+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Система сертификации персонала

Уважаемые коллеги, друзья, эксперты Системы, заявители и действующие эксперты!
Обращаюсь к Вам в знаменательный для РССП день!
3 июня 1996 года по приказу Госстандарта образована
Автономная некоммерческая организация Регистр системы сертификации персонала».
Организация создана в целях реализации государственной политики Российской Федерации по подготовке и оказанию услуг в области создания системы по подготовке, аттестации/сертификации персонала и экспертов (специалистов), работающих в сфере подтверждения соответствия; ведения единого Реестра сертифицированного персонала.
Сегодня нам исполнилось 20 лет! И мы по – прежнему с Вами, мы растем и развиваемся вместе с Вами, благодаря трудностям, которые возникают, благодаря вопросам, которые Вы нам задаете!
В масштабах сегодняшней России 20 лет организации — это зрелость, это знак стабильности, знак следования традициям, знак сохранения памяти о тех, кто был с нами все эти годы! Знак верности всем тем, кто был с нами все эти годы!
Огромное Вам спасибо, что помните о нашем празднике, о нашем дне! Я искренне признательна всем Вам за поздравления и теплые слова, сказанные в мой адрес и адрес РССП!
Наврузова Луиза Адамовна, директор

ВНИМАНИЕ! РССП с 22 ноября вводит карту скидок на все виды услуг, предоставляемых организацией в период с 22 ноября 2017 года по 31 декабря 2018 года. Карта выдается в подарок слушателям, заявителям в эксперты, экспертам Системы, получающим услуги с 22 ноября 2017 года. Количество подарочных карт ограничено! Условия и порядок получения скидки размещены на самой карте и перечислены здесь:

Предъявителем карты может быть физическое или юридическое лицо.
Номер карты указывается в заявке на выписку счета и договора на получение услуг.
Карта подлежит возврату в РССП в период оказания услуги.
По одной карте одному человеку дается скидка при расчете стоимости за одну услугу.


Уважаемые коллеги, друзья, эксперты Системы, заявители и действующие эксперты!

Настоящим поясняем действие нормативно-правовых актов действующих в рамках системы сертификации ГОСТ Р.
Так, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 сентября 2016 г. № 3358 «О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 и от 22 апреля 2002 г. № 30 и приказа Ростехрегулирования от 12 мая 2009 г. № 1721» (Зарегистрирован в Минюсте России 11.11.2016 № 44308), положение о Системе сертификации ГОСТ Р признано не подлежащим применению с 25 ноября 2016 г. (акт вступает в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования; дата официального опубликования на www.pravo.gov.ru: 14 ноября 2016 г.).
РССП считает необходимым отметить о возможном нарушении действующего законодательства Российской Федерации, а именно согласно абзацу второму пункту 7 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 № 1009 (в редакции постановления от 21 марта 2016 г. № 222) в случае передачи полномочий по осуществлению нормативно-правового регулирования от реорганизованного (преобразованного), упраздненного ФОИВ к другому ФОИВ, то ФОИВ с переданными полномочиями: утверждает новый нормативный правовой акт в пределах таких полномочий; признает нормативный правовой акт реорганизованного (преобразованного), упраздненного ФОИВ не подлежащим применению.
Поскольку Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не издало нормативно-правовой акт взамен тех, что не подлежат применению, а также не указывает в какие сроки, в какой области не подлежат применению, то требуются официальные разъяснения данного ФОИВ.При этом исходя из действующего законодательства Российской Федерации усматривается, что все полномочия РССП определенные в рамках функционирования системы сертификации ГОСТ Р продолжают действовать в полном объеме.
Напоминаем, что Регистр системы сертификации персонала уполномочен выполнять функции Органа по сертификации экспертов для системы сертификации ГОСТ Р приказом Госстандарта России от 30 апреля 1998 года № 314.

ВНИМАНИЕ! Уважаемые эксперты!

Регистр системы сертификации персонала Росстандарта России совместно с Комитетом по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации обращается к Вам с просьбой принять участие в обсуждении и выявлении проблемных и спорных моментов, связанных с выполнением работ по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТР ЕАЭС).
Информация о правоприменительной практике при реализации технических регламентов и иных актов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) формируется в связи с обращением ЕЭК в Правительство Российской Федерации и соответствующим поручением Аппарата Правительства Российской Федерации. Ваше мнение, мнение экспертов, выполняющих непосредственно работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов очень важно для нас.
Убедительная просьба ознакомиться и заполнить опросные листы применительно к продукции, подтверждением соответствия которой вы занимаетесь в рамках закрепленной области аккредитации. Кроме того, обсуждения по опросным листам будут проводиться во время проведения круглых столов для действующих экспертов в рамках учебных мероприятий РССП.
Ваши замечания и предложения будут рассмотрены и учтены при формировании ТПП РФ пакета предложений по внесению изменений в действующие ТР ЕАЭС и направлены в Евразийскую экономическую комиссию.
Благодарим за участие в опросе!
Письмо обращение доступно здесь.
Опросный лист доступен здесь.

Уважаемые друзья! По итогам встречи РССП и QSA Certification, прошедшей в июле 2015 года были определены рабочие процедуры для оказания поддержки в функционировании соглашения, подписанного в октябре 2014, основными вопросами которого являются:
— Весь персонал, сертифицированный и зарегистрированный одним из двух сертификационных органов, может получить доступ к сертификации персонала по имеющимся схемам и областям сертификации партнеров в силу общих процедур.
— В силу одобренных совместных процедур РССП будет осуществлять поддержку российских заявителей по вопросам связанным с сертификационными схемам QSA Certification, так же как и QSA Certification будет осуществлять свою деятельность в Европе для поддержки заявителей по вопросам связанным с сертификационными схемами РССП.
— Оба сертификационных органа будут вести календарь международных учебных мероприятий, которые будут формироваться с учетом запроса всемирного рынка.
Перечень доступных схем и областей по сертификации персонала доступен на сайтах партнеров:
РССП — http://rssp.gost.ru QSA Certification — http://www.qsatech.com

Уважаемые друзья! Неоднократно в наш адрес и в адрес Федеральных органов исполнительной власти от представителей юридических лиц, действующих в Системе сертификации ГОСТ Р поступали запросы о том, кто имеет право подписывать сертификаты, выдаваемые в Системе сертификации ГОСТ Р. Сообщаю Вам, что в соответствии с требованиями Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. №11 (седьмой абзац п. 2.10) установлено, что непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа по сертификации с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных в Регистре системы сертификации персонала. Разъяснения по данному вопросу дали представители Минпромторга и Росстандарта. Повторно по тому же вопросу высказались представители Росстандарта.

Уважаемые друзья! Наличие сертификата компетентности эксперта, выданного РССП обязательно для специалистов, работающих в органах по сертификации и выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технического регламента о пожарной безопасности (ФЗ №123 от 22.07. 2008 , с изм. ФЗ №117 от 10.07.2012). Основание: Пункт 4 глава 33 статья 148 ФЗ №123 (с изм. ФЗ №117 от 10.07.2012) требует «наличия в органе по сертификации наличия специалистов (экспертов), аттестованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности». Департаментом надзорной деятельности МЧС России в 2011 г. сформирован Комитет по оценке компетентности экспертов, осуществляющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на базе Образовательной автономной некоммерческой организацией «Регистр системы сертификации персонала» с участием представителей МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, ФГБУ Академия Государственной противопожарной службы МЧС России и др. Действующий состав Комитета сформирован 27.01.2014, при этом состав от 26.07.2011 утратил силу. Сертификат компетентности эксперта выдается в рамках Системы добровольной сертификации экспертов.
_______________________________________________________________________________
Автономная некоммерческая организация «Регистр системы сертификации персонала» (далее РССП) создана Приказом Госстандарта России от 03 июня 1996 году № 180 в целях:
— Предоставления услуг в области создания системы по подготовке, аттестации/сертификации и регистрации персонала и специалистов;
— Гармонизации российской системы аттестации/сертификации персонала с требованиями международных и европейских нормативных документов;
— Укрепления доверия к российской системе аттестации/сертификации через признание официальными международными и европейскими организациями дипломов и сертификатов РССП, как в России, так и за рубежом.
Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1998 г. №314 РССП была уполномочена выполнять функции Органа по сертификации экспертов, далее Постановлением Госстандарта России от 14 июля 2000 года №46 регистрируется Система добровольной сертификации экспертов ГОСТ Р в рамках которой много лет выполнялись функции по оценке и подтверждению компетентности персонала (экспертов), необходимой для проведения работ по подтверждению соответствия продукции, услуг, систем менеджмента. После введения закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 года деятельность осуществляется в рамках следующих систем добровольной сертификации:

• «Система добровольной сертификации экспертов» свидетельство о регистрации № РОСС RU.И848.04АЭ02 от 31 октября 2011 года (зарегистрирована при внесении изменений в Систему добровольной сертификации экспертов ГОСТ Р).

• «Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации» свидетельство о регистрации № РОСС RU.И101.04ПА00 от 04 октября 2004 г.

• «Система добровольной сертификации персонала в области неразрушающего контроля» свидетельство о регистрации № РОСС RU.0001.03НЗ00 от 30 июня 2003 г.

• «Система добровольной сертификации экспертов по сертификации персонала и знак соответствия системы» свидетельство о регистрации № РОСС RU.Г071.04.ПЭ00 от 17 февраля 2003 г.

Приоритетным направлением является деятельность по оценке и подтверждению компетентности персонала (экспертов), необходимой для проведения работ по подтверждению соответствия продукции, услуг, систем менеджмента, при этом независимая оценка квалификации (сертификация квалификации) гражданина или оценка соответствия квалификации гражданина профессиональному стандарту, а в случае его отсутствия – иным квалификационным требованиям становится все более актуальной в рамках построения в Российской федерации национальной системы профессиональных квалификаций.

В Российской Федерации сегодня формируется национальная система профессиональных квалификаций и механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников. На совещании по вопросу разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 года Президент РФ поставил задачу «выстроить целую сеть независимых сертификационных центров». Целью формирования национальной системы квалификаций является обеспечение непрерывного развития квалификаций конкретных людей в интересах национальной экономики, государства и частных компаний, самого человека. Развитие национальной системы квалификаций, направленное на совершенствование квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) способствует сближению со стандартами Европейского Союза.
Приходя к нам для проведения оценки компетентности третьей стороной, вы получаете независимое мнение, основанное не только профессионализме работников, но и на традициях, на накопленном десятилетиями опыте и знаниях.

Современный подход к формированию системы сертификации персонала

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, N 8

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Введение системы сертификации персонала станет действенным механизмом развития профессионализма работников, повышения производительности и качества труда, обеспечения высокого уровня доверия иностранных инвесторов к развитию производства в Российской Федерации. Статья посвящена вопросам формирования данной системы в российской практике.

Это интересно:  6-НДФЛ: примеры заполнения формы

Проблемы повышения качества рабочей силы

в российских организациях

В настоящее время практически во всех развитых странах мира, имеющих наивысший рейтинг конкурентоспособности, разработаны и реализуются системы обеспечения качества рабочей силы. Уровень требований к работникам, заложенный в указанных системах, предполагает:

— наличие полного среднего образования и получение начальной специальности в учебных заведениях;

— уровень профессиональной квалификации и наличие систем непрерывного профессионального развития, позволяющих обеспечивать повсеместное и комплексное внедрение высоких технологий, средств автоматизации и информатизации, а также их быструю замену;

— высокий уровень исполнительности, профессиональной гибкости и мобильности, основанных на реализации эффективных методов кадровой политики, организации и мотивации труда, внедрения принципов гуманизации труда и качества трудовой жизни;

— создание системы независимой профессиональной аттестации и сертификации персонала на соответствие профессиональным стандартам.

Все эти на правления деятельности сегодня реализуют торгово-промышленные палаты Российской Федерации.

Однако на сегодняшний день отсутствует система, способствующая комплексно решать проблемы сертификации персонала.

Торгово-промышленные палаты видятся как инструмент, способный за счет своей разветвленной системы решать подобные задачи. Однако прежде чем реализовывать такой подход, необходимо выработать общую для всех концепцию сертификации персонала, которая была бы принята всеми участниками процесса в лице государства, действующих органов сертификации, органов контроля, общественных организаций и делового сообщества, заинтересованных в развитии человеческих ресурсов в нашей стране.

Словарь управления персоналом. Сертификация персонала — это установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям отечественных и/или международных стандартов.

Оценка современного рейтинга России, определяющего ее место в мировой экономической классификации, остается весьма низкой. Качественный уровень работников отечественных предприятий и организаций существенно ниже требований, предъявляемых как на отечественном, так и на международном рынке труда. Это положение наглядно проявилось в процессе сертификации продукции и производств, проводимой на ряде предприятий, в соответствии с международными нормами ИСО, МЭК, ЕАС и др., обязательной при выходе изготовителя на международный рынок. Рабочие и специалисты на них оказались в большинстве своем неготовыми в профессиональном отношении к сдаче обязательных тестов как в части теории, так и практики, требуется дополнительная и углубленная переподготовка. Кроме того, органы сертификации, участвующие в системе добровольной сертификации персонала, пользуются различными методиками оценки и сопроводительного контроля, что снижает уровень качества данного процесса и доверия работодателей. Усугубляет положение нежелание работодателей активно участвовать в вопросах повышения квалификации персонала.

Одной из наиболее важных проблем обеспечения качественного уровня кадрового потенциала предприятий становятся вопросы финансирования. Сейчас уровень затрат на организацию внутрифирменного обучения кадров составляет в годовом исчислении в среднем 0,5 — 0,7% от размера выплаченной заработной платы.

Практика показывает, что затраты в размере не менее 1,5% от выплаченной в течение года суммы заработной платы работников являются минимально необходимыми для простого воспроизводства профессионального потенциала на достигнутом уровне. На успешно функционирующих конкурентоспособных предприятиях инвестиции на развитие персонала достигают уровня 3,5 — 5,0% и более. Опыт российских реформ, а также прогнозирование развития ситуации в кадровом обеспечении намеченных правительством программ экономического роста свидетельствуют, что отсутствие механизмов регулирования в указанной сфере усугубляет негативное развитие ситуации, не создает предпосылок для управляемого качественного роста.

Анализ международного опыта, практика работы многих российских предприятий и организаций показывает, что перестройку управления, организацию производства и кадровой работы на всех уровнях управления (предприятие, регион, федеральные органы управления) необходимо организовать на единых принципах в рамках триединой задачи — обеспечения продуктивности, качества и безопасности.

Современная организация — это общество в миниатюре, а наемные работники заслуживают права и привилегии, вытекающие из их членства в организации: свободу слова, невмешательство в личную жизнь, отсутствие дискриминации по любым признакам, участие во всех связанных с работой мероприятиях. Организационная база для этого заложена в Программе социальных реформ Российской Федерации, предложенной в Постановлении Правительства РФ от 26.12.1997 N 222, и для усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров должна включать следующие мероприятия.

Для усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров необходимо:

— ввести государственные профессиональные классификаторы стандартов, квалификационных требований, соответствующих международному уровню, создать системы сертификации и аттестации персонала;

— разработать и координировать национальную, региональные и отраслевые программы производительности, качества, развития человеческих ресурсов, подготовки и переподготовки кадров;

— организовать национальную систему содействия предприятиям в развитии персонала на производстве, профессиональной ориентации населения и в первую очередь молодежи, планирование трудовой карьеры, оценки компетенции работников;

— сформировать и обеспечить системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также государственных и муниципальных служащих.

Для совершенствования системы финансирования подготовки и переподготовки кадров, а также дополнительного образования населения:

— мобилизовать средства предприятий и работодателей путем установления нормативов финансовых затрат на повышение профессиональной квалификации работников и порядка их использования, льготного налогообложения средств, направляемых на упреждающую переподготовку кадров при структурной и инновационной перестройке производства или вынужденном его сокращении, а также на финансирование региональных программ развития человеческих ресурсов и др.;

— шире привлекать средства самих работников путем создания механизма кредитования образовательных услуг, учреждения региональных негосударственных фондов профессионального развития;

— в обязательном порядке выделять средства на профессиональную подготовку кадров при финансировании инновационных программ из внебюджетных источников и бюджетов всех уровней.

Для совершенствования организации профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров:

— обеспечить гибкость и широкопрофильность системы профессионального обучения за счет ее организации на принципах «прогрессирующей специализации»;

— вовлекать работодателей в процесс организации профессионального образования, обучения и последующего трудоустройства граждан;

— оптимально сочетать государственные и негосударственные образовательные структуры с внутрифирменными системами переподготовки и повышения квалификации персонала в рамках реализации национальной и региональных программ развития человеческих ресурсов на конкурсных началах;

— обеспечить качество образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издание учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, создание сети методических и информационных центров.

Перечисленные принципы организации труда и организации кадровой работы призваны определять основные направления политики развития кадрового потенциала ТПП при условии государственной поддержки.

Частично они уже реализуются в настоящее время и сохраняют свою актуальность на ближайшую перспективу. В их числе уместно выделить:

— совершенствование структуры и повышение качества кадров через систему сертификации и аттестации персонала;

— координацию национальной, региональных и отраслевых программ производительности, качества, развития персонала;

— совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. Развитие систем бизнес-образования и механизмов непрерывного обучения как на предприятиях, так и опосредованно через соответствующие подразделения ТПП.

Сертификация персонала в системе управления качеством

Сертификация персонала на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ближайшее время станет обычной практикой и займет ведущее место в системе управления качеством рабочей силы, потеснив, но не заменив традиционную аттестацию персонала.

Процедура сертификации персонала необходима в первую очередь для профессий, связанных с экологической безопасностью и охраной здоровья, а также сфер деятельности, приоритетных для развития экономики.

Формирование национальных систем сертификации продукции и услуг необходимо для защиты интересов производителей, обеспечения конкурентных преимуществ на рынках сбыта, оказания услуг в условиях ужесточающейся конкуренции.

Принятый в 2002 г. Федеральный закон N 184-ФЗ «О техническом регулировании» предполагал как обязательную сертификацию (связанную с безопасностью жизни и охраной здоровья), так и добровольную сертификацию персонала.

На основании опыта национальных систем сертификации была разработана и внедрена группа международных стандартов ИСО серии 9000. Она распространялась на сертификацию продукции (услуг), технологии производства и системы качества (производства, обслуживания). Разработанные в 1987 г. стандарты ИСО серии 9000 имели несколько редакций, в каждой из которых усиливалась роль персонала, ужесточались требования к его профессиональной подготовке.

В последней редакции стандартов ИСО/ПМС 9001, 9004 среди восьми базовых принципов необходимо выделить два.

1. Роль руководства. Руководители добиваются единства целей, управления и внутренней среды организации. Они создают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации.

2. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют сущность организации, полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации.

Выделенные принципы отражают общую тенденцию усиления роли человека в производстве как главного субъекта организации, подчеркивают значение благоприятной среды для эффективной трудовой деятельности.

Формирование сертификации персонала в отдельную систему сертификации можно рассматривать как наметившуюся тенденцию. В России уже создана и совершенствуется ведомственная система сертификации персонала — система Ростехрегулирования, бывшая система Госстандарта России, распространяемая только на определенную категорию подведомственных работников.

Подобная система уже более 30 лет существует в США под эгидой общественной организации — Американского общества качества (АОК). АОК проводит сертификацию специалистов, работающих в области обеспечения качества: экспертов, специалистов по контролю, инженеров по надежности, контролеров. Система сертификации персонала АОК, в отличие от системы Ростехрегулирования, распространяется как на экспертов системы качества, так и на персонал предприятия, связанный с обеспечением качества.

Представляют интерес некоторые принципы и положения системы сертификации АОК.

1. Сертификация персонала является официальным признанием того, что специалист продемонстрировал высокий профессиональный уровень в конкретной области деятельности в определенный период времени.

2. Сертификация является экспертным признанием компетентности, а не регистрацией или лицензированием.

3. Сертификация персонала содействует продвижению по службе и росту заработной платы специалистов, обеспечению конкурентных преимуществ компании.

Более сотни компаний США признали систему сертификации АОК. Через нее прошли многие специалисты. Однако в США и других странах Запада пока не созданы общенациональные системы сертификации персонала. Сертификация проводится лишь на соответствие работника определенным профессиональным стандартам.

У нас пока и эта система не полностью создана. Не во всех отраслях хозяйства созданы профессиональные стандарты, а их отсутствие существенно замедляет и усложняет процессы сертификации. Важен также тот факт, что разработанные профессиональные стандарты не признаны Ростехрегулирования и не входят в структуру стандартов ГОСТ-Р.

Формирование системы сертификации персонала в России

Началом формирования системы сертификации персонала (ССП) можно считать 1997 г., когда было принято совместное Постановление Минтруда России и Госстандарта России от 29.04.1997 N 21/9 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» (ССП).

За прошедшие годы для формирования такой системы сделано, к сожалению, очень мало.

В качестве причины можно выделить отсутствие средств для финансирования разработок. Но главное, на наш взгляд, непонимание важности самой проблемы и отсутствие методологии в формировании системы сертификации персонала у нас в стране.

Основными барьерами на пути сертификации персонала можно считать: коррупцию при приеме на работу (важны не профессиональные компетенции работника, а наличие у него родственных или приятельских отношений с работодателем); потребительское отношение к человеческим ресурсам и нежелание развивать цивилизованные отношения на рынке труда; недоверие работодателей к заключениям, сделанным действующими на сегодняшний день сертификационными центрами (боязнь формального подхода в оценке компетенций); низкий уровень информированности общества в вопросах сертификации персонала (отсутствует методологическая база сертификации).

Это интересно:  Работа в выходные и праздничные дни

Система сертификации персонала является составной частью (подсистемой) системы более высокого уровня — системы управления качеством рабочей силы. Она призвана тесно взаимодействовать с другими системами, иметь тщательно разработанную и скоординированную с ними документальную базу. Упрощенная структура такого взаимодействия представлена на рис. 1.

Принципиальная структура системы управления качеством

рабочей силы на предприятиях

│ Национальная система управления качеством рабочей силы на предприятиях │

│ Подсистемы и документы │

│ Система ││ Система ││ Система ││ Система │

│ классификации││ сертификации ││внутрипроизводственного││ образования │

│ профессий ││ персонала (ССП)││ обучения персонала ││ │

│ классификатор││Профессиональные││ Программы обучения ││ стандарты, │

│ профессий ││ стандарты ││ персонала ││ программы │

│ Единая система классификации и кодирования ││ Общероссийский │

│технико-экономической и социальной информации││ классификатор │

│ в Российской Федерации (ЕСКК) ││ специальностей по │

В настоящее время достаточно полно представлены документы по системе образования, действует большая группа образовательных стандартов, однако они уже сильно устарели — последние редакции стандартов подготовки специалистов опубликованы в 2000 г. Сейчас в Минобрнауки России готовятся новые образовательные стандарты с сильно сокращенным Классификатором специальностей.

Для формирования ССП должна быть разработана целая группа документов различного уровня и назначения. Необходимо пересмотреть или заново разработать и другие документы. Причем эту работу желательно проводить в определенном порядке, представленном на рис. 2.

Порядок формирования базовых документов для ССП

│ Общероссийский │ │ Профессиональные │ │ Документы │

│классификатор профессий│ │ стандарты │ │ Системы сертификации │

Первичным базовым документом ССП, безусловно, является Общероссийский классификатор профессий, представляющий собой систематизированный перечень профессий, построенный на иерархии, стандартизированном описании профессий, включающий многочисленные рубрики.

На основании Классификатора профессий должны разрабатываться по определенной методике профессиональные стандарты для наиболее значимых и приоритетных видов деятельности. По номенклатуре выбранных профессий и их описанию профессиональные стандарты не должны противоречить Классификатору профессий, а призваны развивать и детализировать эти описания.

Профессиональный стандарт, являясь определенным эталоном, позволяет качественные характеристики человека как работника перевести в некоторые количественные оценки, выявить необходимые для этого данные:

— соответствие одному из выбранного набора уровней квалификации;

— объем времени, необходимый для базовой или дополнительной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

— опыт (стаж) работы по профессии и потребность в его увеличении.

Пример. В настоящее время в практике отечественных предприятий и в образовательных учреждениях подготовки и переподготовки персонала используются, к примеру, международные стандарты по сварке и неразрушающему контролю. Находят применение Профессиональные стандарты к основным должностям туристской индустрии, введенные в действие Постановлением Минтруда России в 1999 г. Они касаются туристских агентств, экскурсионных бюро, служб гостиничного комплекса. Стандарты также разработаны для хотельеров и специалистов по IT-технологиям, по HR-специалистам. Существуют также стандарты, разработанные для управленцев.

Тем не менее еще многие отрасли не стандартизировали свои виды деятельности.

На данную группу стандартов планируется сделать упор при основании системы добровольной сертификации персонала на базе ТПП. Кроме того, торгово-промышленные палаты РФ, по сути, могут стать хорошим движущим механизмом (инструментом) в системе добровольной сертификации за счет своей разветвленности и административного ресурса.

На сегодняшний день процессами по развитию добровольной системы сертификации персонала в России пытается заниматься РСПП во главе с А. Н. Шохиным. Однако работа РСПП в этом направлении за последние несколько лет не сдвинулась с мертвой точки. Не выработаны единые принципы и механизмы добровольной сертификации.

Сегодня этой проблемой озадачены ученые Самарской академии государственного и муниципального управления, являющиеся идеологами системы в Российской Федерации: д-р техн. наук В. В. Морозов, который в конце 90-х гг. прошлого столетия начинал заниматься этим направлением в рамках правительственного гранта «Морозовский проект», и канд. экон. наук А. В. Можайский.

Основной стратегической задачей по внедрению системы сертификации персонала является комплексное использование возможностей ТПП по формированию общественного мнения, созданию центров подготовки и сертификации персонала.

В рамках создания Системы сертификации персонала при ТПП РФ предлагается:

1) создать областные центры системы сертификации персонала на базе областных, территориальных ТПП;

2) создать регионально-отраслевую сеть независимых аккредитованных органов по сертификации категорий персонала, действующую под руководством областного центра;

3) создать областной центр развития профессиональных квалификаций как центральный орган аккредитации системы сертификации персонала;

4) организовать систему подготовки и переподготовки персонала для целей сертификации;

5) сформировать сеть областных методических центров как базовых предприятий системы сертификации персонала;

6) организовать подготовку экспертов по сертификации персонала в соответствующих профессиональных областях и ввести реестр экспертов.

Функции по сертификации персонала предполагается возложить на областной центр сертификации персонала, поручив ему развитие системы профессиональных стандартов по всем категориям персонала, аккредитации органов по сертификации и подготовке персонала и ведение единого российского реестра сертифицированного персонала.

Введение Системы сертификации персонала явится действенным механизмом развития профессионализма работников, повышения производительности и качества труда, обеспечения высокого уровня доверия иностранных инвесторов к развитию производства в Российской Федерации.

1. Морозов В. В., Герасимов Б. Н. Мотивация в управленческой деятельности. Модельный учебный центр департамента ФГСЗН по Самарской области, 2000.

2. Морозов В. В., Герасимов Б. Н., Сафронова Г. В., Яковлева Н. Г. Оценка управленческого персонала: модель, показатели, организация: Методическое пособие. Модельный учебный центр департамента ФГСЗН по Самарской области, 1999.

3. Морозов В. В., Герасимов Б. Н., Яковлева Н. Г. Развитие профессионализма в сфере предпринимательства: сущность, модель, методы. Модельный учебный центр департамента ФГСЗН по Самарской области, 2001.

4. Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда. М.: Инновационный образовательный центр, 1997.

5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Издательский дом «Экономические новости», 1998.

6. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2008. 447 с.

7. Материалы семинара «Система сертификации. Международный модульный подход к построению системы сертификации персонала». М.: НУЦ «Контроль и диагностика», 2000.

8. Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2000.

9. Система добровольной сертификации услуг по оценке стоимости объектов гражданских прав. Часть 1. Основополагающие стандарты / Под ред. В. П. Антонова, В. А. Чикунова. М.: Институт оценки земли, 1998.

10. Человеческий потенциал и работа с персоналом. Тематический информационный сборник. Вып. 2. М.: Российская государственная академия труда и занятости, 2001.

Сертификация работников организаций

Согласно международной практике качество в рыночных условиях гарантируется документом (сертификатом), что свидетельствует соответствие фактических параметров продукции нормативам. Объектом сертификации, наряду с системами качества, управления качеством и экологического управления, от 2001г. Стал и персонал организаций [З, с. 333]. Поэтому сертификация работников является важным направлением государственной политики в сфере развития персонала.

Сертификация персонала — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимый аккредитованный орган по сертификации персонала в письменной форме делает вывод о том, что работники сертифицированной организации соответствуют профессиональным стандартам (квалификационным требованиям).

Она не тождественна понятию «аттестация персонала». Во-первых, аттестация — вид оценки работников, осуществляется аттестационной комиссией организации, в основном состоит из руководителей подразделений предприятия, в которых уже сформировалось мнение о оцениваемого работника, поэтому ей во многом присущи элементы формализма и субъективизма. Тогда как сертификация проводится независимым аккредитованным органом по сертификации персонала, и для нее менее характерны элементы формализма и субъективизма.

Во-вторых, аттестация персонала охватывает, с определенными исключениями, всех руководителей и профессионалов и специалистов организации, имеет в основном массовый характер. В то же время сертификация работников, хотя тоже может касаться большого числа персонала, включая работников, но для нее большей частью присущий индивидуальный характер.

Поскольку аттестация и сертификация являются различными видами оценки работников, то сертифицированные работники на период действия сертификата не должны подлежать аттестации в организации. Однако сегодня данный вопрос на законодательном уровне еще не урегулирован.

Сертификация персонала имеет целью:

• создание условий для эффективной деятельности организации на национальном рынке, участия отечественного товаропроизводителя в научно-техническом сотрудничестве и международной торговле за счет выпуска качественной продукции и предоставления услуг на основе высокой квалификации персонала;

• обеспечение предприятия высококвалифицированными работниками;

• защита потребителя от недобросовестности производителя товаров или предоставления услуг неквалифицированным работником;

• контроль за безопасностью продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан.

Для работников сертификация является привлекательной тем, что способствует:

— Официальному подтверждению высокого профессионализма;

— Признанию весомых преимуществ сертифицированных работников перед другими по карьерного роста, повышения заработной платы, увеличение авторитета в коллективе;

— Укреплению уверенности в своих силах;

— Формированию психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях;

— Усилению доверия и уважения руководства предприятия к сертифицированной лица [3, с. 335].

Поскольку сертифицированный работник обязан постоянно обеспечивать на своем рабочем месте или должности высокие стандарты качества, иначе его лишат сертификата, то он вынужден участвовать в программах непрерывного обучения. Итак, сертификация работников является одним из основных направлений развития персонала обучающейся.

Нормативно-правовым основанием для осуществления сертификации является Закон Украины «О подтверждении соответствия», предусматривающий новый объект подтверждения соответствия — персонал постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка осуществления процедуры назначения органов по оценке соответствия продукции, процессов и услуг требованиям технических регламентов» [22, с. 7-8].

В процессе сертификации персонала работник должен доказать свою компетентность и получить сертификат соответствия. Итак, сертификат соответствия — это документ, подтверждающий, что продукция, системы качества, системы управления качеством, системы экологического управления, персонал соответствуют установленным требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа, определенного законодательством [23].

Управление системой сертификации осуществляет департамент технического регулирования Минэкономразвития Украины. В его компетенцию входят вопросы стандартизации, оценки соответствия, внедрение системы управления качеством и ведения реестра государственной системы сертификации. Среди тех, кто получил полномочия органа по сертификации персонала (ОСП), является Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей (Укрметртестстандарт).

Сейчас осуществляется формирование системы сертификации персонала в рамках государственной системы сертификации УкрСЕПРО (Украинская сертификация продукции). ОСП ГП «Укрметртестстандарт» с 2005г. Аккредитованный полномочным членом ЕА (Европейской кооперации по аккредитации), а с 2007 г.. Получил статус полноправного члена Международной ассоциации сертификации персонала. Работы по сертификации аудиторов национальной системы сертификации УкрСЕПРО проводятся с 2002 г.. В своей работе ОСП ГП «Укрметртестстандарт» стремится к согласованию критериев сертификации персонала, используемых национальными ОСП [24, с. 37-43].

Орган по сертификации персонала Украинской ассоциации качества (ОСП УАК) — профессиональная организация, которая получила признание компетентности в Национальном агентстве по аккредитации, с 2007 предназначена органом сертификации персонала в системе УкрСЕПРО и с 2002 года имеет эксклюзивные полномочия в Украине сертифицировать специалистов в Европейской системе сертификации и регистрации персонала EOQ (Европейской организации по качеству). ОСП УАК уже выдал тысячи сертификатов специалистам из Украины и других стран [25, с. 142].

Это интересно:  Кто может представлять интересы индивидуального предпринимателя?

Важной составляющей системы сертификации персонала является ее учебные заведения. Сертификация курсов обучения осуществляется с целью подтверждения того, что учебные заведения путем теоретической и практической подготовки обеспечивающих получение слушателями знаний, умений и навыков в объеме, необходимом для подтверждения персоналом своей компетентности осуществлять деятельность в выбранной области в соответствии с требованиями нормативных документов. ОСП обеспечивает независимость обучения от сертификации персонала, гарантирует конфиденциальность и справедливость.

Сертификация персонала происходит в рамках определенной системы и по выбранной схеме. Порядок ее проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщенная схема процесса сертификации состоит из пяти основных этапов:

1. Заявка на сертификацию.

2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

3. Анализ результатов оценки соответствия.

4. Решение по сертификации.

5. Инспекционный контроль за схемой сертификации. Вывод о возможности хранения действия сертификата или приостановления действия [26, с. 39].

Система независимых органов по сертификации персонала в Украине еще не получила должного развития. Поэтому важное значение имеет формирование организациями собственных (корпоративных) систем управления качеством и системы сертификации работников.

Сертификация персонала организации должно обеспечить решение следующих задач:

• гарантировать соответствие персонала установленным требованиям, адаптированным к требованиям международного рынка труда;

• повышение конкурентоспособности производимой сертифицированной продукции, выполненных работ и оказанных услуг;

• получить информацию об уровне профессиональной компетентности работников с целью обеспечения их дальнейшего развития;

• создать базу данных работников по уровню компетентности, что позволит в минимальные сроки определять высококвалифицированного исполнителя производственного задания в процессе повышения качества и снижения затрат на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг;

• уменьшить затраты времени и средств на обеспечение соответствия уровня компетентности работника требованиям должности (рабочего места) благодаря проведению непрерывного обучения, планированию трудовой карьеры.

Основными функциями исполнительного органа по сертификации работников завода являются: определение правил и рекомендаций по сертификации работников; разработка организационно-распорядительных документов; определение персонального состава мультидисциплинарных групп и сертификационных комиссий; утверждение графиков проведения сертификации; управления процессом оценки работников; принятие решения о предоставлении сертификатов; рассмотрение апелляций работников, которые проходят сертификацию.

Мультидисциплинарная группа разрабатывает документацию по проведению сертификации; готовит методику сертификации, обосновывает показатели и критерии оценки, контрольные вопросы по должностям; проводит анализ получаемой документации и баз данных; организует выполнение мероприятий по сертификации; разрабатывает, тиражирует и оформляет учетно-отчетную документацию; анализирует состояние процесса сертификации; отвечает за информационное и методическое обеспечение сертификации; обрабатывает результаты и подводит итоги, готовит информацию для принятия решений; готовит официальную информацию о ходе сертификации для опубликования.

Сертификационная комиссия анализирует представленную на комиссию документацию (оценочные листы, показатели ценности работника, факторно-критериальные оценку работника) оценивает профессиональные знания и навыки работника; определяет уровень профессиональной компетентности; интегрирует полученную информацию; подает итоги работы комиссии на утверждение в исполнительный орган по сертификации.

Основные составляющие процесса сертификационного оценки работников ОАО «НКМЗ» приведены на рис. 9.6 [3, с. 337].

Каждому работнику завода, кто успешно прошел сертификацию, выдается сертификат на три года и назначается ежемесячная надбавка в размере 30% средней зарплаты. Если работник ухудшает показатели своей работы, нарушает дисциплину, допускает брак, не выполняет задания и т.п., его лишают сертификата. Аудиторский контроль сертифицированного персонала осуществляется не менее двух раз за период действия сертификата.

Рис. 9.6. Составляющие процесса сертификации работников в ОАО «НКМЗ»

Сертификация персонала на производстве проводится аккредитованными в установленном порядке органами по оценке соответствия в соответствии с порядком, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Орган по оценке соответствия назначается при условии, что он является юридическим лицом — резидентом Украины, может подтвердить соответствующий уровень компетентности. Решение о назначении органа по оценке соответствия пересматривается Минэкономразвития Украины в случае внесения изменений в технический регламент, но не реже одного раза в пять лет.

Сертификация персонала может быть обязательным и добровольным, международной, национальной и региональной (рис. 9.7).

Рис. 9.7. Виды сертификации персонала организаций.

Обязательная сертификация персонала (подтверждение соответствия в законодательно регулируемой сфере) проводится исключительно в государственной системе сертификации.

Добровольная сертификация персонала (подтверждение соответствия в законодательно нерегулируемой сфере) осуществляется по инициативе производителя, продавца, потребителя и других организаций. ее в законодательно нерегулируемой сфере проводят на договорных условиях между предприятием и органом по оценке соответствия. В случае заключения договора на проведение сертификации персонала предприятие имеет право получить необходимую информацию о правилах сертификации.

Международная, национальная, региональная сертификация персонала определяется уровнем распространения ии результатов на международном, национальном и региональном уровнях.

Сертификация персонала проводят за счет средств, полученных органом по оценке соответствия от заявителей как плата за выполненные работы по подтверждению соответствия, как это установлено Законом Украины «О подтверждении соответствия». Особенности нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения сертификации персонала должны найти свое отражение в отдельном разделе Закона Украины «О профессиональном развитии работников».

Обжалование действий и решений органа по оценке соответствия осуществляется путем подачи жалобы в апелляционную комиссию или в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Обязательную сертификацию персонала нужно проводить на тех предприятиях, которые выпускают продукцию, подлежащую обязательной сертификации, предоставляют услуги, за которых неквалифицированный персонал может причинить вред жизни, здоровью или безопасности граждан. При обязательной сертификации действие сертификата должно распространяться по всей территории государства.

Например, обязательная сертификация персонала Законом Украины «Об аудиторской деятельности» установлена для аудиторов. Ст. 4 этого Закона предусматривает, что аудитором может быть физическое лицо, имеющее сертификат, определяющий его квалификационную пригодность на занятие аудиторской деятельностью на территории Украины [28, с. 1]. Обязательная сертификация персонала также предусмотрена для осуществления профессиональной деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, авиационного персонала.

Сертификация аудиторов осуществляется Аудиторской палатой Украины (АПУ). Порядок сертификации аудиторов, которые будут осуществлять аудит банков, утверждается АПУ по согласованию с Национальным банком Украины.

В соответствии с Положением о сертификации аудиторов право на получение сертификата предоставляется кандидатам, которые имеют полное высшее экономическое или юридическое образование, документ о получении которого признается в Украине (не ниже образовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра), необходимые знания по вопросам аудита, бухгалтерского учета, финансов, экономики, налогообложения и хозяйственного права, опыт работы не менее трех лет подряд на должностях ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста, экономиста, ассистента (помощника) аудитора и успешно сдали письменный квалификационный экзамен [29].

Наличие необходимого объема знаний для получения сертификата определяется путем проведения письменного квалификационного экзамена по программе, утвержденной АПУ. Квалификационный экзамен должен охватывать круг знаний и навыков, которыми должны обладать кандидаты, чтобы достичь такого профессионального уровня, который позволил бы им осуществлять аудиторскую деятельность в Украине в соответствии с действующим законодательством и стандартами аудита.

Квалификационный экзамен проводится в два этапа: первый — письменное тестирование (или тестирование на ПЭВМ) по перечню вопросов, утвержденных комиссией; второй — письменное решение ситуационной задачи. Ко второму этапу допускаются кандидаты, набравшие не менее 70 баллов правильных ответов по результатам тестирования. Первый и второй этапы квалификационного экзамена проводятся в АПУ.

Кандидаты, экзаменационные работы второго этапа которых оценены в 60 и более баллов, являются, сдавшие квалификационный экзамен и получили право на получение сертификата аудитора после утверждения протокола на заседании АПУ. Кандидаты, набравшие 59 и менее баллов, являются, не сдавшие квалификационный экзамен. Они имеют право составлять его второй раз на общих условиях согласно указанному Положению. Результат успешной сдачи первого этапа квалификационного экзамена действителен в течение одного года.

Кандидаты, не сдавшие квалификационный экзамен, имеют право подать апелляцию в комиссию по сертификации в случае, если они предоставили обоснованные доказательства возможного повышения оценки отдельные ответы. Кандидат, который апеллирует, должен предоставить апелляцию в комиссию в письменной форме в течение десяти дней после утверждения и сообщения результатов экзамена. По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия вправе принять одно из следующих решений:

— Оставить результаты квалификационного экзамена без изменений;

— Считать кандидата таким, что сдавший квалификационный экзамен.

После утверждения на заседании АПУ протокола комиссии по результатам сдачи квалификационного экзамена осуществляется выдача сертификатов. Сертификат регистрируется в книге учета сертификатов АПУ. Получение сертификата аудитор удостоверяет подписью в книге учета. Срок действия сертификата не должен превышать пяти лет.

Право на продление срока действия сертификата имеют аудиторы, срок действия сертификата которых заканчивается при условии, если они в период срока действия сертификата не менее трех лет занимались аудиторской деятельностью как физические лица-предприниматели или в составе аудиторской фирмы на должности аудитора, или занимали должности бухгалтера, финансиста или экономиста (в том числе на производных от профессий должностях), или оказывали другие услуги, связанные с профессиональной деятельностью, определенные утвержденным АПУ перечнем услуг. Занимаясь аудиторской деятельностью как физические лица-предприниматели, своевременно подавали отчеты о выполненных ими работы и подтверждали свою аудиторской деятельности. Ежегодно успешно проходили контрольные тестирования по итогам совершенствования профессиональных знаний по программам, утвержденным АПУ. К ним не применялись взыскания со стороны АПУ в виде приостановлении действия сертификата.

Согласно требованиям Закона Украины «Об аудиторской деятельности» и Устава АПУ за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей к аудитору могут быть применены взыскания в виде предупреждения, приостановлении действия сертификата на срок до одного года или аннулирования сертификата.

Добровольную сертификацию персонала проводят по инициативе организации (заявителя) с целью подтверждения соответствия персонала профессиональным стандартам (квалификационным требованиям). Заслуживает внимания целесообразности предоставления льгот организациям при сертификации персонала в законодательно нерегулируемой сфере. В этой связи предприятия, имеющие более 50% сертифицированного персонала в нерегулируемой сфере, могли бы иметь приоритетное право на:

• получение государственного заказа на продукцию, которыми выпускаемой продукции;

• участие в предварительном отборе организаций при проведении тендеров;

• получение лицензий для внешнеэкономической деятельности;

• кредитование предприятий из государственных источников.

Введение этих мер способствовало бы повышению уровня общей и профессиональной компетентности персонала, дальнейшей активизации работы предприятий по непрерывному обучению работников и их развития.

Статья написана по материалам сайтов: rssp.com.ru, hr-portal.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector