Наболевшие вопросы о социальных пособиях

Существует ряд проблем, связанных с назначением и выплатой ежемесячного пособия на детей, что порождает, в свою очередь, трудности на практике:

1)множество споров вызывает закрепленное право на пособие за каждым ребенком до достижения им 16 лет, региональные законодатели не учли нормы Конвенции о правах ребенка, в которых ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста;

2) не предусмотрено повышение размера пособия с учетом взросления ребенка, так как с его ростом семья несет повышенные расходы на его содержание, то есть не дифференцируется величина пособия в зависимости от возраста ребенка;

3) также размеры пособий не дифференцируются в зависимости от очередности рождения детей и остаются крайне низкими;

4) проблема не получении социальных пособий обусловлена тем, что молодые семьи часто распадаются, и, не имея возможности предоставить при этом в отдел пособий и социальных выплат решений суда о взыскании алиментов, соглашение об оплате алиментов, справки о заработной плате супруга, по причине неведенья, где находятся нерадивый родитель, в связи с угрозой бывших супругов расправы, если супруга подаст на алименты и часто бывший супруг попросту не имеет заработка, чтоб оплачивать алименты.

5) размер пособия не велик и с 1 января 2015 года имеют следующие размеры:

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — 543,67 руб. (с учетом уральского коэффициента 15% — 625,22 руб.);

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не может быть меньше:

Коэффициент индексации не может изменить ситуацию в обществе и не создает особой помощи малообеспеченной семье.

Исследование проблем в обеспечении граждан данным пособием показало, что в последние годы они не получили должного правового разрешения. Это относится к существенно различающимся правилам определения размера пособия — для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам, он установлен в твёрдой сумме, а уволенных матерей по этому же основанию, но в период отпуска по уходу за ребенком — в процентах от утраченного заработка. Этим нарушается принцип равенства прав и устанавливаются различия в реализации застрахованными женщинами права на социально-страховое обеспечение, что нельзя признать разумным и обоснованным.

Финансовое обеспечение органов социального обслуживания населения, занимает одно из первых мест при рассмотрении эффективности функционирования данной системы. Поскольку федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ не в состоянии выделить суммы для достаточно полного финансирования системы социального обслуживания населения, то законодательство предусматривает дополнительные внебюджетные источники финансирования мер по социальному обслуживанию граждан:

— средства, поступающие из целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов, доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социального обслуживания населения (доход от хозрасчетных организаций);

— доходы от ценных бумаг, средства, поступившие от населения в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования;

— другие источники, не запрещенные законом. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2010. — С. 75.

Итак, проанализировав деятельность отдел пособий и социальных выплат можно отметить следующие проблемы:

— нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых средств;

— ограниченный набор предоставляемых услуг.

Соответственно можно рекомендовать возможные варианты их решения:

— привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органов социальной защиты путем предоставления льгот в налогообложении;

— разрешение деятельности органам социальной защиты путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.

Однако такое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки населению, для этого необходимо создание комплексной программы по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральные и региональные аспекты). — Красноярск, 2012. — С. 25.

За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи.

Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.

В данном параграфе нами были выявлены основные проблемы в законодательстве и предложены варианты усовершенствования нормативно-правовых актов. Предложенные варианты изменения законодательства должны способствовать развитию правового регулирования сферы социального обеспечения и повышению эффективности в деятельности организаций сферы социального обеспечения.

1 Пособие – основа социального обеспечения в российской федерации

История развития пособий в Российской Федерации

Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей 1 . Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения.

На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно – общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род 2 . В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми — их родители. В I веке до н.э. веке в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения 3 . Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств 1 . Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные — бывший воин и вся его семья.

После рабовладельческого периода последовал следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства 2 . Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий.

Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся 1 . В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных 2 . Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.

В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год 3 .

Это интересно:  Размер пособия по безработице определяется

В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи — «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 – 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.

В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.

В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся 1 .

В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями 1 .

С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.

В 1920-е годы был издан кодификационный акт – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. Дипломная работа посвящена именно этому виду социального обеспечения. В следующем параграфе данной главы нами будет изучена общая характеристика пособий в России.

Общая характеристика пособий в Российской Федерации

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.

На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. 2 Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другими источниками. Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:

единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

пособие по беременности и родам;

ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга. В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней.

В 2008 г. выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся – до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ. Это пособие рассмотрено в главе, посвященной государственной социальной помощи. Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.

Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.

Государственные пособия на детей не назначаются:

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

— гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, пособием считается денежная выплата, назначаемая гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источ­ников дохода. Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления со­циальной поддержки какой-либо категории граждан. В следующем параграфе данной главы будет изучена классификация пособий в Российской Федерации.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации

В ходе проведенного исследования выявлены следующие проблемы в российском законодательстве о пособиях.

В качестве примера можно привести единовременное пособие на погребение, размер которого составляет с 1.01.2015 года 5227 рублей 28 копеек + районный коэффициент. Однако, организация похорон включает в себя большое количество затрат, среди которых: перевозка тела умершего на кладбище, приобретение и доставка гроба, приобретение надгробия, памятных венков и другие расходы. В связи с чем, сумма, выплачиваемая в качестве пособия недостаточна для компенсации всех понесенных расходов.

Так, второй проблемой является существенный дефект регионального законодательства — отсутствие единообразной трактовки категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения, что порождает разный уровень социальной защищенности семей, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Устранение расхождений между базовыми понятиями в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми чрезвычайно важно, учитывая отнесение этой сферы законотворческой деятельности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Третьей проблемой я считаю сложность процесса получения и оформления пособий, она заключается в том, что:

— данная процедура требует сбора большого количества различных бумаг (среди которых, свидетельство о рождении, справки с места жительства, с места работы, учебы и другие);

— отсутствует единый подход специалистов, часто на практике случается, что позиции у специалистов при приеме документов различные;

— при сдаче документов присутствует большое количество народа, соответственно, создается очередь и для оформления пособия необходимо потратить в лучшем случае часа 2-3.

Еще одной проблемой является низкий уровень правового информирования граждан. Гражданин может иметь право на получение определенного вида пособия, однако, ввиду не информированности не обращаться за его оформлением.

Это интересно:  Максимальная зарплата для оформления новых пособий на первого и второго ребенка

Пути решения найденных проблем законодательства о пособиях социального обеспечения

В предыдущем параграфе перечислены некоторые проблемы законодательства о государственных пособиях. Далее будут предложены возможные пути решения вышеперечисленных проблем.

Для решения первой проблемы считаю возможным разработать нормативно-правовой акт, регулирующий фонд выделение денежных средств за счет регионального и федерального бюджетов.

Для решения второй проблемы считаю необходимым создать единообразную трактовку категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения.

Для решения третьей проблемы считаю возможность:

1. Увеличить срок действия справок с 10 дней (по общему правилу) до 30 дней;

2. Принять единый акт, который будет регламентировать единый подход специалистов при приеме документов;

3. Считаю возможным создать электронную систему регистрации граждан, что будет содействовать уменьшению очередей.

Для решения четвертой проблемы считаю необходимым ввести информирование граждан по вопросам получения соответствующей информации путем телевидения, радио, средствах массовой информации. Так же считаю возможным организовать раздачу листовок, что также проинформирует граждан.

Наболевшие вопросы о социальных пособиях

Как заставить себя работать
Как закалялась сталь…

Не редко возникает много вопросов, связанных с назначением, оформлением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ниже вы найдете ответы на наиболее сложные и интересные из них.

Когда больничный оплатят только за рабочие дни

Первая проблема, которую мы рассмотрим, касается оплаты больничных листов, выданных по уходу за больным членом семьи. Наиболее распространенным является случай ухода за ребенком. Рассмотрим его.

При заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход) не нуждается в освобождении от работы, больничный лист выдается со дня, когда лицо, осуществляющее уход, должно приступить к работе. Так установлено Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» (далее — Порядок). Отметим, что это правило перекочевало в Порядок из прежнего документа, ныне не действующего .

Периодами, когда мать не нуждается в освобождении от работы, являются: ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отпуск без сохранения заработной платы, выходные или нерабочие праздничные дни и др. (п. 42 Порядка). Для простоты будем называть эти периоды нерабочими днями.

Проблемы по налоговому профилю

На практике зачастую при вызове врача на дом в нерабочий день (например, в субботу) врачи выписывают больничные листы датой вызова. Также, например, мать может не сообщить врачу, что она находится в отпуске и попросить выписать ей листок нетрудоспособности. Но оплачивать нерабочие дни организация не должна. Иначе могут возникнуть проблемы.

Будем считать, что выходные у такой мамы составляют два дня (субботу и воскресенье), как известно, пособие за первые три дня нетрудоспособности выплачивается за счет средств работодателя. Несмотря на то что суммы оплаты двух выходных дней к возмещению от ФСС РФ компания заявлять не будет, есть риск возникновения претензий со стороны налоговых органов. Расходы на оплату пособий по временной нетрудоспособности учитываются при расчете базы по налогу на прибыль на основании пп. 48.1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса. Чиновники при проверке могут сделать вывод о том, что расходы на выплату пособия за указанные два дня необоснованны, и исключить их из состава затрат, что повлечет за собой доначисление налога на прибыль. К сожалению, разъяснениями контролирующих органов и арбитражной практикой по данному вопросу мы не располагаем.

Претензии от Фонда соцстраха

Как мы уже сказали, первые три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель. Поэтому два выходных дня заявлять к возмещению компания не будет. Но, во-первых, в России существуют довольно продолжительные праздники (например, новогодние), во-вторых, мама может находиться в отпуске. И в указанных ситуациях фирма уже наверняка столкнется с отказом фонда компенсировать оплату больничных начиная с четвертого дня.

Косвенным доказательством того, что ФСС РФ откажет в возмещении пособия за эти дни, служит п. 53 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам . В нем сказано, что выдача листка нетрудоспособности не влечет за собой во всех случаях выплату пособия по временной нетрудоспособности за весь период освобождения от работы. Обратите внимание: эти Методические указания сотрудники фонда используют при проведении выездных проверок.

Этот вывод арбитры обосновали так. Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период. Исключение составляют календарные дни, приходящиеся на периоды, указанные в ч. 1 ст. 9 названного Закона. В число этих периодов входит освобождение сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, пособие выдается со дня, когда мать больного ребенка должна приступить к работе после окончания отпуска, а не с начала заболевания ребенка.

Исправленному верить?

Следующий вопрос связан с новшествами в расчете социального пособия по временной нетрудоспособности. Напомним, что с 2011 г. расчетный период составляет два года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Причем, если работник трудился в 2009 — 2010 гг. в других компаниях, для расчета пособия он должен принести справку от прежнего работодателя о среднем заработке за указанные периоды (ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Если сотрудник сначала принес только листок временной нетрудоспособности, бухгалтер должен рассчитать ему пособие исходя из:

— МРОТ (если работник числится в компании с 2011 г.);

— сумм, которые сотрудник получил в данной компании в 2009 — 2010 гг. (если сотрудник был принят на работу в течение 2009 или 2010 г.).

Сделать перерасчет и при необходимости доплатить пособие можно только после представления справки (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Возникает вопрос: как быть с расчетом, который бухгалтер делает на оборотной стороне больничного листка после того, как работник принесет справки? Нужно ли его исправлять?

На наш взгляд, нет необходимости вносить исправления в сам листок. Во-первых, ни законом, ни Порядком внесение работодателем исправлений в бланк больничного не предусмотрено. Во-вторых, в данном случае перерасчет не связан с допущенными счетными ошибками, а осуществляется на основании положений законодательства. Таким образом, исправлять ничего не нужно. По нашему мнению, перерасчет следует оформить справкой в произвольной форме, прикрепить ее к бланку больничного и приложить документы (справки или их копии), предоставленные сотрудником.

Вышла на работу и сразу — в отпуск по уходу за ребенком

Еще один вопрос касается следующей ситуации. Организация ликвидирована в 2010 г. В составе работников была «декретница». Далее учредители зарегистрировали новую компанию и в феврале 2011 г. приняли в нее всех работников из ликвидированной фирмы. Среди них была принята и сотрудница, находившаяся на момент ликвидации в отпуске по уходу за ребенком. Поступившее от нее заявление на отпуск по уходу за ребенком датировано тем же днем, что и новый трудовой договор. У бухгалтера возник вопрос: исходя из каких сумм следует рассчитывать социальное пособие по уходу за ребенком данной работнице?

Вопрос переадресовали его в региональное отделение ФСС РФ по г. Москве.

Ольга Леготина, начальник отдела правового обеспечения — заместитель управляющего ГУ «Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ», разъяснила, что при увольнении по причине ликвидации начисление пособия по уходу за ребенком прекращается. При этом уволенная женщина вправе обратиться в органы социальной защиты населения для решения вопроса о назначении и выплате пособия в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

В то же время, если женщину приняли в новую организацию и сразу же предоставили отпуск по уходу за ребенком, она вправе выбрать порядок расчета пособия. Первый вариант — исходя из оклада по новому месту работы на момент наступления страхового случая (отпуска по уходу за ребенком по новому месту работы). Второй вариант — исходя из среднего заработка за два предыдущих года (2009 — 2010 гг.).

Здесь необходимы пояснения. На момент ликвидации предприятия и увольнения работницы отпуск по уходу за ребенком у нее в данной организации прекращается. В случае принятия ее в другую компанию новый работодатель будет оформлять отпуск по уходу за ребенком в 2011 г. как новый страховой случай. Это вытекает из понятия страхового случая, закрепленного в пп. 2 п. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ.

Так как страховой случай наступил в 2011 г., на работницу распространяются положения Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ. Напомним, что этот документ внес изменения в Закон N 255-ФЗ и Закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ. Суть изменений заключается в том, что застрахованным предоставлены определенные преференции, а именно право выбора — получать пособие по новым правилам, действующим с 2011 г., или по старым (исходя из норм Закона N 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января этого года). Но такой выбор предусмотрен, только если страховой случай наступил с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.

Если в рассматриваемой ситуации женщина напишет заявление с просьбой рассчитать пособие по прежним правилам, бухгалтеру при расчете следует руководствоваться положениями ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 11.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (в редакциях, действовавших до 1 января 2011 г.). В последнем документе сказано, что средний заработок определяется исходя из должностного оклада на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. То есть рассчитывать пособие нужно исходя из оклада, указанного в трудовом договоре с новым работодателем.

Если работница не воспользуется правом выбора, пособие нужно рассчитывать по новым правилам, то есть исходя из заработка за 2009 — 2010 гг. Для этого нужны справки от прежнего работодателя с суммами среднего заработка.

Учитывая, что организация была ликвидирована и справку от ее имени возможности представить нет, новому работодателю по заявлению работницы следует направить запрос в Пенсионный фонд РФ в порядке, установленном ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н.

В этом случае, по нашему мнению, в целях увеличения размера пособия можно также использовать ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 11 Положения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375. Данной нормой для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрена возможность замены одного или двух лет предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Социальные пособия в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Борискова И.В.

В данной статье исследованы понятие и виды социальных пособий в Российской Федерации; рассмотрены проблемы и перспективы их правового регулирования .This article explores the concept and types of social benefits in the Russian Federation; problems and prospects of their legal regulation are considered.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Борискова И.В.,

Текст научной работы на тему «Социальные пособия в Российской Федерации»

6. Наметкин Д.В. Процессуальная самостоятельность органов и лиц, ведущих предварительное расследование: автореф. дис. .. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2007.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: социальные пособия, правовое регулирование, нетрудоспособность, государственная поддержка, социальное страхование.

Аннотация: В данной статье исследованы понятие и виды социальных пособий в Российской Федерации; рассмотрены проблемы и перспективы их правового регулирования.

Key words: social benefits, legal regulation, disability, state support, social insurance.

Abstract: This article explores the concept and types of social benefits in the Russian Federation; problems and prospects of their legal regulation are considered.

Социальные пособия — это денежные выплаты гражданам из числа социально уязвимых групп населения, производимые в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью безвозмездного возмещения полностью, либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:

1. По целевому назначению.

2. По продолжительности.

3. По источнику выплаты.

Гражданам не могут назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то же время граждане могут одновременно получать два и более пособия. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет). В законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия или на возможность получения одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособия по временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, можно выделить следующие виды социальных пособий:

1. Пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная выплата за счёт средств Фонда социального страхования, задача которого компенсировать утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным, предусмотренным законодательством социально значимым причинам. Выплата пособия по временной нетрудоспособности производится на основании Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

2. Пособия гражданам, имеющим детей. Гражданам, имеющим детей, государственные пособия назначаются на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года № 81-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Пособия гражданам, имеющим детей — это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Единая система государственных пособий согласно ст.3 Федерального закона от 19

мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» включает следующие их виды:

■ Пособие по беременности и родам;

■ Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

■ Единовременное пособие при рождении ребенка;

■ Ежемесячное пособие по уходу за ребенком; (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ);

■ Ежемесячное пособие на ребенка;

■ Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (абзац введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ);

■ Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (абзац введен Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-Ф3);

■ Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (абзац введен Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-Ф3) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19.05.1995г., ст.3.

4. Пособие на погребение. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с законодательством.

В настоящее время действует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изменениями от 06.04.2015) «О погребении и похоронном деле». Этот Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает определенные гарантии.

Указанный Закон предусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение. Он также устанавливает гарантированный перечень четырех видов услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно.

5.Единовременное пособие вынужденным переселенцам.

Правительство РФ утвердило 16 июня 1997 г. Порядок выплаты

единовременного денежного пособия лицу, получившему

свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем.

6. Единовременные пособия беженцам. Правительством РФ 23 мая 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1997 г. «О беженцах» был утвержден Порядок Выплаты единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

7.Пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольне нии с военной службы. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусмотрен ряд льгот, которые предоставляются военнослужащим при увольнении их с военной службы. Среди них имеются социальные выплаты: единовременные пособия и ежемесячные пособия.

8. Единовременное пособие для граждан из числа детей-сирот.

Постановлением правительством РФ от 20 июня 1992 г. «О

неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были установлены единовременные пособия указанным детям.

Позже был принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанным категориям граждан, обучающихся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, выплачивается ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения.

2. Кавыршина В.А. Правовое регулирование социальных льгот по оплате услуг ЖКХ в ДНР // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1. С. 85-91.

5. Николаева П.С. Генезис научных идей о качестве жизни населения // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 83-87.

6. Романова О.С. Проблемы правового регулирования реформы местного самоуправления в Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 64-67.

Кофлер Л.И., Каширина Ю.П.

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ВИДЫ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: налоговая проверка, налоговые органы, выездные проверки, камеральная проверка, акт налоговой проверки.

Аннотация: Данная статья посвящена обзору видов налоговых проверок и порядку их проведения. В настоящее время вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок, очень актуальны. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. Каждый налогоплательщик (учреждения, организации, предприятия), должен знать порядок и правила проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа).

Key words: tax audit, tax authorities, field audit, desk audit, the tax audit report.

Abstract: This article is devoted to the overview of types of tax audits and an order of their carrying out. Now the questions concerning conducting tax audits are very urgent. Any taxpayer isn’t insured against tax audit. Each taxpayer (organizations, the organizations, the entities), shall know an order and rules of conducting checks, registrations of its results, the rights and obligations of the Parties (the taxpayer and the tax (checking) authority).

Важным условием функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, который осуществляется путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок раскрываются в ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую

Статья написана по материалам сайтов: pravo.bobrodobro.ru, studfiles.net, studbooks.net, alianskadrovic.ru, cyberleninka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector