+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Трудоустройство инвалидов – проблемы и перспективы

Закон не разделяет людей в зависимости от национальной принадлежности, пола или физических достоинств или недостатков. Каждый гражданин, каким бы он не был, имеет право на труд, и это также касается инвалидов. Государство печется о такой категории граждан, создавая для них специальные рабочие места на предприятиях, подстраивая под них условия труда, контролирует, как исполняется Закон № 181-ФЗ, касающийся трудоустройства инвалидов, предприятиями. Несмотря на все законодательные акты, не все проблемы при трудоустройстве инвалидов решаются полностью и быстро.

Содержание

Законодательные меры

Руководствуясь Законом № 181, статьей № 20, организации и предприятия с численностью работников свыше 100 человек обязаны выделять определенное количество мест для обеспечения инвалидов рабочими местами, согласно установленным квотам.

Законодательство РФ принимает меры по трудоустройству инвалидов, которые осуществляются органами власти всех уровней путем внедрения специальных мероприятий. Они то и помогают неполноценному человеку выдержать конкуренцию на рынке труда.

Какие это мероприятия:

  • осуществляются льготная финансовая и кредитная политика, помогающая предприятиям, которые трудоустраивают граждан льготной категории>
  • определяют количество квотированных мест на предприятиях>
  • резервируются или создаются рабочие места согласно профессиям, учитывая возможности инвалидов выполнять ту или иную работу>
  • осуществляется стимуляция работодателей для создания специальных вакансий в организациях, на предприятиях или учреждениях>
  • создаются для льготников подходящие условия труда, руководствуясь рекомендациями, установленными в ИПР>
  • создаются условия для предпринимательства инвалидов>
  • организовывается обучение инвалидов>
  • проводятся адаптации рабочих мест под персональные возможности и потребности конкретного лица, оснащение рабочих мест специальными приспособлениями и оборудованием.

Для работодателя, по Закону № 181-ФЗ ст. 24 предусмотрены обязанности, касающиеся обеспечения занятости работников льготной категории. Если конкретно, то руководитель должен зарезервировать вакансии в пределах установленной квоты, снабдить эти места надлежащими условиями и устройствами для полноценного труда, принимать меры по улучшению трудоустройства инвалидов, а также отчитываться в соответствующие органы о количестве таких мест.

Что можно сказать о квотах? Квота – это минимальное количество вакантных рабочих мест для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Специальные места вводятся на всех организациях и предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ).

Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.

Что нужно для трудоустройства

Работать могут практически все инвалиды, и для этого существует некоторая квалификация и определенные критерии для определения трудоспособности инвалида:

  1. способность воспроизводить специальные профессиональные знания, навыки и умения с целью выполнения порученной работы>
  2. способность выполнять свои обязанности на рабочем месте без изменения условий труда или введения дополнительных условий, оборудования или оснащения, а также без внесения корректив в сменность, объемы и темпы работы>
  3. способность мотивировать себя к труду>
  4. способность придерживаться рабочего графика>
  5. способность организовывать свой рабочий день.

Для того, чтобы инвалиду устроиться на работу необходимо иметь следующие документы:

  1. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Этот документ необходим, чтобы работодатель знал, какие условия труда можно предоставлять человеку, чтобы реабилитация больного была в соответствии с предписанными нормами, направленными на восстановление здоровья. Соблюдение рекомендаций, изложенных этой программой —> это главная обязанность работодателя согласно статье 224 Трудового кодекса>
  2. справка по форме № 1503004, которая бы подтверждала инвалидность кандидата на вакансию. В этой справке указывается группа инвалидности и конкретная степень ограничения трудовой деятельности, присвоенная комиссией МСЭ. Перечень документов для устройства на работу не предусматривает наличие такой справки, поэтому она предоставляется по желанию работника (перечень указан в ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Исключения могут быть, если вакансия требует хорошего здоровья, тогда руководитель вправе потребовать данную справку.

Приведенные документы , как было сказано, не являются обязательными для трудоустройства. И, если работник может работать на общих основаниях без льгот, то он может не ставить в известность работодателя о своей инвалидности. А в случае, если льготы необходимы и желательны, то данные справку и ИПР следует предоставить вместе со всеми документами.

Гарантии от государства

Льготы инвалидам при трудоустройстве предусмотрены следующие:

  • сокращенное количество рабочих часов – не больше 35 ч. в неделю, согласно Закону № 181, ст. 23, ч. 3 и ст. 92 ч. 1 ТК РФ>
  • удлиненный ежегодный отпуск составляет не менее 30 календарных дней, согласно Закону № 181 ст. 23>
  • предоставляется ежегодный неоплачиваемый отпуск длительностью до 30 дней для инвалидов 3 группы и до 60-ти дней для 1 и 2 группы инвалидности (ст. 128 ТК РФ)>
  • запрещено устанавливать ночные смены, только если работник добровольно дал письменное согласие>
  • согласно ИПР в некоторых случаях запрещается работа в выходные и праздничные дни по медицинским показаниям.

Следует заметить, что инвалиду 3 группы назначают укороченный день и создают специальные условия, только если он сам этого захочет и потребует. И требования его будут законны.

Проблемы при трудоустройстве

Надо отдать должное государству за заботу об инвалидах, но проблемы на местах все же остаются. Во-первых, трудоустройство инвалидов колясочников затруднено еще и тем, что для данной и другой маломобильной группы инвалидов не на всех предприятиях создаются необходимые условия для беспрепятственного доступа в помещения. Только в последние годы стали кое-где появляться специальные конструкции-пандусы, помогающие колясочнику подняться по ступенькам. Также не во всех организациях есть достаточно вместительные лифты или туалетные комнаты, оборудованные под нужды инвалида.

Проблем остается еще много, и одна из них психологическая. Трудоустройство и интеграция инвалидов в обществе проходят не всегда гладко и так, как хотелось бы. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми. Еще одна проблема – это недостаточное информирование данной категории граждан о возможностях трудоустроиться или переквалифицироваться за счет государства. И это уже упущение местных центров занятости из-за нежелания вешать себе на шею лишние проблемы.

Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов в современных реалиях Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Доморников Алексей Николаевич

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды . Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах отличаются, что объясняется разными социально-экономическими условиями и мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан особенно в сфере трудоустройства. В Российской Федерации принимаются меры по социальноэкономической адаптации людей с ограниченными возможностями. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим некоторые особенности, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалида и инвалидам при поиске работы и трудоустройстве.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Доморников Алексей Николаевич,

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов в современных реалиях»

7. Гогин А.А. Банковские правонарушения: проблемы квалификации: монография. М.: NOTA BENE, 2008. С. 20.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 453.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. 2005. Федеральный выпуск № 3719 (0). 15 марта.

10. ФЗ РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. 2016 г.) «О рекламе» // Российская газета.1997. № 53. 18 марта.

11. Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91/н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 // Российская газета. 2008. № 22. 02 февраля.

12. Приказ от 8 апреля 2016 года № ОД-1179 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерное общество «ФИА-БАНК» АО «ФИА-БАНК» (Самарская область, г. Тольятти) // Вестник Банка России. № 37. 13.04. 2016 г.

© Гогин А.А., Гогина Г.Н. 2016.

Доморников Алексей Николаевич

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин АНО «ООВО» Университет экономики и управления

г. Симферополь E-mail: alex0302alexxx@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах отличаются, что объясняется разными социально-экономическими условиями и мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан особенно в сфере трудоустройства. В Российской Федерации принимаются меры по социально-экономической адаптации людей с ограниченными возможностями. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим некоторые особенности, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалида и инвалидам при поиске работы и трудоустройстве.

Инвалиды, физические недостатки, вакансии, медико-социальная экспертиза, трудовой договор, условия труда.

Трудоустройство инвалидов — дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам. Многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ[3]. Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду — претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора

предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

При положительных изменениях в данной сфере правового регулирования (так, Федеральным законом от 02.07.2013 N 183-Ф3 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена возможность расширения круга работодателей, обязанных квотировать рабочие места, за счет тех работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек; предусмотрено расширение круга обязанных субъектов за счет замены понятия «организация» понятием «работодатель» (что включает в себя, в т.ч., и индивидуальных предпринимателей))^], некоторые проблемы все же остаются. Например, к квотированным рабочим местам законодательство не устанавливает каких-либо более конкретных требований относительно профессий. Это зачастую приводит к тому, что работодателями квотируются места с самой низкой оплатой труда, что отмечается и государственными службами занятости населения. Одно из возможных решений -установление приоритета квотирования таких рабочих мест, которые в наибольшей степени позволяли бы инвалидам реализовывать свой профессиональный потенциал (ориентироваться возможно на перечень профессий, установленный Постановлением Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»)[9].

Это интересно:  Как получить лицензию охранника - порядок обучения и оформления УЛЧО, разряды охранников

Для успешной адаптации инвалидов необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные как на процесс приспособления индивида к среде, так и на видоизменения самой среды для создания оптимальных условий жизнедеятельности человека с ограничеными возможностями.

Состав общества инвалидов неоднороден по состоянию здоровья, трудоспособности, наличию социальных связей, уровню материального достатка, восприятию окружающего мира, адаптации к новым социальным условиям. Но основным отличием социальной работы от других направлений этого вида профессиональной деятельности является ограниченность возможностей активизации этого типа граждан, зачастую с трудом выполняющих самый минимальный объем самообслуживания. Одним из немаловажных аспектов активизации представителей инвалидов в сфере трудоустройства является и информационно-образовательная работа.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим правовой статус инвалидов является Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[5] (далее — Закон № 181), регламентирующий широкий круг вопросов: разграничивая компетенцию органов государственной власти в названной сфере, определяя правила признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ), закрепляет основные социальные гарантии, предоставляемые гражданам, и др, в т.ч. ряд положений, соответствующих Закону № 181и предусмотрен Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 20 Закона № 181-ФЗ[4], государственные органы различных уровней должны обеспечивать занятость инвалидов. В частности, субъекты РФ могут устанавливать квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Данная квота устанавливается для организаций, численность работников которых превышает 100 человек (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ)[4]. Величина ее может составлять от 2 до 4% включительно от среднесписочной численности работников. При этом административным законодательством установлена ответственность за нарушение указанной выше нормы.

Законодательством РФ установлены ряд правовых особенностей приема на работу инвалидов.

занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Поэтому создать необходимые условия труда инвалиду — прямая обязанность работодателя (ст. 224 ТК) [1].

Обязательный документ при принятии на работу инвалида- трудовой договор, который заключается по общим правилам предусмотренные законом.

Обязательные условия в Трудовом кодексе, обязательно должны присутствовать в трудовом договоре. Дополнительные условия вносятся в текст договора по усмотрению сторон.

Главной правовой нормой трудового договора является место работы. До 6 октября 2006 года в договоре нужно было указывать место работы с наименованием структурного подразделения, в которое принимается работник. Теперь это условие необходимо соблюдать лишь в том случае, когда работник принимается в обособленное структурное подразделение (филиал, представительство), расположенное в другой местности.

Если в трудовом договоре не прописаны в полном объеме должностные обязанности, необходимо дать ссылку на должностную инструкцию, в которой эти обязанности поименованы.

Обязательным условием является и дата, с которой работник приступает к трудовой деятельности, а при заключении срочного трудового договора — срок действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения куда относятся и условия об оплате труда. Но на практике имеют место случаи, когда в трудовом договоре не указывается конкретная сумма заработной платы, а дается ссылка на штатное расписание. Такие факты являются грубым нарушением трудового законодательства.

Режима рабочего времени и времени отдыха, Трудовой кодекс предусматривает обязательное включение этих условий. Но только если для данного работника этот режим отличается от общего режима, установленного работодателем, то есть является индивидуальным. Например, неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем, удлиненные отпуска инвалидам, работникам до 18 лет.

В случаях, когда работник принимается на тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которой положена компенсация, этот факт с указанием характеристик таких условий труда также должен быть зафиксирован в трудовом договоре. Присутствует и ряд обязательных условий для включения в трудовой договор: условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т. п.); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами где также говорится и о других условиях, которые являются обязательными «в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Рассматривая общие условия, которые в обязательном порядке должны быть отражены в трудовом договоре, не следует забывать, что инвалиды имеют ряд льгот, предусмотренных законодательством, которые непременно следует отразить в трудовом договоре. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю (ч. 3 ст. 23 Закона № 181, ч. 1 ст. 92 ТК РФ)[2], предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, т.е. удлиненный основной отпуск (ст. 23 Закона № 181), а также отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ)[3], ст. 96 ТК РФ[3] установлен запрет привлекать инвалидов к работе в ночное время. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), к сверхурочным работам (ч. 5 ст. 99 ТК РФ)[3] только с их письменного согласия и при условии, что такие работы не запрещены им

по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ. В индивидуальной программе реабилитации инвалида также может содержаться запрет на привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 7 ст. 113 ТК РФ)[3].

За помощью в трудоустройстве инвалиды чаще всего обращаются в общественные организации инвалидов. Органы службы занятости населения меньше способствуют занятости инвалидов, чем общественные организации, созданные по их инициативе. Предлагаемые службой занятости населения рабочие места для инвалидов не соответствуют их интересам. В Российской Федерации создана нормативная база отвечающая современным условиям, в сфере занятости и трудоустройства инвалидов это Конституция, Федеральные законы, Законы субъектов РФ, в нашей стране признаются и международные правовые акты. Все они детально регламентируют права и обязанности инвалидов в сфере труда, устанавливают им гарантии (в том числе и конституционные), которые защищают их от дискриминации в трудовых отношениях и отношениях, предшествующих трудовым. Но законы, принятые более десяти лет назад, в частности, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят в 1995 году, тем не менее, устаревают и требуют пересмотра и добавления отдельных статей, но в целом взгляд на проблему занятости и трудоустройства инвалидов в нашей стране соответствует нормам демократии, гуманизма и справедливости. Чаще всего проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации носят комплексный характер и достаточно обширны. Они связаны и с колоссальной коррупцией и бюрократизмом, безграмотностью самих инвалидов в сфере защиты своих прав на занятость и трудоустройство. Кроме того, иногда в связи с недостаточно благоприятной экономической обстановкой, государство периодически не в состоянии выделять достаточное количество средств на создание специальных рабочих мест. Периодически наблюдается отношение к инвалидам (в том числе и со стороны работодателей), как к неполноценным людям, которые приносят больше хлопот, чем пользы. Это взгляды, которые противоречат всем принятым нормам цивилизованного общества и их желательно следует искоренять[11]. С позиции закона следует принять наиболее эффективные меры по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, ужесточить ответственность за не соблюдения законов в сфере трудовых отношений работодатель-инвалид, также среди первоочередных мер следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству и что бы решить проблемы инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, или минимизировать их не достаточно набора соответствующего законодательства. Только изменив подход работодателей к соблюдению норм закона в сфере трудоустройства инвалидов можно сделать вывод, что проблемы занятости в современном обществе исчерпают всю свою остроту.

Список использованной литературы:

1. ТК РФ 30.12.2001. №197. ФЗ (ред. от 03. 07. 2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03. 10. 2016) ст. 224

2. Трудовой кодекс РФ ст. 92 ТК РФ Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю

3. Трудовой кодекс РФ (2016 действующая редакция) (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 3 октября 2016 года)

4. Федеральный закон.Статья23. Условия труда инвалидов. 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. Российская федерация.

5. Федеральный закон от 02.07.2013 N 183-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 27. Ст. 3475;

6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4563; Официальный интернет-портал правовой информации.

7. Министерство труда и социального развития РФ постановление 30 марта 2004 г. №41 об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности.

8. 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. Статья 23. Условия труда инвалидов.

9.Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150 О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда

11. Щербинина, Ю. В. Социально-экономические явления и процессы: Журнал/Ю. В. Щербинина.

© Доморников А. Н. 2016

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: pkobets37@rambler.ru

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Приведение современного антинаркотического законодательства с учетом международных нормативных актов, в соответствие с существующими криминальными реалиями позволит значительно расширить возможности борьбы с наркоманией и наркотизмом, создаст комплексную правовую систему для сдерживания экспансии этих негативных социальных явлений.

Наркопреступность, противодействие преступности, государственная политика по контролю за наркотиками, прекурсоры, опиаты, незаконный оборот.

Первая международная конвенция о наркотиках была принята в Гааге в 1912 г., в которой участвовала Россия. Конвенцией был провозглашен ряд принципов, нашедших дальнейшее развитие в международных соглашениях (использование наркотиков только «в медицинских и других разумных целях», правовое регулирование производства и торговли и т. д.). На созданную международную организацию — Лигу Наций был возложен общий контроль за выполнением соглашений по вопросам торговли опиумом и другими наркотическими веществами. За 20 лет существования Лиги Наций было принято несколько международно-правовых актов по борьбе с наркоманией и контроля над распространением наркотиков (Женевское соглашение 1925 г. и дополнившее его Бангкокское соглашение 1931 г.), закрепивших принципы Гаагской

Это интересно:  Может ли директор работать по совместительству в своей организации

Трудоустройство инвалидов — в чем выгода предприятию?

Существует такое понятие, как социально незащищенные слои населения, куда относятся люди, являющиеся инвалидами различной группы инвалидности. Эта категория граждан ничем не отличается от остальных и имеет равные права, в частности, право на труд.

Могут ли инвалиды работать?

Инвалидность не является приговором и люди, которые имеют ограниченные спосбности, не должны быть ограничены в своих правах. Это касается и права на труд, которое закреплено в Конституции. Современное развитие технологии производства и достижения в сфере прогресса сделали возможным появление новых рабочих мест, качественно иного плана, где не требуется приложение значительных физических усилий, что дает возможность инвалидам работать на подобных рабочих местах при отсутствии серьезных противопоказаний.

Благодаря возможности трудится люди, которые имеют ограниченные возможности, перестают чувствовать себя ущербными и становятся полноценными участниками общества. При этом государственная поддержка играет очень важную роль в вопросе регулирования труда инвалидов.

Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

На территории РФ действует два главных документа, которые четко регламентируют возможности инвалидов заниматься трудом – это трудовой кодекс и Закон №181 «О социальной защите инвалидов».

Согласно нормам статьи 64 ТК РФ ни одна организация не вправе ограничивать права людей, имеющих ограниченные возможности, пытаться создавать прямые или косвенные преимущество иных лиц в процессе подписания трудового договора, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека, являющегося инвалидом. Согласно букве закона ни национальность, ни раса, ни цвет кожи, ни статус, ни возраст, ни пол не могут быть причинами, по которым инвалида можно ущемлять в его правах при соискании работы.

Для соблюдения выполнения требований кодекса законов о труде и контроле отсутствия запретов на труд инвалидов в организациях, был разработан Закон «О соцзащите инвалидов в РФ», по которому существует распределение зон ответственной для государственных структур в области выполнения и соблюдения требовании:

  • органы исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным Законом обязаны разрабатывать нормы квотирования для каждой организации по определению наименьшего количества рабочих мест для данной категории, подлежащих трудоустройству;
  • органы государственной власти ответственны за принятие законодательных актов, в соответствии с которыми определяется конкретный процент квоты. При этом существует ряд организации, которые освобождаются от обязательного трудоустройства подобных работников. В их число входят трудовые объединения инвалидов или компании, в доле уставного капитала которых присутствует часть средство объединения инвалидов.

Обязателен ли прием инвалидов на работу?

Статья 21 Закона №181 устанавливает четкие требования к количеству людей с ограниченными способностями, которые подлежат трудоустройству в той или иной организации. Количество инвалидов в организации опирается на штатную численность всей компании. Чем крупнее производство, тем больший процент людей, имеющих ограничения, надлежит принять на работу.

  • 100 человек. В организациях, где общая численность больше ста человек, работодатель обязан принять в штат инвалидов в количестве от 2 до 4% среднегодовой списочности трудоустроенных работников;
  • 35. В более мелких компаниях, где численность начинается с цифры в 35 человек, но не превышает 100, размер квоты на прием инвалидов установлен в 3%;

В обязанности территориальных центров занятости входит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, включающий в себя создание базы данных по вакансиям, попадающим под действие квот, предоставление инвалидам, находящимся в поиске работы направления в организации. Также в числе обязанностей органов трудовой занятости отслеживание исполнения программы квотирования. Кроме того, в области деятельности центров занятости лежит помощь в профессиональной переподготовке инвалидов.

Что такое трудоустройство неофициально и чем это грозит работнику и работодателю? Читайте в нашем материале.

Здесь вы найдете пример заполнения листка нетрудоспособности со всеми пояснениями.

Как должна проходить аттестация рабочих мест и что для этого нужно? Читайте в этой статье.

Порядок приема на работу

Для подтверждения инвалидности человек должен иметь на руках два документа:

  1. Справка, выданная медико-социальной экспертизой, в которой находятся сведения о присвоенной группе инвалидности и уровне ограничении по выполняемому труду;
  2. Программа индивидуальной реабилитации, где обязательно должен быть подробно разложе механизм осуществления реабилитации инвалида.

При устройстве на работу человеку не обязательно предъявлять перечисленные документы, кроме случаев, когда к потенциальному месту работы предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника.

Главными документами, которые предъявляются при устройстве на работу, являются:

  • документ удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка;
  • для мужчин документы воинского учета;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета или СНИЛС;
  • имеющиеся дипломы или свидетельство об окончании учебного заведения;
  • справку о судимости либо ее отсутствия.

Инвалид имеет право самостоятельно обращаться к работодателю при соискании работы или же направляется по действующей вакансии территориальным центром занятости. При решении работодателем о возможности приема данного человека на работу, издается соответствующий приказ, происходит подписание трудового договора. Со стороны работника при приеме на работу обязательно ознакомление с собственной должностной или производственной инструкцией, документами, которые относятся к нормативным актам организации.

Вне зависимости от указанной в экспертном заключении МСЭК группы инвалидности работодатель обязано предоставить рабочее место, при этом должны учитываться ограничения по труду. Группа инвалидности в процессе осуществления трудовой деятельности будет определять условия труда. При наличии 1 и 2 группой рабочая неделя в соответствии с требованиями ТК РФ не может быть больше 35 часов, для работников 3 группы подобных ограничений не установлено.

Важным моментом является тот факт, что оплата труда людей с 1 и 2 группой никоим образом не привязана к сокращенной неделе. Привлечение лиц, имеющих ограниченные возможности, для работы в праздничные или выходные дни происходит на общих основаниях при условии отсутствия запрета в индивидуальной реабилитационной программе.

Люди 1 или 2 группы, а также являющиеся инвалидами с детства обладают правом на налоговый вычет в сумме 500 рублей, который предоставляются работодателем отдельно от вычетов при наличии несовершеннолетних детей. Налог не начисляется на средства, потраченные организацией для приобретения средств реабилитации или профилактики инвалидов. Также не облагается данным налогом материальная помощь при суммах не превышающих 4000 рублей. Для освобождения от уплаты налога работодателю необходимо подготовить документы, подтверждающие сумму фактических расходов на предприятии.

Людям с ограниченными возможностями при устройстве на работу не назначается испытательный срок, при этом они имеют право по собственной инициативе расторгать срочные договоры при ситуации ухудшения самочувствия или невозможности дальнейшего выполнения работ в соответствии с указанными в должностной инструкции обязанностями.

Нюансы обеспечения нормальных условий труда инвалидов

При устройстве на работу инвалида от работодателя потребуется осуществление дополнительных мероприятий, целью которых станет адаптация существующего рабочего места для труда инвалида. Сюда входит разработка технического обеспечения места, планирование использования приспособлений, которые направлены на облегчение труда инвалида и исполнения его трудовых функции.

При этом государство стимулирует работодателя на проведении подобным мероприятий. За рабочие места, которые полностью оборудования для труда инвалидов государство выплачивает организаций повышенную выплату. Такое рабочее место в обязательном порядке должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормативов, не находится в подвале, иметь систему кондиционирования воздуха и обладать нужной площадью.

Мужчина в коляске на работе

Выгода работодателю от приема инвалида

Для стимулирования приема на работу людей с ограниченными возможностями, государство применяет меры оказания льгот по налогам или страховым взносам. Данные льготы распространяют исключительно на получении скидки при уплате налога на землю и имущество с одной оговоркой. Воспользоваться правом получения льготы может организация, где доля инвалидов превышает 50% от общей численности или в уставном капитале имеются средство общественной организации инвалидов.

Еще одним снижением выплат со стороны работодателя является пониженная ставка на отчисления в Фонд Социального Страхования. Пониженная ставка действует только на выплаты за места, где трудятся инвалиды 1 или 2 группы.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

В современном обществе немало внимания уделяется проблемы инвалидов, а именно проблеме их трудоустройства. Государство активно занимается разработкой соответствующих нормативных актов, направленных на социальную защиту этого слоя населения. Но по отношению к работодателю большая часть мер носит рестриктивно-принудительный характер, поэтому многие организации не спешат брать на работу людей с ограничениями по труду.

Безработный по здоровью: что мешает трудоустройству инвалидов в России?

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов. Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже разработали для этого специальную программу. Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты. Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Это интересно:  Документы по кадрам, которые должны быть в каждой организации

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места. В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда. И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

Проблемы трудоустройства инвалидов в российской федерации

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что право инвалидов на труд в полной мере сегодня не реализуется.

Ключевые слова: инвалид, лицо с ограниченными возможностями, проблемы трудоустройства инвалидов.

Сегодня в современном мире существует проблема социализации инвалидов и реализации их законных прав. Для людей слово «инвалид» ассоциируется со словом «больной». Большинство людей думают, что это пациент больницы, которому требуется постоянный уход и что ему противопоказано любое движение. Такое представление об инвалидах в обществе можно и даже нужно изменить, надо создать для людей с ограниченными возможностями доступную среду.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов сегодня является актуальной, важной и можно сказать одной из самых острых. Сегодня в обществе сложился определенный стереотип, что человек с ограниченными возможностями не может и не хочет работать, что он живет на попечении родственников и государства [5, с.137]. Работа для инвалида — это главное в его жизнедеятельности, так как работающий инвалид чувствует себя полноправным членом общества, и перестает ощущать свою неполноценность. Сегодня инвалиды теряют стимулы к трудоустройству, так как им часто отказывают, и они становятся ненужными, поэтому им приходиться постоянно доказывать своё право работать.

Если говорить о том, что все равны в своих способностях и имеют равные возможности для их развития, то здесь можно затронуть проблему равенства в современном обществе. Существует так называемая скрытая дискриминация в отношении инвалидов. Инвалиды заслуживают, как и все мы достойной жизни. Они должны жить и работать среди здоровых людей, должны почувствовать себя полноценными членами общества [3, с.122].

Труд инвалидов регулируется отдельными положениями Конституции РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Конвенцией ООН о правах инвалидов.

Все перечисленные нормативные правовые акты содержат в себе следующие положения:

статья 37 Конституции РФ закрепляет принцип свободы труда, и устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию ;

статья 3 Трудового кодекса РФ устанавливает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие- либо преимущества, независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника ;

согласно статье 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений устанавливается запрет дискриминации в сфере труда;

статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержит в себе такое положение как обеспечение занятости инвалидов. Целью закона является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод ;

статья 27 Конвенции ООН о правах инвалидов закрепляет право инвалидов на труд наравне с другими категориями населения, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился.

Проблемы трудоустройства инвалидов связаны с целы рядом причин. Попробуем рассмотреть некоторые. Многие инвалиды с определенными трудностями сталкиваются еще на этапе получения профессии. На сегодняшний день не во всех образовательных учреждениях возможно интегрированное обучение инвалидов в среде людей, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. Многие учебные заведения не принимают инвалидов по причине того, что основные учебные, а также санитарно-бытовые помещения не оборудованы, а имеющиеся учебные программы не адаптированы под особые потребности инвалидов.

Важную роль играет психологическая дискриминация инвалида при трудоустройстве, она выражается в неприязни, отстранении, или смущении того же работодателя при общении с инвалидом, он не знает как вести себя с таким человеком.

Труд инвалидов не пользуется спросом у наших работодателей, так как такой работник постоянно пользуется больничными листами, и может уходить с работы раньше, а приходить позже, да и уволить инвалида не так уж просто [6, с.39].

Значительное влияние на возможность трудоустройства инвалидов на

относительно удаленную от места жительства работу оказывает их ограниченный доступ к транспортной инфраструктуре. При устройстве на работу инвалиды вынуждены ежедневно сталкиваться с проблемами необорудованного общественного транспорта, необходимости использования посторонней помощи при перемещении. Проблема оборудования общественного транспорта решается нашим государством очень медленно. В стране отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов. С учетом окружающей их действительности инвалиды вынуждены отдавать предпочтение самозанятости либо соглашаться на частичную занятость недалеко от дома [4, с.82].

Многие работодатели отказываются от труда инвалидов по причине отсутствия достаточного количества специальных рабочих мест на предприятиях, приспособленных для работы инвалида, а также отсутствие у работодателей стимулов для приема на работу инвалидов. Работодатели не видят в инвалидах полноправных сотрудников и считают трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья большой проблемой, требующей к тому же существенных дополнительных затрат. Согласно ст. 5.42. Кодекса об административных правонарушениях, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Некоторым учреждениям выгоднее и удобнее заплатить штраф и взять к себе трудоспособного гражданина, чем заботиться об адаптации инвалида и обустройстве для него рабочего помещения, т.к. в большинстве случаев таких специально оборудованных мест на предприятиях не имеется, а их оборудование требует дополнительных расходов.

Чтобы уровень занятости хоть как то увеличивался, государство гарантирует инвалидам трудоустройство, оно устанавливает квоты для приема на работу таких граждан ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Работодатели должны держать квоты на рабочие места для инвалидов. Получается, что теоретически отказать инвалиду в трудоустройстве предприниматель не имеет право, но это все равно происходит.

Следует отметить, что применение механизма квотирования является одним из способов предоставления возможности для трудоустройства инвалидов, однако не во всех случаях дает ожидаемый эффект, так как не содержит элементов стимулирования работодателей и представляет собой резервирование рабочих мест. Сегодня государство должно оказывать поддержку работодателям, которые принимают на работу инвалидов. В ряде субъектов Российской Федерации разработан и действует механизм стимулирования работодателей, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов, включая компенсацию работодателям затрат, возникающих при применении труда инвалидов. Органы службы занятости должны осуществлять контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также направлять инвалидов, которые обратились с целью поиска подходящей работы, на свободные рабочие места [2, с.33].

Таким образом, в Российской Федерации существует достаточное количество нормативных правовых актов, имеющих широкий спектр прав и гарантий инвалидов в трудовой сфере, но эти права в полной мере не реализуются.

Думается, что государству необходимо проводить комплексную политику, направленную на создание доступной среды для инвалидов, организацию сопровождения инвалидов в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах, повышение уровня трудоустройства инвалидов через стимулирование предприятий по созданию специальных рабочих мест, оснащение специализированным оборудованием рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Возможно, что использование зарубежного опыта тоже положительно скажется на решении данной проблемы. Сегодня за рубежом люди с ограниченными возможностями трудоустраиваются в основном на открытом рынке труда. Большую роль играют общественные организации, которые им помогают от получения профессиональной подготовки до адаптации на новом месте. Прежде чем пойти работать в обычную компанию, эта категория людей на спецпредприятиях проходит стажировку, получает профессиональные навыки [1].

В правовом социальном государстве все инвалиды, способные и желающие работать, должны найти свою профессиональную траекторию и трудоустроиться на адаптированное к его специальным потребностям рабочее место.

Список использованной литературы

Балобанова О. Поддержанные люди [электронный ресурс] // Российская газета. — Режим доступа: www.rg.ru/2013/05/29/invalidy.html (дата обращения 10 ноября 2015 г.).

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, cyberleninka.ru, vesbiz.ru, careerist.ru, arbir.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector