+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 105 ТК РФ — Разделение рабочего дня на части

Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к Ст. 105 ТК РФ

1. В основе применения режима рабочего времени в виде раздробленного рабочего дня лежат особый характер труда и его интенсивность (на городском пассажирском транспорте, в организациях торговли и др.).

2. Продолжительность отдельных частей рабочего дня (в пределах установленной нормы ежедневной работы) и перерывы между ними определяются работодателем с учетом мнения профсоюза.

Для некоторых категорий работников (транспорта, связи и др.) разделение рабочего дня на части устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

См. комментарий к ст. 329 ТК РФ.

Второй комментарий к Статье 105 Трудового кодекса

1. Разделение рабочего дня на части возможно в случаях, когда необходимость в интенсивной работе усиливается в определенные часы и ослабевает в другие. Так, животноводам, водителям городского пассажирского транспорта, работникам эксплуатационных предприятий связи, коммунального хозяйства и т.д. рабочий день может быть разделен на части, между которыми устанавливается перерыв (один или более) сверх 2 часов (включая обеденный). Такое разделение производится по решению руководителя предприятия по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации и с согласия работника.

2. Общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать установленной законодательством и графиком сменности длительности.

3. Разделение рабочего дня на части производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в локальном акте предприятия (правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре и др.).

4. Для отдельных категорий работников (транспорта, связи и т.п.) в связи с особым характером их работы режим рабочего времени определяется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (см. комментарии к ст. 328 — 330).

5. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Это интересно:  Новости охраны труда на сайте Минтруда РФ 2017

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пп. 7, 9, 10 и 11 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном спальным местом для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

6. Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день, утвержден Приказом Минсвязи РФ от 8 сентября 2003 г. N 112.

Статья 105 ТК РФ. Разделение рабочего дня на части

Текущая редакция ст. 105 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации .

Комментарий к статье 105 ТК РФ

Положения комментируемой статьи устанавливают возможность разделения рабочего дня на части.

Как правило, такое дробление рабочего дня обусловлено определенными обстоятельствами. Главным образом, это вызвано особым характером труда в организации или на производстве, где интенсивность работ может быть различной в течение дня, например, загруженность в утренние и вечерние часы и простой (отсутствие работы) в дневные и ночные часы.

Например, п.15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15, установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
— время управления автомобилем;
— время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
— время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— время простоев не по вине водителя;
— время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
— время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
— время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом важным условием является сохранение общего количества рабочих часов в течение всей рабочей смены или рабочего дня для каждого работника.

Сохранение установленной продолжительности ежедневной работы для каждого работника является обязанностью работодателя. Для организации работы в условиях разделения рабочего дня на части работодателю необходимо издать ЛНА, который должен приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Представляется, что в случае отсутствия профсоюзной организации на предприятии соответствующий ЛНА принимается работодателем самостоятельно.

Если необходимость разделения рабочего дня на части возникла в ходе производственной необходимости, то работники, которые ранее были приняты на работу на условиях нормального рабочего дня установленной продолжительности, могут отказаться от выполнения своих обязанностей на других условиях труда, т.к. это означает существенное изменение их условий труда.

В этом случае работодателю необходимо ознакомить работников с существенными изменениями условий труда в соответствии с нормами ТК РФ и осуществить все необходимые действия в рамках трудового законодательства Российской Федерации.

Другой комментарий к ст. 105 ТК РФ

1. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

Трудовой кодекс не определяет продолжительность ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

На отдельные категории работников распространяются нормы о разделении рабочего дня на части, изложенные в положениях об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. N 15; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 18 октября 2005 г. N 127).

Это интересно:  Оформление на испытательный срок

Консультации и комментарии юристов по ст 105 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 105 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарии к СТ 105 ТК РФ

Статья 105 ТК РФ. Разделение рабочего дня на части

1. Работодатель вправе устанавливать режим разделения рабочего дня на части, когда:

— характер труда в организациях особый (например, осуществление педагогической работы в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников; в животноводстве — доение, кормление животных, уход за больными животными и другие сходные работы);

— интенсивность работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова (например, в организациях транспорта).

При этом должно быть соблюдено следующее требование: общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

2. Предоставив работодателю право устанавливать режим разделения рабочего дня на части, все остальные вопросы регулирования такого режима законодатель отнес к сфере локального регулирования.

Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Очевидно, режим разделения рабочего дня на части может быть предусмотрен как правилами внутреннего трудового распорядка, так и самостоятельным локальным нормативным актом.

3. В этом акте следует определить:

— на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы;

— должности работников с режимом разделения рабочего дня на части;

— величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

— срок, на который вводится разделенный рабочий день (или срок не указывается), и др.

4. Работникам, чей рабочий день разделен на части, на практике устанавливают доплаты компенсационного характера.

5. В отношении некоторых категорий работников рабочий день разделен на части в подзаконных нормативных правовых актах министерств. Так, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Перерыв между двумя частями рабочего дня не должен превышать двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены:

— начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5-й, 6-й и 7-й групп;

— операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты;

— сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи;

— почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств;

— телефонисты переговорных пунктов;

— электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС;

— телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) не может превышать (без учета времени для отдыха и питания): в дневное время — два часа, в ночное время — шесть часов. При этом общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены).

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений установлено, что в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два часа подряд и более, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, которые предусматриваются коллективным договором.

Это интересно:  Трудовая инспекция в Каменске-Уральском

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена определено: работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности.

Статья 105 ТК РФ. Разделение рабочего дня на части

Ст 105 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 105 ТК РФ:

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, sttkrf.ru, otkrf.ru, www.trudkod.ru, trud-kodeks.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector