ определено, как распределяются квоты по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Кроме того, согласно Постановлению № 783 каждый год утверждается и перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются [2] .

В связи с тем, что количество выдаваемых приглашений на въезд или разрешений на работу ограничено [3] , необходимо заранее подавать заявки о потребности в иностранной рабочей силе [4] . На 2014 г. заявку следует подать до 1 мая 2013 г.

Приглашение на въезд для осуществления трудовой деятельности оформляется работодателем, привлекающим иностранного работника из стран, для которых в Российской Федерации установлен визовый режим въезда.

Для получения приглашения необходимо подготовить соответствующие документы и подать их в территориальный орган ФМС России, уплатив госпошлину в размере 500 руб. за каждого приглашенного [5] .

Получить приглашение может работодатель, имеющий разрешение на привлечение иностранной рабочей силы [6] .

Одновременно с пакетом документов на выдачу приглашения на въезд потенциального работника необходимо подать комплект документов на выдачу разрешения на работу в отношении каждого такого работника [7] .

Действующий порядок получения названных разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлен Регламентом выдачи разрешений.

Не распространяется квота на выдачу приглашений иностранным работникам — высококвалифицированным специалистам и членам их семей. Также для них не нужно оформлять разрешение на привлечение к трудовой деятельности [8] .

Для въезда в Российскую Федерацию и проведения переговоров по поводу работы высококвалифицированному специалисту из «визовых» стран на основании письменного приглашения работодателя выдается однократная обыкновенная деловая виза на срок до 30 суток [9] . Порядок оформления разрешения на работу высококвалифицированному специалисту, продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации или оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) определен п. 6 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ и п. 136.7 Регламента выдачи разрешений.

ЕСЛИ ВИЗА НЕ НУЖНА

Однако самим потенциальным иностранным работникам разрешение на работу оформить нужно. Такие работники лично или с помощью уполномоченных ими по доверенности лиц должны представить в ФМС России пакет документов, включая квитанцию об оплате госпошлины (см. Регламент выдачи разрешений). Разрешения на работу для «безвизовых» иностранцев также выдаются в пределах утвержденной квоты [1] .

О заключении трудового договора работодатель в трехдневный срок уведомляет органы ФМС России и органы занятости [11] .

В 2013 г., как и ранее, продолжают действовать Соглашения РФ с Республиками Беларусь и Казахстан, согласно которым граждане этих стран пользуются льготами в рамках осуществления трудовой деятельности в России [12] .

Так, гражданам этих республик не требуются соответствующие разрешения на работу. В отношении них не нужно уведомлять ФМС России и службу занятости о заключении трудового договора.

Работодатель — физическое лицо вправе привлекать к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев для выполнения работ в личных целях, для домашних нужд на основании патента [13] . Система квотирования, ограничивающая количество иностранных работников, на патенты не распространяется.

Особенностью данного механизма является то, что иностранные граждане, получившие патент, уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в особом порядке (ст. 227.1 Налогового кодекса РФ).

Стоит отметить, что требования по трудоустройству и миграционному учету будут зависеть от конкретных обстоятельств. В частности, от миграционного статуса иностранного работника, который может со временем меняться (от «временно пребывающего» до «постоянно проживающего»).

В любом случае, работодателям следует проверять наличие у иностранных работников всех необходимых для их легального пребывания в Российской Федерации и трудоустройства документов (миграционной карты или визы, медицинской справки и др.).

Так, если выяснится, что работник-украинец не поставлен на миграционный учет в том субъекте Российской Федерации, в котором он работает, то работодатель как принимающая сторона должен поставить такого работника на учет по месту пребывания, например по адресу организации [14] .

Не следует также забывать контролировать продление срока действия всех необходимых документов. Например, для продления срока действия разрешения на работу иностранному гражданину нужно не позднее 15 рабочих дней до окончания этого срока представить в территориальный орган ФМС России документы, предусмотренные п. 7.1 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кстати. Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу иностранцу, который подходит по требованиям, предъявляемым к вакантной должности, имеет разрешение на работу (если требуется) и представляет документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НУЖНО УЧЕСТЬ?

С 2013 г. вступает в силу п. 4.6 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Действие данного положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов.

В 2013 г. для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового. Знания должны быть подтверждены одним из установленных законом документов.

Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [15] .

[1] Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год».

[2] Перечень на 2013 г. утвержден Приказом Минтруда России от 03.12.2012 № 568н.

[3] Порядок определения потребности в привлечении иностранных работников утвержден Постановлением № 783

[4] Форма заявки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 № 514н.

[5] Подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ; пп. 6, 10, 33 Регламента выдачи приглашений.

[6] Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ.

[7] Подпункт 2 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ.

[8] Пункт 2 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.

[9] Пункт 29(1) Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335, в ред. от 05.09.2011).

[10] См. Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

[11] Пункт 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ; Приказ № 147.

[12] Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»; ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010).

[13] Пункты 1, 2 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ; Постановление № 487.

[14] См. п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ.

Е. Зубова, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2013.

Рабочее время, перенос выходных дней, определение нормы рабочего времени.

Проверочный лист включает в себя вопросы, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований миграционного законодательства РФ

С 27 сентября охрану труда на автотранспорте нужно организовывать по новым правилам

Статья написана по материалам сайтов: www.finval.biz, alianskadrovic.ru, kadrovik-info.ru, www.demoscope.ru, www.profiz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector