+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ст 313 ТК РФ 2019 года

Ст 313 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 313 ТК РФ:

1. Установление особенностей правового регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обусловлено суровостью и экстремальным характером природно-климатических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Дополнительные правила для работников Севера вводятся с целью снижения негативного воздействия неблагоприятных климатических факторов на здоровье работника и членов его семьи, а также возмещения лицам, работающим и проживающим в данном регионе, повышенных затрат труда и удорожания стоимости жизни по сравнению со средними показателями, сложившимися в Российской Федерации. Кроме того, совершенствование системы гарантий и компенсаций северянам способствует решению комплексных задач экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях, устанавливаются Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня.

Наиболее важное значение имеет Закон о Крайнем Севере, действующий сегодня в части, не противоречащей ТК.

Вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам организаций, расположенных на Севере, посвящены соответствующие постановления Правительства РФ, постановления Минздравсоцразвития России и некоторые иные нормативные правовые акты.

В части, не противоречащей ТК, сохраняют свое действие некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, касающиеся правового регулирования трудовых отношений указанной категории работников и, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1960. N 7. Ст. 45), Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1967. N 39. Ст. 519), Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (СП РСФСР. 1990. N 24. Ст. 254), Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

2. Помимо определенного комплекса государственных гарантий, предусмотренных федеральным трудовым законодательством для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и работодателям предоставлена возможность устанавливать дополнительные гарантии и компенсации указанным категориям работников за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств работодателей. Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться не только соответствующими нормативными правовыми актами и коллективно-договорными актами, указанными в комментируемой статье, но также и трудовыми договорами.

3. Согласно ст. 2 Закона о Крайнем Севере перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций должен устанавливаться Правительством РФ, однако в настоящее время указанный перечень отсутствует. До его принятия следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который был утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203) и действует в редакции Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21) с последующими изменениями и дополнениями.

4. Гарантии и компенсации совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются, согласно ст. 287 ТК, только по основному месту работы.

5. О гарантиях и компенсациях работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, см. коммент. к ст. 302 ТК.

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Новая редакция Ст. 313 ТК РФ

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарий к Статье 313 ТК РФ

Под районами Крайнего Севера понимается высокоширотная часть территории РФ, которая характеризуется суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.

Особенности труда в таких условиях и порядок возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, а в ряде случаев и членов их семей, регулируются статьями главы 50 ТК.

Все другие вопросы, связанные с работой в указанных районах и местностях, но возникающие после прекращения трудовых отношений не регламентируются трудовым законодательством, в частности Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», как того требует статья 327 ТК.

Нормы об особенностях регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях содержатся в статьях главы 50 ТК, а также ряде других статей. Например, статьей 59 ТК предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора при переезде работника в указанные районы и местности. Действие статей главы 50 ТК распространяется на лиц, заключивших трудовой договор о постоянной или временной работе с любыми работодателями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 313 основана на нормах статьи 3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Она определяет порядок предоставления гарантий и компенсаций для северян в зависимости от того, в какой организации занят работник, а в ряде случаев — от вида предоставляемых гарантий и компенсаций и от некоторых иных обстоятельств.

Государственные гарантии и компенсации и дополнительные гарантии и компенсации можно выделить исходя из содержания части 1 статьи 313 ТК, а также иных федеральных законов.

— в организациях, финансируемых из федерального бюджета, — федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ;

— в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами субъектов Российской Федерации;

— в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

К дополнительным гарантиям и компенсациям относятся гарантии и компенсации, предоставляемые за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств местных бюджетов и из средств работодателя.

Органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут устанавливать дополнительные гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из этих бюджетов.

Часть 2 статьи 313 ТК предоставляет субъектам РФ, на территории которых есть районы, которые указаны в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и работодателям, расположенным в таких районах, с учетом их финансовых возможностей устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам. Для того чтобы определить, какие гарантии и компенсации действуют в конкретном районе, необходимо обратиться к региональному законодательству, а также соглашениям, действующим на территории конкретного района, и коллективному договору организации.

Если дополнительные гарантии и компенсации установлены в соответствии с частью 2 статьи 313 ТК, то они становятся обязательными к применению наряду с основными (государственными) гарантиями и компенсациями.

Работодатель может установить дополнительные гарантии и компенсации в коллективных договорах и соглашениях, а также при отсутствии таковых в трудовых договорах на основании общей нормы, позволяющей улучшать положение работников по сравнению с законодательством, что соответствует статье 9 ТК.

Статья 313 ТК не связывает предоставление гарантий и компенсаций с заключением срочного трудового договора о работе в северных районах либо с видом трудового договора. Право на них возникает и при наличии договора на неопределенный срок, а также договора о сезонной или временной работе.

Это интересно:  Глава 59 ТК РФ — Самозащита работниками трудовых прав

Другой комментарий к Ст. 313 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. в ст. 313 ТК РФ уточнены источники правового регулирования гарантий и компенсаций в северных районах и местностях, в частности, теперь государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться не только Трудовым кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ (постановлениями Правительства, Минздравсоцразвития и т.д.).

В силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ этот Закон продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ.

По тому же принципу сохраняет свое действие целый ряд нормативных правовых актов, принятых во времена СССР, в частности:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;

Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, утвердившее Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1967 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях;

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

3. Север — это высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Такое определение было дано в ст. 1 утратившего силу Федерального закона от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

Статьи гл. 50 ТК РФ регулируют особенности труда в таких условиях и порядок возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников (а в ряде случаев и членов их семей).

Другие вопросы, связанные с работой в указанных районах и местностях, но возникающие после прекращения трудовых отношений (например, после выхода на пенсию или приобретения статуса безработного), регламентируются иным (не трудовым) законодательством (см. ст. 327).

4. Нормы об особенностях регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях содержатся не только в гл. 50, но и в ряде других статей ТК, например в ст. 59, где предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора при переезде работника в указанные районы и местности.

5. С учетом ст. 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие гл. 50 распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно (т.е. заключивших трудовой договор о постоянной или временной работе) в организациях, расположенных в указанных районах и местностях, независимо от форм собственности.

В упомянутой норме речь идет только об организациях, что не соответствует смыслу ст. 313 ТК, которая охватывает и работодателей — физических лиц. Из последнего и стоит исходить в силу более высокой юридической силы Трудового кодекса по сравнению с другими законами.

6. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях часто приходится работать в условиях низких температур. В связи с этим работники имеют право на специальные перерывы для обогревания и отдыха в течение рабочего дня (смены), включаемые в рабочее время (см. ст. 109 ТК РФ).

7. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» перечень таких районов и местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

8. Статья 313 ТК РФ основана на ст. 3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с одним существенным противоречием: ч. 1 ст. 313 ТК РФ говорит об установлении гарантий и компенсаций нормативными правовыми актами РФ независимо от источника финансирования, а ст. 3 названного Закона РФ увязывает установление гарантий теми же актами, но только в случае, если указанные лица являются работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета.

В этом противоречии применяться должна первая норма в силу верховенства Трудового кодекса над другими законами, в том числе федеральными.

9. В ст. 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные:

нормативными правовыми актами РФ, — являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета;

для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, — являются расходными обязательствами этих субъектов;

для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, — являются расходными обязательствами муниципальных образований;

для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — осуществляются за счет средств работодателя.

10. Статья 313 ТК РФ выделяет два вида гарантий и компенсаций: государственные (ч. 1) и дополнительные (ч. 2).

Государственные гарантии и компенсации устанавливаются только ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ и представляют собой своего рода обязательный федеральный минимум, который должны соблюдать все без исключения работодатели независимо от форм собственности и источников финансирования.

11. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ч. 2 ст. 313 ТК, являются дополнительными по сравнению с государственными. Они не должны, а лишь могут устанавливаться, исходя из финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и работодателей.

Таким образом, здесь будет иметь место улучшение правового положения работников по сравнению с обязательным федеральным минимумом. Это улучшение может выражаться, например, в установлении видов гарантий или компенсаций, которые отсутствуют в ТК РФ и иных нормативных правовых актах РФ, либо в увеличении размеров компенсационных выплат по отношению к тем, что установлены на основании ч. 1 ст. 313 ТК РФ.

12. В ч. 2 ст. 313 ТК РФ также дан перечень источников, которые могут устанавливать дополнительные гарантии и компенсации: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты.

В данном перечне отсутствуют трудовые договоры. Тем не менее они также могут регулировать рассматриваемые вопросы на основании общих норм ТК РФ (см. ст. 9).

13. Если дополнительные гарантии и компенсации установлены в соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК РФ (например, коллективным договором или законом какого-либо субъекта РФ), то они становятся обязательными к применению (у конкретного работодателя либо у всех работодателей, расположенных в соответствующем регионе) наряду с государственными (федеральными) гарантиями и компенсациями.

14. Отсутствие у работодателей средств не является основанием для отказа работникам в предоставлении гарантий и компенсаций, установленных в соответствии со ст. 313 ТК РФ.

При наличии таких фактов работники могут обратиться за защитой своих прав в суд.

15. Статья 313 ТК РФ не связывает предоставление гарантий и компенсаций с заключением срочного трудового договора о работе в северных районах (см. ст. 324 ТК РФ) либо вида трудового договора, поэтому право на них возникает и при наличии договора на неопределенный срок, а также договора о сезонной или временной работе.

16. В ст. 287 ТК РФ установлено, что совместители имеют право на северные гарантии и компенсации только по основному месту работы.

17. Об особенностях предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, см. ст. 302 ТК РФ.

18. О понятии гарантий и компенсаций см. ст. 164 ТК РФ.

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарий к Ст. 313 ТК РФ

2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

3. В части, не противоречащей ТК РФ. продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. Среди таких актов можно назвать, в частности:

Это интересно:  Ст 349.2 ТК РФ 2019 года

— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1960. N 7. Ст. 45);

— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1967. N 39. Ст. 519);

— Постановление Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (СП РСФСР. 1990. N 24. Ст. 254).

4. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден еще в 1967 г., действует в ред. Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21).

Второй комментарий к Статье 313 Трудового кодекса

1. Внесенные в ст. 313 изменения расширяют нормативно-правовую базу установления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В ее ч. 1 предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации этим лицам устанавливаются не только Кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а другие гарантии — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Величина дополнительных гарантий зависит от финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателя.

В результате изменений, внесенных в ст. 313 и некоторые другие статьи главы 50 ТК РФ, их текст согласуется с текстом норм по тем же вопросам, содержащихся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. (т.е. с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом N 122-ФЗ).

2. Глава 50 ТК РФ устанавливает особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник, — экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313 — 327).

Она основана в первую очередь на тексте Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости РСФСР. 1993. N 16. Ст. 551) и ст. 251 КЗоТа РФ 1971 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в нее внесены кардинальные изменения — в ст. 316, 317, 323, 325, 326 (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

3. Нормы ТК РФ предусматривают предоставление определенных гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Более подробные нормы содержатся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. Этот Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, а также на некоторые другие категории граждан (см. ч. 1 и 2 ст. 1).

4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г., непосредственно связанный с нормами главы 50 ТК РФ, претерпел существенные изменения.

Внесенные в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения коснулись прежде всего компенсаций, предоставляемых гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также источников финансирования соответствующих выплат.

Ряд статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. признан утратившим силу: ст. 6 — 9, 12, 13, 15, 16, 20 — 23.1, 25 — 32. Утратили силу его разделы IV и VIII.

5. До введения в действие норм Федерального закона от 22 августа 2004 г. гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 313 — 327 ТК РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК РФ, могли устанавливаться законами субъектов РФ, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ и работодателей. Это означало, что уровень гарантий и компенсаций, предусмотренный Законом РФ, мог быть повышен.

Теперь гарантии и компенсации северянам, предусмотренные непосредственно в новой редакции Закона РФ от 19 февраля 1993 г., применяются в отношении тех, кто работает в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Гарантии и компенсации тем, кто работает в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, и проживает в этих районах и местностях, устанавливаются каждым субъектом РФ самостоятельно. Для тех, кто работает в организациях, финансируемых из местного бюджета, и проживающих в тех же районах и местностях гарантии и компенсации определяются органами местного самоуправления, а для работающих в иных организациях — работодателем, если иное не установлено Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции (см. ч. 3 ст. 1, ст. 3 и др.).

Текст статей Трудового кодекса и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции позволяет сделать вывод о том, что право на «северные» гарантии и компенсации сохраняется и за теми, кто работает в организациях, финансируемых не из федерального бюджета. Изменен порядок их установления.

То, что установлено для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, следует рассматривать как эталон или минимальный уровень гарантий и компенсаций для их установления работникам других организаций. При этом, исходя из принципа недопустимости ухудшения положения работника, не могут быть сокращены объем и виды гарантий и компенсаций, не может быть уменьшен их размер по сравнению с тем, что было установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами до внесения в них изменений в части источников финансирования.

В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. в общей форме не предусмотрено, что в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, размер гарантий и компенсаций не может быть ниже установленного для работников организаций, финансируемых из этого бюджета, а порядок и условия их предоставления не могут быть хуже.

На этот счет имеются лишь отдельные положения. Так, предусмотрена возможность повышения размера районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов (см. ч. 2 ст. 10). Такая же возможность имеется и в отношении процентных надбавок к заработной плате (см. ст. 11).

6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции предусматривает возможность установления гарантий и компенсаций не только законом, но и иными нормативными правовыми актами РФ (см. ст. 3, 4 и др.).

Следует напомнить, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (см. ст. 5 ТК РФ).

7. Нормативные акты работодателей об установлении гарантий и компенсаций, их размере и порядке предоставления относятся к локальным нормативным актам, принимаемым в установленном Трудовым кодексом порядке (см. ст. 8, 371, 372).

Если в организации заключается коллективный договор, предпочтительнее включать в него положения, касающиеся гарантий и компенсаций.

Там, где заключаются региональные и территориальные соглашения, в них следовало бы предусматривать соответствующие гарантии и компенсации северянам, с тем чтобы их нормы легли в основу определения необходимых средств в соответствующем бюджете.

8. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г., источником расходов на гарантии и компенсации северянам служат:

1) для работников, организаций, финансируемых из федерального бюджета, — средства федерального бюджета;

2) для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — средства бюджета соответствующего субъекта;

3) для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, — средства бюджета соответствующего муниципального образования;

4) для работников других организаций — собственные средства этих организаций.

Следствием таких изменений может стать ухудшение положения работников, занятых в столь сложных и трудных условиях Севера, при ограниченности или полном отсутствии в бюджетах субъектов РФ, местного самоуправления и организаций источников финансирования полагающихся им льгот и гарантий.

Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определено ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в редакции от 22 августа 2004 г.:

1) гарантии и компенсации, установленные этим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета;

2) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ;

3) гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований;

Это интересно:  Классы условий труда

4) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет работодателя (см. ст. 4).

9. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей неоднократно дополнялся, расширялся — см. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203), изменения и дополнения, внесенные Указами Президента РФ от 20 декабря 1993 г. N 2226, от 22 марта 1994 г. N 577, от 16 мая 1994 г. N 945 (САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5059; 1994. N 13. Ст. 985; СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 303).

Компетенция Правительства РФ по утверждению перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций сохранилась (см. ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 г. и дополнен Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 3. Ст. 176, N 42. Ст. 4001).

Утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402, с изменениями и дополнениями от 27 сентября 2001 г. N 695 // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2318; 2001. N 40. Ст. 3846).

10. Государство предпринимает меры для создания благоприятных условий жизни и работы в районах Севера, оказания содействия желающим переселиться из этих районов (см., например, Федеральную целевую программу экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3327; Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта реструктурирования районов Крайнего Севера — Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3468; Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2093; 2005. N 9. Ст. 723).

Дополнительные меры по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 306 (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2675).

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (действующая редакция)

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 313 ТК РФ

1. Установление особенностей правового регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обусловлено суровостью и экстремальным характером природно-климатических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Дополнительные правила для работников Севера вводятся в целях снижения негативного воздействия неблагоприятных климатических факторов на здоровье работника и членов его семьи, а также возмещения лицам, работающим и проживающим в данном регионе, повышенных затрат труда и удорожания стоимости жизни по сравнению со средними показателями, сложившимися в Российской Федерации. Кроме того, совершенствование системы гарантий и компенсаций северянам способствует решению комплексных задач экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях, устанавливаются ТК, иными федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня.

Наиболее важное значение имеет Закон о Крайнем Севере, действующий в части, не противоречащей ТК.

Вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам организаций, расположенных на Севере, посвящены соответствующие постановления Правительства РФ, постановления Минздравсоцразвития России и некоторые иные нормативные правовые акты.

В части, не противоречащей ТК, сохраняют действие некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, касающиеся правового регулирования трудовых отношений указанной категории работников, в частности: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»; Постановление Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»; Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.

2. Помимо определенного комплекса государственных гарантий, предусмотренных федеральным трудовым законодательством для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и работодателям предоставлена возможность устанавливать дополнительные гарантии и компенсации указанным категориям работников за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств работодателей. Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться не только соответствующими нормативными правовыми актами и коллективно-договорными актами, указанными в комментируемой статье, но и трудовыми договорами.

3. Согласно ст. 2 Закона о Крайнем Севере перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций должен устанавливаться Правительством РФ, однако в настоящее время указанный перечень отсутствует. До его принятия следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который был утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 и действует в редакции Постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 с последующими изменениями и дополнениями.

4. Гарантии и компенсации совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются согласно ст. 287 ТК только по основному месту работы.

5. О гарантиях и компенсациях работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, см. коммент. к ст. 302 ТК.

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарий к статье 313 Трудового Кодекса РФ

1. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 198 (разделы 1, 5 не приводятся).

См. также Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564.

Концепция Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» утв. распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 утв. Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 одобрено Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

2. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 утв. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (не приводится).

Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 1 июня 1993 г. N 967-р утв. организационный план мероприятий по реализации названного Закона.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

Статья написана по материалам сайтов: trud-kodeks.ru, tkodeksrf.ru, sttkrf.ru, www.zakonrf.info, www.gk-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector