+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Возможность решить трудовой спор с руководителем через трудовую инспекцию

Отдел кадров бюджетного учреждения», 2010, N 9

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории России осуществляет федеральная инспекция труда. Ни коммерческая организация, ни бюджетное учреждение не застрахованы от такой проверки. Чаще всего результатом контрольно-надзорных мероприятий становится предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства или протокол об административном правонарушении. Как быть работодателю, не согласному с такими решениями, на какие моменты при проведении контрольно-надзорных мероприятий обратить внимание, как составить и кому направить жалобу, расскажем в данной статье.

Содержание

Полномочия инспекции труда

В силу ст. 356 ТК РФ инспекция труда реализует следующие полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет согласно КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, правоохранительные органы и суды;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • принимает необходимые меры по привлечению квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  • иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание! Государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать для проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц (ст. 357 ТК РФ).

Итоги контрольных мероприятий

По результатам контрольно-надзорных мероприятий составляется акт. В случае выявления нарушений инспекторы ГИТ в силу ст. 357 ТК РФ могут:

  • предъявить обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке;
  • приостановить работу организаций или отдельных подразделений при выявлении угрозы жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений;
  • отстранить от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • направить в суд требования о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда при наличии заключения государственной экспертизы труда;
  • составить протоколы и рассмотреть дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий;
  • подготовить и направить материалы в правоохранительные органы и суд для привлечения виновных к ответственности.

Порядок проведения контрольных мероприятий

Кроме Трудового кодекса отношения в области обеспечения и реализации государственного контроля (надзора) и защиты прав организаций при осуществлении такового регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ). В любом случае контрольное мероприятие должно проводиться инспектором на основании распоряжения (приказа) инспекции труда, копия которого вручается руководителю или иному должностному лицу организации. Если в ходе инспекции будут выявлены нарушения трудового законодательства, в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражаются место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам.

Обратите внимание! Подписание протокола об административном правонарушении руководителем или представителем учреждения не означает согласия с его содержанием.

Поскольку при выявлении нарушений инспекторы в обязательном порядке требуют объяснения от руководства организации, проверяющий может ограничится предписанием, и протокол составляться не будет. Рекомендуем как можно меньше писать объяснений по факту выявленного нарушения норм трудового законодательства (как говорится, «что написано пером, того не вырубишь топором»), и в дальнейшем будет проще выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

В предписании инспектор указывает требования об устранении нарушений и срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано представить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).

Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, в силу ст. 360 ТК РФ организации Вооруженных Сил, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, иные правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и др. подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

  • доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
  • проведение проверок в назначенное время;
  • ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Результатами рассмотрения итогов контрольных мероприятий могут стать составление протокола об административном правонарушении для последующего направления в судебные органы, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности или предписания.

Что можно использовать для обжалования?

По итогам контрольно-надзорных мероприятий составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле трудинспекции. Помните, что невыполнение данного требования проверяющими может повлечь отмену решений, принятых ими на основании акта проверки.

Следующей «зацепкой» может стать журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля , который обязаны вести все предприятия независимо от организационно-правовой формы. В данном журнале контролирующая организация должна сделать запись о наименовании инспекции труда, времени проведения, основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.

Типовая форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Приложение 4).

Обратите внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 — 19.7, ч. 2 ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд в силу ст. 23.1 КоАП РФ.

Кроме этого, особое внимание нужно уделить протоколу об административном правонарушении. Иногда в спешке инспекторы ГИТ забывают заполнить некоторые графы или указать определенные сведения. Именно этим и можно воспользоваться при обжаловании решения инспектора, так как в ст. 28.2 КоАП РФ зафиксировано, какие сведения должны быть в протоколе. В частности, в нем обязательно указываются:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших (при наличии);
  • место, время совершения и суть административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за выявленное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Это интересно:  Срок выдачи копии трудовой книжки по ТК РФ

Например, если инспекторы ГИТ не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»). В итоге постановление, протокол или предписание могут быть отменены.

Бывает, что протокол составляет лицо, не обладающее такими полномочиями. Это также может послужить поводом к его отмене.

Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих. Также можно смело обжаловать результаты проверочных мероприятий, если:

  • лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий;
  • в приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, не указаны Ф.И.О. и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки;
  • проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

Поспорим с контролерами

Ситуацию, когда работодатель согласен с решением контролирующих органов, подробно рассматривать не будем. Скажем лишь, что лицо (хоть юридическое, хоть должностное), привлеченное к административной ответственности, выполняя данное решение, обязано уплатить назначенный административный штраф в срок не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении этого времени при отсутствии документа, который свидетельствует об уплате штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю. Кроме того, может быть принято решение о привлечении лица, не уплатившего штраф в указанный срок, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере либо административный арест на срок до 15 суток.

Если же работодатель не согласен с решением, то в соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. А вот решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы только в суд. Право выбора, в какой орган должна быть подана жалоба, предоставлено лицу, не согласному с решением государственного инспектора труда и обжалующему это решение.

Кто может обжаловать решения инспектора? На основании гл. 30 КоАП РФ решения инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (в том числе постановление государственного инспектора труда об административном наказании), могут быть обжалованы:

  • работодателем;
  • его законным представителем;
  • лицом, представляющим работодателя;
  • работником (потерпевшим), его представителем (например, адвокатом).

Примечание. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лицо, действующее на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

Если инспектор ГИТ вынес постановление по делу об административном правонарушении, у работодателя есть десять суток со дня его вручения или получения копии постановления для подачи жалобы (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска, и по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности определяет ст. 30.2 КоАП РФ.

Жалоба может быть направлена вышестоящему должностному лицу (руководителю соответствующей государственной инспекции труда) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

К сведению. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Требования к составлению жалобы

Свои возражения против решений трудового инспектора нужно оформить надлежащим образом. В жалобе указывают:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение ГИТ (с указанием адреса места нахождения);
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или отменить постановление о назначении административного наказания).

Составленную в письменном виде жалобу должно подписать уполномоченное лицо организации (или руководитель учреждения) либо должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление. Приведем примерный образец.

В Арзамасский городской суд

от главного врача МЛПУ «Городская больница N 2»

123308, г. Арзамас, ул. Шнитникова, д. 23

Жалоба на решение государственного инспектора труда

  1. Копия постановления о назначении административного наказания от 19.08.2010 — на 1 л.
  2. Копия протокола об административном правонарушении от 18.08.2010 — на 2 л.
  3. Копия инвентаризационной ведомости от 02.08.2010 N 2 — на 4 л.
  4. Копия расходного ордера от 05.08.2010 N 105 — на 1 л.
  5. Документ, подтверждающий отправку трудовой книжки, — на 1 л.
  6. Копия свидетельства о государственной регистрации МЛПУ «Городская больница N 2» — на 1 л.
  7. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет — на 1 л.

Спорить ли с трудовой инспекцией?

Государственный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда. По результатам проверки трудовая инспекция вправе выносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также привлекать виновных к административной ответственности.

Куда обращаться

При несогласии с решением государственной инспекции труда у работодателя есть два пути обжалования: в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.

Предписание об устранении нарушении трудового законодательства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС) обжалуется через суд общей юрисдикции. Административное исковое заявление об обжаловании действий инспекции труда вы можете подать в суд по месту нахождения инспекции, либо по месту нахождения вашей организации.

Если инспекция вынесла постановление о привлечении предприятия или его должностного лица к административной ответственности — жалобу на это постановление следует подавать по месту совершения правонарушения – т.е. по месту нахождения вашей организации.

Сроки обращения в суд

Для обжалования предписаний инспекции труда, выданных по результатам проверок на основании жалоб профсоюза, работников или иных лиц, применяется 10-дневный срок, установленный ст.357 ТК РФ. Причем только в тех случаях, когда эти же вопросы уже находятся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам.

В иных случаях применяется трехмесячный срок, предусмотренный КАС. Чтобы не ошибиться — внимательно прочитайте предписание. В нем указан не только срок, в который вы обязаны устранить нарушения, но и срок обжалования.

Жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности нужно успеть подать в десятидневный срок со дня получения постановления.

На что обратить внимание

Согласиться с решением трудового инспектора или нет – каждый руководитель решает для себя сам. Многие предприниматели просто боятся обжаловать действия государственных органов, считая это бесполезным. Однако, как показывает практика, суды не так уж редко принимают сторону работодателя и выносят решения не в пользу трудовых инспекций.

Ваши шансы на успех будут весьма велики в следующих случаях:

  • инспектор неправильно применил нормы трудового законодательства, т.е. посчитал нарушением ваши вполне законные действия
  • при проведении проверки был нарушен установленный законом порядок ее проведения
  • нарушен порядок и сроки привлечения к административной ответственности, установленные Кодексом об административных правонарушениях.

Поэтому, если вы не уверены в своих силах, желательно еще на стадии проведения инспекцией проверки вашей организации обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на этих вопросах. Правовое сопровождение проводимой проверки может как положительно повлиять на ее результаты, так и грамотно защитить ваши интересы при возникновении претензий со стороны контролирующего органа.

Практические советы

Ваша задача при проведении проверки – убедить инспектора, что закон вы не нарушили, поэтому активно приводите свои доводы и аргументируйте свою позицию. Но не стоит заявлять инспектору, что если он найдет в ваших действиях нарушения, вы обязательно пойдете в суд.

Также, если вы заметили, что инспектором не соблюден порядок проведения проверки или привлечения к административной ответственности – не спешите демонстрировать свою правовую грамотность в этих вопросах. Ведь чем больше допустят сотрудники инспекции труда процессуальных ошибок – тем больше у вас шансов на положительный результат при обжаловании их решения.

Судебная практика

Верховный суд РФ выразил свою позицию по вопросу полномочий государственной инспекции труда, хотя данный вопрос до сих пор остается спорным.

Постановлением руководителя инспекции труда ОАО было привлечено к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Инспектор счел незаконным уменьшение ранее предоставляемых работникам доплат за вредные условия труда после проведенной в организации специальной оценки рабочих мест.

Это интересно:  Патент на работу для иностранных граждан

Жалоба ОАО судами была оставлена без удовлетворения, постановление вступило в законную силу.

Верховный суд РФ, куда наказанная организация обжаловала вышеуказанные решения, отменил постановление о привлечении к административной ответственности и принятые по нему решения нижестоящих судов, прекратив производство об административном правонарушении.

Верховный суд установил, что разногласия, возникшие между работниками и ОАО в связи с уменьшением размера доплат за вредные условия труда, являются индивидуальным трудовым спорам, подлежащим рассмотрению в порядке ст.382 ТК РФ комиссией по трудовым спорам или судом. По мнению суда, анализ статей 356, 357 ТК РФ, устанавливающих права и полномочия государственной инспекции труда, позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, инспекция выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

На основании вышеизложенного, выводы трудового инспектора о наличии в действиях ОАО состава административного правонарушения Верховный суд счел необоснованными. (Постановление ВС РФ № 55-АД16-1 от 21.03.2016 г.)

Авиапредприятие обжаловало в судебном порядке предписание трудового инспектора об устранении нарушений трудового законодательства при увольнении сотрудника О.

При рассмотрении дела суд установил, что о проведении проверки предприятие не уведомлялось, акт проверки своевременно не был вручен, в журнале учета проверок не было соответствующих отметок. Требования действующего законодательства при увольнении О., по мнению суда, также были соблюдены.

В результате суд удовлетворил заявленные требования авиапредприятия и признал предписание трудовой инспекции незаконным (апелляционное определение суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 07.06.2012 г.).

Срок обращения работника в государственную инспекцию труда законом не ограничен, как и не установлено сроков исковой давности для принятия государственной инспекцией труда такой меры реагирования, как выдача предписания. Однако в последние годы судебная практика по этому вопросу, неожиданно для трудовых инспекций, часто складывается для работодателей вполне благоприятно.

Организация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания инспекции труда о начислении доплаты работнице Н. за работу в выходные дни. Полагала, что пропущен срок, установленный ст.392 ТК РФ для обращения за разрешением индивидуального трудового спора.

В судебном заседании было установлено, что Н. обратилась в инспекцию труда с заявлением о том, что более двух лет назад ей недоплатили за работу. Инспекция провела проверку и вынесла соответствующее предписание, полагая, что срок для обращения в трудовую инспекцию законом не установлен.

Предписание было признано судом незаконным в связи с вынесением его за пределами установленного срока.

По мнению суда, предоставленные законом государственной инспекции труда полномочия свидетельствуют о том, что предписания по трудовым спорам государственный инспектор выдает с целью защиты нарушенного права работника. Следовательно, действуя в интересах работника, инспектор труда, так же как и работник, должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Поэтому в случае возбуждения в суде дела об оспаривании предписания трудовой инспекции, вынесенного за пределами указанного срока, работодатель вправе заявить о применении последствий пропуска срока, установленного ст.392 ТК РФ (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24.04.2012 г.)

Можно ли одновременно подать иск в суд и заявление в трудовую инспекцию?

Есть три решения суда о нарушении работодателем трудового законодательства (задержка заработной платы).В последнем суде хотела привлечь работодателя к административному штрафу по статье 5.27 КОАП РФ ,но судья сказала что только через трудовую инспекцию.

Может ли трудовая инспекция на основании решений суда наказать работодателя?

Уволена 10 марта по п.1 ч.1 ст 81(обособленное предприятие). При увольнении не выплачена заработная плата,компенсация за неиспользованный отпуск,выходное пособие.Опять в суд.

Как же наказать работодателя? Писать жалобу в трудовую инспекцию и ждать проверки ? Тогда могу пропустить срок обращения в суд. Могу ли я подать одновременно иск в суд и жалобу в трудовую инспекцию?

Ответы юристов (3)

Конечно вы можете обратиться в суд с исковым заявлением (если задолженность более 500 руб. или есть спор о размере выплат)

Статья 392 ТК РФ. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Одновременно вы вправе направить жалобу в трудовую инспекцию. Это совершенно разные процедуры и они никак не влияют одна на другую. Вполне могут идти параллельно.

Уточнение клиента

Здравствуйте,Зоя.Спасибо за Ваш ответ.По срокам подачи искового заявления понятно. В ответе не прозвучало :Может ли трудовая инспекция на основании решений суда наказать работодателя?

01 Апреля 2017, 21:38

Есть вопрос к юристу?

Может ли трудовая инспекция на основании решений суда наказать работодателя?

Решение суда не будет основанием для трудовой инспекции, решение суда подтвердит нарушение и будет способствовать привлечению к ответственности.

По моей практике — работодателя не всегда привлекают к ответственности даже при наличии решения. Поскольку трудовая инспекция учитывает наличие умысла и вины в действиях работодателя.

Например, одно дело — когда работодатель не платит, а другое — не платит, потому что нет средств.

Уточнение клиента

Я думаю,что судебное решение уже доказывает наличие вины и умысла.

Я так понимаю Ваш ответ- «нет» . ( Решение суда не будет основанием для трудовой инспекции, решение суда подтвердит нарушение ).

. тогда как понимать «будет способствовать привлечению к ответственности»?

02 Апреля 2017, 12:35

Судебное решение не доказывает наличие вины и умысла, оно доказывает только то, что вам не оплатили заработную плату. Умысел и вина будет в том случае, если трудовая инспекция установит, что у работодателя были деньги и он мог вам их перечислить, но заведомо не перечислил.

Я не говорю ни нет ни да, это оценочный фактор и будет рассматриваться контролирующими органами. На практике бывает, что на основании решения привлекают к ответственности, а бывает — наоборот.

Воробьева Зоя Викторовна

Уточнение клиента

Зоя,у работодателя были деньги, т. к. я их получала по исполнительному листу через банк несколько раз.

02 Апреля 2017, 22:24

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как наказать руководителя через трудовую инспекцию

Выражение «с оплатой согласно штатному расписанию» не допускается в трудовом договоре! Согласно ст.57 ТК РФ в трудовом договоре необходимо проставить: размер тарифной ставки или должностного оклада, надбавки и доплаты. Нужно, чтобы информация в трудовом договоре, штатном расписании, Правилах внутреннего трудового распорядка, Положении об оплате труда и премировании, актах о неявке работников за заработной платой, расчетные документы и уведомления по уволенным, платежным ведомостям и приказам была одинаковая. Плановая проверка предприятия трудовой инспекцией происходит один раз в несколько лет, но может быть проведена также и внеплановая проверка, если в инстанцию поступит жалоба от сотрудника на юридическое лицо. По результатам проверки инспектор заключает, все ли требования ТК РФ соблюдаются работодателем, директором организации и уполномоченными ответственными лицами.

Что делать, если работник обратился в трудовую инспекцию?

Соответствует ли размер заработной платы, указанный в договоре, той сумме, которую работник получает по ведомости? Правильно ли оформлены локальные нормативные акты (правила трудового распорядка, положение о премировании, положение об охране труда и т. д.)? Во вторую очередь надо доделать те дела, до которых раньше не доходили руки, — ознакомить всех работников с правилами премирования или внести отметки в табель учёта рабочего времени. Латание дыр может быть уже неактуально для конкретного случая, но в целом для организации всё равно необходимо. При этом ни в коем случае нельзя «подчищать» документы, делать их задним числом или откровенно подделывать.

4. Посетить инспектора После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности.

Штрафы трудовой инспекции для юридических лиц в 2018 году

Другие руководители неправильно составляют этот документ. Еще один момент – трудовые книжки. Она должна быть заведена на каждого работника, который числится в организации более пяти рабочих дней. Исключением являются те, кто работает по совместительству.
Работодатель обязан хранить трудовые книжки и вести их учет. Все записи должны быть сделаны в соответствии с приказом, под которым подписывается работник. В каждой организации вводятся Правила внутреннего распорядка.

Это интересно:  Ст 156 ТК РФ 2019 года

Чего ждать от трудинспектора…

Трудовая инспекция: что она проверяет и за что выписывает штрафы в 2018 году

Субъекты правонарушений в области труда КоАП РФ предусматривает различные виды административной ответственности за невыполнение норм законодательных актов, касающихся трудовых отношений и охраны труда. Штраф за нарушение трудового законодательства налагается на должностных лиц:

  • руководителей и их представителей;
  • главного бухгалтера;
  • начальника отдела кадров;
  • лиц, выполняющих обязанности по соблюдению правил охраны труда.

При повторном привлечении за аналогичное административное правонарушение суд может назначить наказание в виде дисквалификации должностных лиц на срок от 1 до 3 лет. Также субъектами правонарушений могут стать граждане и юридические лица.

Штрафы трудовой инспекции 2018

Голосование по решению общего собрания (конференции) может быть открытым или тайным. Собранием (конференцией) устанавливается и число голосов, необходимых для избрания комиссии (простое или квалифицированное большинство). По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации.
Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Трудовая инспекция на пороге – наведём порядок в кадровом учете.

На оплату штрафа компании отводится 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. Можно подавать в ГИТ ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки. Об уплате штрафа следует отчитаться в ГИТ. За неисполнение постановления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, административным арестом на срок до 15 суток, обязательными работами на срок до 50 суток.

Читайте также: Штраф за испорченный паспорт Прием сотрудников госинспекции: как должен вести себя работодатель Прежде всего, вам нужно удостовериться в правомерности проведения проверки. Для этого вежливо попросите у ревизоров представить следующие документы:

  • служебное удостоверение;
  • распоряжение о проведении проверочных мероприятий.

Последний документ важно оформить по всем правилам и завизировать руководителем инспекции региона или его заместителем. Если проверка внеплановая, то в распоряжении указывается причина ее проведения.

Обязательно документ должен содержать фамилии ревизоров и сроки работы с документацией предприятия. Перед тем как допустить проверяющих на территорию предприятия, руководитель имеет право созвонится с руководителем отделения Роструда и снять копии с представленных ему документов. Записать фамилии и должности инспекторов.

Как наказать руководителя через трудовую инспекцию

Практика Работник обратился в трудовую инспекцию с заявлением, что компания N не выплатила ему заработную плату. В документе, подтверждающем выплату денежных средств, действительно отсутствовала подпись работника. Трудовой инспектор обязал компанию N выплатить работнику причитающуюся сумму.

Не согласившись с предписанием, компания N обратилась в суд. Там выяснилось, что работник денежные средства получал, но размер выплаченной суммы его не удовлетворил, что и послужило основанием обращения в трудовую инспекцию. Суд предписание отменил. Несколько раз нам удавалось доказать ошибочность подходов инспекции труда к толкованию условий контрактов отдельных категорий работников. Например, один заслуженный региональный театральный артист решил, что его ущемляют в надбавках за качество и интенсивность труда.

Обжалование решения трудовой инспекции в суде Работодатель, не согласный с результатами проверки, проведенной трудовой инспекцией, всегда вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Однако в этих случаях согласно ст. 231 ТК РФ подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда. Однако справедливо возникает вопрос: В какой суд необходимо обратиться за защитой? При обжаловании решения административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение норм трудового права следует учитывать Определение Конституционного Суда от 11.07.2006 № 262-О, в котором учтена следующая особенность такого рода дел: они не подсудны арбитражному суду, если совершенное предпринимателем (организацией) административное деяние не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Спор с инспекцией труда: можно, но осторожно! (Алистархов В.)

Дата размещения статьи: 19.07.2015

Каждая компания в своей повседневной деятельности сталкивается с инспекций труда, которая осуществляет контроль за работодателями в части соблюдения ими трудового законодательства. Как показывает практика, зачастую инспекция труда по разным причинам поступает незаконно, что является поводом к обжалованию ее действий и решений в суде. Но далеко не все корпоративные юристы знают, в какой суд необходимо обратиться за защитой интересов компании, что порой приводит к пропуску соответствующих сроков обжалования и, как следствие, к финансовым потерям компании. В данной статье проанализируем имеющуюся судебную практику по вопросам обжалования действий инспекции труда и сделаем вывод о подведомственности споров с нею.

Главное — начать

Нет никаких сомнений в том, что каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе отстаивать свои интересы любыми законными способами. Совершенно несущественно, кто является оппонентом в споре, когда речь идет о защите бизнеса от незаконных посягательств третьих лиц.
Вопрос состоит только в том, какие процедуры должны быть применены с целью быстрого разрешения спора с положительным исходом. Споры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой — это споры среди равных, когда каждая сторона имеет все возможности для достижения положительного результата.
Споры бизнеса с контролирующими государственными органами являются менее перспективными с точки зрения достижения положительного результата для бизнеса, так как изначально любой государственный орган имеет некий административный ресурс, который тем или иным образом может повлиять на разрешение конкретного спора.
Например, если Государственная инспекция труда по результатам проверки компании вынесла постановление о привлечении компании к административной ответственности, можно предположить, что бизнес обязательно задумается, а спорить ли с инспекцией, ведь она может снова явиться с проверкой.
Такая пораженческая позиция некоторых представителей бизнеса отнюдь не свидетельствует о бесперспективности споров с Государственной инспекцией труда, так как существует масса примеров из судебной практики, когда бизнес отстоял свои права и процветает до настоящего времени.
Старая пословица гласит: «Где не было начала, не будет и конца».
В соответствии с ней мы рекомендуем практикующим юристам и другим специалистам разобраться с тем, с чего начать, если, по мнению компании, инспекция труда приняла незаконное решение по результатам проверки. В частности, предлагаем определить подведомственность споров с инспекцией труда, что, как показывает практика, является сложным вопросом для специалистов, которые обращаются в суды за защитой интересов бизнеса.

Судебная практика

Куда обращаться?

Не теряйте времени!

Представителям бизнеса прежде всего следует исходить из того, что Государственная инспекция труда осуществляет надзор в сфере трудового законодательства и в случае вынесения постановлений и предписаний в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей последним необходимо обращаться за защитой в суды общей юрисдикции.
Следует четко понимать, что если изначально жалоба подается в арбитражный суд, то жалобщик теряет время, которое необходимо на обращение с жалобой в суд общей юрисдикции.
Срок обжалования постановлений инспекции труда для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет десять суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).
Например, если юридическое лицо получило постановление по делу об административном правонарушении и направляет жалобу ошибочно в арбитражный суд, то понадобится время на предъявление жалобы, на ее рассмотрение арбитражным судом. Так как жалоба неподведомственна арбитражному суду, дело будет прекращено.
Только после прекращения дела арбитражным судом предприниматель осознает, что необходимо подать жалобу в суд общей юрисдикции, но к тому времени десятидневный срок на обжалование постановления инспектора труда уже закончится. Вот она — цена ошибки, выразившаяся для бизнеса в потере возможности защитить свои права в судебном порядке.
То же самое касается и обжалования предписаний Государственной инспекции труда, подлежащих обязательному исполнению. Срок обжалования предписаний установлен ст. 357 ТК РФ и составляет десять дней.
Другими словами, если необходимо обжаловать действия инспекции труда, это надо делать быстро, но обдуманно, что по силам грамотным юристам с большим опытом работы, которые могут правильно трактовать законодательство, подкрепляя свои выводы судебной практикой.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, clubtk.ru, pravoved.ru, dolgoteh.ru, xn—-ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector