+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ст 353 ТК РФ 2019 года

Текущая редакция ст. 353 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Содержание

Комментарий к статье 353 ТК РФ

1. Государственный контроль представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием работодателей с целью своевременного выявления и устранения нарушений трудовых прав работников, а также иных норм трудового законодательства.

Государственный надзор — это систематическая деятельность уполномоченных государственных органов по проверке соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов поднадзорными объектами, осуществляемая в пределах установленной компетенции. Следует заметить, что в ряде случаев законодатель отождествляет два указанных понятия, понимая под ними проверку соблюдения требований трудового законодательства работодателями.

Применительно к сфере трудовых отношений ТК РФ наделяет надзорными полномочиями Федеральную инспекцию труда. Порядок осуществления надзора за соблюдением норм трудового законодательства определен постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

2. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Роструда и соответствующих территориальных органов, в отношении любых работодателей независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры. Предметом надзора является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверки проводятся в документарной или выездной форме в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных ТК РФ.

Приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года N 354н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:
— истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
— поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращений и заявлений работников о нарушении работодателями их трудовых прав; запросов работников о проведении проверки условий и охраны труда на рабочих местах в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
— наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. Реализация контрольно-надзорных полномочий в сфере трудовых отношений допускается только уполномоченными в соответствующем порядке органами государственной власти. Как мы уже говорили, действующее законодательство позволяет выделить в качестве основных таких субъектов два органа: Федеральную службу по труду и занятости РФ и Прокуратуру РФ.

Полномочия Роструда охватывают собой осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением:
— работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия РФ по реализации социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ;
— государственных стандартов социального обслуживания;
— порядка нормативно-правового регулирования, осуществляемого органами государственной власти субъектов РФ в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
— порядка осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
— прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

При этом полномочия Роструда охватывают практически все категории работников, в том числе и государственных, муниципальных служащих.

Прокуратура РФ также наделена полномочиями по проведению проверок соблюдения норм законодательства и применению мер при обнаружении конкретного факта правонарушения. Установление такого факта может быть произведено, в том числе, на основании обращения работника в уполномоченный орган. На основании поступившего обращения орган проводит необходимые мероприятия, направленные на достоверное установление истины и устранение правонарушения, в случае если оно имеется.

Кроме того, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор).

Например, приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 года N 712 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Все перечисленные органы осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.

Консультации и комментарии юристов по ст 353 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 353 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Новая редакция Ст. 353 ТК РФ

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Комментарий к Статье 353 ТК РФ

В России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми без исключения работодателями возложены на федеральную инспекцию труда. Наряду с ней за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности следят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 утверждено Положение о федеральной службе по труду и занятости. В соответствии с ним Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда для организации совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников, а также для разработки организациями на его основе положений о комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом специфики их деятельности.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

Это интересно:  Классы условий труда

Задачами комитета являются:

— разработка на основе предложений членов комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Функциями комитета являются:

— рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

— оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

— участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

— информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

— информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

— содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

— содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

— участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

— содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

— подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

— рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Другой комментарий к Ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

От лица государства деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В сфере исполнительной власти федеральным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по труду и занятости (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, надзирают за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности. К этим органам относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. ст. ст. 366, 367, 369 ТК РФ и комментарий к ним); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. ст. 368 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении. Организация со стороны указанных органов контроля за соблюдением трудового законодательства является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда. Структурные подразделения и лица, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль, порядок организации контрольной деятельности, определяются соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления. Порядок и условия осуществления внутриведомственного государственного контроля определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Закона).

При осуществлении надзорной деятельности прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав человека (работника) прокурор или его заместитель приносят протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо вносят в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, об устранении нарушений закона.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

По представлению прокурора в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

6. Контроль за соблюдением законодательства о труде также осуществляется в рамках проведения государственной экспертизы условий труда (см. об этом ст. 216.1 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Комментарий к Ст. 353 ТК РФ

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда (см. комментарий к ст. 354 ТК РФ).

2. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (см. комментарий к ст. ст. 366 — 369 ТК РФ).

3. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (см. также комментарий к ст. 5 ТК РФ).

4. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).

Второй комментарий к Статье 353 Трудового кодекса

1. В 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 г.) (далее — Конвенция МОТ N 81) (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698) и тем самым обязалась иметь систему инспекций труда, инспекторы которых обязаны обеспечивать соблюдение трудового законодательства, включая нормы об охране труда. Это должны быть государственные органы, персонал которых состоит из государственных служащих (ст. 6 данной Конвенции).

2. Сегодня государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим правовым институтом трудового права, одним из основных способов защиты трудовых прав работников.

Под функциями по контролю и надзору понимаются, в частности: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, регистрации актов, документов, прав, объектов.

Указанный надзор и контроль осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих закрепленные в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ нормы о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Обязанность такой защиты реализуется в деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционное производство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти.

3. Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются предметом ведения федеральных органов государственной власти (см. ст. 6 ТК РФ).

Это интересно:  Инструкция по заполнению трудовых книжек

В статье 353 ТК РФ указывается круг органов, которые вправе осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, сфера их влияния. Это федеральная инспекция труда, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях экономики России, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472) в ст. 1 целью деятельности прокуратуры называет защиту прав и свобод человека и гражданина. Весь правоохранительный механизм государства, который в настоящее время постепенно реорганизуется и совершенствуется, подчинен этой цели. В соответствии с процессуальным законодательством РФ органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью решений, выносимых судами общей юрисдикции по трудовым спорам.

При осуществлении надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов трудового законодательства органы прокуратуры не подменяют другие надзорно-контрольные органы, перечисленные в ст. 353 ТК РФ и осуществляющие свои функции в соответствии с законом.

4. При рассмотрении вопроса об органах, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, следует учитывать изменения, произошедшие в структуре федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.). В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Указом Президента РФ определены также функции этих органов исполнительной власти, включая функции по обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Деятельность органов, полномочных осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

5. В Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 20) предусмотрено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, требований по охране труда осуществляется федеральной инспекцией труда — единой централизованной системой государственных органов.

Государственная инспекция труда действует на основании Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 «О федеральной инспекции труда» (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760). Это единая федеральная централизованная система государственных органов надзора и контроля, которая с 2004 г. действует в системе Федеральной службы труда и занятости, подведомственной Минздравсоцразвития РФ. Государственная инспекция труда (далее — Гострудинспекция) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда во всех организациях, у всех работодателей на территории Российской Федерации.

6. Наряду с Гострудинспекцией государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности входит в функции специализированного федерального надзора: Госгортехнадзора, Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, Госатомнадзора — каждого в своей сфере действия. Действуют они в соответствии с утвержденными о них Положениями (см. комментарии к ст. 366 — 369 ТК РФ).

Статья 353 ТК РФ. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Ст 353 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 353 ТК РФ:

1. Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1448) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отнесен к основным функциям Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). Постановлением также определено, что указанная функция осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда (до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ).

2. Федеральные органы исполнительной власти по надзору занимаются особым кругом вопросов, связанных с охраной труда, здоровьем и безопасностью работающих в конкретных отраслях экономики.

Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023) образована Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), правовой статус которой определен Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством РФ порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.

Согласно п. 5 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 (СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента РФ, Управления делами Президента РФ, ФСБ России, ФСО России, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федерального медико-биологического агентства), а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им организациях.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822) по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (в т.ч. государственного контроля в подведомственных органам местного самоуправления организациях) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий (в т.ч. по осуществлению государственного контроля) в пределах выделенных муниципальными образованиями на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Как следует из ст. 1 Закона о прокуратуре, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью решений, выносимых судами общей юрисдикции по трудовым делам.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения трудовых прав работников.

Руководствуясь полномочиями, предоставленными ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор при осуществлении государственного надзора вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов, иметь доступ к их документации и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Наделенные определенными властными полномочиями органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных объектов.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

В случае принятия акта, нарушающего трудовые права работника, прокурор приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Прокурор вносит представление об устранении нарушений трудовых прав работника в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение (ст. 28 Закона о прокуратуре).

Прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иному виду ответственности, предусмотренному законом.

При осуществлении надзора за исполнением закона и иных нормативных правовых актов о труде органы прокуратуры не подменяют другие надзорно-контрольные органы.

В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей (указанный Закон вступает в силу с 1 июля 2009 г., а его ч. 6, ч. 7 ст. 9 — с 1 января 2010 г.) Генеральная прокуратура РФ размещает на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года ежегодный сводный план проведения плановых проверок органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Приказом Генерального прокурора РФ утверждается порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки (ч. 7 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок (ч. 19 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 353 ТК РФ

1. Как отмечают исследователи, контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни (см.: Бессарабов В.Г. Правовая природа и назначение государственного контроля // Правовое регулирование государственного контроля. М., 2012. С. 23) и может быть определен как проверка качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного решениями, постановлениями, нормами и другими нормативными документами (см.: Общая теория управления: Курс лекций. М., 1994. С. 201).

Это интересно:  От «серой зарплаты» никогда не уйдем?

Традиционно выделяются государственный и общественный контроль. Государственный контроль — это деятельность государства в лице уполномоченных им органов по проверке соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов, по использованию средств и собственности, по оценке целесообразности управленческих решений, связанных с проведением государственной, экономической, социальной и экологической политики и затрагивающих интересы граждан, юридических лиц, субъектов РФ и Российской Федерации в целом, а также по устранению и предупреждению различных правонарушений (см.: Бессарабов В.Г. Указ. соч. С. 53).

Контрольная функция исполнительной власти представляет собой сложную и неоднородную юридическую конструкцию, внутри которой используются термины «контроль» и «надзор».

Термин «контроль» употребляется для тех отношений, в которых присутствует подчиненность, и используется тогда, когда его субъекты находятся внутри самой системы исполнительной власти.

Надзор осуществляется по отношению к неподчиненным гражданам и организациям.

К органам государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, относятся следующие.

Прокуратура РФ, осуществляющая государственный надзор за исполнением законодательства на территории РФ в соответствии с Законом о прокуратуре.

Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

Предметом надзора, в частности, являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иных государственных органов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ст. 21 Закона о прокуратуре).

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов: представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, — руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

2. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.

3. Помимо Федеральной службы по труду и занятости, вопросами охраны труда, здоровья и безопасности лиц, работающих в конкретных отраслях экономики, занимаются федеральные органы исполнительной власти по надзору. К ним могут быть отнесены:

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), образованная Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Ее правовой статус определен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401;

— Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Государственный надзор осуществляют следующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы;

б) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы — в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

в) структурные подразделения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента РФ и Управления делами Президента РФ соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения в пределах своей компетенции — Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476.

4. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в т.ч. государственного контроля в подведомственных органам местного самоуправления организациях (ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Минэкономразвития России Приказом от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утвердил типовую форму заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок (ч. 19 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, tkodeksrf.ru, sttkrf.ru, trud-kodeks.ru, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector