Консультация юриста — ДТП на служебном автомобиле

В наше время автомобилей на дорогах становится все больше и больше, многие организации также обзаводятся служебными автомобилями. К сожалению, нередки и ДТП. Возникает вопрос: что делать, если ДТП произошло на служебном автомобиле? Кто будет отвечать и выплачивать ущерб? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной статье.

Согласно действующему законодательству использование транспортных средств является источником повышенной опасности и в соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, чья деятельность связана с использованием транспортных средств обязаны возместить причиненный вред, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В данной статье под организацией будет рассматривать юридические лица всех организационно — правовых форм, а также ПБОЮЛ. Причем, не важно на каком законном основании – праве собственности, аренды или других у организации находится автомобиль.

В соответствии со ст. 1064 вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ст. 1079 устанавливает ответственность водителя без вины (то есть владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он ПДД или нет), в случае, когда вред причинен одним источником повышенной опасности, а также устанавливает ответственность, если ДТП произошло в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.). Во втором случае, если причинен вред третьим лицам, то владельцы обоих ТС несут перед ними солидарную ответственность без вины. Вред, причиненный владельцам столкнувшихся автомобилей, чаще всего возмещает тот, кто виноват, а если виноваты оба, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. Правда, бывают и случаи, когда они оба не виноваты, тогда проблема решается одним из двух вариантов – либо права на возмещение не имеет ни один из них, либо ущерб должен быть распределен между ними в равных долях.

В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Так что возмещать ущерб, причиненный служебным автомобилем, будет организация. И в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, будет организация. Водитель же будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика. Поэтому при рассмотрении ДТП сотрудниками ГИБДД желательно присутствие представителя организации, это поможет лучше подготовиться к защите прав.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 1068 ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина.

Получается, что ответственность организации возникает в случае, если работник состоит с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он находился при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору). Исполнением трудовых обязанностей считается также и выполнение поручения администрации (владельца автомобиля), даже если он был и не при исполнении своих обязанностей.

Однако, все это не значит, что организация понесет убытки по вине своего водителя. Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Правда, если работник добровольно не выплачивает размер ущерба, удерживать эту сумму из его заработка или вознаграждения нельзя, ее можно взыскать только в судебном порядке.

Для того чтобы взыскать с работника сумму ущерба в порядке регресса обязательно наличие его вины в ДТП.

Если водитель, попавший в ДТП, работает в организации на основе гражданско-правового договора, то суд, взыскивая с него ущерб, будет руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора.

Если же с водителем заключен трудовой договор, вопрос о возмещении вреда будет регулироваться нормами Трудового кодекса РФ. В этом случае необходимо правильно определить размер ущерба.

В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. А на основании п.6 ст. 243 материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, организация может взыскать ущерб в порядке регресса в полном размере с водителя, виновного в ДТП, если соответствующим государственным органом по факту ДТП было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения и в результате в отношении водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Правда, в этом случае необходимо чтобы ущерб, реально был возмещен организацией и имелось документальное подтверждение возмещения ущерба, также организации нужно иметь при себе решение суда, обязывающего возместить ущерб, причиненный ее водителем.

Судебные разбирательства зачастую отнимают очень много времени, средств и нервов, так что работодателю, имеющему служебные автомобили, лучше заранее подстраховаться и при оформлении трудового договора с водителем, включить пункты, подробно регулирующие данный вопрос. Задать вопрос автоюристу .

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.

Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.

Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле

Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Это быстро и бесплатно!

Автомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.

Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.

  1. Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
  2. Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
    Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего.
  3. Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
    Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров).
  4. До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.

Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.

Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД

По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:

  1. Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
  2. Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
  3. Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
  4. После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
    Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании.
  5. Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.
Это интересно:  Консультация юриста - Основание для выговора

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время

Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.

Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.

Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.

Однако автомобилист, находившийся за рулем служебного авто в момент аварии, понесет свою долю ответственности. Если в ходе разбирательства будет установлено, что именно этот человек стал виновником ДТП, ремонт служебной машины будет проводиться именно за его счет или из части его ежемесячной оплаты труда.

Работодатель имеет право привлечь виновника аварии, управляющего служебным авто, к ответственности, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов.

Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не были причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не будут иметь права привлекать его к каким-либо видам ответственности.

Стоит помнить о том, что ответственность за отсутствие страхового полиса или прочие деяния, совершенные автомобилистом, переходит на юридическое лицо только в том случае, если происшествие произошло в рабочее время, когда автомобилист-работник компании фактически выполнял свои служебные обязанности.

Если же водитель управлял служебным авто в нерабочее время, последствия аварии будут другими.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время

Если в рабочее время автомобилист попал в ДТП на служебном автомобиле, ситуация разрешается достаточно просто. Всеми разбирательствами занимается юридическое лицо – собственник транспортного средства.

Однако такое возможно только в том случае, когда работник управлял авто во время фактического исполнения им своих трудовых обязанностей.

В противном случае, если водитель управлял авто в нерабочее время, даже имея на это разрешение от своего непосредственного работодателя, он будет должен в полной мере понести ответственность за совершенное им деяние.

Конечно, по закону, ответственность за автомобиль, ставший инициатором дорожно-транспортного происшествия, будет нести компания-собственник авто. Однако в том случае, если виновник аварии управлял транспортом в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право подать на него иск за повреждение авто.

В таком случае, водитель будет должен:

  1. Полностью возместить весь ущерб, понесенный работодателем.
  2. По желанию руководства организации компенсировать причиненный моральный ущерб.

Каждый автомобиль, который находится в собственности предприятия, выполняет определенные функции. Следовательно, если в течение определенного промежутка времени авто не используется, компания несет убытки.

В таком случае законодатель находится полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить с работника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).

Защита прав водителя в случае ДТП на служебном автомобиле

Защита прав водителя в случае ДТП на служебном автомобиле — это юридическая помощь юриста, направленная на противодействие законными способами привлечению автомобилиста к ответственности за участие в совершении дорожно транспортного происшествия.

Оставьте заявку и получите скидку на услуги 5% + бесплатную консультацию

Верховным судом РФ был установлен максимальный предел расплаты для водителя в случае, когда было совершено ДТП на служебном автомобиле. Данная проблема сегодня является очень актуальной, ведь каждый день огромное количество водителей ездят на служебных автомобилях по дорогам нашей страны, а дорожная статистика показывает достаточно высокие показатели аварийности. Изначально заведено, что организации, чьими служебными автомобилями при дорожно-транспортном происшествии был нанесен кому-либо ущерб, рассчитываются материально с пострадавшими. И совершенно естественно, что руководители организации не хотят выплачивать пострадавшему со своего кармана, поэтому они любой ценой стараются покрыть эти расходы за счет своего водителя, виновного в аварии.

Существует ли предел суммы, которую организация может взять со своего сотрудника?

Если водитель служебной машины признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, в результате которого другим лицам был принесен ущерб, то Верховным судом было вынесено решение, что сумма, взимаемая работодателем с водителя, не должна превышать его среднемесячного заработка. Но также может быть и исключение: если водителем при трудоустройстве в организацию был подписаны документы, определяющие его полную материальную ответственность. В остальных случаях к водителю применяется ограниченная материальная ответственность. То есть, если размер ущерба больше заработка водителя, то его обязанность заключается в возмещении только определенной части, которая будет равна среднемесячному заработку. Остальную часть ущерба возмещает организация или лицо, которому принадлежит автомобиль. Это правило об ограничении материальной ответственности для водителя работает во всех случаях и никто не имеет права взимать больше положенного. Подводя все вышесказанное можно однозначно утверждать следующее:

Материальная ответственность водителя ограничена его среднемесячным заработком, а штраф не может иметь размер, превышающий эту сумму;
Возмещение ущерба пострадавшим в ДТП полностью лежит на хозяине транспортного средства, то есть работодателе;
Данное постановление не касается водителей, которые при устройстве в данную организацию взяли на себя полную материальную ответственность.
Юридическая консультация по вопросам ДТП на служебном автомобиле

Юридическая служба «Социальные юристы» предлагает профессиональную помощь в решении любых правовых вопросов и проблем, которые могут быть связаны с последствиями дорожно-транспортных происшествий с участием служебного автомобиля вашей организации и возмещением причиненного ущерба. У нас работают высококвалифицированные и опытные юристы, которые выполняют свою работу максимально качественно и профессионально. Наш юрист по дорожно-транспортным происшествиям:

  • Организует экспертизу;
  • Определит размеры ущерба;
  • Подготовит все необходимые документы;
  • Составит иск и передаст в суд.

Мы работаем как с организациями, так и с физическими лицами, независимо от их социального статуса и материального положения. Если вы являетесь водителем служебного авто и считаете, что ваш работодатель собирается взыскать с вам сумму больше положенной, то можете смело обращаться к нам, и мы поможем вам в решении этой проблемы, гарантируя её успешный исход. Мы знаем как защищать интересы своих клиентов в любых, даже самых сложных ситуациях, поэтому вы можете довериться нам.

Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?

Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.

Читайте в этой статье

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно!

Что делать, если попал в аварию на служебной машине

Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:

  • включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
  • узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
  • не менять положение поврежденных ТС;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
  • осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
  • сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;

  • найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
  • объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
  • не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
  • проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
  • в документе так же должна быть информация о свидетелях;
  • если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
  • забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.

Какая ответственность за ДТП

Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.

Напоминаем, что вы можете получить быструю бесплатную консультацию по телефону:

В рабочее время

Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:

Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

  • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

  • Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.
Это интересно:  Консультация юриста - Не вырабатывается норма часов

В нерабочее время

Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

  • Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.

  • Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:

Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.

Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных

Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.

Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.

О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:

Если вина обоюдная

Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.

Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.

Не нашли ответа на свой вопрос? узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас (это быстро и бесплатно):

Происходит лишение прав за ДТП в зависимости от тяжести последствий. Как избежать лишения прав? Всегда ли их забирают, если оставлено место, водитель скрылся, ДТП с пострадавшими? Будет ли суд?

Не всегда получается наладить общение с инспектором ГИБДД в правильном русле. Чтобы такого не случилось, водителю стоит знать, как правильно это делать, а также свои права и обязанности в 2017 году.

Если установлен незаконно багажник, и ГИБДД инспектора стоят на дороге, то можно ожидать штраф. Имеет ли право сотрудник проверять багажник? Да, но с ограничениями. Существуют правила, как его регистрировать.

Выписать штраф за спецсигналы инспектор ГИБДД обязан. И при этом не важно, была ли установка, использование на автомобиле или же водитель не пропустил машину со спецсигналами.

Гражданско правовая ответственность при дтп на служебном авто

Уважаемые юристы, помогите разобраться. Кто несет гражданско правовую ответственность при дтп на служебном авто? У меня, как у директора компании есть служебный автомобиль и служебный водитель.

Вчера я дал поручение водителю отвезти документы в налоговую. Пока он ехал, он умудрился попасть в ДТП.

— разбитая служебная машина;

— полностью повреждено авто второго водителя, плюс его еще увезли в больницу с травмами.

По протоколам ГИБДД и по факту виноват полностью наш водитель (сотрудник).

У нашего водителя слома рука и он уже сегодня позвонил и сказал что он на больничном.

Помогите разобраться в следующих вопросах:

1. За чей счет должен восстанавливаться автомобиль нашей компании (зарегистрирован на юр. лицо, страховка была ОСАГО на водителя)?

2. За чей счет должен восстанавливаться автомобиль потерпевшего (второго водителя)? Вообще-то, как мне сказали, он разбит полностью и восстановлению не подлежит.

3. За чей счет должны компенсировать лечение пострадавшего второго водителя?

4. Что делать с нашим водителем, который у нас официально трудоустроен, если его лишат прав? ДТП произошло из-за выезда нашего водителя на встречную полосу. Можно ли его уволить?

Уточнение клиента

Уважаемые юристы, у вас в отношении моего вопроса выявилось разное мнение.

Могли бы вы меня сориентировать, чья из ваших позиций правильная?

Или «сколько юристов столько и мнений»?

конечно, доверие больше к той позиции, которая подкреплена ссылками на закон.

Вопрос все еще актуален.

22 Марта 2012, 11:07

Ответы юристов (8)

Если автомобилем управлял работник, а собственником автомобиля является его работодатель, то ответственным будет работодатель, независимо от того, в рабочее время ли причинен вред, или же водитель совершал «левый рейс», важно, что работодатель сам доверил эту машину работнику.

Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником 1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Но вы как работодатель имеете права на основании статья 1081 ГК воспользоваться правом регресса к лицу, причинившему вред т.е. вы как лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ. Прочел ваши ссылки на статьи кодекса. в общем, я попал, что называется

22 Марта 2012, 10:07

Есть вопрос к юристу?

1. Вред причиненный юридическому лицу его работником возмещается работником в полном размере (п. 6 ч. 1 ст. 246 ТК РФ). Предъявите требование страховой компании.

2. Поскольку вред причинен источником повышенной опасности, его возмещение возлагается на собственника (юр. лицо). В порядке регресса имеете право взыскать с работника в полном объеме.

4. можете уволить после выхода с больничного (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК).

С уважением, Евгений

Уточнение клиента

Евгений, уточните пожалуйста вашу позицию.

Ваш ответ отличается и противоречит ответу вашего коллеги — Сергея Воронина.

Все-таки, работник возмещает вред или я как работодатель?

Напомню, вред причинен не только моей компании (разбитая машина), но и второму участнику ДТП.

22 Марта 2012, 10:10

В соответствии со ст. 76 ТК вы обязаны при лишении прав на управление транспортного средства работника отстранить его от работы ип редложить «бесправному» водителю все имеющиеся у компании в данном населенном пункте (в том числе и в обособленных подразделениях) вакантные должности:

— соответствующие квалификации работника;

— нижестоящие должности (нижеоплачиваемые работы), которые работник может занимать (выполнять) с учетом состояния здоровья с его письменного согласия.

Уточнение клиента

То есть, я могу предложить ему должность менее оплачиваемую, например, курьер на пол-ставки?

А если он откажется, что делать?

22 Марта 2012, 10:12

Автомобиль юридического лица должен восстанавливать виновник аварии, т.е. работник юридического лица.

По автомобилю потерпевшего: ущерб будет возмещаться страховой компанией, где заключен договор ОСАГО. Требования о возмещении ущерба должно предъявить лицо, с которым заключен договор ОСАГО.

Компенсировать лечение должен виновник аварии, т.е. работник юридического лица.

Работника вполне можно будет уволить, проблем в этом нет.

Уточнение клиента

Антон Сергеевич, укажите пожалуйста ссылки на закон, которые подтверждают вашу позицию, потому что она противоречит позиции Сергея Викторовича Воронина. Но он, вот отличии от вас, привел ссылки на законы.

Это интересно:  Консультация юриста - Недостача материалов на складе

Я не знаю, кто из вас прав и кого слушать. Пожалуйста, аргументируйте свою позицию

22 Марта 2012, 10:51

Помимо вышесказанного коллегами, полагаю возможно рассмотрения вопроса об увольнении этого водителя, совершившего ДТП по п.6 ст. 81 ТК РФ. Но Вам необходимо для этого согласовать предварительно все вопросы с инженером по охране труда, подготовить необходимые документы.

Уточнение клиента

Спасибо за совет. Задам вопрос нашему инженеру.

22 Марта 2012, 10:52

Делать заблаговременно выводы рано, для начала надо узнать обстоятельства аварии.

1. возможно ваш водитель не виноват, ведь выезд на встречную полосу без запрещающих знаков разрешен.

2. возможно дорожные помехи, из-за которых ваш водитель совершил столкновение.

3. водитель явно виноват.

Для того чтобы решить Вам и прийти к выводу что ВОДИТЕЛЬ ВИНОВАТ, нужно проработать первые два варианта, только тогда вы можете удостовериться.

Ну а по вашим вопросам о материальной ответственности, мои коллеги их вам правильно подчеркнули.

Таким образом я Вам советую как управляющему компанией, проконтролировать место ДТП, выводы сотрудников ГИБДД, так же свидетелей ДТП.

Уточнение клиента

Александр, спасибо за ответ. Но я уточню:

1. Водитель наш виноват и это уже не изменить. Составлен протокол, у него изъяты права, и выехал он на встречку на пр. Космонавтов, по которому я каждый день езжу на работу. Я был на месте аварии (приехал сразу как мне сообщили).

2. Ваши коллеги мне ответили, спасибо им за это, но ряд ответов противоречит друг другу.

Сергей Викторович Воронин: «Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей»;

Антон Сергеевич Ковальчук: «Автомобиль юридического лица должен восстанавливать виновник аварии, т.е. работник юридического лица»; «Компенсировать лечение должен виновник аварии, т.е. работник юридического лица».

Евгений Владимирович Горбач: «Вред причиненный юридическому лицу его работником возмещается работником в полном размере (п. 6 ч. 1 ст. 246 ТК РФ)»

И кто же из ваших коллег прав?

22 Марта 2012, 11:04

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

ч. 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

ч. 4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

По какой статье вашего водителя квалифицировали? вероятно по ст.12.15 ч.4 КоАП РФ

Вопрос: Возможна ли переквалификация судьей действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, на ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию?
Ответ: Часть 3 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает, что выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Частью 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусмотрено, что выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей указанной статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2007 г., содержится правовая позиция, согласно которой, если при рассмотрении жалобы судья вышестоящего суда пришел к выводу о необходимости переквалификации действий лица на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, то переквалификация действий лица возможна с учетом того, что назначаемое наказание будет мягче и данное дело не будет относиться к компетенции арбитражного суда.
Из вышеизложенного следует, что, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию, судья вправе переквалифицировать действия лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, на ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа, поскольку санкция ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает более мягкое наказание и данные дела не относятся к компетенции арбитражных судов.

Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Да, если ваш водитель попал в ДТП и тем самым причинил вред, возмещать его будет ваша организация. Конечно же, эти расходы причинят организации убытки. Но это не означает, что они не могут быть возмещены. Закон дает право лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования — регресса). Это право закреплено ст. 1081 Гражданского кодекса РФ. При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер. Следует иметь в виду, что если работник не согласен в добровольном порядке возместить размер ущерба, то взыскать его можно будет только в судебном порядке.

Если водитель – участник ДТП работает в организации на основе трудового договора, то при взыскании с него суммы ущерба, суд будет руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ, регулирующими материальную ответственность сторон трудового договора (раздел XI). Если с водителем отношения строятся на основании гражданско-правового договора, то предполагается, что в этом случае вопрос о возмещении вреда в порядке регресса будет регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Для возможности взыскания с водителя суммы ущерба в порядке регресса наличие его вины в ДТП обязательно. Это следует из содержания ст. 233 ТК РФ в отношении работников по трудовому договору и ст. 1064 ГК РФ в отношении работников по гражданско-правовому договору.

Учитывая положение п.6 ст.243 Трудового кодекса РФ, у организации появилась возможность взыскать со своего водителя, виновного в совершении ДТП, в порядке регресса ущерб в полном размере и тогда, когда его действия не являются преступлением. Для этого необходимо, чтобы по факту дорожно-транспортного происшествия было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения соответствующим государственным органом (в зависимости от нарушения — судом, мировым судьей либо органами внутренних дел) и по результату рассмотрения в отношении виновного водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Также необходимо, чтобы ущерб, причиненный работником (водителем) реально был возмещен организацией и имелся документ, подтверждающий это возмещение. Итак, имея на руках решение суда, обязывающего организацию возместить ущерб, причиненный ее водителем, документ, подтверждающий возмещение ущерба, постановление об административном правонарушении в отношении водителя, вы можете рассчитывать на то, что решение суда о взыскании с работника причиненного ущерба в полном размере будет в вашу пользу, но при этом вам все равно нужно будет принести доказательную базу.

Уточнение клиента

Спасибо. Разложили все по полочкам. Теперь стало все понятно.

Статья написана по материалам сайтов: www.ukon.su, autolegal.ru, socuristy.ru, avto-urist.online, pravoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector