+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ст 360 ТК РФ 2019 года

Новая редакция Ст. 360 ТК РФ

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Часть третья утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть четвертая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть пятая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 360 ТК РФ

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Положения абзацев второго и третьего настоящего пункта не применяются в отношении плановых мероприятий по контролю при проведении контроля за оборотом оружия.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Особенности проведения мероприятий по контролю в отдельных сферах государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральными законами или в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Другой комментарий к Ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Надзорно-контрольная деятельность должностных лиц федеральной инспекции труда осуществляется преимущественно в форме инспекционных проверок соблюдения трудового законодательства любыми работодателями, действующими на территории Российской Федерации.

2. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей, помимо ТК, являются Конвенция МОТ N 81 и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Отдельные вопросы организации надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда определяются в нормативных правовых актах Правительства РФ. В качестве примера таких актов можно привести Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78.

3. В соответствии со ст. 16 Конвенции МОТ N 81 организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено органами федеральной инспекции труда не более чем один раз в два года. Количество внеплановых проверок, проводимых по обращениям работников или их представителей, а также при получении информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, о возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, максимальным пределом не ограничено. Анонимные обращения органами федеральной инспекции труда не рассматриваются и не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Непосредственная деятельность государственных инспекторов труда по проведению конкретной проверки соблюдения законодательства о труде проводится на основании распоряжения (приказа) соответствующей инспекции труда. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Превышение сроков проведения конкретной проверки не допускается.

4. При проведении проверки государственные инспекторы труда не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции федеральной инспекции труда; требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Государственный инспектор труда, в отличие от должностных лиц иных органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства, может проводить проверку, не извещая о ее проведении работодателя или его представителя, и в их отсутствие. О результатах проверки государственный инспектор труда обязан поставить в известность работодателя или его представителя.

5. При проведении проверки государственные инспекторы труда обязаны:

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

— соблюдать права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию за исключением информации о лице, подавшем жалобу, явившуюся основанием для проведения проверки;

— при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества (ст. 11 Федерального закона о проведении государственного контроля).

6. По результатам инспекционной проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Это интересно:  Новый порядок заполнения путевых листов и новые бланки с 15 декабря 2017 года

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле федеральной инспекции труда (ст. 9 Федерального закона о проведении государственного контроля).

7. Комментируемая статья устанавливает особый порядок проведения проверок организаций милитаризованной государственной службы и организаций, деятельность которых связана с использованием технологий, составляющих государственную тайну либо создающих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.

Специфика организации инспекционных проверок, проводимых в данных организациях, состоит, во-первых, в ограничении круга государственных инспекторов труда, имеющих право на проведение проверок, только инспекторами, заблаговременно получившими соответствующий допуск, во-вторых, в проведении проверок только во время, согласованное с работодателем (соответственно проверки проводятся в присутствии представителя работодателя), и, в-третьих, в фактическом ограничении проведения проверок в особых условиях функционирования подконтрольных организаций (маневры, учения, объявленные периоды напряженности, боевые действия).

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Часть третья утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть четвертая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Часть пятая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 360 ТК РФ

1. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется прежде всего Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), положениями ТК РФ. иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами.

2. Особое значение при проведении инспектирования любых работодателей имеют положения ФЗ от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436), устанавливающего порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора).

Второй комментарий к Статье 360 Трудового кодекса

1. В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок и инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется Конвенцией МОТ N 81, Трудовым кодексом и иными федеральными законами, решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами. Этот порядок регулируется не только гл. 57 ТК РФ, но и соответствующими нормами КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702), Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственный инспектор труда имеет право в соответствии с предоставленным ему законом полномочием беспрепятственного прохода (без предварительного уведомления работодателя и в любое время суток) в организацию, которая подлежит контролю со стороны органов государственной инспекции труда.

2. Особый порядок инспекции рабочих мест согласно ст. 4 Протокола 1995 г. к Конвенции МОТ N 81 вводится в вооруженных силах, и других органах общественной безопасности, а также в исправительных учреждениях. Это касается вопросов времени проведения инспекции, полномочий государственных инспекторов труда, предъявления конфиденциальных документов, их выноса из помещений соответствующего учреждения и т.д.

3. Статья 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предусматривает, что о проведении соответствующей надзорно-контрольной проверки орган надзора должен издать приказ с указанием, какое должностное лицо проводит эту инспекционную проверку. Плановая проверка одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя проводится не более одного раза в два года. Внеплановые же инспекционные проверки проводятся, если их предметом является контроль за исполнением ранее сделанных предписаний об устранении выявленных нарушений и в случаях аварийных ситуаций, выхода из строя сооружений, оборудования, угрозы жизни и здоровью работников, при поступлении жалоб, информации о нарушении прав и интересов работников.

При привлечении органом государственной инспекции труда виновного в трудовом правонарушении должностного лица к административной ответственности (штрафу) он руководствуется ст. 23.12 КоАП РФ, предусматривающей в таком случае размер штрафа от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, т.е. теперь размер штрафа за трудовое правонарушение значительно ниже. (Статья 41 КоАП РСФСР предусматривала за трудовое правонарушение штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.)

4. Государственные инспекторы труда осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. При этом инспектор может уведомить при инспекционной проверке работодателя или его представителя о своем присутствии, а может не уведомлять, если считает, что это усилит эффективность контроля.

Статья 360 ТК РФ. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Текущая редакция ст. 360 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации .
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей .

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры .

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается .

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации .

Комментарий к статье 360 ТК РФ

1. Осуществление контрольно-надзорной деятельности государственными инспекторами труда в большинстве случаев реализуется путем проведения проверки деятельности работодателей на предмет соблюдения ими норм трудового законодательства. Проведение проверок строится исключительно на предписаниях нормативных актов, причем к ним относится и ТК РФ, и ряд принятиях во исполнение его предписаний подзаконных актов.

Определяющей в данном случае является нормотворческая деятельность Правительства РФ, поскольку его постановления призваны отразить процессуальные аспекты проведения проверок государственными инспекторами труда, а также конкретизировать общие положения ТК РФ. Наряду с нормами комментируемой статьи порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности государственных инспекторов регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Это интересно:  Трудовая инспекция в Воскресенске

2. Осуществление надзора за деятельностью работодателей может носить общий и специальный характер. Общий надзор осуществляется в установленные сроки в соответствии с утвержденными планами деятельности инспекции. Общий надзор осуществляется в рамках проведения плановых проверок, т.е. его основанием выступает не какой-либо конкретный факт из деятельности отдельно взятого работодателя, а факт истечения установленного срока действия результатов проверки.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года, т.е. полномочия по осуществлению общего надзора реализуются в отношении одного и того же работодателя независимо от срока деятельности организации или предпринимателя, интенсивности его деятельности и иных условий. Целью проведения плановой проверки является не установление факта нарушения норм законодательства, а подтверждение их соблюдения. В связи с этим для данной формы надзора характерны более мягкие последствия, в том числе минимальные штрафные санкции.

Общий характер таких проверок указывает на возможность их проведения в отношении любого работодателя в пределах территориальной компетенции соответствующего органа. Учитывая единый характер федеральной системы Государственной инспекции труда, ее деятельность распространяется на всю территорию РФ и все категории работодателей, осуществляющих деятельность в данных границах.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления хозяйственной деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Ее предметом также могут выступать содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований. Предметом плановой документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также формируемых ими при осуществлении хозяйственной деятельности, связанных с исполнением обязательных требований, исполнением предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда.

Специальный надзор осуществляется в отношении определенных фактов нарушений законодательства на основании поступивших обращений или по иным основаниям. Данные мероприятия направлены на подтверждение или опровержение информации о совершении правонарушения, а также доказательство его существа и обстоятельств совершения. Как правило, специальный контроль осуществляется в рамках внеплановых проверок, т.е. назначенных в силу возникновения определенных обстоятельств в отношении конкретного работодателя. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.

Во внеплановом порядке также проводятся проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, проверка иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, включая случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований.

3. Основанием проведения проверки любого вида выступает юридический факт, т.е. такие жизненные обстоятельства, в силу которых ее реализация является обязательной. Следует заметить, что основание проведения проверки государственным инспектором труда может определяться как в форме действия (т.е. обстоятельств, возникших по воле человека), так и в форме событий (обстоятельств, не зависящих от воли человека). В равной степени основанием проведения проверки могут вступать и действия участников трудовых правоотношений, например, выразившиеся в совершении правонарушения — необеспечении средствами индивидуальной защиты, и бездействия — неисполнения работодателем предписаний государственного инспектора в течение установленного периода времени. Основанием проведения плановой проверки является истечение установленного законом срока, а также включение конкретного работодателя в план проведения проверок.

Перечень таких оснований определяется конкретными жизненными обстоятельствами и не может быть исчерпывающе определен правовыми предписаниями. В связи с этим нормы комментируемой статьи отражают лишь наиболее распространенные основания реализации государственной инспекцией труда надзорной деятельности, причем применительно к проведению внеплановых проверок. К ним относятся:
— истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, т.е. фактическое бездействие работодателя по устранению выявленных государственным инспектором правонарушений, допущенных им в своей деятельности. Истечение установленного срока устранения нарушения направлено на проверку исполнения требований предписаний государственного инспектора конкретным работодателем. Применение данного основания свидетельствует об установлении персональных сроков проведения проверок отдельных работодателей — по мере истечения предоставленных им для устранения правонарушений сроков;
— поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, т.е. фактическое уведомление уполномоченных органов о правонарушениях, которые допускаются конкретным работодателем в отношении своих работников. В данном случае такое уведомление направляется третьими лицами, не имеющими трудовых отношений с правонарушителем. Такое обращение должно быть направлено по общим правилам, установленным нормативными актами. В большинстве случаев оно свидетельствует об общем характере правонарушений, которые допускаются в отношении большинства или всех работников данного работодателя;
— поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав — в отличие от предыдущего основания данное обращение (заявление) носит адресный характер, т.е. свидетельствует о нарушении прав конкретного работника — заявителя. Если для третьих лиц достаточно лишь представления уполномоченному органу обращения, то в данном случае работник излагает конкретные факты нарушения его прав с приложением необходимых доказательств указанных в заявлении фактов. Порядок направления обращения (заявления) в Роструд и его территориальные органы является общим и для третьих лиц, и для работников правонарушителя. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при обращении в государственную инспекцию труда заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который он обращается, а также свои фамилию, имя, отчество (наименование юридического лица, ОГРН, ИНН), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Письменное обращение должно быть зарегистрировано в течение 3 дней с момента поступления в Государственную инспекцию труда. В случае необходимости обращение может быть рассмотрено с выездом на место. В случае если в письменном обращении не указаны реквизиты заявителя, ответ на обращение не дается;
— поступление в федеральную инспекцию труда запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового Кодекса — данный вид обращения в уполномоченный орган прямо требует проведения проверки компетентным лицом, причем одновременно он определяет и ее предмет — соблюдение требований ст. 219 ТК РФ. Направление, прием и регистрация такого запроса осуществляется уполномоченным органом в общем порядке, установленном для обращений граждан;
— наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Приказ (распоряжение) руководителя являются обязательными для исполнения государственными инспекторами, находящимися в административном подчинении такого руководителя. Сам факт назначения внеплановой проверки является основанием для ее проведения. Соответственно, если такой приказ не содержит положений, явно противоречащих нормам действующего законодательства, он подлежит исполнению государственным инспектором в соответствии с порядком проведения внеплановых проверок в установленные таким приказом сроки.

4. В соответствии с требованиями ч.5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и комментируемой статьи внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основаниями для проведения которых явилось причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, подлежат согласованию в установленном порядке с органами прокуратуры.

Не подлежат согласованию с органами прокуратуры:
— внеплановые документарные проверки;
— внеплановые проверки, проводимые с целью контроля за исполнением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, срок исполнения которых истек;
— внеплановые проверки, проводимые в соответствии с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
— внеплановые проверки, проводимые по обращению или заявлению работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
— внеплановые проверки, проводимые по запросу работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ.

Внеплановый характер проверок указывает на необходимость их реализации в кратчайший период в целях выявления и фиксации правонарушения, в том числе, комментируемая статья предусматривает исключительную возможность осуществления такой проверки незамедлительно. Минимальные сроки проведения такой проверки предполагают ряд исключений из общего порядка реализации данной формы государственного надзора.

В рамках общих предписаний такая проверка проводится без уведомления работодателя, в целях предотвращения возможности сокрытия им фактов совершения правонарушений. Нередко в таких случаях государственный инспектор не имеет возможности согласования проведения проверки с органами прокуратуры. Общей тенденцией российского законодательства является допущение подобной возможности, но при обязательном уведомлении уполномоченного органа, т.е. государственный инспектор в обязательном порядке обязан подтвердить факт своевременного уведомления прокуратуры о проведении срочной внеплановой проверки. Следует заметить, что закон возлагает на государственного инспектора обязанность неукоснительного соблюдения норм закона, в том числе и в части определения порядка проведения проверок данным органом государственной власти.

5. О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным), если основанием для нее является:
— истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
— наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается, если ее проведение основано на:
— обращениях и заявлениях граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
— обращениях или заявлениях работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Это интересно:  СЗВ-К: что это и кто сдает в 2019 году: примеры заполнения

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении (в случае необходимости такого уведомления) отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

6. В отношении некоторых категорий работодателей проведение проверок осуществляется с учетом отдельных особенностей, в том числе статуса такого работодателя, его взаимоотношений с работниками (служебные или трудовые) и т.п. К числу таких специальных субъектов закон относит органы государственной власти, в компетенцию которых входит обеспечение обороны и безопасности государства, а также решение ряда стратегических задач.

На указанных работодателей в полной мере распространяются общие нормы, определяющие порядок проведения проверок Рострудом, с учетом ряда особенностей. Определение таких особенностей закон относит к компетенции высших органов государственной власти Российской федерации — Президента РФ и Правительства РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 360 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 360 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 360 ТК РФ. Порядок инспектирования работодателей

Ст 360 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Части третья — пятая утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в федеральную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 360 ТК РФ:

1. В соответствии со ст. 10 ТК государственные инспекторы труда обязаны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Важные положения, регулирующие порядок инспектирования организаций, содержатся в Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) и Протоколе 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).

Помимо ст. 360 основные требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Законе о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

Особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 4 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

2. В соответствии со ст. 14 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей государственный инспектор труда правомочен проводить мероприятия по контролю (надзору) при наличии у него соответствующего распоряжения (приказа), копия которого вручается работодателю проверяемой организации. В этом документе указываются:

  • 1) наименование соответствующей государственной инспекции труда;
  • 2) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • 5) правовые основания проведения проверки, в т.ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  • 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • 9) даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенную печатью копию распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю (надзору) государственный инспектор труда вручает работодателю или его представителю одновременно с предъявлением своего служебного удостоверения.

3. Срок проведения проверки (в т.ч. документарной) не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированного предложения государственного инспектора труда, проводящего выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем соответствующей государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Срок проведения проверки (в т.ч. документарной) работодателя, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому его филиалу, представительству.

4. Статья 15 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей устанавливает ограничения, которые государственный инспектор не должен нарушать. Он не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям соответствующего органа федеральной инспекции труда;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (его заместителя) проверяемой организации, за исключением случая проведения проверки, основанием для которой явилось причинение вреда жизни или здоровью работников;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу работодателем предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

5. По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт по установленной форме в 2 экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Если государственный инспектор труда сочтет, что уведомление работодателя о проводимой проверке позволит ему принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и тем самым будет нанесен ущерб эффективности контроля, он может не сообщать работодателю или его представителю о своем присутствии (ст. 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947).

7. Особенности проведения данных мероприятий в отдельных сферах государственного контроля (надзора) предусматриваются федеральными законами или в установленном ими порядке с учетом положений Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

До тех пор, пока специальными законами не установлены особые правила организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в отдельных сферах деятельности государства, государственным инспекторам труда следует руководствоваться Протоколом 1995 г. к Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947).

Согласно ст. 4 Протокола государство-член может вводить особый порядок инспекции рабочих мест в вооруженных силах, в полиции и в других органах общественной безопасности, а также в исправительных учреждениях с тем, чтобы регулировать полномочия инспекторов труда, как они предусмотрены в ст. 12 Конвенции, в отношении:

  • a) доступа только для инспекторов, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
  • b) проведения инспекции в назначенное время;
  • c) полномочия требовать предъявления конфиденциальных документов;
  • d) выноса конфиденциальных документов из помещений;
  • e) взятия и анализа проб материалов и веществ.

Государство-член может также вводить особый порядок инспекции рабочих мест в вооруженных силах и полиции и других органах общественной безопасности с целью ограничить полномочия инспекторов труда на проведение инспекции: во время маневров или учений; частей, находящихся на передней линии или в период активных действий; во время объявленных периодов напряженности; в отношении транспортировки взрывчатых веществ и вооружений в военных целях.

Особый порядок может быть введен и для инспекции рабочих мест в исправительных учреждениях с целью ограничить инспектирование во время объявленных периодов напряженности.

До того как государство воспользуется особым порядком инспектирования рабочих мест, оно должно провести консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, в случае отсутствия таких организаций, с представителями заинтересованных предпринимателей и трудящихся.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, sttkrf.ru, otkrf.ru, trud-kodeks.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector