+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ст 25 Закона о профсоюзах

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 2 июля 2013 г., 14 октября, 22 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

12 января 1996 года

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148, в «Российской газете» от 20 января 1996 г. N 12

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1060-О-П пункт 1 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя признан не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), пункт 3 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Документ опубликован: Российская газета. 2010. 7 июля.).

Закон был принят Государственной Думой 18 июня 2010 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года. Федеральный закон принят в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации, предметом рассмотрения которого были пункты 1 и 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», устанавливающие особые трудовые гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобождённым от основной работы.

Конституционным Судом Российской Федерации пункт 1 статьи 25 признан недействующим и не подлежащим применению, а пункт 3 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, в которой выборный профсоюзный работник, допустивший неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей и имеющий дисциплинарное взыскание, не мог быть уволен без предварительного согласия выборного профсоюзного органа. Пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предлагается признать утратившим силу, а пункт 3 изложить в новой редакции, которой, по сути, устанавливается отсылка к нормам Трудового кодекса РФ. Кроме того, учитывая положения Кодекса, касающиеся перевода работника на другую работу, утратившим силу признается также пункт 2 статьи 25 названного Федерального закона (им не допускается перевод работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобождённых от основной работы, на другую работу по инициативе работодателя без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются).

О положительных и отрицательных моментах и вопросах в реализации данного закона мы поговорим с нашими профсоюзными активистами в ближайшее время. Сегодня публикуем текст подписанного Федерального закона.

О положительных и отрицательных моментах и вопросах в реализации данного закона мы поговорим с нашими профсоюзными активистами в ближайшее время. Сегодня публикуем текст подписанного Федерального закона.

Это интересно:  Права и обязанности граждан, имеющих официальный статус безработных

1 июля 2010 года

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ,

ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 июня 2010 года

23 июня 2010 года

Внести в статью 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148) следующие изменения:

1) пункты 1 и 2 признать утратившими силу;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.».

1 июля 2010 года

При проведении обсуждений изменений в законодательстве, профосоюзные активисты учитывают, что на данный момент конвенция МОТ №135 подготовлена к ратификации, согласована с заинтересованными федеральными органами, получены заключения Министерства юстиции и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Принятие этой Конвенции позволит принципиально иначе толковать нормы Конституции РФ, на которые ссылался Конституционный суд РФ в своих постановлениях. В соответствии со ст.5 Конвенции МОТ №111 О дискриминации в области труда и занятий «Особые мероприятия по защите и помощи, предусмотренные в других принятых Международной Конференцией Труда конвенциях и рекомендациях, не считаются дискриминацией».

Согласно Конвенции МОТ №135 О представителях трудящихся представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями (ст.1).

Пп. 1 п. 6 Рекомендации №143, принятой для разъяснения Конвенции №135, предусматривает, что там, где нет достаточных соответствующих мер по защите, применимых к работникам вообще, должны быть приняты конкретные меры для обеспечения эффективной защиты представителей работников.

Эти меры, согласно Рекомендации 143, могут включать (п.6 рекомендации) (но не исчерпываются):
a) подробное и точное определение причин, оправдывающих прекращение трудовых отношений представителей работников;
b) требование о консультации с независимым органом, государственным или частным, или с объединенным органом, или о получении его мнения или согласия, прежде чем решение об увольнении представителя работников станет окончательным;
c) специальную процедуру обжалования для представителей работников, которые считают, что их трудовые отношения прекращены без основания или что их условия работы неблагоприятно изменены, или что к ним применены несправедливые меры;
d) установление действенного порядка исправления положения в отношении несправедливого прекращения трудовых отношений представителей работников, включающего, если это не противоречит основным правовым принципам соответствующей страны, восстановление таких представителей на их прежней работе с выплатой им потерянной заработной платы и с сохранением за ними приобретенных прав;
e) возложение на работодателя бремени доказательства обоснованности его действий, в случае жалобы на дискриминационное увольнение или неблагоприятное изменение в условиях работы представителя работников;
f) признание приоритета представителей работников на сохранение за ними работы в случае сокращения штатов.

Таким образом, те нормы ТК РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которые были признаны не соответствующими Конституции РФ, в свете принципов, изложенных в Конвенции МОТ №135, не только не будут являться противоречащими положениям статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина, но и будут прямо направлены на реализацию положений статьи 1 Конвенции МОТ №135.
Наша справка:

Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы

1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций – без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы – органы соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

2. Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Пункт 3 статьи 25 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П в части, в которой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Ст 25 Закона о профсоюзах

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Постатейный комментарий. Постатейные материалы. Образцы документов
Сборник для профсоюзного активиста
Коллектив авторов: д.ю.н. Орловский Ю.П., Герасимова Е.С., Лутошкин В.А., Сухачёва Е.М., Тищенко Ю.А., Шевченко Н.А.
М.: Центр солидарности, 2001
Тираж не указан

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» — основополагающий акт, регулирующий деятельность профсоюзов. Основными задачами данного сборника являются юридический анализ норм данного Закона и обобщение практики его применения.

Настоящий сборник включает в себя три части. Первая часть представляет из себя постатейный комментарий Закона. В этой части даётся юридический анализ положений Закона. Некоторые статьи Закона в данном сборнике не прокомментированы, так как Центром Солидарности опубликованы отдельные издания, посвящённые этим вопросам.

Во второй части собран ряд нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к деятельности профсоюзов, а также представлена судебная практика по делам, связанным с защитой профсоюзами своих прав и прав своих членов и других работников.

В третью часть вошли образцы документов, составленные на основе обобщения практики профсоюзной работы, в том числе образцы учредительных документов профсоюза, а также образцы процессуальных документов.

Оглавление

Раздел 1. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Право на объединение в профсоюзы
Статья 3. Основные термины
Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 5. Независимость профсоюзов
Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов
Статья 7. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях
Статья 8. Регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций
Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам
Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза, первичной профсоюзной организации

Глава II. Основные права профсоюзов

Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников
Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости
Статья 13. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением
Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров
Статья 15. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления
Статья 16. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией
Статья 17. Право профсоюзов на информацию
Статья 18. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров
Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
Статья 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды
Статья 21. Участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества
Статья 22. Права профсоюзов на социальную защиту работников
Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов
Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобождённым от основной работы
Статья 26. Гарантии освобождённым профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы
Статья 27. Гарантии права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов
Статья 28. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов

Глава IV. Защита прав профсоюзов

Статья 29. Судебная защита прав профсоюзов
Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

Это интересно:  Новости охраны труда на сайте Минтруда РФ 2017

Глава V. Ответственность профсоюзов

Статья 31. Ответственность профсоюзов

Глава VI. Заключительные положения

Статья 32. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Раздел 2. Постатейные материалы

Глава I. К статье 5. — К статье 6. — К статье 8. — К статье 9. — К статье 10

Глава II. К статье 11. — К статье 17. — К статье 21. — К статье 23

Глава III. К статье 25. — К статье 27. — К статье 28

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.,

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Статья 1 . Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации , находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации , профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями , их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях

наименование, цели и задачи профсоюза;

категории и профессиональные группы объединяемых граждан;

условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

местонахождение профсоюзного органа;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать: наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;

территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;

местонахождение профсоюзного органа;

сроки полномочий профсоюзного органа;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

порядок внесения дополнений и изменений в устав;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц

1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого — либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза, первичной профсоюзной организации

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.

3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Глава II. Основные права профсоюзов

Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

1. Профсоюзы , их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач, и предоставленных профсоюзам прав.

Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости

1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

4. Расторжение трудового договора (контракта) с работником — членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Статья 13. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

1. Профсоюзы , их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Статья 15. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления

1. Отношения профсоюзов с работодателями , их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.

4. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

Статья 16. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

1. Отношения профсоюзов , первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

Статья 17. Право профсоюзов на информацию

1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей , их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

Статья 18. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза .

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде

1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Это интересно:  Обзор изменений в Трудовом законодательстве

Статья 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды

1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Статья 21. Участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.

Статья 22. Права профсоюзов на социальную защиту работников

Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов , других работников , а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

1. Профсоюзы , их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.

Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.

Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы

Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

Статья 27. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Статья 28. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов

1. Работодатель предоставляет профсоюзам , действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

3. При наличии письменных заявлений работников , являющихся членами профсоюза , работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

Глава IV. Защита прав профсоюзов

Статья 29. Судебная защита прав профсоюзов

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели , должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава V. Ответственность профсоюзов

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 32. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования .

Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Работники являются самой незащищенной категорией граждан в трудовых отношениях. Для защиты своих прав и интересов они объединяются в профсоюзы. Закон дает гарантию того, что работники будут защищены от неправомерных действий руководства.

Какие в России есть законы о профсоюзах?

21 год назад был принят главный действующий ФЗ о профсоюзах, описывающий права и круг обязанностей работников, которые входят в это объединение. Вместе с тем были приняты другие нормативные акты (законы), повлиявшие на правовой статус профессиональных объединений:

  • Трудовой Кодекс (ТК РФ), возникший в конце декабря 2001 г.;
  • КоАП РФ, появившийся в то же время, что и ТК;
  • НК, состоящий из 2-х частей (конец июля 1998 и начало августа 2000 г.);
  • АПК от 24 июля 2002;
  • ГПК от ноября того же года.

Также интересы и полномочия профсоюзов предусмотрены в следующих действующих до сих пор Федеральных законах:

  • ФЗ «О занятости населения в РФ» от апреля 1991;
  • в Конституции РФ от апреля 1993 г., непосредственно в статье 30.

Законы о профсоюзах в России претерпевали множество изменений, некоторые даже были упразднены, как например ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».

Описание ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

12 января 1996 года вступил в силу закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данный закон регламентирует легитимность формирования подобных объединений, регулирует права и функции трудящихся и работодателей, осуществляет надзор за деятельностью профсоюзов и их участием в рабочем коллективе. Это может быть и разработка проекта рабочего соглашения и решение споров в рабочем коллективе.

Закон о профсоюзах состоит из 6 глав и 33 статей:

  • общие положения, рассказывающие о независимости, об уставах, о регистрации и ликвидации подобных профессиональных союзов (статьи 1-10);
  • ключевые права объединений сотрудников (ст. 11-23);
  • гарантии прав профессиональных объединений (ст. 24-28);
  • наказание за нарушение прав профессиональных союзов и их защита в суде (ст. 29-30);
  • за что несут ответственность профсоюзы (ст. 31);
  • заключительные положения закона (ст. 32-33).

Поправки в ФЗ о профкоме вносились в последней редакции от 3 июля 2016 года, чьи изменения и дополнения вступили в силу с наступлением 2017 г.

Скачать о профсоюзах 10-ФЗ

Основные положения ФЗ-10 дают понятие читателям о возможности для всех граждан создавать и вступать в профессиональные союзы. В данном законе о независимом профсоюзе речь идет об объединениях работников, сплотившихся для защиты своих прав. Также закон определяет отношения между работодателем и работником.

Скачать закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в последней действующей редакции можно по ссылке.

Последние изменения

Последняя редакция действующего закона о профсоюзах датируется 3 июлем 2016 . Но ее положения вступили в силу в январе наступившего 2017 года.

Статья 7

Статья 7 закона о профсоюзах претерпела небольшие изменения в редакции от 22 декабря 2014 года. Поправка коснулась лишь наименования самой статьи, которое в новой редакции сократилось до «Уставы профсоюзов». Здесь встречается описание правил составления свода правил профессиональных объединений.

Профсоюзы, являясь самостоятельной организационной единицей, сами занимаются разработкой и утверждением свода правил (уставов). Также занимаются созданием профсоюзных органов и определяют их полномочия, занимаются организацией деятельности, проводят собрания и организуют другие мероприятия.

Свод правил для профсоюзов должен содержать по закону:

  • название, задачи и цели профессионального союза;
  • категория людей, объединяемых в профессиональные группы;
  • условия и процедура формирования рабочих объединений, принятие и выход членов из союза работников, их права и круг обязанностей;
  • упоминание территории, где осуществляется деятельность профсоюзного объединения;
  • структура организации;
  • процедура создания и ответственность профсоюзных органов, период действия их полномочий;
  • процедура занесения в устав дополнений и изменений, уплата первоначальных и членских взносов;
  • источник дохода и управление имуществом профессионального союза;
  • физический адрес профсоюза;
  • процедура приостановки деятельности, реорганизации и ликвидации, распоряжение имуществом.

Для ассоциаций трудового объединения, свод правил (устав) должен содержать по закону следующую информацию:

  • название, задачи и цели профессиональных объединений;
  • количество участвующих;
  • пределы территории, где осуществляется деятельность профсоюз;
  • процедура создания и компетенция соответствующих органов;
  • адрес, период исполнения обязанностей профсоюзных органов;
  • источники доходов и их использование;
  • процедура изменения устава, внесение дополнительных пунктов;
  • процедура ликвидации.

Статья 19

В последней редакции закона непосредственно было произведено изменение статьи 19. Она говорит о правах объединений работников контролировать соблюдение положений ТК. Надзор ведется за соблюдением данного кодекса работодателем и решаются вопросы, связанные с нарушениями трудового договора, рабочего времени, отпуска и т. д. Члены профсоюзов, заметившие неправомерные нарушения, имеют право указать на них и потребовать устранения нарушений. Работодатель, получивший претензию от профессионального союза, обязан в недельный срок дать ответ о результатах рассмотрения заявления и принятых мерах.

По закону профсоюзы имеют право формировать собственные инспекции труда и наделять их функциями. Выполняя свои полномочия, происходит взаимодействие с федеральной службой исполнительной власти, которая ведет госконтроль за соблюдением ТК. Инспектор труда имеет возможность свободно посещать и проводить проверку организаций на наличие несоответствий с положениями законов.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, www.psj.ru, istprof.ru, www.profgeo.ru, 210fz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector