+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ст 47 Закона о страховых взносах ( 212 ФЗ )

Закон № 212-ФЗ

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250 – ФЗ. В то же время Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) продолжает осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщик страховых взносов несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению и порядку представления в орган контроля установленной отчетности, а также за отказ в представлении или непредставление должностному лицу органа контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС), далее – расчет, на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ),

2. Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

(ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ)

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 1 ст. 37 Закона № 212 – ФЗ).

УПФР В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ (МЕЖРАЙОННОЕ) УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О применении штрафных санкций по статье 47 Федерального закона от 24.07. 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Статьей 47 Федерального закон а от 24.07. 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) установлена ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов.

Плательщик страховых взносов может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона № 212-ФЗ, при соблюдении следующих условий:

— уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — Расчет) представлен до истечения срока представления отчетности по страховым взносам, установленного частью 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ;

— в предыдущем периоде у плательщика имелась переплата страховых взносов по определенному виду страхования, которая равна или превышает сумму страховых взносов этого вида страхования, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же государственный внебюджетный фонд, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному виду страхования (занижение суммы страховых взносов не приводит к возникновению задолженности по страховым взносам перед конкретным внебюджетным фондом);

— плательщик представил уточненный Расчет после проведения выездной проверки за этот же период, по результатам которой не были обнаружены ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов;

— плательщик представил уточненный Расчет до момента, когда он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов факта неотражения или неполноты отражения сведений в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, при условии полной оплаты доначисленной суммы страховых взносов в установленный срок, и соответствующих ей пени, до момента подачи уточненного Расчета.

Условием освобождения от ответственности является не только уплата недостающей суммы страховых взносов, но и причитающиеся ей пени. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой.

Комментарии

Разъяснения ПФР о привлечении к ответственности за неисполнение основных обязанностей плательщиков страховых взносов

Распоряжение Правления ПФ РФ от 05.05.2010 N 120р Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах»)

Правление Пенсионного фонда России утвердило «Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах». Данный документ принят для того, чтобы территориальные органы ПФР единообразно применяли нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующие привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности.

Поскольку территориальные органы ПФР будут руководствоваться данными рекомендациями, знание положений данного документа будет полезно компаниям и предпринимателям. Итак, рассмотрим наиболее интересные моменты.

1.1. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и предприниматели должны представлять в установленный срок расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной статье размер штрафа определяется исходя из суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе несвоевременно представленного расчета. Он не может быть менее 100 руб. при просрочке не более 180 календарных дней (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и менее 1000 руб. при более длительной просрочке (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Это интересно:  Сколько процентов от зарплаты составлял налог на бездетность

В п. 2.1 Методических рекомендаций разъяснен порядок применения ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Так, нарушение срока представления расчета территориальный орган ПФР устанавливает в ходе камеральной проверки. Если отчетность вообще не была подана, то привлечь к ответственности за такое нарушение можно лишь по итогам выездной проверки. Правление ПФР особо отмечает, что непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом.

1.2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

В соответствии с ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и предприниматели должны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной норме неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы, неправильного исчисления таких платежей или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если же данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастает в два раза — до 40 процентов неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В Методических рекомендациях ответственности за неуплату страховых взносов посвящен п. 2.2. В нем, в частности, отмечено, что данное правонарушение выявляется в ходе камеральной или выездной проверок. По ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ могут быть оштрафованы организации и предприниматели — работодатели.

Также в п. 2.2 Методических рекомендаций разъяснена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Поскольку она заключается в неуплате взносов в результате занижения базы, неправильного исчисления таких платежей или других неправомерных действий, это означает, что организация и предприниматель не могут быть оштрафованы за неуплату правильно исчисленных страховых взносов. Следовательно, если у плательщика нет свободных денежных средств для перечисления взносов, он может не опасаться, что его оштрафуют за неуплату. Главное правильно определить базу, исчислить платежи в полном объеме и представить соответствующую отчетность, тогда недоимку можно будет погасить позже. При этом за все время просрочки необходимо будет начислить пени. Следует отметить, что аналогичный подход действует и при неуплате налогов: за непогашение уже имеющейся недоимки привлечь к ответственности по ст. 122 НК РФ нельзя (см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ).

В п. 2.2 Методических рекомендаций разъяснено, в каких случаях при наличии переплаты не возникает ответственности по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Штрафа не будет, если в предыдущем периоде у компании или предпринимателя имелась переплата, равная или превышающая не перечисленную в последующем периоде сумму взносов. При этом переплата и неперечисленная сумма взносов должны относиться к одному виду страхования и одному внебюджетному фонду. Если же переплата возникла в более поздние периоды, то во избежание штрафа необходимо подать уточненный расчет, а до этого погасить недоимку и перечислить пени (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

1.3. Отказ или непредставление в установленный срок документов по требованию территориального органа ПФР

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 1 и 5 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики взносов должны в течение 10 дней представлять документы, затребованные территориальными органами ПФР при проведении проверки. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной норме отказ или непредставление в установленный срок запрошенных документов наказывается штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Рассмотрим наиболее значимые для компаний и предпринимателей рекомендации ПФР, содержащиеся в п. 2.3 Методических рекомендаций. Плательщик взносов обязан представить документы, если ему было вручено требование, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данное требование должно содержать наименование, реквизиты и количество документов, имеющих отношение к предмету проверки. К сожалению, в рассматриваемом распоряжении не указано, какие будут последствия при невыполнении таких рекомендаций территориальными органами ПФР. Правомерно ли будет привлечение к ответственности за неисполнение требования, в котором не конкретизирован перечень документов? Как складывается судебная практика по аналогичному вопросу в налоговой сфере, можно узнать из Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Еще один спорный момент, затронутый в п. 2.3 Методических рекомендаций, касается определения величины штрафа за несвоевременное представление документов. Как указывалось выше, размер санкции кратен количеству непредставленных документов (ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Однако в случае нарушения срока выполнения обязанности непредставленных документов нет — они уже получены проверяющими. Значит, размер штрафа составит 0 руб. ПФР вышел из этой ситуации следующим образом: санкция будет исчисляться исходя из количества несвоевременно представленных документов. Следует отметить, что данное разъяснение противоречит ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так как в нем такой способ определения размера штрафа не предусмотрен.

Применение документа (выводы):

— за несвоевременное представление нулевого расчета по взносам территориальные органы ПФР будут штрафовать на 100 руб.;

— наличие переплаты по взносам или своевременное их перечисление в бюджет не освобождает от ответственности за нарушение срока представления расчета и не уменьшает размер штрафа;

— за неуплату взносов территориальные органы ПФР будут штрафовать организации и предпринимателей — работодателей;

— за неуплату правильно исчисленных взносов территориальные органы ПФР штрафовать не будут;

— при наличии в предыдущем периоде переплаты по тем же взносам, зачисляемым в тот же внебюджетный фонд, за неуплату взносов территориальные органы ПФР штрафовать не будут;

— требование о представлении относящихся к предмету проверки документов должно содержать перечень данных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества;

— за несвоевременное представление затребованных в ходе проверки документов территориальные органы ПФР будут штрафовать на 50 руб. за каждый несвоевременно представленный документ.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Об изменениях законодательства о страховых взносах

Автор: А. Гусев

Конец прошлого года был как всегда богат на различные изменения законодательства, которые в той или иной мере затрагивают и учреждения спорта. Ряд указанных изменений коснулся порядка начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. В статье мы рассмотрим изменения федеральных законов № 27-ФЗ[1], 125-ФЗ[2], 212-ФЗ[3] и 255-ФЗ[4], которые вступают или уже вступили в силу в 2016 году.

Тарифы страховых взносов

В соответствии с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 28.11.2015 № 347-ФЗ «О внесении изменений в ст. 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на 2016 – 2018 годы сохранены ранее действовавшие тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды для плательщиков основных категорий. Напомним, что в настоящее время тарифы страховых взносов утверждены в размере 30% (ПФР – 22%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, с 01.01.2016 действует Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 года», которым предусмотрено, что:

  • предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, с 01.01.2016 подлежит индексации в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ. Для плательщиков страховых взносов она составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом с названной даты;
  • для плательщиков страховых взносов предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, определяется с учетом размера средней зарплаты в РФ на 2016 год, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента на 2016 год, установленного в размере 1,8, и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2016.

Постановка на учет и снятие с учета страхователей

Федеральным законом № 394-ФЗ[5] внесены изменения в порядок регистрации страхователей. В частности, нормы федеральных законов № 125-ФЗ и 255-ФЗ, связанные с регистрацией страхователей, приведены в соответствие нормам Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом увеличивается время подачи заявления о регистрации в качестве страхователя с 10 до 30 календарных дней. Указанные изменения внесены как в Федеральный закон № 125-ФЗ, так и в Федеральный закон № 255-ФЗ.

Это интересно:  Аутсорсинг персонала – виды, плюсы и минусы

Кроме того, в новой редакции ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ теперь будет прописан и порядок снятия страхователей с учета. Он тоже унифицирован с порядком Федерального закона № 255-ФЗ.

Расчет страховых выплат по травматизму

В Федеральном законе № 394-ФЗ более детально прописываются положения, связанные с определением размера утраченного застрахованным лицом в результате наступления страхового случая заработка. При расчете размера утраченного таким образом заработка учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, по договору авторского заказа, в соответствии с которыми заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В качестве минимальной социальной гарантии предполагается использовать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством на день обращения за назначением обеспечения по страхованию. Это изменение обусловлено тем, что согласно нормам Трудового кодекса при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещается его утраченный заработок (доход).

Кроме того, уточнено, что если застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, территориальный орган страховщика по заявлению застрахованного лица будет направлять запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о зарплате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, поставлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Также следует отметить, что Федеральным законом от 14.12.2015 № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» определено, что:

  • сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в январе 2016 года составляет 84 964,2 руб., в феврале – декабре 2016 года – 90 401,9 руб.;
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ, не может превышать в январе 2016 года 65 330 руб., в феврале – декабре 2016 года – 69 510 руб.

Напомним: согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ размер единовременной страховой выплаты определяется на основании степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, утвержденной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.

Единовременные страховые выплаты производит территориальный орган ФСС до истечения календарного месяца со дня их назначения. Ежемесячные страховые выплаты территориальный орган ФСС осуществляет не позднее истечения календарного месяца со дня их начисления (п. 2 ст. 10, п. 7 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов на травматизм

Согласно ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, определяемых страховщиком.

Размер данных скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не определяется.

Согласно новой редакции ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ начиная с 01.01.2016 страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший идущий за ним рабочий день.

Напомним, ранее предусматривалось, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем:

  • заключившим трудовой договор с работником – ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц;
  • обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров – в срок, установленный страховщиком.

Кроме того, уточняется, что определение расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, даты осуществления выплат и иных вознаграждений, расчет и уплата страховых взносов страхователями, внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам производятся в порядке, аналогичном установленному ст. 10, 11, 15 и 17 Федерального закона № 212-ФЗ.

Новая отчетность в области ведения персонифицированного учета

Порядок представления сведений персонифицированного учета регламентирован ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ. В соответствии с нормами названной статьи работодатель обязан направлять в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице:

  • о заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц на основании данных бухгалтерского учета;
  • о трудовом (страховом) стаже на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

Согласно п. 2 указанной статьи обозначенные сведения должны содержать:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество застрахованного;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного этим страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • сумму заработка (дохода), на которую начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
  • сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
  • суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» предусмотрено введение ежемесячной упрощенной отчетности работодателей о работающих у них застрахованных лицах. Отметим: до внесения изменений в Федеральном законе № 27-ФЗ говорилось, что отчетным периодом для представления страхователем сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета признаются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Теперь отчетным периодом будет считаться и месяц.

В силу внесенных поправок начиная с 01.04.2016 страхователь в дополнение к квартальному отчету по форме РСВ-1 обязан ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (в том числе о лицах, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) такие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Форма указанных сведений согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ должна быть утверждена ПФР.

Представление сведений в территориальный орган ФСС

Федеральным законом № 394-ФЗ расширен перечень сведений, о которых учреждение должно сообщать страховщику. Напомним, что ранее учреждение было обязано своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации. В новой редакции пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что учреждение обязано уведомлять территориальные органы страховщика о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ, а также о закрытии счета в банке (иной кредитной организации), открытого для осуществления деятельности обособленным подразделением, либо о прекращении полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Кроме того, введена обязанность представлять в территориальные органы ФСС документы, подтверждающие правильность расчета, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным (при этом указанные документы могут быть направлены в электронной форме и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах

Федеральным законом № 385-ФЗ изменен порядок привлечения к ответственности за непредставление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений. Теперь ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, предусматривающая ответственность за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, применяется в отношении случаев непредставления отчетности за отчетный период, который составляет более месяца. В данной ситуации будут применяться финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Это интересно:  Входит ли районный коэффициент в МРОТ?

В случае же непредставления страхователем в определенный срок либо представление им в рамках ежемесячной упрощенной отчетности неполных и (или) недостоверных сведений будут применяться финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание данной суммы будет осуществляться органами ПФР в порядке, аналогичном установленному ст. 19 и 20 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него названным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком
страховых выплат.

Кроме того, введена ответственность за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля правильности расчета, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов, что повлечет за собой взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Уточнено, что привлечение страхователя к ответственности производится страховщиком в порядке, аналогичном установленному ст. 40 – 43 и 45 Федерального закона № 212-ФЗ.

В заключение еще раз кратко отметим основные изменения в законодательстве о страховых взносах, вступившие в силу в 2016 году:

  • изменен срок уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установлен перечень документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию;
  • уточнен порядок определения размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка;
  • внесены изменения в порядок регистрации страхователей;
  • с 01.04.2016 вводится обязанность работодателей представлять ежемесячную упрощенную отчетность о работающих у них застрахованных лицах;
  • увеличен размер страховых выплат по травматизму;
  • расширен перечень сведений, сообщаемых учреждением в территориальные органы ФСС, введена обязанность представлять в территориальные органы ФСС документы, подтверждающие правильность расчета, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным;
  • внесены изменения, касающиеся понятий «страховой случай» и «профессиональное заболевание», содержащихся в Федеральном законе № 125-ФЗ, согласно которым право на получение страховых выплат также предоставляется в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. Уточнен перечень документов, которые представляются страховщику в целях получения страховой выплаты вместе с заявлением на ее получение;
  • изменен порядок привлечения к ответственности за непредставление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений;
  • введена ответственность за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля правильности расчета, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов.

[1] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[2] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[5] Федеральный закон от 29.12.2015 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

212-ФЗ о страховых взносах

Для контроля за предпринимательской деятельностью и для своевременного отчисления выплат государством был разработан в 2009 году ФЗ №212 «О страховых взносах». Изменения в законе и поправки были внесены в 2009 и 2010 году.

Под взносами понимают отчисления в государственные структуры, такие как ПФР, ФМС, ФСС. Для регулирования и контроля был разработан ФЗ №212 «О страховых взносах». С актуальным текстом закона можно ознакомиться по ссылке. Мы же подготовили для вас краткую выжимку.

Что представляют собой взносы

Страховые взносы — это некая денежная сумма, которая отчисляется официальными работниками (оформленными официально в организации) или работодателями.

Страховые отчисления, согласно ФЗ №212, зависят от вида деятельности компании. Например, если на производстве имеется риск, то отчисления в ФСС рассчитывается по максимальному тарифу.

Если предприниматель не имеет сотрудников, он может не производить отчисления в социальный фонд. Но при желании может добровольно зарегистрироваться и уплачивать взносы на себя. И пользоваться всеми необходимыми расчетами, которые полагаются при больничном, при отпуске и т.д.

Пенсионный фонд — совсем другое дело. Есть доход или нет, взносы в ПФР всё равно нужно уплачивать. Расчет берется из режима отчетности, используемого коммерсантом.

Как правило, мелкие торговцы применяют УСН, и тариф рассчитывается государством.

В эту сумму входят отчисления в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. То есть получается, что вне зависимости от того, есть сотрудники или нет, предприниматель эту сумму обязан платить.

Совсем по-другому обстоит дело с социальным фондом. Взносы вносятся, только если есть официальные работники или ИП добровольно зарегистрирован там.

Тарифы начисления составляют от 0,2 процента до 8,5 процента. Это зависит от опасности и повышенного травматизме в работе.

Смотрите также видеоурок по страховым взносам:

Для чего разработан законопроект

Разработав настоящий ФЗ №212, государство регулирует отношения между работником и работодателем в части социального страхования. Работник, пришедший на работу и оформленный там, должен получать гарантии, что за него уплачиваются взносы во все структуры. То есть при уходе на больничный у сотрудника будут социальные гарантии.

При выходе на пенсию он сможет получать нормальную пенсию. При обращении в медицинское учреждение получит необходимую медицинскую помощь (бесплатно). В случае инвалидности государство сможет защитить и выплатить причитающиеся деньги.

Этот закон не распространяется на лиц, которые работают «в тени» и не оформлены официально. Поэтому надеяться на социальные гарантии они не могут, разве что по собственной инициативе работодателя.

В зависимости от деятельности коммерческих структур, существуют особые тарифы на взносы. Чем больше риск на предприятии, тем выше тарифная ставка по взносам. Каждый год в законопроект вносятся поправки, которые действительны на данный момент и на последующие годы, вплоть до новой поправки.

Понятия, которые используются в ФЗ №212

Для простоты существует единая терминология. В федеральном законе используются следующие понятия:

  • «Организация» — это юридическое образование лиц, занимающихся коммерческой или государственной деятельностью.
  • «Физическое лицо» — все граждане РФ или иностранные граждане без гражданства.
  • «Индивидуальный предприниматель» — физическое лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность. Обязательно должен быть зарегистрирован в соответствующих инстанциях.
  • «Обособленные подразделения организаций» — это так называемый филиал компании с выделенным балансом. Территориально обособленное от самой организации подразделение, имеющее рабочие места и зарегистрированное по месту территориального нахождения.
  • «Банк» — организация, имеющая аккредитованную лицензию Центробанка России.
  • «Счет» — открытые на основании договоров расчетные или лицевые счета, куда перечисляются и откуда отправляются денежные средства.

Всю предпринимательскую деятельность коммерческих организаций и государственных структур контролируют гос. органы. Это налоговая инспекция, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования.

В каждую структуру коммерсанты сдают заполненные декларации, документы и уплачивают взносы и платежи на прибыль. Каждое действие коммерческой структуры не только контролируется вышеперечисленными органами, но и прописано в законодательстве.

Закон №212 создан для того, чтобы контролировать отношения между государственной структурой и коммерсантом. Последний обязан производить своевременно уплату, как правило, это происходит ежеквартально.

Если уплата вовремя не поступает, то налоговые вычеты не применяются при сдаче деклараций в ФНС. В результате образуются двойные суммы. Кроме этого, на неплательщика ложатся штраф и пени.

Статья написана по материалам сайтов: kubanfss.ru, pfr-izhevsk.ru, www.consultant-so.ru, www.audit-it.ru, saldovka.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector