+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

ст 8 Закона о профсоюзах

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов в качестве юридических лиц

1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников — соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.

При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

2. Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.

Особенности государственной регистрации профсоюзов

Профессиональным союзом, их объединением (ассоциацией), первичной профсоюзной организацией (далее — профсоюз) признается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовыми основами деятельности профсоюзов в Российской Федерации являются Федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — закон об общественных объединениях) и от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — закон о профсоюзах).

Профсоюз как юридическое лицо является некоммерческой организацией, зарегистрированной в форме общественного объединения. Рассмотрим следующие виды профсоюзов в соответствии со ст. 3 закона о профсоюзах:

  1. первичная профсоюзная организация. Это профсоюз, который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ч. 1 ст. 30 ТК РФ). Данный профсоюз создается на конкретном предприятии;
  2. общероссийский профсоюз. Он действует на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  3. общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов. Это объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ;
  4. межрегиональный профсоюз. Это объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
  5. межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
  6. территориальная организация профсоюза. Это объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного либо нескольких субъектов РФ или на территории города или района.

По состоянию на 25.10.2013 в ведомственный реестр Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области включены сведения о 333 профсоюзных организациях, что составляет 17,5% от общего количества организаций, зарегистрированных в реестре.

Профсоюзы вправе не регистрироваться в государственных органах. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица, но обладает правом на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, осуществление контроля за их выполнением.

Особенность государственной регистрации профсоюзных организаций в качестве юридического лица заключается в том, что она осуществляется в уведомительном порядке, это означает, что уполномоченный орган не вправе отказывать в регистрации (абз. 8 п. 1 ст. 8 закона о профсоюзах). Однако в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченный орган вправе отказать в регистрации профсоюзных организаций в двух случаях: если не представлены документы, определенные указанным законом; если документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган. Кроме того, решение уполномоченного органа об отказе в регистрации профсоюза или уклонение от его регистрации может быть обжаловано в суд в соответствии с п. 2 ст. 8 закона о профсоюзах.

Какие права приобретает профсоюз как юридическое лицо?

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Зарегистрированный профсоюз должен иметь самостоятельный баланс или смету, может осуществлять в соответствии с федеральным законодательством предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных его уставом, а также должен представлять регулярную отчетность, сообщать в орган, принявший решение о государственной регистрации профсоюза – Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (далее – уполномоченный орган) о всех изменениях в учредительные документы, об изменениях в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), а также о принятии решения о ликвидации.

Каждый профсоюз создается по инициативе учредителей — не менее трех физических лиц (ст. 18 закона об общественных объединениях). Особенностью регистрации профсоюзных организаций является то, что в соответствии с п. 2 ст. 2 закона о профсоюзах каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и ведущий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право вступить в профсоюз.

Порядок государственной регистрации профсоюзов установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного законом о профсоюзах специального порядка государственной регистрации. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют в уполномоченный орган документы для государственной регистрации в течение месяца со дня их образования (п. 1 ст. 8 закона о профсоюзах). Уполномоченный орган обязан в течение тридцати дней со дня подачи заявления о регистрации рассмотреть поступившие документы (ч. 11 ст. 21 закона об общественных объединениях), принять решение о государственной регистрации и направить документы общественного объединения в Федеральную налоговую службу или ее территориальный орган (далее – регистрирующий орган) для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Регистрирующий орган на основании решения уполномоченного органа вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись о профсоюзной организации (ст. 8 закона о профсоюзах). За государственную регистрацию профсоюзных организаций Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена государственная пошлина в размере 4000 рублей за регистрацию создания и 800 рублей за регистрацию изменений в учредительные документы и при ликвидации.

В соответствии с Федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О некоммерческих организациях», а также Приказом Минюста Российской Федерации от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» для государственной регистрации профсоюза, представляются:

  • заявление по форме № Р11001, установленной приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@;
  • подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичной профсоюзной организации в 3 экз;
  • заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;
  • документ об уплате государственной пошлины.

В случае, если создается первичная профсоюзная организация, которая не принимает свой устав и действует на основании устава того профсоюза, первичной организацией которого она является, центральный руководящий орган данного профсоюза уведомляет уполномоченный орган о наличии указанной первичной организации, месте ее нахождения, сообщает сведения о ее руководящих органах. В случае внесения изменений в сведения о первичной профсоюзной организации в связи с изменениями, внесенными в устав профсоюза, на основании которого данная первичная профсоюзная организация действует, представляется также устав профсоюза, заверенный его центральным руководящим органом, в двух экземплярах.

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Комментарии к Федеральному закону от 12.01.1996 № 10-ФЗ

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Комментарий подготовлен известным специалистом в области профсоюзного права, кандидатом юридических наук, доцентом Сенниковым Николаем Михайловичем.

Автором опубликован ряд работ, пользующихся большой популярностью у профсоюзных специалистов и широкого актива: «Профсоюзное право», Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Профсоюзам о Трудовом кодексе», «Мотивация профсоюзного члентсва», а также ряд статей по проблемам правового положения профсоюзов России, опубликованные в ведущих российских юридических журналах, таких как «Правоведение», «Трудовое право», «Юрист и бухгалтер» и т.д.

Сегодня существует несколько комментариев к ФЗ о профсоюзах, изданных в различные годы и ориентированных на различный круг пользователей. Однако до сих пор отсутствовало издание, предназначенное, прежде всего для использования профсоюзным активом в первичной профсоюзной организации.

Это интересно:  Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве

Комментарий будет полезен не только руководителям профсоюзных организаций, профсоюзному активу, но и рядовым членам профсоюза.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ о профсоюзах) был принят 12 января 1996 года. С тех пор произошло серьезное изменение правового положения профессиональных союзов России, которое влияет на практику применения ФЗ о профсоюзах. Основные нормативные правовые акты, принятые в эти годы и повлиявшие на правовой статус профессиональных союзов это — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г., часть вторая от 05.08.2000 г., Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г., Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. В 2006 году были внесены серьезные изменения в Трудовой кодекс РФ, а также в порядок государственной регистрации профсоюзов как юридических лиц. Кроме того, важное значение для правильного применения и толкования ФЗ о профсоюзах имеют руководящие постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ. В комментарии учтены все изменения в законодательстве на 1 января 2008 года.
12 января 1996 года №10-ФЗ

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в редакции Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Профессиональные союзы России являются участниками многочисленных общественных отношений: трудовых и непосредственно с ними связанных, гражданских, административных, гражданско-процессуальных, внутрисоюзных и т.д. Не все взаимоотношения профсоюзов с субъектами различных общественных отношений регулируются нормами права, а только те, которые признаются государством наиболее важными. В частности, большинство внутри профсоюзных отношений, т.е. отношений профсоюзных организаций между собой и со своими членами профсоюза, регулируются внутрисоюзными (корпоративными) нормами, которые не относятся к правовым. В то же время наиболее важные отношения профсоюзов как с внешними субъектами (работодателями, государством), так и внутренними (профсоюзными организациями и отдельными членами профсоюза) регулируются правовыми нормами, имеющими различную отраслевую принадлежность. Именно по этой причине профсоюзы являются многоотраслевыми субъектами права, т.е. такими субъектами, которые имеют права и обязанности в общественных отношениях различной отраслевой принадлежности. В силу сказанного профсоюзы имеют несколько составляющих в своем правовом статусе, определяющихся нормами различных отраслей законодательства.

Настоящий закон является общим законом, устанавливающим права и обязанности профсоюзов в различных сферах жизнедеятельности. Комментируемая статья в качестве критерия отнесения того или иного вида общественного отношения к предмету регулирования закона о профсоюзах относит тот факт, что они (отношения) возникают в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Основным системообразующим законодательным актом, лежащим в основе правового регулирования общественных отношений с участием профсоюзов, является Конституция РФ, относящая право на объединение к основным правам и свободам человека и гражданина, которым посвящена ее вторая глава. В статье 30 Конституции устанавливается право каждого на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Как следует из формулировки этой конституционной нормы, законодатель, декларируя общее право граждан на объединение, среди всех видов общественных объединений особо выделяет именно профессиональные союзы. Это сделано в связи с тем, что сегодня профсоюзы являются одним из институциональных элементов современного общества, играющим важную стабилизирующую роль социального регулятора.

Законодатель в Конституции не только закрепил право на объединение в профессиональные союзы, но и сформулировал цель этого объединения — защита интересов своих членов. Конституция Советского Союза 1977 года устанавливала, что профессиональные союзы в соответствии со своими уставами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Правозащитная функция профсоюзов в советское время была второстепенной, в то время как сегодня, согласно Конституции РФ защита прав своих членов является целью создания профсоюзов, следовательно, не только их правом, но и обязанностью.

Право на объединение установлено ст. 30 Конституции РФ, которая помещена во вторую главу, посвященную правам и свободам человека и гражданина. Отнесение этого права к основным правам и свободам человека и гражданина придает ему особую значимость. Как показывает опыт развития профсоюзного движения в мире, реализация права на объединение в полном объеме возможна лишь в том случае, когда в государстве установлены и свободно реализуются основные демократические, правовые принципы.

Конституционное закрепление права на объединение в профсоюзы не является исключительным и свойственным только России и чем-то необычным для законодательной практики, как зарубежных стран, так и международного права. Например, право на объединение в профсоюзы закрепляется конституциями Франции, Италии, Испании, Японии и т.д., а также Конвенцией МОТ № 87.
Статья 2. Право на объединение в профсоюзы
1. Профсоюз — добровольное общественное объединение

граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Настоящая статья раскрывает право на объединение, установленное Конституцией РФ. Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет профсоюз как один из видов общественных объединений. Среди отличительных признаков профсоюзов закон называет добровольный характер объединения, связь граждан, объединяющихся в профсоюз общими производственными и профессиональными интересами профсоюза. Отсюда следует, что на профессиональные союзы распространяет свое действие Федеральный закон «Об общественных объединениях». Однако этот закон применяется по отношению к профсоюзам лишь в той части, в которой их отношения не урегулированы ФЗ о профсоюзах. Статья 3 закона об общественных объединениях, раскрывающая содержание права на объединение, устанавливает, что оно включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Регистрация профессиональных союзов имеет определенные особенности, которые раскрываются в ст. 8 закона о профсоюзах.

Закон об общественных объединениях специально предусматривает, что включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни (ст. 16).

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что все профсоюзы пользуются равными правами. Однако из этого положения не следует, что государственные органы в своих взаимоотношениях с профсоюзами обязаны предоставлять одинаковые льготы. По мнению Верховного Суда РФ, равенство прав всех профсоюзов не следует понимать как предоставление всем профсоюзам равных льгот, которые могут быть предусмотрены определенными нормативными актами7. Имея равные права на участие в отношениях социального партнерства, разные профсоюзы могут достигать различных результатов, которые могут закрепляться различными нормативными актами и это не будет означать неравенство прав профсоюзов. Также и по мнению Европейского Суда2 по правам человека свобода ассоциации не гарантирует профсоюзам или его членам какого-либо особого отношения со стороны государства и что государства правомочны устанавливать особые процедуры участия профсоюзов при принятии решения государством, которые могут ставить отдельные профсоюзы в «невыгодное положение», но для этого должно быть «объективное и разумное оправдание». На взгляд автора это крайне важное заключение Европейского Суда, которое профсоюзы России должны активно использовать в своей деятельности, добиваясь, например, преимуществ и льгот не для всех работников в целом, а для конкретных членов профсоюза.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право каждого свободно и по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в профсоюз, выходе из него и занятии профсоюзной деятельностью. На практике все чаще руководители первичных профсоюзных организаций сталкиваются с проблемой толкования степени свободы первичных профсоюзных организаций при принятии решения о приеме работника в члены профсоюза. Может ли норма п. 2 настоящей статьи трактоваться таким образом, что первичная профсоюзная организация не вправе отказать в приеме в члены профсоюза работнику, письменно изъявившему такое желание? Большинство специалистов считают, что профсоюзная организация не вправе отказать гражданину в приеме в члены профсоюза. Вместе с тем, судебная практика показывает, что в отдельных случаях суды признают право первичных профсоюзных организаций отказывать работникам во вступлении в члены профсоюза5. ФЗ о профсоюзах не содержит оснований, по которым первичная профсоюзная организация может отказать в приеме в члены профсоюза. Вместе с тем, статья 2 Конвенции № 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» закрепляет право трудящихся вступать в организации (профсоюзы) при единственном условии — подчинении их уставам этих организаций (профсоюзов). Отсюда следует, что первичная профсоюзная организация вправе отказать работнику, подавшему заявление на вступление в профсоюз в том случае, если считает, что данный работник допускал действия, противоречащие уставу. Например, как правило, все уставы содержат норму, обязывающую члена профсоюза заботиться об авторитете своего профсоюза и не допускать действий, дискредитирующих профсоюз. Поэтому, если работник допускал подобные действия, ему вполне может быть отказано в приеме в профсоюз. Основанием для отказа во вступлении в профсоюз, на наш взгляд, может являться также тот факт, что работник является представителем работодателя. Кроме того, уставы некоторых профсоюзов содержат запрет на одновременное членство в двух профсоюзах, в этом случае отказ также является обоснованным.

Это интересно:  Как списать депонированную заработную плату

Часть 2 п. 2 гарантирует свободную реализацию права на объединение, без получения предварительного разрешения. Это означает, что объединение в профсоюз не требует разрешения каких-либо государственных органов или работодателя. Существующие на практике случаи не признания профсоюзов в организациях со стороны работодателя противоречат настоящей статье.

Согласно пункта 3 настоящей статьи граждане России, проживающие вне ее территории, пользуются точно такими же правами, как и проживающие на территории России — могут состоять на учете в первичных профсоюзных организациях, расположенных на ее территории, а также объединяться в профсоюзные организации в российских организациях, расположенных за пределами РФ.

Пункт 5 комментируемой статьи включает в содержание права на объединение в профсоюзы и их право создавать свои общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) по различным признакам: отраслевому, территориальному или иному. Общим требованием в этом случае является наличие определенной профессиональной специфики, лежащей в основе объединения.

Неотъемлемым элементом права на объединение в профсоюзы закон устанавливает их свободу в международной деятельности: профсоюзы вправе развивать такое сотрудничество по собственному усмотрению, без предварительного разрешения государственных органов, вступать в международные и другие объединения и организации, сотрудничать с ними, заключать договоры и соглашения. Под сотрудничеством необходимо понимать широкий спектр действий профсоюзов: обмен делегациями, создание совместных органов для различных целей, подготовку совместных заявлений, обмен информацией, солидарные действия и т.д.

Ст 8 Закона о профсоюзах

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ
И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 24.01.2002 N 3-П,
Определением Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1060-О-П)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами.
2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Статья 3. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;
профсоюзный орган — орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;
профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
организация — предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
работодатель — организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
работник — физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;
член профсоюза — лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Статья 5. Независимость профсоюзов

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.
3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Статья 7. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
2. Устав профсоюза должен предусматривать:
наименование, цели и задачи профсоюза;
категории и профессиональные группы объединяемых граждан;
условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;
организационную структуру;
порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;
порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;
источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
местонахождение профсоюзного органа;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.
3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:
наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;
состав участников;
территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;
порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;
местонахождение профсоюзного органа;
сроки полномочий профсоюзного органа;
источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
порядок внесения дополнений и изменений в устав;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников — соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.

Это интересно:  НДФЛ с белорусов

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

Статья 13. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.
2. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.
Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.
Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.
3. Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.
4. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.
5. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.
6. Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.
7. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы

1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций — без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — органы соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
2. Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Пункт 3 статьи 25 признан не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П в части, в которой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов — соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии — соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов — только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
4. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.
5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.
6. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

1. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.
2. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.
3. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.
4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Статья 28. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов

1. Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.
2. Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.
3. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
4. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае, если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

Глава IV. ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

Статья 29. Судебная защита прав профсоюзов

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.
Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

Статья 31. Ответственность профсоюзов

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
12 января 1996 года
N 10-ФЗ

Статья написана по материалам сайтов: fzrf.su, to35.minjust.ru, urist-edu.ru, www.kirovprof-police.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector