+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Тарифно квалификационные характеристики по должностям работников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

г. Москва
31 августа 1995г. № 463/1268

Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик

(требований) по должностям работников учреждений образования,

объёмных показателей по отнесению учреждений образования

к группам по оплате труда руководителей

Вцелях уточнения характера работ и требований к уровню квалификации по отдельным должностям работников учреждений образования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. № 46)

Отнести к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки должности работников учреждений образования Российской Федерации согласно приложению 1.

Утвердить тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (приложение 2).

Ввести в действие утвержденные настоящим приказом разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников учреждений образования Российской Федерации и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации с 1 сентября 1995 г.

Установить, что должности специалистов, предусмотренные в разделе II тарифно-квалификационных характеристик (требований), а также должности руководителей, предусмотренные в разделе I тарифно-квалификационных характеристик (требований), деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом, относятся к должностям педагогических работников.

Устанавливать разряды оплаты труда по ЕТС руководителей учреждений образования, их заместителей, руководителей филиалов, старших мастеров и руководителей структурных подразделений из числа лиц, вновь назначаемых на эти должности или не имеющих квалификационной категории по состоянию на 1 сентября 1995г., не более чем на три го да на уровне разрядов ЕТС, предусмотренных для соответствующих работников, имеющих I квалификационную категорию.

По истечении трех лет оплату труда указанных работников, не пожелавших пройти аттестацию на присвоение первой или высшей квалификационных категорий, а также работников, в отношении которых аттестационной комиссией вынесено решение о несоответствии их первой или высшей квалификационной категории, производится на один разряд ни же по сравнению с разрядом, предусмотренным для соответствующих работников, имеющих первую квалификационную категорию.

6. Руководителям учреждений образования:

6.1. Привести наименование должностей работников учреждений в соответствие с наименованиями должностей работников, предусмотренных в тарифно-квалификационных характеристиках.

Ознакомить работников учреждения образования с настоящим приказом.

Оплату труда работников учреждений, имеющих почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслуженный тренер», «Заслуженный работник физической культуры», «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса», «Гроссмейстер по шахматам (шашкам)», «Заслуженный работник культуры», «Заслуженный деятель искусств», «Народный артист», «Заслуженный артист», «Народный врач», «Заслуженный врач» и другие почетные звания, соответствующие профилю выполняемой работы, ученую степень кандидата наук (также по профилю выполняемой работы), производить на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

Оплату труда работников учреждений, имеющих ученую степень док тора наук и работающих по профилю, производить на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам, имеющим почетное звание и ученую степень, повышение разрядов при оплате труда производится по каждому основанию, а в случае превышения 18 разряда ЕТС органом управления по подчиненности образовательного учреждения устанавливается надбавка.

При наличии у работников одновременно права на повышение ставок заработной платы в процентах (за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии и др.) повышению

подлежат ставки (оклады), образованные от разрядов ЕТС с учетом почетного звания и ученой степени.

Оплату труда методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов производить по 12—14 разрядам ЕТС в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики с учетом стажа работы в должности методиста, а при отсутствии требуемого стажа имеющим I или высшую квалификационные категории, присвоенные по педагогической работе, соответствующей профилю работы методиста, — соответственно по 13,14 разрядам ЕТС.

Производить оплату труда педагогических работников, окончивших с отличием учреждения высшего или среднего профессионального образования, в диапазоне 8— 11 разрядов ЕТС без соблюдения требований к стажу педагогической работы на период первых трех лет работы после окончания учебного заведения.

По истечении трех лет педагогической работы ранее установленные им разряды сохраняются или могут быть изменены в ту или другую сторону в соответствии с рекомендацией аттестационной комиссии учреждения.

6.6.Оплату труда старших воспитателей образовательных учреждений, имеющих вторую, первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную по должности воспитателя, учителя или преподавателя, производить соответственно по 12, 13, 14 разрядам ЕТС с установлением стимулирующих надбавок в пределах средств учреждения на эти цели.

6.7.Разряды оплаты труда работников, которым при одних и тех же требованиях тарифно-квалификационных характеристик предусмотрено по два разряда, устанавливать с учетом качества выполняемой ими работы и других показателей квалификации и профессионализма.

6.8.Для учреждений среднего профессионального образования пункты 6.5.—6.7. носят рекомендательный характер.

7. Утвердить Объемные показатели и порядок отнесения учреждений образования к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (далее — Объемные показатели) (приложение 3).

8. Устанавливать руководителям учреждений образования, где объем работы превышает в два и более раз Объемные показатели, предусмотренные для учреждений I группы, стимулирующие надбавки, размер которых определяется приказом органа управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, в зависимости от масштабов деятельности данного лица по руководству учреждением образования.

9. Установить, что:

9.1. Должности главных специалистов (главных инженеров, главных методистов и др.) предусматриваются для возможного их введения в крупных учреждениях образования, отнесенных к I—II группам по оплате труда руководителей, с возложением на соответствующих работников функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из на правлений деятельности учреждения, а также по координации и методическому руководству группами специалистов, в т. ч. методическими ко миссиями, объединениями, секциями образовательных учреждений.

Должность главного бухгалтера может вводиться в учреждениях, ведущих бухгалтерский учет и составляющих законченную бухгалтерскую отчетность, независимо от группы, к которой оно отнесено по оплате труда руководителей.

9.2.Должности «старший методист», «старший инструктор-методист», «старший тренер-преподаватель» и «старший воспитатель» в образовательных учреждениях могут вводиться при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему другими работниками, а также, в виде исключения, и при отсутствии каких-либо сотрудников в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9.3.Должности младших воспитателей могут вводиться в образовательных учреждениях вместо должностей помощников воспитателей.

10. Органам управления образования субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации:

10.1.Довести данный приказ до учреждений образования.

10.2.Оказать необходимую методическую помощь руководителям учреждений образования при введении в действие настоящего приказа.

11.Управлению кадрового обеспечения и социальной защиты (Иванову Б.Г.) и Планово-экономическому управлению (Шугаеву Б.М.) Минобразования России и Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) и Управлению экономики (Балашову Г.В.) Госкомвуза России с участием заинтересованных подразделений разработать и в месячный срок представить на утверждение рекомендации по определению уровня квалификации руководителей учреждений образования и педагогических работников для установления разряда оплаты труда по ЕТС.

Это интересно:  Возмещение ущерба работником работодателю: ТК РФ

12.Считать утратившими силу приказы Минобразования России от 11.11.92 г. № 406 «О введении новых условий оплаты труда работников образования», от 01.12.92 г. № 420, от 25.01.93 г. № 21 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС» (в части п. 1 приказа), от 07.06.93 г. №235 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик» и пункт 2.2 приказа Минобразования России и ГКЧС России от 16.03.93 г. № 66/85.

Не применять в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности письмо Минобразования России от 01.02.95 г. № 03М и ГКФТ России от 25.01.95 г. № 96ИТ в части п. 1 раздела IX и сноски к этому разделу; раздела XIV в части требований к квалификации по разрядам оплаты труда директоров спортивных школ и их заместителей, тарифно-квалификационных характеристик тренеров-преподавателей по спорту, старших тренеров-преподавателей по спорту, инструкторов-методистов спортивной школы и старших инструкторов-методистов спортивной школы.

13.Настоящий приказ согласован с Государственным комитетом РФ по физкультуре и туризму.

14.Контроль за выполнением настоящего приказа оставляем за собой.

Заместитель федерального Заместитель Председателя

министра образования Государственного комитета

Российской Федерации по высшему образованию

М.Н. Лазутова В.М.Журавский

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268

к приказу Минобразования России

и Госкомвуза России

от 31 августа 1995г.

Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников учреждений образования РФ

(согласовано с Минтрудом России — приложение 1 к постановлению

от 17 августа 1995г. № 46)

Руководитель (директор, начальник, заведующий) учреждения образования.

Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директор (начальник, заведующий) филиала, учреждения образования, старший мастер

Управляющий учебным хозяйством

Руководитель структурного подразделения учреждения образования

Главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.)

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед

Преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки)

Руководитель физического воспитания

Мастер производственного обучения

Методист, инструктор-методист (включая старшего)

Воспитатель (включая старшего)

Педагог дополнительного образования

Тренер-преподаватель образовательного учреждения (включая старшего)

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

3 Учебно-вспомогательный персонал

Дежурный по общежитию

Дежурный по режиму (включая старшего)

Секретарь учебной части (диспетчер)

к приказу Минобразования России

и Госкомвуза России

от 31 августа 1995г.

по должностям работников учреждения образования Российской Федерации

(согласно с Минтрудом России — приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995г. № 46)

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (далее — учреждения) служат основой при:

—составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях;

—разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;

—подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;

—проведении аттестации работников учреждения;

2. Наименование должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трёх разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты»:

—раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

—раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

—раздел «Требования к квалификации по разделам оплаты» предусматривает:

—стаж работы (по специальности или педагогический);

—квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера, главного инженера и др.) тарифно-квалификационные характеристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утверждённых постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30 и тарифно-квалификационных характеристик специалистов, предусмотренных в настоящем приложении.

5. Работникам учреждений, имеющим почётные звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслуженный мастер профтехобразования» и другие почётные звания по профилю работы, учёную степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифноквалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам учреждений, имеющим учёную степень доктора наук и работающим по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный). Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников). Ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работни ков, родителей (лиц, их заменяющих).

Это интересно:  Подоходный налог с физических лиц в 2017 году с зарплаты на детей

Должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию,

детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

8разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы;

9разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж работы в должности педагога — психолога (психолога) от двух до пяти лет;

10разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж работы в должности педагога — психолога (психолога) от пяти до десяти лет;

11разряды — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) свыше десяти лет;

12разряд — II квалификационная категория;

13разряд — I квалификационная категория;

14разряд — высшая квалификационная категория.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации

(согласно с Минтрудом России — приложение 2

к постановлению от 17 августа 1995г. № 46)

Общие положения

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (далее — учреждения) служат основой при:

— составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях;

— разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;

— подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;

— проведении аттестации работников учреждения;

2. Наименование должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трёх разделов: Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты»:

— раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

— раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

— раздел «Требования к квалификации по разделам оплаты» предусматривает:

— стаж работы (по специальности или педагогический);

— квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера, главного инженера и др.) тарифно-квалификационные характеристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утверждённых постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30 и тарифно-квалификационных характеристик специалистов, предусмотренных в настоящем приложении.

5. Работникам учреждений, имеющим почётные звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслуженный мастер профтехобразования» и другие почётные звания по профилю работы, учёную степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам учреждений, имеющим учёную степень доктора наук и работающим по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

Квалификационные требования к должностям работников образования

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 8

К числу основных нормативных документов, регламентирующих труд служащих, занятых в отраслях экономики, относятся квалификационные характеристики (требования) должностей.

Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, в том числе педагогических, имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда».

Структура тарифно-квалификационной характеристики по каждой должности представлена в таблице 1.

Структура тарифно-квалификационной характеристики

по должностям педагогических работников

Наименование раздела
тарифно-квалификационной
характеристики

Основные функции, которые могут быть поручены
полностью или частично работнику, занимающему
данную должность, являются основой для
разработки должностных инструкций на местах,
закрепляющих конкретные обязанности, права и
ответственность работника, утверждающихся
руководителями учреждения по согласованию с
соответствующими профсоюзными комитетами

Основные требования, предъявляемые к работнику
в отношении специальных знаний, а также знаний
законодательных актов, положений, инструкций,
других руководящих и нормативных документов,
методов и средств, которые работник должен
уметь применять при выполнении должностных
обязанностей

Требования к квалификации
по разрядам оплаты

Уровень образования; стаж работы (по
специальности или педагогический);
квалификационные категории, присвоение которых
осуществляется аттестационными комиссиями в
соответствии с требованиями и порядком,
устанавливаемыми федеральным органом управления
образованием. Этот раздел предусматривает кроме
требований к уровню образования и стажу работы
показатели квалификации и профессионализма (для
педагогических работников):
— умение самостоятельно разрабатывать методику
преподавания предмета (методику
производственного обучения);
— использовать в своей работе прогрессивные
идеи, формы и методы активного обучения;
— владеть организационными формами
диагностической работы с обучающимися;
— обеспечивать устойчивые положительные
результаты в образовательном процессе и др.

В разделе «Должностные обязанности» перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей.

Это интересно:  Правила ведения трудовых книжек

Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики «Должностные обязанности» в соответствии с функциональным подходом являются трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям.

Словарь управления персоналом. Трудовая функция — совокупность трудовых действий, приемов и операций, выполняемых работником в определенной последовательности при осуществлении конкретных видов труда.

В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние, дублирующиеся и вредные:

— Главная функция — функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.

— Основная функция — функция, обеспечивающая выполнение главной. Без нее выполнение главной функции не представляется возможным.

— Вспомогательная функция — функция, способствующая осуществлению основных функций.

— Излишняя функция — функция, которая не является необходимой при выполнении функций, она нейтральна по отношению к главной, основным и вспомогательным функциям.

— Дублирующаяся функция — функция, не соответствующая специализации данной должности.

— Вредная функция — функция, отрицательно влияющая на выполнение главной, основных и вспомогательных функций.

В должностных обязанностях педагогических работников должен быть приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых функций исходя из сложившейся практики разделения и кооперации труда. В зависимости от разделения труда, принятого в учреждении образования, обязанности педагогического работника, перечисленные в разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики как типовые (основные) функции, могут быть расширены или сужены по сравнению с установленными. Так, в конкретную должностную инструкцию педагогического работника учреждения образования могут быть включены:

— должностные обязанности, предусмотренные несколькими характеристиками;

— обязанности, входящие в состав одной характеристики, могут быть разделены между несколькими исполнителями;

— дополнительные обязанности, конкретизирующие содержание труда с учетом специфики труда конкретных исполнителей в учреждении образования того или иного типа.

При установлении квалификационных требований необходимо учитывать, что должностные обязанности педагогического работника — комплекс трудовых функций, которые он выполняет или должен выполнять полностью или частично на определенной педагогической должности.

Носитель трудовой функции — работник, обеспечивающий выполнение конкретных трудовых функций на определенной должности.

Очевидно, что разработка квалификационных требований должна осуществляться с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт — это отражение в свернутом виде социального заказа в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.

Раздел «Должен знать» должен сохранить свое традиционное для любой квалификационной характеристики содержание и включать основные требования, предъявляемые к педагогическому работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Содержание раздела «Должен знать» устанавливает минимум обязательных теоретических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций, которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.

На наш взгляд, целесообразно предложить в качестве показателей раздела «Должен знать»:

— общие нормативно-правовые знания;

— общие профессиональные знания;

В таблице 2 приведены показатели раздела «Должен знать» и их характеристики.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.1992 n 33 (ред. от 20.04.1993) О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 1992 г. N 33
О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА
И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Минтруда РФ от 20.04.1993 N 83)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» Министерство труда Российской Федерации постановляет:
Согласовать разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования, представленные Министерством образования Российской Федерации, согласно Приложениям 1 и 2.
Заместитель Министра труда
Российской Федерации
Р.БАТКАЕВ

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации

(согласовано с Минтрудом России — приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995 г. № 46)

ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, сома­тического и социального благополучия обучающихся (воспитан­ников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содей­ствует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по ох­ране прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по про­филактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (вос­питанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспи­танникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическо­му коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психо­логическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в пробле­мах личностного и социального развития обучающихся (воспи­танников). Ведет документацию по установленной форме и ис­пользует ее по назначению. Участвует в планировании и разработ­ке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особен­ностей личности обучающихся (воспитанников), способствует раз­витию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жиз­ненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педаго­гическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обуча­ющихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспита­ния. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического примене­ния психологии, ориентированной на повышение социально-пси­хологической компетентности обучающихся (воспитанников), пе­дагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Должен знать: Конституцию Рос­сийской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федера­ции и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о пра­вах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охра­ны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию лично­сти и дифференциальную психологию, детскую и возрастную пси­хологию, социальную психологию, медицинскую психологию, дет­скую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагности­ки, психологического консультирования и психопрофилактики; ме­тоды активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномально­го развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безо­пасности и противопожарной зашиты.

Статья написана по материалам сайтов: practic.childpsy.ru, studfiles.net, hr-portal.ru, www.lawmix.ru, sdamzavas.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector