+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ст 215 ТК РФ 2019 года

Новая редакция Ст. 215 ТК РФ

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2014 г.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Содержание

Комментарий к Статье 215 ТК РФ

Комментируемая статья устанавливает правила соответствия производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

В частности, часть первая статьи 215 Трудового кодекса устанавливает, что машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. То есть иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Получается, что теперь все работодатели будут иметь декларации о соответствии или сертификаты соответствия на каждый производственный объект в целях подтверждения его соответствия требованиям охраны труда. А декларации и сертификаты должны заменить существующую систему подтверждения соответствия производственных объектов требованиям охраны труда. Надо сказать, что подобные требования содержатся и в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ О техническом регулировании». Правда, чтобы указанные нормы воплотить в жизнь, должны быть приняты так называемые технические регламенты. Пока же этого не сделано. То есть, несмотря на нормы трудового законодательства, действующая редакция комментируемой статьи применяться не может.

Второй абзац статьи 215 Трудового кодекса РФ запрещает техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Другой комментарий к Ст. 215 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В статье закреплен один из основных принципов охраны труда, устанавливающий необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда. Реализуется данный принцип на стадии предупредительного надзора, при котором запрещается разработка, проектирование, строительство, передача в серийное производство и ввод в эксплуатацию производственных объектов, машин, механизмов, не соответствующих требованиям охраны труда.

Конкретное преломление требований охраны труда находит выражение в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации производственных объектов, в строительных нормах и правилах (СНиП), в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, санитарных правилах (СП), гигиенических нормативах (ГН), санитарных правилах и нормах (СПиН), а также в сертификатах соответствия.

2. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не может допускаться без разрешения органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов, а также выборного органа первичной профсоюзной организации. Представители названных органов входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию.

3. Текущий надзор на соответствие условий труда требованиям охраны труда производится в организациях на основе сертификации работ по охране труда.

Сертификация соответствия работ по охране труда производится на основе Постановления Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 (БМТ РФ. 2002. N 10), которым утверждены: Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ и Положение о знаках соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Организационная структура системы сертификации работ по охране труда (ССОТ) состоит из центрального органа системы сертификации, центральных органов отраслевых подсистем ССОТ, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Специалисты органов сертификации организуют свою работу в организациях с участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Установлены три категории сертификата соответствия — I, II и III. Сертификат соответствия I категории выдается, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлены документы об организационно-технических мероприятиях, проведение которых обеспечивает их аттестацию в течение шести месяцев после выдачи сертификата.

Сертификат соответствия II категории выдается, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а остальные рабочие места будут аттестованы в течение года. Сертификат III категории соответственно выдается, если аттестовано не менее 50% рабочих мест с последующей аттестацией остальных в течение двух лет.

4. О порядке осуществления государственной экспертизы условий труда см. комментарий к ст. 216.1 ТК РФ.

Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2014 г.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Комментарий к Ст. 215 ТК РФ

1. Положения настоящей статьи являются во многом отсылочными, поскольку конкретные нормы, которые должны соблюдаться работодателем при организации производственной деятельности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня по проведению экспертизы условий труда на предмет соответствия производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

2. На реализацию государственной социальной политики по предоставлению гарантий работникам на безопасные условия труда направлена система сертификации работ по охране труда в организациях (см. комментарий к ст. 212 ТК РФ).

3. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда обеспечивается контрольно-надзорной деятельностью соответствующих федеральных органов исполнительной власти (см. комментарий к гл. 57 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 215 Трудового кодекса

1. Статья 215 ТК РФ относится к предупредительному надзору, запрещающему разработку, проектирование, строительство, передачу в серийное производство и ввод в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, машин, станков, инструмента, технологических процессов, не соответствующих требованиям охраны труда. Уже на стадии проектирования органами надзора и контроля проверяется их соответствие требованиям охраны труда.

Предупредительный (в отличие от текущего) надзор за охраной труда осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования и т.д., начиная с проверки чертежей, проектов и кончая вводом в эксплуатацию, когда начинает действовать текущий надзор. Статья 215 ТК РФ направлена на соблюдение требований охраны труда уже при проектировании и строительстве производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов с тем, чтобы они обеспечивали здоровые и безопасные условия труда.

За соблюдением этих требований соответствующие государственные и профсоюзные инспекции труда осуществляют предупредительный государственный надзор и профсоюзный контроль, проверяя и визируя проекты соответствующих объектов. Эти надзор и контроль продолжают ими осуществляться при вводе объектов в эксплуатацию.

Требования, которые в области охраны труда предъявляются к проектам и строительству объектов, включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, строительство и содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

Все указанные требования по охране труда содержатся в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации объектов, а также в Строительных нормах и правилах (СНиП).

Проектирование, строительство и реконструкция объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются (ст. 16 Закона об охране труда). Все они должны иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Это интересно:  Тарифная ставка в 2019 году

Закон обеспечивает экономическую заинтересованность предприятий в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства. Так, прибыль предприятий, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством РФ. В случае разработки проектов средств производства и внедрения новых технологий, не отвечающих требованиям по охране труда, научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (ст. 23 Закона об охране труда).

2. Построенные предприятия, цехи, участки и другие производственные объекты принимаются специально созданной комиссией, вводящей объект в эксплуатацию. Она проверяет детально по всем направлениям, обеспечены ли на данном объекте здоровые и безопасные условия труда, и подписывает акт приема и ввода в эксплуатацию, если все эти условия на принимаемом объекте соблюдены.

Ввод в эксплуатацию как новых, так и реконструированных объектов производственного назначения не должен допускаться без разрешения на то органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов, а также профкома организации, вводящей объект в эксплуатацию. Поэтому все представители указанных инспекций обязательно входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию и подписывают соответствующий акт. Представитель профкома визирует его лишь после того, как выборный профсоюзный орган на своем заседании принял решение о введении объекта в эксплуатацию. Без такого решения профкома председатель профкома не имеет права подписывать акт, так как закон требует разрешения коллегиального выборного профсоюзного органа той организации, которая вводит объект в эксплуатацию.

3. Запрещены строительство и реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, технологий без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда.

4. Новые и реконструированные производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют декларации о соответствии и (или) сертификата безопасности, выдаваемых в установленном порядке. Соответствующий сертификат оформляется на действующих предприятиях согласно Закону об охране труда, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140), Постановлениям Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции от 5 июля 2002 г.) «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» (Бюллетень нормативных актов. 2000. N 28) и от 5 августа 1997 г. N 17 (в редакции от 5 июля 2002 г.) «О принятии и введении в действие Правил сертификации» (Бюллетень нормативных актов. 1998. N 8), Постановлению Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (РГ. 2002. 13 авг.).

О порядке оформления декларации о соответствии промышленной безопасности см. Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526; Постановление Госгортехнадзора от 7 сентября 1999 г. N 66. О декларации о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий см. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (в ред. от 31 марта 2006 г.) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

5. Запрещается применение в производстве и при оказании услуг вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, в отношении которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая оценка (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) которых не проводилась.

6. Если в организации ранее не применялись новые вредные или опасные вещества, работодатель обязан до начала их применения разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля меры по безопасности работы с ними, по сохранению жизни и здоровья работников.

7. Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда. Прежде чем передавать в серийное производство образцы новых машин, механизмов и другого производственного оборудования, они должны быть испытаны на предмет безопасности их для работника и доведены до необходимого состояния, отвечающего требованиям охраны труда. На всех действующих производствах, согласно Закону об охране труда, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановлениям Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции от 5 июля 2002 г.) «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации», от 5 августа 1997 г. N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации», Постановлению Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях», оформляются соответствующие декларации о соответствии и (или) сертификаты безопасности.

Руководители организаций независимо от форм собственности обязаны проводить сертификацию постоянных рабочих мест на производственных объектах, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Для организации и проведения этой сертификации следует руководствоваться Постановлениями Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» (Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 5) и от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (РГ. 2002. 13 авг.).

8. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (ст. 23 Закона об охране труда).

9. Работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье работника.

В организациях, работа в которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.

10. В тех случаях, когда в производство внедряется новый вид работ, а в правилах, стандартах безопасности требования для обеспечения безопасных условий труда на них отсутствуют, администрация организации с учетом мнения профкома разрабатывает такие правила для данного вида работ, обеспечивающие безопасные условия труда.

Статья 215 ТК РФ. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда (действующая редакция)

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 215 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи направлены на соблюдение государственных нормативных требований охраны труда уже при проектировании и строительстве или реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов с тем, чтобы они обеспечивали здоровые и безопасные условия труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в т.ч. иностранного производства, должны не только соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда, но и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

2. Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 215).

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (п. 5 ст. 49 ГрК РФ).

Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 60 дней (п. 7 ст. 49 ГрК РФ).

Порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы определены Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.

Застройщику или техническому заказчику предоставлено право по своему выбору направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со ст. 49 ГрК РФ в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы (п. 1 ст. 49). Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, установлен Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272.

ГрК РФ предусмотрено осуществление строительного контроля (ст. 53) и государственного строительного надзора (ст. 54).

Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определены Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.

Это интересно:  Трудовая инспекция в Шушарах

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, а также при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54.

В экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов вправе участвовать профсоюзы (п. 5 ст. 20 Закона о профсоюзах).

3. В связи с принятием Федерального закона 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в комментируемую статью были внесены изменения, в соответствии с которыми ч. 5 изложена в новой редакции и статья дополнена ч. 7 (ст. 8 Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»).

В целях охраны здоровья участников трудового процесса в ч. 5 комментируемой статьи содержится норма, запрещающая применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. В ч. 7 указанной статьи установлено, что требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и законодательством РФ о техническом регулировании (ч. 7 ст. 215).

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством РФ об обеспечении единства измерений, в т.ч. при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (ч. 2 ст. 1).

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека включены в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг (п. 1 Перечня услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352).

Порядок определения федеральными органами исполнительной власти размера платы за оказание включенных в данный Перечень услуг установлен Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352.

В соответствии с указанными Правилами в случае, если иное не установлено Постановлениями Правительства РФ, методика определения размера платы, а также предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг утверждаются: федеральными министерствами — в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями или федеральными унитарными предприятиями, находящимися в ведении этих министерств либо федеральных служб или федеральных агентств, подведомственных этим министерствам; федеральными службами или федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, — в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями и федеральными унитарными предприятиями, находящимися в ведении указанных служб и агентств (п. 2).

В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 Приказом Роспотребнадзора от 17.09.2012 N 907 утверждены Методика определения размера платы, а также предельные размеры платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека. Методика определения размера платы, а также Предельные размеры платы за санитарно-эпидемиологическую экспертизу, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок, оказываемые федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Управления делами Президента Российской Федерации, утверждены Приказом Управления делами Президента РФ от 09.04.2013 N 169.

4. Ввод производственных объектов, законченных строительством или реконструированных, в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями ст. 55 ГрК РФ. При этом новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В частности, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы такие документы, как: заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в т.ч. требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Кодекса (подп. 9 п. 3 ст. 55 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 6 ст. 370 ТК профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов.

5. В случаях использования работодателем новых, ранее не применявшихся вредных или опасных веществ на него возлагаются дополнительные обязанности. Он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Статья 215 ТК РФ. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

Ст 215 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2014 года.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 215 ТК РФ:

1. Комментируемая статья в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3613) повышает уровень требований государства к производственным объектам и к оснащению их оборудованием, предусматривая, что уже на стадии проектирования проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда (см. коммент. к ст. 211 ТК).

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в т.ч. иностранного производства, должны не только соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда, но и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

2. Техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии их проектов государственным нормативным требованиям охраны труда запрещаются (см. ст. 216.1 ТК и коммент. к ней).

3. Оценка соответствия проектов объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 3 месяца.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы регулируются Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 (СЗ РФ. 2007. N 11. Ст. 1336).

Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов (иные уполномоченные работниками представительные органы) вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых (эксплуатируемых) механизмов и инструментов (п. 5 ст. 20 Закона о профсоюзах).

4. В силу ч. 5 ст. 215 запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая и медико-биологическая) оценка которых не производилась.

Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок утвержден Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 (БНА РФ. 2007. N 31). Указанные экспертизы проводятся соответствующими организациями по заявлению, поданному гражданином — индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

5. Производственные объекты, законченные строительством (реконструированные) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.

При этом новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (ч. 4 ст. 215).

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов (ч. 6 ст. 370 ТК).

Это интересно:  Изменения в законодательстве России с 1 января 2019 года: таблица

6. В случаях использования работодателем новых, еще не применяемых в организации вредных или опасных веществ к нему предъявляется дополнительное требование. Он обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Prom-Nadzor.ru

ТК РФ Статья 211 — Статья 215

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2014 года.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, sttkrf.ru, www.zakonrf.info, trud-kodeks.ru, prom-nadzor.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector