+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ст 349.2 ТК РФ 2019 года

Текущая редакция ст. 349.2 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Содержание

Комментарий к статье 349.2 ТК РФ

1. Ряд особенностей трудовой деятельности ТК РФ устанавливает и в отношении работников государственных внебюджетных фондов. К числу таких фондов положения комментируемой статьи относят:
— Пенсионный фонд РФ — самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, созданное для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат;
— Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования Российской Федерации;
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ — специализированное кредитно-финансовое учреждение, созданное для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования;
— иные организации, созданные на территории РФ, например, Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и т.п.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном БК РФ, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

2. Деятельность указанных субъектов направлена на реализацию конституционных прав граждан, что свидетельствует о наделении таких фондов и иных организаций рядом государственных функций, которые к тому же в большинстве своем носят компенсационный характер. В связи с этим трудовая деятельность работников таких органов и организаций подпадает под общие ограничения, обусловленные реализацией государственных функций.

В качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает непосредственное применение к ним требований законодательства о противодействии коррупции. Следует также заметить, что перечень нормативных актов, определяющих запреты и ограничения для указанных работников, является открытым. Закон акцентирует внимание лишь на применении основного закона — Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Трудовая деятельность работников указанных государственных учреждений осуществляется с учетом ряда ограничений, например, им запрещается:
— участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
— осуществлять предпринимательскую деятельность;
— приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
— использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

Указанные ограничения носят общий характер и обусловлены участием государства в создании и организации деятельности соответствующего фонда или иного учреждения. В связи с этим к работникам таких учреждений применяются в полной мере ограничения, связанные с осуществлением государственной гражданской службы, причем ТК РФ не относит таких работников к числу государственных служащих. Указанная особенность трудовой деятельности рассматриваемой категории работников может налагать и иные ограничения на их жизнедеятельность, но применение таких ограничений допускается исключительно в случаях, если они прямо предусмотрены законодательным актом.

3. Особое место в системе ограничений занимает запрет, предусмотренный ч.2 комментируемой статьи, который фактически сводится к трансформации общих норм специального закона в предписания данной статьи.

Так, в качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает запрет работникам указанных фондов открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Поскольку финансирование деятельности рассматриваемой категории работников берет на себя бюджет, т.е. выплата денежного вознаграждения в данном случае является расходным обязательством государства, то в целях обеспечения стабилизации экономики на них распространяется запрет взаимодействия с иностранными государствами, носящий общий характер в отношении всех категорий государственных служащих, а также иных лиц, чья деятельность связана с реализацией государственных функций. Статья 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» прямо предусматривает распространение указанного ограничения на должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ. Прямое нормативное требование можно рассматривать в качестве одной из особенностей трудовой деятельности работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и т.п.

Консультации и комментарии юристов по ст 349.2 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 349.2 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 349.2 ТК РФ. Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (действующая редакция)

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 349.2 ТК РФ

1. В целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространены, согласно ст. 349.2 ТК, определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции».

2. Граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в соответствующие перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и лица, замещающие указанные должности, а также граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в соответствующие перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и лица, замещающие указанные должности, обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, что предусмотрено в ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

3. Порядок представления указанных сведений определен в Указе Президента РФ от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

4. Граждане, претендующие на замещение должностей в организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и лица, замещающие указанные должности, а также граждане, претендующие на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров (подп. «а» п. 1 данного Указа). Сведения представляются в порядке, сроки и по формам, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и иными нормативными правовыми актами РФ.

5. Граждане, претендующие на замещение должностей в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, и лица, замещающие указанные должности, а также граждане, претендующие на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в подразделение Аппарата Правительства РФ, определяемое Правительством РФ (подп. «б» п. 1 данного Указа). Сведения представляются в порядке, сроки и по формам, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и иными нормативными правовыми актами РФ.

6. Граждане, претендующие на замещение должностей в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами иных организаций, и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных на основании федеральных законов (подп. «г» п. 1 данного Указа).

Это интересно:  Ст 224 ТК РФ 2019 года

Сведения представляются в сроки и по формам, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 и иными нормативными правовыми актами РФ в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

7. Граждане, претендующие на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных государственных органов, а также лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

Сроки и формы представления указанными лицами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 и иными нормативными актами РФ, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

8. Согласно п. 7 Указа Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, включают в себя в т.ч. сведения:

а) о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

б) о государственных ценных бумагах иностранных государств, об облигациях и акциях иных иностранных эмитентов;

в) о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ;

г) об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ.

Перечисленные сведения отражаются в соответствующих разделах справок, формы которых утверждены подп. «г», «д», «з», «и» п. 1 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 558 и подп. «г» и «д» п. 1 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559.

9. Согласно ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» непредставление гражданином при поступлении на работу в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, работодателю сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу.

В ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что непредставление работником указанных фондов и организаций сведений (либо представление неполных или недостоверных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей является правонарушением и влечет увольнение с работы (подробнее см. п. 14 коммент. к данной статье).

10. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, должности в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Лицо, замещающее (занимающее) указанную должность, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указанные сведения представляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и локальными нормативными актами организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов. Например, Порядок представления работниками, занимающими должности в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правления ПФР от 24.06.2013 N 142п; Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и лицами, замещающими должности в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержден Приказом ФФОМС от 21.06.2013 N 135; Порядок представления гражданами, претендующими на должности, и работниками, занимающими должности в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержден Приказом ФСС РФ от 18.06.2013 N 208.

11. Невыполнение лицами, занимающими соответствующие должности, обязанности представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением и влечет увольнение с работы (подробнее см. п. 14 коммент. к данной статье).

12. В Постановлении Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» установлено, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности:

а) работник не вправе:

— принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ;

— заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ;

б) работнику запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника;

в) работник обязан:

— уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

— представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

— уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;

— передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

— уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка в случаях, предусмотренных подп. «б» данного пункта, и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3000 руб., по акту соответственно в фонд или иную организацию с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

13. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» лицам, замещающим (занимающим) должности в фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, а также их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Указанные лица обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В случае неисполнения такой обязанности они обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться (ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона).

В случае, если указанные лица не могут выполнить эти требования в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными до дня вступления в силу данного Федерального закона компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия ареста, запрета распоряжения (ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона).

Доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому в соответствии с данным Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, подлежит прекращению в течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ (ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона).

Это интересно:  Изменения трудового законодательства в 2017 году

Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ лица, замещающие (занимающие) должности в фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Граждане, претендующие на замещение (занятие) этих должностей, при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера помимо перечисленных сведений указывают также сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Гражданин, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином указанной должности, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

14. Согласно ст. 13.2 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных федеральными законами. Трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставлением или представлением неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставлением или представлением заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК).

Статья 349.3. Ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников

Действие настоящей статьи распространяется на следующие категории работников:
руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;
руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий.

В случае выплаты работникам, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, компенсаций, предусмотренных статьей 181 или 279 настоящего Кодекса, данные компенсации выплачиваются в размере трехкратного среднего месячного заработка.

Соглашения о расторжении трудовых договоров в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса с работниками, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, не могут содержать условия о выплате работнику выходного пособия, компенсации и (или) о назначении работнику каких-либо иных выплат в любой форме.

При прекращении трудовых договоров с работниками, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, по любым установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами основаниям совокупный размер выплачиваемых этим работникам выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме, в том числе компенсаций, указанных в части второй настоящей статьи, и выходных пособий, предусмотренных трудовым договором или коллективным договором в соответствии с частью четвертой статьи 178 настоящего Кодекса, не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников.

При определении указанного в части четвертой настоящей статьи совокупного размера выплат работнику не учитывается размер следующих выплат:
причитающаяся работнику заработная плата;
средний заработок, сохраняемый в случаях направления работника в служебную командировку, направления работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, в других случаях, в которых в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за работником сохраняется средний заработок;
возмещение расходов, связанных со служебными командировками, и расходов при переезде на работу в другую местность;
денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (статья 127 настоящего Кодекса);
средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства (статьи 178 и 318 настоящего Кодекса).

(Статья дополнительно включена с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 56-ФЗ)

Комментарий к статье 349.3 ТК РФ

1. Комментируемая статья направлена на пресечение практики включения в трудовые договоры, заключаемые с топ-менеджерами госкорпораций и госкомпаний, а также организаций, собственником имущества либо основным акционером которых является государство или муниципальное образование, условий о так называемых золотых парашютах. Они предполагают выплату таким работникам при увольнении выходных пособий и компенсаций, размеры которых многократно превышают их средний месячный заработок.

Под действие данной статьи подпадают руководители, заместители руководителей и главные бухгалтеры: а) государственных корпораций; б) государственных компаний; в) хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности; г) государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; д) государственных и муниципальных учреждений; е) государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Кроме того, комментируемая статья распространяется на заключивших трудовые договоры членов коллегиальных исполнительных органов госкорпораций государственным или муниципальным участием.

На топ-менеджеров других юридических лиц предусмотренные данной статьей правила не распространяются. Однако ограничение размеров выплачиваемых таким работникам при увольнении выходных пособий, компенсаций и иных выплат может быть установлено решением высшего органа управления юридического лица и (или) предусмотрено его учредительными документами (например, уставом).

2. О компенсациях, указанных в ст. ст. 181 и 279 ТК, см. эти статьи и комментарий к ним.

По общему правилу выплата компенсаций, утвержденных ст. ст. 181 и 279 ТК, производится в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка увольняемого работника.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из этого правила и предусматривает конкретный размер компенсаций, выплачиваемых при увольнении работников, категории которых перечислены в ее ч. 1, по основаниям, названным в п. 4 ч. 1 ст. 81 (в связи со сменой собственника имущества организации), а также в п. 2 ст. 278 (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора) ТК при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя.

В этих случаях соответствующие компенсации выплачиваются в размере трехкратного среднего месячного заработка увольняемого работника. Данное правило носит императивный характер, что означает невозможность установления в трудовых договорах с работниками, категории которых перечислены в ч. 1 комментируемой статьи, иного размера компенсаций, выплачиваемых им в соответствии со ст. ст. 181 или 279 ТК при увольнении по указанным выше основаниям.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает запрет на включение в заключаемые с работниками, категории которых указаны в ее ч. 1, соглашения о расторжении трудовых договоров по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 77 ТК (соглашение сторон), условий о каких-либо выплатах в пользу таких работников. При этом по смыслу данной нормы соответствующий запрет касается как денежных выплат (в том числе выходных пособий, компенсаций, премий, бонусов), так и иных (неденежных) предоставлений (например, передачи в собственность увольняемого работника пакета акций компании).

4. Предусмотренное ч. 4 комментируемой статьи ограничение совокупного размера выходных пособий, компенсаций и иных выплат работникам, категории которых указаны в ее ч. 1, применяется в случаях прекращения заключенных с ними трудовых договоров по любым основаниям, установленным ТК или иными федеральными законами, за исключением увольнения таких работников по основаниям, относящимся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК), а также увольнения, связанного с совершением ими виновных действий (бездействия). В указанных случаях выплата работникам выходных пособий, компенсаций и иных подобных выплат производиться не может (см. ст. 181.1 ТК и комментарий к ней).

Общая сумма выплат увольняемым работникам, включая компенсации, предусмотренные ст. ст. 181 и 279 ТК, выходные пособия, предусмотренные трудовым договором или коллективным договором, а также иные подобные выплаты в любой (в том числе неденежной) форме, не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников.

Вместе с тем при определении совокупного размера выплат конкретному работнику не учитывается ряд выплат, право на получение которых возникает у него вне связи с прекращением трудового договора либо обусловлено увольнением и при этом связано с реализацией работником своих конституционных прав на отдых и защиту от безработицы. Исчерпывающий перечень таких выплат установлен ч. 5 комментируемой статьи.

К выплатам, обусловленным увольнением и при этом связанным с реализацией работником своих конституционных прав на отдых и защиту от безработицы, для целей комментируемой статьи относятся: а) денежная компенсация за все не использованные работником отпуска (см. ст. 127 ТК и комментарий к ней); б) средний месячный заработок, сохраняемый за работником на период трудоустройства при увольнении по основаниям, предусмотренным п. п. 1 или 2 ч. 1 ст. 81 ТК (см. ст. ст. 178 и 318 ТК и комментарий к ним).

5. Комментируемая статья применяется к отношениям, связанным с прекращением трудовых договоров, возникающим после вступления в силу содержащихся в ней законоположений (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 56-ФЗ, которым ТК был дополнен ст. 349.3, вступил в силу 13 апреля 2014 г.).

Статья 349.2. Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.2 ТК РФ

1. Особенности регулирования труда работников фондов и иных организаций, упоминаемых комментируемой статьей, сводятся к установлению для них ограничений, запретов и обязанностей, которые обусловлены как спецификой осуществляемой данной категорией работников деятельности, связанной с обеспечением выполнения отдельных государственных задач, так и необходимостью предотвращения совершения такими лицами коррупционных правонарушений. Комментируемая норма детализируется в Постановлении Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции». Согласно этому Постановлению соответствующие ограничения, запреты и обязанности возлагаются не на всех работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а только на тех, кто замещает должности в указанных фондах и организациях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Это интересно:  Материнский капитал за двойню в 2019 году

Указанные работники не вправе:

принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Таким работникам запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), за исключением случаев получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иных случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности данного работника.

Кроме того, работники, относящиеся к данной категории, обязаны: уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (аналогичная обязанность, исключая предоставление сведений о расходах, возлагается на граждан, претендующих на замещение соответствующих должностей);

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только самому работнику станет об этом известно, в письменной форме;

передавать принадлежащие работнику ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) о получении подарка в случаях, когда его получение разрешается, и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3000 руб., по акту соответственно в фонд или иную организацию с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

2. Применение изложенных выше норм осуществляется в системной взаимосвязи с предписаниями иных нормативных правовых актов, принятых в рамках регулирования отношений в сфере противодействия коррупции и конкретизирующих порядок исполнения работниками фондов и иных организаций, которые упоминаются в комментируемой статье, возложенных на них обязанностей.

В частности, нормативными актами фондов и локальными нормативными актами указанных организаций, а также нормативными правовыми актами соответствующих федеральных государственных органов утверждаются:

перечни должностей, при замещении которых (поступлении на которые) работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и порядок представления таких сведений (см., например, Приказы Фонда социального страхования РФ от 18 июня 2013 г. N 207 «О перечне должностей в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и N 208 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на должности, и работниками, занимающими должности в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»);

порядок уведомления работодателя о фактах обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (см., например, Постановление правления Пенсионного фонда РФ от 5 июня 2013 г. N 132п «Об утверждении Порядка уведомления работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов работодателя о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений»).

3. Запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами распространяется только на тех работников фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, кто замещает должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, а также на их супругов и несовершеннолетних детей (подп. «ж» п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»).

Нарушение данного запрета, а также непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является работник фонда либо иной организации, упомянутой в комментируемой статье, непредставление или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных либо недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если соответствующие действия дают основание для утраты доверия к этому работнику со стороны работодателя, являются основанием для расторжения заключенного с ним трудового договора по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК.

Другой комментарий к статье 349.2 Трудового Кодекса РФ

1. Ряд особенностей трудовой деятельности ТК РФ устанавливает и в отношении работников государственных внебюджетных фондов. К числу таких фондов положения комментируемой статьи относят:
— Пенсионный фонд РФ — самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, созданное для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат;
— Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования Российской Федерации;
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ — специализированное кредитно-финансовое учреждение, созданное для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования;
— иные организации, созданные на территории РФ, например, Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и т.п.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном БК РФ, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

2. Деятельность указанных субъектов направлена на реализацию конституционных прав граждан, что свидетельствует о наделении таких фондов и иных организаций рядом государственных функций, которые к тому же в большинстве своем носят компенсационный характер. В связи с этим трудовая деятельность работников таких органов и организаций подпадает под общие ограничения, обусловленные реализацией государственных функций.

В качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает непосредственное применение к ним требований законодательства о противодействии коррупции. Следует также заметить, что перечень нормативных актов, определяющих запреты и ограничения для указанных работников, является открытым. Закон акцентирует внимание лишь на применении основного закона — Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Трудовая деятельность работников указанных государственных учреждений осуществляется с учетом ряда ограничений, например, им запрещается:
— участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
— осуществлять предпринимательскую деятельность;
— приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
— использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

Указанные ограничения носят общий характер и обусловлены участием государства в создании и организации деятельности соответствующего фонда или иного учреждения. В связи с этим к работникам таких учреждений применяются в полной мере ограничения, связанные с осуществлением государственной гражданской службы, причем ТК РФ не относит таких работников к числу государственных служащих. Указанная особенность трудовой деятельности рассматриваемой категории работников может налагать и иные ограничения на их жизнедеятельность, но применение таких ограничений допускается исключительно в случаях, если они прямо предусмотрены законодательным актом.

3. Особое место в системе ограничений занимает запрет, предусмотренный ч.2 комментируемой статьи, который фактически сводится к трансформации общих норм специального закона в предписания данной статьи.

Так, в качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает запрет работникам указанных фондов открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Поскольку финансирование деятельности рассматриваемой категории работников берет на себя бюджет, т.е. выплата денежного вознаграждения в данном случае является расходным обязательством государства, то в целях обеспечения стабилизации экономики на них распространяется запрет взаимодействия с иностранными государствами, носящий общий характер в отношении всех категорий государственных служащих, а также иных лиц, чья деятельность связана с реализацией государственных функций. Статья 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» прямо предусматривает распространение указанного ограничения на должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ. Прямое нормативное требование можно рассматривать в качестве одной из особенностей трудовой деятельности работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и т.п.

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, www.zakonrf.info, tkrf24.ru, rutkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector